16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-4-0-7

Типология коммуникативного поведения в ситуации буллинга

Введение. Всестороннее развитие личности возможно только при создании определенных условий: высокого уровня межличностного общения и психологической безопасности в образовательном пространстве. Коммуникативное поведение в ситуации буллинга и риска его возникновения требует особого внимания от всех участников образовательных отношений: обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогического коллектива. Ученые наравне с физической агрессией выделяют и словесный буллинг, который в некоторых ситуациях наносит больший вред личности. Цель работы – изучить структуру индивидуально-личностных детерминант коммуникативного поведения обучающихся в ситуации буллинга I-го и II-го типов для обоснования авторской типологии коммуникативного поведения. Материалы и методы. Общий объем выборки составил 163 человека. Исследование проводилось в МБОУ Лицей №21 г. Курска с углубленным изучением отдельных предметов – 52 обучающихся и сельской школе МБОУ «СОШ №2» г. Поворино Воронежской области – 39 человека (общее образование – ОО), ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России – 37 (высшее образование – ВО) и МФК ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России – 35 (среднее профессиональное образование – СПО). Из них лиц женского пола – 83 и 80 мужского пола. Средний возраст 15-17 лет. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные психодиагностические методики: опросник SMOB (оценка себя) (Х. Каспер, в адаптации С.В. Кривцовой), шкала «Классическая социометрия» (Социометрический тест в школьной практике (М. Битяновой), психодиагностический тест (ПДТ) В. Мельникова, Л. Ямпольского, шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша и процедуру факторного анализа (метод Principal components, Varimax raw), с помощью которых определены типы коммуникативного поведения. Результаты. Сравнительный анализ факторных структур индивидуально-личностных детерминант коммуникативного поведения обучающихся в условиях образовательных организаций в ситуации буллинга позволил выделить закономерности и эмпирически обосновать авторскую типологию коммуникантов: «напряженный коммуникант», «невнимательный коммуникант», «унылый коммуникант», «необщительный коммуникант», «трудный коммуникант». Выводы. Выявленные индивидуально-личностные детерминанты типов коммуникативного поведения личности в ситуации буллинга служат основанием для разработки программы антибуллинговой компетентности в условиях образовательных организаций. К ним относятся «тревожность», «изолированность», «отчужденность», «эмоциональную неустойчивость», означающие неуверенность в себе и низкую самооценку, дистанцированность между участниками коммуникативного процесса, нежелание выстраивать межличностные отношения, восприятие действий буллинга как отдельных редких и несправедливых эпизодов.

Количество просмотров: 8 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 9
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: