Содержание, структура и компоненты профессиональной компетентности специалиста сферы туризма
Введение. Обеспечение условий и формирование профессиональной компетентности специалистов сферы туризма является актуальной ключевой задачей реализации профильных образовательных программ в университетах. Целью исследования является выявление специфики, определение содержания, структуры и ключевых факторов формирования профессиональной компетентности специалиста сферы туризма в университете. Материалы и методы: использованы публикации по тематике исследования в научных журналах и на профессиональных форумах, нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере туризма, федеральные государственные образовательные и профессиональные стандарты, собственный практический опыт педагогической и туристской деятельности; общенаучные, общелогические методы, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, интеграция, обобщение, что позволило комплексно и полно исследовать проблему. Гипотеза: ориентация на современные и перспективные потребности и запросы работодателей в сфере туризма; способность будущих специалистов эффективно выполнять трудовые функции, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и использовать передовые технологии туристской деятельности должны стать определяющими факторами в процессе их обучения в университете. Результаты: Обосновано, что ядром формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туризма является практическая подготовка, которой необходимо уделять особое внимание. Новизна исследования: предложен авторский вариант определения, уточняющий содержание понятия профессиональная компетентность специалиста сферы туризма и модель ее структуры; охарактеризованы профессионально-личностный, профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный, практико-рефлексивный компоненты. Вывод: обоснованная структура профессиональной компетентности специалиста сферы туризма может быть использована как основа ее формирования в процессе реализации программ их подготовки в университете.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Абазян А.Г., Макарец В.А. Практический подход при подготовке кадров в сфере туризма: проблемы и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. С. 4-8.
Бай Т.В. Внедрение компетентностного подхода в профессиональное туристское образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. № 8. С. 59-68. DOI: 10.18287/2542-0445-2017-23-3-35-41.
Биттер Н.В., Куликова А.А., Третьякова Н.В. Трансграничные образовательные консорциумы: формирование профессиональных компетенций студентов сервисных и туристских направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 68-72.
Загвоздкина М.В., Мишуненкова О.В. Формирование продуктивной компетентности - педагогическая проблема подготовки кадров для индустрии туризма // Вестник РМАТ. 2018. №1. С.111-116.
Зимняя И.А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов. Том Выпуск 7. 2012. С.64-75.
Крюкова Е.М., Баранова Т.М. Применение современных образовательных технологий в процессе совершенствования системы подготовки персонала в сфере туризма и гостеприимства // Ученые записки РГСУ. Т.14. 2015. №6(133). С. 107–115. DOI: 10.17922/2071-5323- 2015-14-6-107-115.
Оборин М.С. Особенности реализации компетентностного подхода в сфере туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. Т.9. №1. С.123-134. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-1-1.
Переверзев М.В. Содержательно-технологическое обеспечение формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. №3 (55). С. 187-191.
Плотникова В.С., Фомин А.А. Формирование профессиональной компетентности в сфере туризма средствами проектной деятельности // Непрерывное образование: XXI век. 2022. №2 (38). С. 18-29. DOI: 10.15393/j5.art.2022.7626.
Тимошенко Д.С. Педагогические условия формирования профильных компетенций конкурентоспособного специалиста в процессе профессионального становления в вузе // Россия: Тенденции и перспективы развития: ежегодник: материалы XX Национальной научной конференции с международным участием, Москва, 14-15 декабря 2020 года. Том Выпуск 16. Часть 1. 2021. С. 887-888.
Третьякова Т.Н., Сыромятникова Ю.А. Модель организации внеаудиторной образовательной деятельности студентов туристских специальностей // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. Т.10. №4. С. 220-229. DOI: 10.14526/01_1111_71.
Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. №12. С.85-91.
Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В., Романов М.С. Актуальные подходы подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. Т. 7. №2. 2021. С. 91-103. DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-1-0-9.
Шпырня О.В., Андрейко М.Н. Развитие системы подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. №2. С.104-110.
Шпырня О.В. К вопросу о переходе на новые образовательные стандарты в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «гостеприимство, сервис и оказание услуг» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т.15. №2. С.115-121. DOI: 10.47370/2078-1024-2023-15-2-115-121.
Mandalia S. Tourism Education in the Digital Era: Navigating Innovation and Transformation // Proceedings of the International Conference on Social Science and Education (ICoeSSE 2023). 2023. Pp. 509-530. DOI: 10.2991/978-2-38476-142-5_48.
Phi G.T., Clausen H.B. Fostering innovation competencies in tourism higher education via design-based and value-based learning // Journal of Hospitality, Leisure, Sports and Tourism Education. 2021. 29(4): 100298. DOI: 10.1016/j.jhlste.2020.100298.
Sun G., Zhao L. The construction of competency training mechanism model for tourism undergraduates based on grounded theory // PLoS ONE. 2024 19(2): e0296683. DOI: 10.1371/journal.pone.0296683.
Zhou Y.Z. Research on the Competence Based Education Model in the Practice Teaching of Tourism Higher Education // Journal of Service Science and Management. 2022. 15. Pp. 641-647. DOI: 10.4236/jssm.2022.156036.