Развитие педагогических способностей у школьников психолого-педагогических классов в условиях цифровизации образования: методологические подходы и теоретические основания
Введение. Раннее выявление педагогической одаренности и развитие педагогических способностей в профильных классах сегодня рассматривается в качестве важного фактора интенсификации российской системы педагогического образования. В настоящее время данная задача должна решаться с учетом цифровизации всех сфер жизнедеятельности российского общества. Сегодня имеются попытки решить данную проблему на практике, однако методологически она остается слабо разработанной, что приводит к неудовлетворящим результатам и в части, связанной с недостаточной мотивацией и уровнем развития педагогических способностей выпускников профильных классов, и в части, касающейся низкого процента их поступления в педагогические вузы. Цель статьи – определение методологических подходов к развитию педагогических способностей школьников, обучающихся в психолого-педагогических классах, с учетом современных тенденций цифровизации российского образования. Методы: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, интеграции, классификации, сравнения, которые в своей совокупности позволили достичь полноты и комплексности в изучении проблемы. Результаты: установлено, что в работах отечественных ученых в качестве критериев классификации педагогических способностей выступают условия эффективности педагогической деятельности, чувствительность к разным ее компонентам, валентность результата действия, соотносимая с психофизиологическими особенностями психических функций и состояний. Сегодня российские исследователи стремятся выявить и обосновать новые способности, которые позволят педагогам будущего осуществлять образовательный процесс в высокотехнологичном мире, – это способность к метапознанию, критичность мышления, рефлексивность, творческая направленность, психологическая гибкость, социальный и эмоциональный интеллект, навыки самопрезентации и др. Если раньше в зарубежных классификациях использовались морфологический и социологический критерии, то в настоящее время зарубежные ученые делают акцент на изучении педагогического таланта и ряда качеств, непосредственно не касающихся выполнения педагогической деятельности, а связанных с поддержанием и стимуляцией эффективности процесса ее осуществления и результативности. В качестве методологических подходов, позволяющих осуществить качественную перестройку профильного образования в психолого-педагогических классах, и перейти на новый уровень предпрофессиональной подготовки педагогов для школы будущего определены системный, компетентностный, культурологический, субъектный, антропологический, личностно-деятельностный, конвергентный подходы. Заключение. Социокультурное развитие будущих педагогов в условиях конвергенции реальной и цифровой среды должно приблизить образование к потребностям современного поколения, запросам практики, и в то же время способствовать их обогащенному профессионально-личностному развитию и становлению субъектами собственного профессионального самоопределения.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аминов Н.А., Чернявская В.С., Осадчева И.И. Дифференциальный контекст исследования педагогических способностей и педагогического мастерства // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 131-143. DOI: 10.51944/2073-8528_2020_3_131.
Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва. 1997. 31 с.
Асмаковец Е.С. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя: дис. ... канд.психол. наук. Москва. 2000. 123 с.
Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005.
№ 10-1(48). С. 43-54.
Берестовская Л.П. Личностно-деятельностный подход в формировании педагогических знаний // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. №1 (7). С. 123-125.
Блинова Т.Л. Конвергентный подход в обучении // Педагогическое образование в России. 2018. №8. С. 42-48. DOI: 10.26170/po18-08-06.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО, (Воскресенск (Моск. обл.): ГУП МО «Воскресенская тип.»). 2005. 175 с.
Бурлакова Н.Ю. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя физической культуры: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь. 2000. 20 с.
Васильева Е.М., Хакимзянова И.М. Общие педагогические способности и их диагностика // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. №1. С. 21-26.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2024. 336 с.
Вяткина Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы: Дис. ... канд. психол. н.: Пермь. 2004. 140 с.
Гоноболин Н.Ф. Психологический анализ педагогических способностей // В книге «Способности и интересы»: сборник статей. Под ред. Н.Д. Левитова, В.А. Крутецкого. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. С. 232-274.
Горбатова М.М. Взаимосвязь общих и специальных способностей в педагогической управленческой деятельности: Дис. ... канд. психол. н.: Иркутск. 1996. 131 с.
Деев М.В., Финогеев А.Г., Грушевский А.А. Развитие концепции конвергентного образования в рамках цифровой образовательной среды на основе анализа требований региональных рынков труда // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 4. С. 104-123. DOI: 10.21685/2227-8486-2022-4-7.
Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: Дис. ... канд. психол. наук. Пермь. 1999. 198 с.
Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Педагогическая психология. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та. МОДЭК. Воронеж. 2010. С. 245-252.
Илалтдинова Е.Ю., Федоров А.А., Фролова С.В. Педагогическая одаренность: актуальные психолого-педагогические решения: монография. Н. Новгород. НГПУ им. К. Минина. 2019. 204 с.
Казакова Е.И., Басюк В.С., Врублевская Е.Г. Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. C. 143–154. DOI: 10.17759/psyedu.2019110312.
Концепция профильных психолого-педагогических классов / Астапова Е.В., Басюк В.С., Байбородова Л.В., Пазухина С.В. и др. //
В книге: «Организация деятельности психолого-педагогических классов»: учебно-методическое пособие. Москва: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерациию 2021. С. 9-69.
Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК. 1998. 128 с.
Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: учебное пособие. М.: Прометей. 1991. 109 с.
Кудрявцев В. Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. 1998. T. 19. № 3.
C. 17-33.
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Ленинград: Знание, 1985. 32 с.
Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964. 478 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Academia, 2004. 345 с.
Мазилов В.А., Костригин А.А. Проблема педагогических способностей в современной зарубежной психологии // Психология и Психотехника. 2021. № 2. С. 68-85. DOI: 10.7256/2454-0722.2021.2.35434.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 190 с.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика. 1986. 253 с.
Митяева А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): Автореферат дис. … д-ра пед. наук. Волгоград. 2007. 43 с.
Пазухина С.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов: антропологический подход // Акмеология. 2011. №4(40). С. 62-73.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер. 2005. 480 с.
Рабочая концепция одаренности / Авторский коллектив. Отв. ред. Д.Б. Богоявленская, науч. ред. В.Д. Шадриков. М.: Магистр, 1998. 66 с.
Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 77-81.
Руденко Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1996. 22 с.
Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Юрайт, 2024. 334 с.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена. 1994. 164 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. №6.
С. 3-17.
Способности и склонности: комплексные исследования / Э.А. Голубева, В.В. Печенков, Е.П. Гусева и др.; Под ред. Э.А. Голубевой. М.: Педагогика. 1989. 197 с.
Стахнева Л.А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии: Дис. ... д-ра психол. наук. Иркутск. 2005. 316 с.
Страхова Л.М. Формирование эмоциональности педагогической деятельности будущих учителей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов. 2000. 20 с.
Субъектный подход в психологии: сборник научных трудов / Российская акад. наук, Институт психологии; под ред. А.Л. Журавлева и др. М.: Институт психологии РАН. 2009. 617 с.
Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. №3. С. 20-26.
Теплов Б.М. Способности и одаренность // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2014. №4.
С. 99-105.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Санкт-Петербург: Типография А. М. Котомина. 1871. 437 с.
Фещенко Т.С., Шестакова Л.А. Конвергентный подход в школьном образовании – новые возможности для будущего // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №11 (65). URL: https://research-journal.org/archive/11-65-2017-november/konvergentnyj-podxod-v-shkolnom-obrazovanii-novye-vozmozhnosti-dlya-budushhego (дата обращения: 10.07.2024). DOI: 10.23670/IRJ.2017.65.127.
Фирсова А.Е. Применение антропологического подхода в современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практике: монография. Волгоград: Сфера. 2023. 146 с.
Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: монография. Под ред.: Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С.149-163.
Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки ТГУ. 2012. №1(8). С. 312-315.
Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования // Теория и практика последипломного образования: Сб. науч. статей / Под ред. проф. А.И. Жука. Гродно: ГрГУ, 2003. С. 256-260.
Чигинцева О.Н. Особенности антропологического подхода к образованию личности взрослого // Педагогическое образование в России. 2022. №1. С. 192-202. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_22.
Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни: избранные труды. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК. 2006. 766 с.
Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 26-31.
Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Санкт-Петербург. 2015. 35 с.
Abramo J.M., Tan L.A Cross-Cultural Interview Study of Singaporean and US General Music Teachers' «Pedagogical Creativity» // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 2017. № 214. Pр. 41-61. DOI: 10.5406/bulcouresmusedu.214.0041.
Cascio J. Facing the Age of Chaos / Apr 29, 2020. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (дата обращения 13.07.2024).
Edwards M.N. et al. Pedagogical practices: Examining preservice teachers' perceptions of their abilities // Instructional Science. 2007. Vol. 35. № 5. Pр. 443-465. DOI: 10.1007/s11251-006-9014-1 35.
Elliott K. Teacher performance appraisal: More about performance or development? Australian Journal of Teacher Education. 2015. 40(9). Pр. 102-116. DOI: 10.3316/informit.490666162557912.
Gardner Н. Frames of Mind: The Theory of Multiple Inteligences. New York: Basic Book. 1993. 440 р.
Golombek P., Doran M. Unifying cognition, emotion, and activity in language teacher professional development // Teaching and Teacher Education. 2014. Vol. 39. Pр. 102-111. DOI: 10.1016/j.tate.2014.01.002.
Jiang Y., Ma L., Gao L. Assessing teachers' metacognition in teaching: The teacher metacognition inventory // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 59. Pр. 403-413. DOI: 10.1016/j.tate.2016.07.014.
Holland J.L. Exploring careers with a typology: What we have learned and some new directions // American Psychologist. 1996. 51.
Pр. 397-406.
Kuntze S. Pedagogical content beliefs: global, content domain-related and situation-specific components // Educational Studies in Mathematics. 2012. Vol. 79. № 2. Pр. 273-292. DOI: 10.1007/s10649-011-9347-9.
Lachner A., Jarodzka H., Nuckles M. What makes an expert teacher? Investigating teachers' professional vision and discourse abilities // Instructional Science. 2016. Vol. 44. № 3. Pр. 197-203. DOI: 10.1007/s11251-016-9376-y.
Larrivee B. Development of a tool to assess teachers' level of reflective practice // Reflective practice. 2008. Vol. 9. № 3. Pр. 341-360. DOI: 10.1080/14623940802207451.
Mid M. Culture and commitment: a study of the generation gap. New York: Natural History Press, 1970. 91 р.
Renzulli J.S. Schools for talent development: A practical plan for total school improvement. Mansfield Center, CONN.: CT: Creative Learning Press, inc., 1994. 25 р.
Trung P.T., Liu Q. & Quyen D. Heart and talent of teacher for improving the quality of teaching political theory subjects in universities of Vietnam // International Journal of Information Research and Review. 2016. 3(10). Рр. 2872-2875.
Var L. The Analysis of Teacher Candidates' Self-Sufficiency about Their Teaching Abilities at Different Departments // Asian Journal of Education and Training. 2018. Vol. 4. № 3. Pр. 246-249.
Voss T., Kunter M., Baumert J. Assessing teacher candidates' general pedagogical/psychological knowledge: Test construction and validation // Journal of educational psychology. 2011. Vol. 103. № 4. Pр. 952-969. DOI: 10.1037/a0025125.
Windt A. et al. Teaching Abilities of Prospective Teachers at the Beginning of the Practical Phase of Teacher Education // In J. Lavonen et al. (Eds.). Electronic Proceedings of the ESERA 2015 Conference. Science education research: Engaging learners for a sustainable future, Part 13. Helsinki: University of Helsinki, 2016. Pр. 2188-2195.
Zhao J. et al. Chinese EFL teachers' knowledge of basic language constructs and their self-perceived teaching abilities // Annals of dyslexia. 2016. Vol. 66. № 1. Pр. 127-146. DOI: 10.1007/s11881-015-0110-2.
Печатается в рамках выполнения научно-исследовательских работ по государственному заданию № 073-00033-24-01 от 9.02.2024 на оказание государственных услуг (выполнения работ) Министерства просвещения России по теме «Научно-методологические основы создания цифрового образовательного контента для психологической подготовки в педагогических классах»).