16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-4-0-1.

Развитие педагогических способностей у школьников психолого-педагогических классов  в условиях цифровизации образования: методологические подходы и теоретические основания

Введение. Раннее выявление педагогической одаренности и развитие педагогических способностей в профильных классах сегодня рассматривается в качестве важного фактора интенсификации российской системы педагогического образования. В настоящее время данная задача должна решаться с учетом цифровизации всех сфер жизнедеятельности российского общества. Сегодня имеются попытки решить данную проблему на практике, однако методологически она остается слабо разработанной, что приводит к неудовлетворящим результатам и в части, связанной с недостаточной мотивацией и уровнем развития педагогических способностей выпускников профильных классов, и в части, касающейся низкого процента их поступления в педагогические вузы. Цель статьи – определение методологических подходов к развитию педагогических способностей школьников, обучающихся в психолого-педагогических классах, с учетом современных тенденций цифровизации российского образования. Методы: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, интеграции, классификации, сравнения, которые в своей совокупности позволили достичь полноты и комплексности в изучении проблемы. Результаты: установлено, что в работах отечественных ученых в качестве критериев классификации педагогических способностей выступают условия эффективности педагогической деятельности, чувствительность к разным ее компонентам, валентность результата действия, соотносимая с психофизиологическими особенностями психических функций и состояний. Сегодня российские исследователи стремятся выявить и обосновать новые способности, которые позволят педагогам будущего осуществлять образовательный процесс в высокотехнологичном мире, – это способность к метапознанию, критичность мышления, рефлексивность, творческая направленность, психологическая гибкость, социальный и эмоциональный интеллект, навыки самопрезентации и др. Если раньше в зарубежных классификациях использовались морфологический и социологический критерии, то в настоящее время зарубежные ученые делают акцент на изучении педагогического таланта и ряда качеств, непосредственно не касающихся выполнения педагогической деятельности, а связанных с поддержанием и стимуляцией эффективности процесса ее осуществления и результативности. В качестве методологических подходов, позволяющих осуществить качественную перестройку профильного образования в психолого-педагогических классах, и перейти на новый уровень предпрофессиональной подготовки педагогов для школы будущего определены системный, компетентностный, культурологический, субъектный, антропологический, личностно-деятельностный, конвергентный подходы. Заключение. Социокультурное развитие будущих педагогов в условиях конвергенции реальной и цифровой среды должно приблизить образование к потребностям современного поколения, запросам практики, и в то же время способствовать их обогащенному профессионально-личностному развитию и становлению субъектами собственного профессионального самоопределения.

Количество просмотров: 11 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 25
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: