Технологии развития проектной активности у студентов театральных вузов как ценностная профессиональная ориентация
Введение. Современная система высшего образования подвержена изменениям, особенно в области гуманитарных дисциплин. Это требует формирования в учебном процессе целого спектра определенных компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся для развития их профессиональной деятельности. В частности, повышается значимость формирования основ проектной методики при обучении студентов театральной направленности. При всей важности изучения методологических аспектов проектной деятельности, продвижение в сфере театрального образования идет медленно, зачастую реализуется интуитивно, без достаточной методологической проработки. Цель исследования состоит в выявлении теоретико-методологических оснований использования проектных методов в обучении студентов театральных вузов, способствующих их творческому развитию и профессиональной самореализации личности. Методология и методы: проектная методология; методы теоретического исследования, в рамки которого включен междисциплинарный анализ, метод сопоставительного исследования, метод проектирования, метод наблюдения и теоретического моделирования. Результаты. Представлен алгоритм модели театрально-творческой и художественной проектной деятельности; дается оценка понятию «проектная методика». Рассматриваются общие методические принципы развития активности у студентов театрального профиля. Уточняется взаимосвязь проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе. Анализируются компоненты проектной методики, позволяющей развивать коммуникативную, учебную и культурологическую компетенции студентов театральных вузов. Наблюдения в вузах театрального профиля показали, что преподавание творческих дисциплин и самостоятельная работа обучающихся по «проектной модели» приводит к положительным изменениям в составе, как коллективного, так и индивидуального познавательного опыта. Заключение. Проектные технологии можно рассматривать как дидактический метод формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов театрального профиля, необходимых для дальнейшего их трудоустройства, способных к поисковой практике, навыкам анализа, самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК». 2015. 432 с.
Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: Дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2000. 220 с.
Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение. 2017. 112 с.
Богус М.Б. Влияние ценностных ориентаций на интеллектуальное развитие личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во АГУ. Вып. 5. 2018. С. 47-53.
Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 2015. № 5. С. 49-58.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование. 2000. 206 с.
Дьюи, Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика пресс. 2000. 384 с.
Долматов А.В., Долматова Л.А. Креативные и проектные технологии в образовании. М.: КноРус. 2022. 326 с.
Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков: Искусство понимания себя и других. Логика общения в жизни и на сцене. Психофизическая природа искусства действий / отв. ред. В.М. Букатов. М.: Дубна: Феникс+, 2009. 712 с.
Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 1. Челябинск. 2014. 424 с.
Зайцев В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования: учеб. пособие. Челябинск, 2013. 196 с.
Гнатышина Е.А. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Челябинск: Цицеро. 2016. 210 с.
Григорьева Е.И., Максимова Л.Н. Проектирование как эффективная технология обучения студентов творческих специальностей // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С.141-148
Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л.: Госиздат. 1928. 115 с.
Корнетов Г.Б. К 155-летию со дня рождения Джона Дьюи (1859-1952) // Историко-педагогический журнал. 2014. № 4. С. 33-53.
Корнеев Д.Н. Проектирование и диффузия педагогических инноваций как методическая проблема современного непрерывного профессионального образования // Методика профессионального образования: от теории к практике: сб. статей по итогам Всероссийской олимпиады по методике профессионального обучения. Челябинск: Цицеро. 2016. С. 60-69.
Мейерхольд В. Лекции: 1918-1919 / Сост. О.М. Фельдмана. М.: ОГИ. 2001. 280 с.
Пак В.В. Метод проектов как способ формирования обобщенных проектных умений студентов инженерных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. С. 68-75.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: учеб. пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ. 2003. 110 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия. 2005. 272 с.
Рупасова Я.Е. Междисциплинарная проектная деятельность как технология подготовки студентов бакалавриата к инновационной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6(91). С. 321-325.
Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство. 1989. Т. 2. Работа актёра над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика // Ред. и авт. вступ. ст. А.М. Смелянский. Коммент. Г.В. Кристи и В.В. Дыбовского. 511 с.
Чехов М.А. Уроки профессионального актёра: На основе записей уроков, собранных и составленных Л.Х. Дюпре / Под ред. Д.Х. Дюпре; пер. с англ. М.И. Кривошеева. М.: ГИТИС. 2011. 165 с.
Шевцова М.М., Попова О.В. Исследовательские проектные компетенции студентов: особенности формирования в учебной и внеучебной деятельности // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 6А. С. 357-370.
Шлеюк С.Г. Особенности художественно-проектного метода преподавания дисциплины «Рисунок и проектная графика» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2024. № 2 (242). С.51-60.
Ясвин В.А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). С. 74-93.
Colliver J. A. Effectiveness of Problem-based Learning Curricula: Research and Theory // Academic Medicine. 2000. 75(3). Pp. 259-266.
Jessup E., Sumner, T. Design-Based Learning and the Participation of Women in IT Frontiers // A Journal of Women Studies. 2005. 26(1).
Pp. 141-147.
Helle L., Tynjälä P., Olkinuora E. Project-Based Learning in Post-Secondary Education Theory, Practice and Rubber Sling Shots // Higher Education. 2006. 51(2.) Pp. 287-314.
Knoll M. «I Had Made a Mistake»: William H. Kilpatrick and the Project Method // Teachers College Record. 2012. 114(2). Pp. 1-45.
Knoll M. From Kidd to Dewey: the origin and meaning of «social efficiency» // Journal of Curriculum Studies. 2009. 41(3). Pp. 361-391.
Pecore J.L. From Kilpatrick’s Project Method to Project-Based Learning // International Handbook of Progressive Education. 2015. Pp. 155-171.
Martin T., Rivale S.D., Diller K.R. Comparison of student learning in challenge-based and traditional instruction in biomedical engineering // Annals of Biomedical Engineering. 2007. 35(8). Pp. 1312-1323.
Morawski C.M. Teaching students in place: the languages of third space learning // Cultural Studies of Science Education. 2017. 12(3).
Pp. 555-564.
Macdonald J. Twining P. Assessing activity-based learning for a networked course // British Journal of Educational Technology. 2002. 33(5). Pp. 603-618.
Milton S. Pluralism and Diversity in American Higher Education // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1972. URL: http://ann. sagepub.com (дата обращения: 15.08.2024).
Wilson, T., John, M. Research and Investigations in Adult Education // Adult Education Quarterly. 1966. URL: https: // journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/074171366601600402 (дата обращения: 15.08.2024).