Влияние обучающего рефлексивного диалога на формирование жизненных проектов подростков: метод контент-анализа
Введение. На современном этапе развития социума необходимо не только осознавать происходящее в настоящем и проектировать будущее, но и становиться авторами собственной жизни. Успешное конструирование жизненного пути требует баланса между индивидуальными целями человека и запросами социума. Это особенно актуально для подростков, которые находятся на стадии формирования своего личностного и профессионального пути. Целью исследования стало выявление роли обучающего рефлексивного диалога в формировании жизненных проектов подростков. Материалы и методы. Экспериментальная база исследования включала три группы общей численностью 100 обучающихся образовательных организаций города Обнинска (РФ) – лицея «Держава» и школы №17. Участники были распределены следующим образом: две экспериментальные группы и одна группа сравнения, состоящая из учеников класса «Интенсив». Эмпирическими методами исследования выступили: метод наблюдения, анализ документов, формирующий эксперимент, контент-анализ. Были использованы диагностические методики – написание сочинения на тему «Мой жизненный проект» и разработанное интервью «Мое будущее». Результаты. Традиционные образовательные подходы не способствуют формированию у подростков полноценных жизненных проектов – они получаются однообразными, бедными по содержанию и недостаточно интегрированными в социальный контекст. Внедрение авторской программы «Жизненный проект личности», основанной на обучающем рефлексивном диалоге, помогает подросткам более качественно выстраивать свои жизненные проекты. Значительные изменения в восприятии будущего у подростков отмечаются, когда в образовательный процесс внедряются рефлексивные практики. Жизненные планы подростков становятся более многогранными и охватывают различные сферы деятельности. У обучающихся формируется зрелый взгляд на перспективы развития, где личные амбиции гармонично сочетаются с общественными потребностями, происходит качественное обогащение представлений о будущем: подростки начинают создавать более сложный и социально обусловленный образ будущего. Вывод. Применение обучающего рефлексивного диалога как технологического инструмента демонстрирует устойчивую результативность. При этом подростки не просто расширяют свой личный взгляд на жизнь – у них формируется многогранное и глубокое представление о предстоящем жизненном пути.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аникина В.Г. Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций // Культурно-историческая психология. М.: Издательство МГППУ. 2009. № 3. С. 72-80.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 340 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1979. 424 с.
Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. 446 с.
Босс М. Недавние размышления о дизайн-анализе // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 2 (61). С. 147-167.
Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6. C. 26-41.
Гутник И.Ю., Гембель Т.П., Дмитриева Ю.И. Анализ опыта проектирования структуры рефлексивной сессии // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). С. 163-171. DOI 10.51379/KPJ.2022.152.2.023.
Давыдова Г.И., Ковров В.В. Рефлексивный диалог как коммуникативная стратегия коррекционно-терапевтической практики педагога-психолога // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 176-186. DOI 10.24411/2073-3305-2022-1-176-186.
Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН. 2004. 421 с.
Клементьева М.В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 14-23. DOI 10.17759/chp.2016120102.
Кривых С.В., Аниканов М.В., Аниканова Н.Г. Рефлексивное обучение: теория и практика. Монография. СПб.: ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2017. 172 с.
Кушнир М., Рабинович П., Заведенский К. Рефлексивные практики в мире образования // Образовательная политика. 2023. № 2(94). С. 66-77. DOI 10.22394/2078-838X-2023-2-66-77.
Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. 2014. Т. 11, № 4. С. 110-135.
Лефевр В.А. Ментализм и бихевиоризм: слияние // Рефлексивные процессы и управление. 2004. №1. С. 75-98.
Логутенкова И.В. Изменения в содержании и структуре жизненных проектов учащихся в обучающем рефлексивном диалоге // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 3. С. 126-144. DOI: 10.17759/pse.2024290308
Логутенкова И.В. Рефлексивный тренинг как инструмент построения жизненных проектов подростков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 3. С. 223-228. DOI 10.34670/AR.2020.62.77.017.
Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Изд-во ин-та общегуманитарных исследований. 2004. 66 с.
Пономарев Я.А. О взаимодействии и развитии // Докл. АПН РСФСР. 1959. № 1. С. 73-76.
Пятунина В.М. Рефлексивно-деятельностная модель формирования социальной успешности личности // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С.13-15.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 713 с.
Семенов И.Н., Степанов С.Ю. От психологии рефлексии к рефлексивной культурадигме в психологии. Новосибирск, 1989. С. 144-152.
Сизикова Т.Э. Мета-модель рефлексии в рамках мета-онтологии // Сибирский психологический журнал. 2018. № 68. С. 6-31. DOI 10.17223/17267080/68/1.
Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск. 1987. С. 68-76.
Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель-ученик»: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 259 с.
Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК. 2005. 798 с.
Baeza W.B., Póo A.M., Vásquez P.O., Muñoz N.S., Vallejos V.C. Identificación de factores de riesgo y factores protectores del embarazo en adolescentes de la novena region // Revista Chilena de Obstetricia y Ginecologaí, 2007. Vol.72. №2.
Pp. 76-81.
Brown K.W., Ryan R.M. Fostering healthy self-regulation from within and without: a self-determination theory perspective. Positive Psychology in Practice. London: Wiley. 2004. P. 105-124.
Lewis K., Belliveau M., Herndon B., Keller J. Group cognition, membership change, and performance: Investigating the benefi ts and detriments of collective knowledge // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2007. Vol. 103(2). P. 159-178.
Oman R.F., Vesely S.K., & Aspy C.B. Youth assets and sexual risk behavior: The importance of assets for youth residing in one-parent households // Perspectives on Sexual and Reproductive Health. 2005. Vol. 37(1). Pp. 25-31.
Palazzolo E.T. Transactive Memory and Organizational Knowledge // Communication and organizational knowledge: Contemporary issues for theory and practice / Ed. by H.E. Canary and R.D. McPhee. N.Y.: Routledge. 2011. P. 113-132.