16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2025-11-1-0-11

Модель антибуллинговой компетентности в условиях образовательных организаций и оценка ее эффективности

Введение. Одна из современных угроз психологической безопасности – это травля в школе или буллинг. Буллинг действует разрушительно на личность обучающегося и на систему образования в целом. В современном образовательном пространстве в Российской Федерации отсутствуют программы профилактики школьного буллинга на государственном уровне. Цель исследования – проанализировать эффективность модели антибуллинговой компетентности для профилактики буллинга в образовательном пространстве. Материалы и методы. Общий объем выборки составил 20 человек. Исследование проводилось в МБОУ «СОШ №2» г. Поворино Воронежской области. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные психодиагностические методики: опросник SMOB (оценка себя) (Х. Каспер, в адаптации С.В. Кривцовой), «Классическая социометрия» (социометрический тест в школьной практике (М. Битяновой), опросник риска буллинга (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, А. Капорская, К.Д. Хломов). Математико-статистическую обработку информации (описательную и сравнительную статистику) осуществляли с помощью программного продукта «Statistica 11.0». Результаты. Критерием эффективности модели и разработанной на ее основе антибуллинговой программы выступают изменения показателей риска буллинга, связанные с тревожностью и эмоциональной неустойчивостью, его распространенностью, социометрической структуры школьного коллектива. Определено, что распространенность буллинга II типа сократилась на 36%, классный коллектив стал более сплоченным, произошло закрепление внутригрупповых норм и правил, установление эффективной коммуникации как между подростками, так и подростками, и педагогами; все обучающиеся задействованы в кружковой и секционной деятельности.

Количество просмотров: 33 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 109
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: