Развитие коммуникативного взаимодействия младших школьников на уроках музыки
Введение. Коммуникативное взаимодействие в образовательной сфере начальной школы – важнейшая составляющая личностного развития каждого ребенка. Активное участие в коммуникативном взаимодействии имеет решающее значение для развития личности человека, его социальной компетентности и когнитивных способностей. Для детей младшего школьного возраста оно может быть ключевым фактором в последующей социальной интеграции. Одним из направлений развития коммуникативного взаимодействия в младшем школьном возрасте является использование музыки. Цель статьи – анализ и обобщение научной информации для выявления особенностей развития коммуникативного взаимодействия младших школьников на уроках музыки, а также описание практической реализации данного процесса, построенного на распознавании и использовании во всех видах музыкальной деятельности интонационно-смысловых элементов музыкального языка. Методология и методы. Методологической основой исследования стали концептуальные положения общей и музыкальной педагогики и психологии – системный, субъектно-деятельностный, индивидуально-творческий подходы, теория музыкально-интонационного восприятия, идеи и принципы психолингвистики (теория смыслового восприятия речи). Были использованы общенаучные теоретические методы – анализ научных источников по проблеме исследования, обобщение, синтез, систематизация, а также эмпирические методы – наблюдение, беседа. Результаты. Описан многоуровневый характер коммуникативного поведения человека; проанализирована специфика просодических элементов речи и музыки, отвечающих за передачу и понимание смысла; представлено обоснование «механизма» развития коммуникативного взаимодействия младших школьников на уроках музыки на основе использования музыкально-интонационных моделей. Практически проиллюстрированы принципы работы с музыкально-интонационными моделями в разных видах музыкально-творческой деятельности обучающихся младших классов. Заключение. Функциональная трактовка представленного комплекса музыкально-интонационных моделей служит ориентиром для дальнейшего методико-практического совершенствования коммуникационных процессов музыкально-образовательной сферы на всех уровнях.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бубнова Г.И. Перцептивно-слуховая сегментация устно порождаемой речи // Вестник Московского университета. 2021. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 3. С. 51-64.
Волчегорская Е.Ю., Ногина О.А. Теоретические и методические аспекты музыкально-интонационного развития детей раннего возраста // Начальная школа плюс. До и После. 2013. № 8. С. 82-87.
Казаковская В.В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый – ребенок» // Вопросы языкознания. 2004. № 2. С.89-110.
Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты ХХI век. 2004. 496 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. СПб.: Питер. 2020. 335 с.
Максимова Н.В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия. М.: Изд. центр РГГУ. 2005. 315 с.
Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 265 с.
Орлов Г.А. Древо музыки. СПб.: Композитор. 2015. 439 с.
Попова М. В. Сравнительный анализ понятий «просодия», «интонация» и смежных специальных терминов в лингвистике // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 11 (853). С.150-159.
Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. СПб.: Златоуст. 2010. 384 с.
Синёв А.Д. Просодия как суперсегментное фонологическое явление в контексте современных лингвистических исследований // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 17. С. 104-113.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: учебное пособие. СПб.: Лань. 2024. 488 с.
Торопова В.А. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебное пособие. М.: ГРАФ-ПРЕСС. 2010.
240 с.
Трусова Т.С. О разграничении понятий «просодия» и «интонация» в современной лингвистике // European Research. Сборник статей XXVI международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение. 2020. С. 86-88.
Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для вузов. М: Издательство Юрайт. 2024. 189 с.
Якубинский Л.П. Язык и его функционирование: Избранные работы. М.: Наука. 1986. 205 с.
Brandt A., Gebrian M., and L.R. Slevc. Music and early language acquisition // Frontiers in Psychology. 2012. vol. 3. № 327. P. 1-17. URL: https://anthonybrandt.net/uploads/3/5/5/7/35571474/brandt_et_al.music_and_early_language_acquisition_frontiers.pdf (дата обращения: 27.10.2024).
Corriveau K., Pasquini E., Goswami U. Basic auditory processing skills and specific language impairment: a new look at an old hypothesis // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2007. vol. 50. № 3. Р. 647-666.
Fitch W.T. The biology and evolution of music: a comparative perspective // Cognition. 2006. vol. 100. № 1. Р. 173-215.
Fox A. Prosodic Features and Prosodic Structure: The Phonology of Suprasegmentals, Oxford University Press, NY. USA. 2000. 401р.
Hale С., Tager-Flusberg H. Social communication in children with autism // Autism: the international journal of research and practice. 2005. №. 9. Р. 311-328.
Hauser M.D., McDermott J. The evolution of the music faculty: a comparative perspective // Nature Neuroscience. 2003. vol. 6. № 7.
Р. 663-668.
Hellbernd N. Prosody conveys speaker’s intentions: Acoustic cues for speech act perception
// Journal of Memory and Language. 2016. №. 88. P. 70-86. URL: https: // www.sci-hub.ru/10.1016/j.jml.2016.01.001?ysclid=m2rv1lfrq4858353353 (дата обращения: 27.10.2024).
Jakobson R., Fant G., Halle M. Preliminaries to speech analysis. The distinctive features and their correlates. Acoustics Laboratory, Massachusetts Inst. of Technology, Technical Report. 1967. № 13. Р. 472-481.
Koelsch S. Brain correlates of music-evoked emotions // Nat Rev Neurosci. 2014. № 15(3). Р. 170-180.
Koelsch S. Toward a neural basis of music perception–a review and updated model // Frontiers in Psychology. 2011. vol. 2. № 110. P. 1-20. URL:https://www.researchgate.net/publication/51451927_Toward_a_Neural_Basis_of_Music_Perception_-_A_Review_and_Updated_Model (дата обращения: 27.10.2024).
Parsons L., Cordier R., Munro N., Joosten A. The feasibility and appropriateness of a peer-to-peer, play-based intervention for improving pragmatic language in children with autism spectrum disorder // Int J Speech Lang Pathol. 2019. № 21(4). Р. 412-424. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1080/17549507.2018.1492630?ysclid=m2ta9dvas744720742 (дата обращения: 27.10.2024).
Turing A.M. Computing machinery and intelligence // Mind. 1950. Vol. 59. № 23659. Р. 433-460. URL: https://phil415.pbworks.com/f/TuringComputing.pdf (дата обращения: 27.10.2024).
Vaissière J. Perception of Intonation. David Pisoni and Robert Remez. The Handbook of Speech Perception. Blackwell. 2005. Р. 236-263. URL: https://www.researchgate.net/publication/313102604_Perception_of_intonation (дата обращения: 27.10.2024).