Типология коммуникативного поведения в ситуации буллинга
Введение. Всестороннее развитие личности возможно только при создании определенных условий: высокого уровня межличностного общения и психологической безопасности в образовательном пространстве. Коммуникативное поведение в ситуации буллинга и риска его возникновения требует особого внимания от всех участников образовательных отношений: обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогического коллектива. Ученые наравне с физической агрессией выделяют и словесный буллинг, который в некоторых ситуациях наносит больший вред личности. Цель работы – изучить структуру индивидуально-личностных детерминант коммуникативного поведения обучающихся в ситуации буллинга I-го и II-го типов для обоснования авторской типологии коммуникативного поведения. Материалы и методы. Общий объем выборки составил 163 человека. Исследование проводилось в МБОУ Лицей №21 г. Курска с углубленным изучением отдельных предметов – 52 обучающихся и сельской школе МБОУ «СОШ №2» г. Поворино Воронежской области – 39 человека (общее образование – ОО), ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России – 37 (высшее образование – ВО) и МФК ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России – 35 (среднее профессиональное образование – СПО). Из них лиц женского пола – 83 и 80 мужского пола. Средний возраст 15-17 лет. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные психодиагностические методики: опросник SMOB (оценка себя) (Х. Каспер, в адаптации С.В. Кривцовой), шкала «Классическая социометрия» (Социометрический тест в школьной практике (М. Битяновой), психодиагностический тест (ПДТ) В. Мельникова, Л. Ямпольского, шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша и процедуру факторного анализа (метод Principal components, Varimax raw), с помощью которых определены типы коммуникативного поведения. Результаты. Сравнительный анализ факторных структур индивидуально-личностных детерминант коммуникативного поведения обучающихся в условиях образовательных организаций в ситуации буллинга позволил выделить закономерности и эмпирически обосновать авторскую типологию коммуникантов: «напряженный коммуникант», «невнимательный коммуникант», «унылый коммуникант», «необщительный коммуникант», «трудный коммуникант». Выводы. Выявленные индивидуально-личностные детерминанты типов коммуникативного поведения личности в ситуации буллинга служат основанием для разработки программы антибуллинговой компетентности в условиях образовательных организаций. К ним относятся «тревожность», «изолированность», «отчужденность», «эмоциональную неустойчивость», означающие неуверенность в себе и низкую самооценку, дистанцированность между участниками коммуникативного процесса, нежелание выстраивать межличностные отношения, восприятие действий буллинга как отдельных редких и несправедливых эпизодов.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Волкова Е.Н., Волкова И.В. Психология подросткового буллинга: Монография. Н. Новгород: Мининский университет. 2021. 206 с.
Горностай П.П., Личность и роль: ролевой подход в социальной психологии личности. Киев: Интерпресс. 2007. 311 с.
Журавлева А.В., Артемьева Г.Н. Буллинг как деструктивный вид социального взаимодействия в подростковом возрасте // Вестник науки. 2023. №10 (67). С 400-409.
Зайцева Л.А. Понятие выбора в современной психологической науке // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 1. С.48-56.
Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.
Король Н.В. Личностные особенности подростков, занимающих различные позиции в ситуации школьного буллинга // Universum: психология и образование. 2022. №7(97). С. 37-39.
Назарова Т.Б. От типологии видов общения к типологии коммуникантов: динамика коммуникативного поведения и коммуникативной личности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. Т. 29. № 2. С. 107-115.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП. 1999. 592 с.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба. 1989. 204 с.
Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Communicative and functional analysis. Halle. 1989. С. 279-282.
Тейфук Н.М. Явление буллинга: подходы к определению понятия и разновидности // Форум молодых ученых. 2017. №3 (7). C. 486-489.
Шалагинов К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике // Известия Иркутского государственного университета. Серия: психология. 2019. Т.29. С. 91-104.
Юрчик О.Н. Комплексный подход к психодиагностике школьного насилия учащихся начальных классов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №5-2. С. 258-262.
Chai Xin. Definition, Intervention and Solutions of School-bullying // Lecture Notes in Education Psychology and Public Media. 2023.
№ 19. С. 196-201.
He Wenjing. Current situation and causes of school bullying among adolescents // International Journal of Social Sciences and Public Administration. 2024. № 4. С. 1-5.
Kapitanoff S., Pandey C. The Content of Verbal Bullying and Emotional Reactions Among Middle-School Students // Child & Youth Care Forum. 2024. С. 1-22.
Putri S., Ismaya E., Fardani M. Phenomenon of verbal bullying in the pedawang society // NATURALISTIC: Jurnal Kajian Penelitian Pendidikan dan Pembelajaran. 2021. №5. C. 792-796.
Safitri A., Wiranti D. Analisis dampak verbal bullying terhadap perkembangan kecerdasan interpersonal peserta didik sd negeri 5 sinanggul // Jurnal Guru Kita PGSD. 2023. № 8. С. 190-201.
Silaji T. Addressing Bullying in Schools: Effective Prevention and Intervention Strategies // EEJAM. 2024. №5 (3). С. 1-4.