Модель цифровой личности в постнеклассической парадигме
Введение. Влияние глобализации и цифровизации на формирование личности в постнеклассической парадигме характеризуется множественностью и неопределенностью. Анализ научной литературы позволяет выделить ключевые критерии постнеклассических подходов к формированию личности: симуляционный характер, информационное наполнение и способность к многозадачности. Целью работы является исследование особенностей формирования личности в условиях цифрового пространства и глобализации, а также разработка логической модели личности, основанной на постулатах постнеклассической парадигмы. Методология и методы. В исследовании использован метод моделирования. Основываясь на постулатах постнеклассической парадигмы представлена «Логическая модель личности», основанная на сетевом принципе системности. Результаты. Модель включает шесть уровней организации психики: индивидные характеристики, средовой уровень, социальная ситуация жизнедеятельности, психологическая модель личностного конструкта, деятельность как механизм реализации личностных потенциалов и интегративный уровень. Цифровая личность рассматривается как расширение реальной личности в цифровой среде и как независимая цифровая модель, развиваемая искусственным интеллектом. Различные уровни цифровой личности включают идентификационные данные, коммуникативные способности, информационный контент, эмоциональные реакции и поведенческие модели. Формирование цифровой личности происходит через процессы выборочного самопредъявления, взаимодействия, адаптации к новым условиям и интеграции виртуального и реального «Я». Вывод. Понятия цифровая личность, цифровая идентичность и виртуальная личность можно рассматривать как синонимичные. Цифровая личность – это надстройка реальной личности, погруженной в цифровое пространство либо саморазвивающийся продукт, созданный искусственным интеллектом, имитирующий поведение реальной личности в цифровом пространстве. Можно выделить идентификационный, информационно-контентный, эмоционально-оценочный, поведенческий уровни цифровой личности. Механизмами формирования цифровой личности могут выступать селективное представление, интерактивность, адаптация, интеграция.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аристархова И.Л., Текл Ш. Жизнь на экране: идентичность в эпоху Интернета // Социологический журнал. 1995. №3-4. 347 с.
Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. № 5. C. 75-83.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 508 с.
Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии раз ума: избранные статьи по психиатрии. М.: КомКнига. 2005. 248 с.
Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. № 60. C.12-32. DOI: 0.54359/ps.v11i60.269/
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Издательский дом «ПОСТУМ». 2015. 238 с.
Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М.: 1976. 167 с.
Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Независимая фирма «Класс». 1997. 384 c.
Кибербуллинг как форма девиантного поведения личности в интернет-пространстве / Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Лучинкина А.И. // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. №4. C. 115-126. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-9.
Зекерьяев Р.И. Психологические особенности виртуальной личности пользователя и ее типы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. №1. 2019. С. 31-37.
Канакова А.Е. Человек есть цифровая личность, или у человека есть цифровая личность? // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024. № 1. С. 126-135. DOI: 10.21603/2542-1840-2024-8-1-126-135.
Лучинкина А.И., Андреев А.С., Коршак А.А. Интегральная индивидуальность в контексте постнеклассической парадигмы: психодинамический аспект // Человеческий капитал. 2024. № 1. С. 174-180. DOI: 10.25629/HC.2024.01.18.
Лучинкина А.И., Жихарева Л.В., Андреев А.С. Гендерные особенности медиапотребления современной молодежи // Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 114-121.
Особенности сетевой агрессии интернет-активной молодёжи / Лучинкина А.И., Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Юдеева Т.В., Зекерьяев Р.И., Давидюк Н.М. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 3. С. 21-35. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-21-35.
Лучинкина А.И., Руденко Е.С. Особенности коммуникативного поведения личности подростков с разными уровнями суицидальных рисков при смене реальности // Российский психологический журнал. 2022. № 2. С. 118-128. DOI:10.21702/rpj.2022.2.9.
Лучинкина И.С. Психологические особенности цифрового поведения личности // Вестник ЮУрГГПУ. 2022. №6. С. 306-320. DOI:10.25588/1575.2022.74.53.015.
