Менторинг и управление дошкольным образованием: тенденции в отечественном и в мировом пространствах
Введение. О необходимости внедрения новых подходов в образование задумывается не каждый руководитель детского сада. Происходит это потому, что руководитель зачастую – вначале первоклассный менеджер и только после – педагог. В этом плане интересен опыт применения менторинга, который позволяет определять долгосрочные проекты как профессионального характера, так и воспитательно-образовательного в ДОО. Цель: анализ международных практик с применением менторинга, в том числе его интерпретация и трактовка для дошкольной организации с позиции эффективного взаимодействия, а также определения отечественной политики в данной области. Материалы и методы: педагогические исследования в области применения и реализации менторинга на базе дошкольных образовательных организаций России и анализ подобных исследований за рубежом. Применены методы обобщающего анализа электронного опроса, экспертного мнения, систематизации актуальной, научно-отечественной и зарубежной литературы. Результаты. Осуществлен анализ процесса определения внешней и внутренней мотивации педагогов через призму разновозрастного коллектива с учетом корпоративной этики, под влиянием и с учетом теории и практики научных основ менторинга в дошкольной организации. Определено значение внутренних ресурсов руководителей дошкольных организаций в условиях проектных команд с менти-педагогами и его влиянием на эмоциональный интеллект вкупе с успешным и эффективным лидерством.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Тренинг, фасилитация, коучинг и менторинг в непрерывном образовании // III Международная научно-практическая конференция: сборник научных трудов. 2016. С. 648-655.
Гарифуллина А.М. Менторинг в наставничестве: перспективы и проблемы развития в дошкольном образовании РФ // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. (2). С. 170-179. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.21.
Ларина Т.И., Крайнова Д.К. Эмоциональное лидерство в студенческих организациях (на примере обучающихся Российского университета дружбы народов) // Теория и практика общественного развития. 2024. №11. С. 83-89 URL: https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/167569/ (дата обращения: 03.07.2025).
Кикоть В.Я., Столяренко А.М. Прикладная юридическая педагогика: учебник. Москва: ЮНИТИ. 2018. 512 c.
Mайер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: метод. пособие. Mосква. «Сфера». 2018. 128 с.
Литвинова С., Челышева Ю. Дошкольное образование. Цифровые инструменты. Учебное пособие для СПО. Litres. 2024.
Пастюк О.В. Менеджмент в дошкольной организации России: миф или реальность //Детский сад от А до Я. 2014. (1). С.14-28.
Розанова В. А. Психология управления. Москва. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2014. 352 с.
Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. С-Пб.: «Питер». 2015. 13 с.
Boboyev F.A. The essence of principles, methodological approaches and mechanisms of preschool education organization management // Central Asian Jornal of multidisciplinary research and management studies. 2024. V. 1. №. 10. P. 117-121. https://doi.org/10.5281/zenodo.11085420.
Balduzzi L., Lazzari A. Mentoring practices in workplace-based professional preparation: a critical analysis of policy developments in the Italian context // Early Years. 2015. Т. 35. (2). P. 124-138. doi.org/10.1080/09575146.2015.1022513.
Casado-Lumbreras C. et al. Mentoring programmes: a study of the Spanish software industry // International Journal of Learning and Intellectual Capital. 2009. Т. 6. (3). P. 293-302. doi.org/10.1504/IJLIC.2009.025046.
Cullingford C. Mentoring in education: An international perspective. Routledge. 2016. P. 164-181.
Fransson G. Mentoring for newly-qualified teachers in Sweden: Reforms and challenges. 2020. 432 p.
Iain Bright M. Can Japanese mentoring enhance understanding of Western mentoring? // Employee Relations. 2005. Т. 27 (4). P. 325-339.
Lunsford L. G. et al. Mentoring in higher education // The SAGE handbook of mentoring. 2017. Т. 20. С. 316-334.
Meinel F. G. et al. More mentoring needed? A cross-sectional study of mentoring programs for medical students in Germany // BMC medical education. 2011. Т. 11. P. 1-11.