Педагогическое сопровождение развития личности в процессе формирования гражданско-патриотического самосознания
Введение. Обновление содержания и методов обучения предполагает системный и многофункциональный подход к формированию духовно-нравственной и самостоятельной личности, способной к профессиональной ориентации и самореализации в сфере своих интересов и склонностей. Этот подход включает в себя не только академическую подготовку, но и развитие лидерских качеств, патриотическое воспитание, формирование гражданской ответственности, физическое и культурное развитие. Организация образовательного процесса с учётом социокультурных, духовно-нравственных ценностей, менталитета российского общества и государства в условиях глобальных вызовов требует усиления информационной поддержки со стороны педагогов и расширения возможностей для проектирования содержания вопросов личностного развития. Это включает в себя разработку практико-ориентированных программ проектной деятельности и внедрение их в образовательный процесс. Цель исследования – разработать и описать авторский опыт внедрения программы проектной деятельности, направленную на формирование гражданственности и патриотического самосознания у молодёжи. Методология и методы. В основу положена комплексная методологическая система, включающая теоретический анализ и сравнительный синтез научной и педагогической литературы по проблеме исследования. Важным аспектом методологии является систематизация авторских практических результатов внедрения проектной деятельности в образовательную практику профильных организаций. Этот подход позволяет не только аккумулировать уникальный опыт, но и формировать новые подходы к организации образовательного процесса, способствующие повышению его эффективности и качества. Результаты. Систематизированы и апробированы актуальные педагогические практики, основанные на использовании проектной деятельности в образовательном процессе. Определены задачи, принципы авторской модели использования метода проектной деятельности, которые способствуют эффективному формированию гражданско-патриотического воспитания профильных организаций. Обосновывается необходимость создания практико-ориентированных условий для формирования гражданской идентичности в условиях глобальной информатизации, развитие духовно-нравственной и самостоятельной личности, способной к профессиональной ориентации и самореализации.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В. Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 8-14.
Горячева И.А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической классики: монография. Екатеринбург: Артефакт, 2020. 303 с.
Гукаленко О.В. Традиционные российские ценности как основа воспитания патриотизма и гражданственности учащихся в условиях поликультурного образовательного пространства // Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика: Сборник докладов и тезисов участников круглых столов / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2022. С. 110-119.
Дюков В.М. Педагог – руководитель проектов. Модуль «Системный подход к проектной деятельности педагога». Красноярск: Изд-во ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. 107 с.
Карпов В.В., Жарикова Л.И., Жукова Г.А. Педагогика: учебное пособие. Санкт-Петербург: ИЭО СПбУТУиЭ, 2012. 376 с. URL: https://e.lanbook.com/book/64045 (дата обращения: 06.02.2025).
Королева А.В. Развитие критического мышления социального педагога в процессе профессиональной подготовки в вузе. Автореф. Дис. … канд. пед. наук. Курск. 2010. 24 с.
Матвеева С.В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в педагогическом процессе университета // Социальная среда как фактор гражданского воспитания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас, 27-28 апреля 2017 года / Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2017. С. 220-227.
Ощепков О.А. Готовность молодежи к защите Родины – главная цель военно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи // Современные гуманитарные исследования. 2007. № 2(15). С. 225-226.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2009. 268 с.
Пустовойтов В.Н. Методологические принципы подготовки педагогов к воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 3. С. 177-181. DOI 10.17513/snt.38552.
Радищев А.Н. Избранное. Куйбышев: Кн. изд-во. 1982. 239 с.
Семенова О.М. Формирование критического мышления студента - будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете. Дисс. … канд. пед. наук. Самара, 2009. 235 с.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. Сост. О.В. Сухомлинская. М.: Педагогика 1990. 288 с.
Шеховская Н.Л., Шумакова И.А., Ефимова А.Г. Генезис идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 1. С. 33-40. DOI 10.18413/2313-8971-2019-5-1-0-2.
Хмызова Н.Г. Наставничество как активная форма взаимодействия в проектной деятельности // Путь в науку. Современная национальная экономика: молодые ученые - новый взгляд: материалы Международной научно-практической конференции, Орёл, 29–30 апреля 2021 года. Орел. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. 2021. С. 435-443.
Berry A., Kitchen J. Who does self-study and why? Studying Teacher Education. 2021. V.17. №2. P. 119-121. https://doi.org/10.1080/17425964.2021.1947132.
Paravato Taylor L., Newberry M., Clark S.K. Patterns and progression of emotion experiences and regulation in the classroom. Teaching and Teacher Education, 2020. P. 93. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103081. Article 103081.