Профессионально-личностная устойчивость учителя: сущность, структура и содержание
Введение. Потребность общества в учителях, обладающих не только креативным мышлением, развитой эмоциональной сферой, четкой социальной позицией, но и способных к моральной и профессиональной устойчивости, обусловила повышение научного интереса к категории профессионально-личностной устойчивости. Недостаточная проработка феномена с точки зрения сущностных, структурных и содержательных характеристик привела к постановке цели исследования в виде научного обоснования сущности, структуры и содержания профессионально-личностной устойчивости учителя. Методология и методы. Исследование осуществлялось с опорой на сочетание идей системного, комплексного, личностно-ориентированного, аксиологического и деятельностного подходов; с помощью теоретического анализа, синтеза, обобщения, сравнения, авторской интерпретации; с использованием материалов и источников, полученных на платформе Академия Google. Результаты. Определена рамка исследования в логике рассмотрения терминов: устойчивость, личностная устойчивость, психологическая устойчивость, устойчивость к барьерам в профессиональной деятельности, профессиональная устойчивость, профессионально-личностная устойчивость учителя. Выделены компоненты профессионально-личностной устойчивости учителя, дана их содержательная характеристика. Мотивационно-ценностный компонент предполагает продуктивную мотивацию к профессии, ценностное отношение к педагогической деятельности, преодоление порождаемых ею проблем, противоречий и трудностей; приверженность традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Когнитивно-ориентировочный компонент наполнен психолого-педагогическими и предметно-специальными знаниями, знаниями о самом себе как личности и профессионале, пониманием особенностей выполнения педагогической деятельности в критических ситуациях, роли гармонии между личными интересами и содержанием труда. Конативно-мобилизационный компонент представлен способностью эффективно справляться с трудностями и вызовами, возникающими в процессе профессиональной деятельности; владением способами организации и творческого решения педагогических задач; саморегуляцией и стрессоустойчивостью. Рефлексивно-регулятивный компонент отвечает за владение способами анализа, профилактики и коррекции деструктивных тенденций профессионального развития, управления собственным состоянием и поддержания гармоничных отношений в ученическом и профессиональном коллективах. Вывод. Рассмотрение сущности, структуры и содержания профессионально-личностной устойчивости учителя позволит в дальнейшем преобразовать профессиональную подготовку педагогов, определить пути, способствующие их развитию как активных субъектов профессиональной деятельности.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.