16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2025-11-1-0-10

Формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов-сирот посредством рефлексивного практикума
 

Введение. Студенты с социальным статусом сироты имеют преимущественные права на получение высшего образования. В силу накопленных эмоциональных и социальных дефицитов данному контингенту требуется особая поддержка, обеспечивающая получение опыта конструктивного преодоления трудностей в условиях вуза. Целью работы является теоретическое обоснование и эмпирическая верификация программы рефлексивного практикума как средства формирования конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов с социальным статусом сироты. Материалы и методы. Базой исследования выступил Оренбургский государственный педагогический университет. В исследовании приняли участие 76 респондентов в возрасте 18-22 лет (54 девушки и 22 юноши). В выборку вошли студенты, имеющие официальный статус сироты. Для сбора эмпирических данных применялись «Способы преодоления негативных ситуаций (СПНС)» С.С. Гончаровой, «Опросник способов совладания» (адаптация методики WCQ Р. Лазаруса, С. Фолкмана) / Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, «Индекс жизненного стиля» Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой. Результаты. Выявлено, что для репертуара студентов-сирот характерно применение несбалансированного реагирования на жизненные трудности за счет преобладания и высокой выраженности деструктивных способов их преодоления. Установлено, что конструктивные стратегии у данной категории студентов применяются значительно реже и имеют среднюю выразительность. Экспериментально проверена результативность формирующего воздействия в формате рефлексивного практикума. Статистически подтверждены изменения выраженности конструктивных и деструктивных способов преодоления в экспериментальной группе, а также выявлены достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами, что дает основание считать эффективной программу практикума для студентов-сирот. Заключение. При формировании стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов-сирот особое значение приобретает рефлексия, необходимая для осознания признаков трудностей, собственных возможностей, зависимости эффективности преодоления жизненных трудностей от самоконтроля и преимуществ применения конструктивных способов.

Количество просмотров: 25 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 107
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: