Педагогические условия формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Введение. Для поиска наиболее эффективных педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимым является предварительное исследование существующей ситуации на базе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Цель работы: анализ существующих педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Материалы и методы. Проведена оценка результатов опроса 45 педагогов ДОУ с помощью авторской анкеты. Экспериментальной базой исследования выступили ДОУ: Центр детского раннего развития «DENIMAL», МБДОУ «№ 188» и МАДОУ «№ 30», расположенные в разных регионах РФ. Результаты. Установлено, что возможность ребенка оценить свои действия и свое поведение в наименьшей степени реализуется при организации таких видов деятельности детей в ДОУ, как познавательно-исследовательская (2,1 баллов) и музыкальная (2,2 баллов). Педагогическое условие в формате возможности свободы выбора, принять самостоятельное решение, проявить свою инициативу, творческий подход в наименьшей степени реализуется при организации и осуществлении таких видов деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора (3,4 баллов) и в музыкальной деятельности (3,2 баллов). Педагогическое условие в виде индивидуального реагирования педагога на поведение детей с недостаточно адекватной самооценкой, а также действия для преодоления низкой или завышенной самооценки детей реализовано на низком уровне во всех анализируемых ДОУ. Индивидуальная работа с родителями в случаях, когда ребенок демонстрирует недостаточно адекватную самооценку, во всех анализируемых ДОУ проводится редко и бессистемно. Заключение. Получены данные об особенностях, общих тенденциях реализации педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ разных регионов. Необходима оптимизация педагогических условий и методов формирования адекватной самооценки у детей в анализируемых ДОУ.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер. 2019. 398 с.
Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс. 2000. 1006 с.
Грачева А.В. Психологические особенности самооценки дошкольников // Научный альманах. 2019 № 11-2(61). С. 211-214.
Загуменная Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников Издательство: Учитель. 2013. 231 с.
Изучение условий формирования самооценки детей дошкольного возраста / И. Н. Евтушенко, И. Ю. Иванова,
М. Н. Терещенко, Е. Н. Бехтерева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12. № 2(43). С. 134-139. DOI: 10.57145/27128474_2023_12_02_28
Кочеткова Т.Н. Самооценка дошкольника как индикатор благополучия семейных отношений // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 94-101.
Миннуллина Р.Ф., Нуриева А.Р., Сунгатуллина А.Ф. проблемы социально-личностного развития дошкольников в условиях детского сада / // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-1. С. 252-254.
Попова Т.И., Маркина О.В. Будущим педагогам о сущности самооценки дошкольников // Наука и Образование (Электронный журнал). 2020. Т. 3. № 3. https://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/2261/2260.
Сорокина Е.В. Понятие семейного воспитания, детско-родительских отношений, нарушения семейного воспитания // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 2. С. 61-68.
Фомина О.С. Психологические особенности образа Я // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 497-500.
Чербашева Н.С., Першина Т.В. Влияние образовательной среды ДОУ на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 12-4. С. 124-128.
Ibrahim N.K., Al Ghurairy S.J. Building and Measuring Impression Management for Kindergarten Teachers // International Journal of Health Sciences, 2022. №6. Р. 6284-6293. DOI: 10.53730/iyhs.v6nS5.10360.
Khaleque A. Perceived Parental Hostility and Aggression, and Children’s Psychological Maladjustment, and Negative Personality Dispositions: A Meta-Analysis // Journal of Child and Family Studies. 2017. №26. Р. 977-988. DOI: 10.1007/s10826-016-0637-9.
Orth U. The Family Environment in Early Childhood Has a Long-Term Effect on Self-Esteem: A Longitudinal Study from Birth to Age 27 Years // Journal of Personality and Social Psychology 2018. №114. Р. 637-655. DOI: 10.1037/pspp0000143.
Doi S., Fujiwara T., Isumi A., Ochi M. Pathway of the Association between Child Poverty and Low Self-Esteem: Results from a Population-Based Study of Adolescents in Yapan // Frontiers in Psychology. 2019. №10. Р. 937-941. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00937.
Usyk D. Development features of self-esteem in children of older preschool age. In: Învățământul superior: tradiţii, valori, perspective, Ed. 2, 1-2 octombrie 2022, Chişinău. Chişinău: CEP UPS “I. Creangă”. 2022. Vol. 2. Р. 250-254.
Yusupova N., Abduramanova D.V. Self-esteem formation in preschool children // Academic Research in Educational Sciences. 2022. №3(4). Pp. 68-72. DOI: 10.24412/2181-1385-2022-4-68-72.