Погорелов Д.Н., Солдатова Е.Л. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. № 5. С. 105-124. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-105-124.
Палкова А.В. «Multimedium» Интернет в контексте развития средств массовой информации и коммуникации // Вестник Тверского государственного университета. 2012. № 10. С. 110-118.
Пашков А.Г. Личность в условиях информационной цивилизации: куда ведут человека электронные «гаджеты» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 1. С. 7-10. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-45-51.
Расина Э.О. Психологические характеристики виртуального образа личности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 6. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-kharakteristiki-virtualnogo-obraza-lichnosti.html (дата обращения: 06.12.2024).
Рассел Б. Математическая логика, основанная на теории типов // Логика, онтология, язык. 2006. С. 16-62.
Римский В. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие // Вестник общественного мнения. 2009. № 1. С. 86-96.
Сенченко Н.А. Виртуальная личность в социокультурном интернет-пространстве // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 128-140.
Соколова Д.М. Основные тенденции виртуализации социального в информационную эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. №2. С. 61-65.
Солдаткина О.Л. Цифровое право: особенности цифровой среды и субъекты // Государство и право. 2019. № 12. С. 113-123. DOI: 10.36511/2078-5356-2021-2-131-135.
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. № 3. С. 71-80. DOI:10.17759/sps.2018090308.
Соловьева Л.Н. Цифровая идентичность как феномен информационной современности // Общество: философия, история, культура. 2020. №12. С. 53-56.
Фленина Т.А. Сетевая идентичность в самосознании российской молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 76-79.
Чиксентмихайи М. Эволюция личности. М.: Альпина нон-фикшн. 2013. 420 с.
Чудова Н.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 113-118.
Шнейдер Л.Б., Сыманюк В.В. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня // Психологические исследования. 2017. № 52. С. 7. DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392.
Эмоциональное реагирование личности на смену реальности / Лучинкина А.И., Лучинкина И.С., Сичкориз Н.В., Умерова А.И.К. // Человеческий капитал. 2021. № 7. С. 150-158. DOI: 10.25629/HC.2021.07.18
Юдеева Т.В. Мотивация деструктивного коммуникативного поведения подростков в социальных сетях // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. №2. С. 178-182. DOI: 10.23670/IRJ.2022.116.2.066.
John C.D., Gerald E.M., Peter M. Behavioral Genetics (5th edition) Robert Plomin. New York: Worth Publishers. 2008. 505 с.
Ethics of Artificial Intelligence and Post-non-classical Scientific Rationality / Anton M.S., Denis A.Z., Artyom E.P., Tatiana A.B. // IFAC-Papers OnLine. 2021. №13. С. 397-401. DOI: 10.1016/j.ifacol.2021.10.480.
Gabarnet A., Feixas G., Montesano A. What Is the Psychological Role of the Virtual Self in Online Worlds? A Scoping Review // Research Gate. 2023. № 7. 109. DOI: 10.3390/mti7120109.
Hällgren C., Björk A. “Young people's identities in digital worlds” // International Journal of Information and Learning Technology. 2023. №. 1. С. 49-61.
Huang J., Kumar S., Hu C.A. Literature Review of Online Identity Reconstruction. Front // Psychol. 2021. № 12. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.696552.
McAdams D.P. Biography, narrative, and lives: An introduction // Psychobiography and life narratives: A special issue of the Journal of Personality. 1988. С. 1-18. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1988.tb00460.x.
Suler J. The Online Disinhibition Effect // Pubmed. 2004. № 7. С. 321-326. DOI: 10.1089/1094931041291295.
Suler J. Psychology of the Digital Age Humans Become Electric. Cambridge University Press. 2015. 250.
Vopson M.M. The mass-energy-information equivalence principle // AIP Advances. 2019. №9. DOI: 10.1063/1.5123794.
Turkle S. Alone together: Why we expect more from technology and less from each other. New York: Basic Books, 2011. 379 с.
Whitehead A.N., Russell B. Principia mathematica. Cambridge. 1997. 508 с.