16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-4-0-5

Развитие коммуникативного взаимодействия младших школьников на уроках музыки

Введение. Коммуникативное взаимодействие в образовательной сфере начальной школы – важнейшая составляющая личностного развития каждого ребенка. Активное участие в коммуникативном взаимодействии имеет решающее значение для развития личности человека, его социальной компетентности и когнитивных способностей. Для детей младшего школьного возраста оно может быть ключевым фактором в последующей социальной интеграции. Одним из направлений развития коммуникативного взаимодействия в младшем школьном возрасте является использование музыки. Цель статьи – анализ и обобщение научной информации для выявления особенностей развития коммуникативного взаимодействия младших школьников на уроках музыки, а также описание практической реализации данного процесса, построенного на распознавании и использовании во всех видах музыкальной деятельности интонационно-смысловых элементов музыкального языка. Методология и методы. Методологической основой исследования стали концептуальные положения общей и музыкальной педагогики и психологии – системный, субъектно-деятельностный, индивидуально-творческий подходы, теория музыкально-интонационного восприятия, идеи и принципы психолингвистики (теория смыслового восприятия речи). Были использованы общенаучные теоретические методы – анализ научных источников по проблеме исследования, обобщение, синтез, систематизация, а также эмпирические методы – наблюдение, беседа. Результаты. Описан многоуровневый характер коммуникативного поведения человека; проанализирована специфика просодических элементов речи и музыки, отвечающих за передачу и понимание смысла; представлено обоснование «механизма» развития коммуникативного взаимодействия младших школьников на уроках музыки на основе использования музыкально-интонационных моделей. Практически проиллюстрированы принципы работы с музыкально-интонационными моделями в разных видах музыкально-творческой деятельности обучающихся младших классов. Заключение. Функциональная трактовка представленного комплекса музыкально-интонационных моделей служит ориентиром для дальнейшего методико-практического совершенствования коммуникационных процессов музыкально-образовательной сферы на всех уровнях.

Количество просмотров: 55 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 210
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: