16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2025-11-2-0-8

Влияние обучающего рефлексивного диалога на формирование жизненных проектов подростков: метод контент-анализа

Введение. На современном этапе развития социума необходимо не только осознавать происходящее в настоящем и проектировать будущее, но и становиться авторами собственной жизни. Успешное конструирование жизненного пути требует баланса между индивидуальными целями человека и запросами социума. Это особенно актуально для подростков, которые находятся на стадии формирования своего личностного и профессионального пути. Целью исследования стало выявление роли обучающего рефлексивного диалога в формировании жизненных проектов подростков. Материалы и методы. Экспериментальная база исследования включала три группы общей численностью 100 обучающихся образовательных организаций города Обнинска (РФ) – лицея «Держава» и школы №17. Участники были распределены следующим образом: две экспериментальные группы и одна группа сравнения, состоящая из учеников класса «Интенсив». Эмпирическими методами исследования выступили: метод наблюдения, анализ документов, формирующий эксперимент, контент-анализ. Были использованы диагностические методики – написание сочинения на тему «Мой жизненный проект» и разработанное интервью «Мое будущее». Результаты. Традиционные образовательные подходы не способствуют формированию у подростков полноценных жизненных проектов – они получаются однообразными, бедными по содержанию и недостаточно интегрированными в социальный контекст. Внедрение авторской программы «Жизненный проект личности», основанной на обучающем рефлексивном диалоге, помогает подросткам более качественно выстраивать свои жизненные проекты. Значительные изменения в восприятии будущего у подростков отмечаются, когда в образовательный процесс внедряются рефлексивные практики. Жизненные планы подростков становятся более многогранными и охватывают различные сферы деятельности. У обучающихся формируется зрелый взгляд на перспективы развития, где личные амбиции гармонично сочетаются с общественными потребностями, происходит качественное обогащение представлений о будущем: подростки начинают создавать более сложный и социально обусловленный образ будущего. Вывод. Применение обучающего рефлексивного диалога как технологического инструмента демонстрирует устойчивую результативность. При этом подростки не просто расширяют свой личный взгляд на жизнь – у них формируется многогранное и глубокое представление о предстоящем жизненном пути.

Количество просмотров: 5 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 12
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: