Оценка уровня эффективности деятельности психологической службы в системе образования в Российской Федерации
Введение. Развитие психологической службы возможно через оценку ее дефицитов и ресурсов, что позволяет проанализировать мониторинга ее эффективности, а обсуждение результатов мониторинга позволяет выработать дальнейшие необходимые управленческие решения. Целью мониторинга эффективности деятельности психологической службы в системе образования являлась оценка ее актуального состояния в субъектах Российской Федерации. Методология и методы. Для определения уровня эффективности деятельности психологической службы ранее были разработаны критерии, параметры и индикаторы. Анализ проводился на основании двух критериев: качество и доступность психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений. На основании выделенных критериев были разработаны специальные формы анкет, представляющие собой автоматизированный инструмент. Результаты. По результатам мониторинга выявлено, что в большинстве регионов преобладает средний уровень эффективности психологической службы. В образовательных организациях оказывается психолого-педагогическая помощь участникам образовательных отношений, но остается актуальной потребность в кадровом обеспечении их штатными педагогами-психологами. Также определено несоответствие рекомендуемого и утвержденного нормативов количества ППМС-центров и ПМПК, что осложняет оказание психолого-педагогической помощи всему детского населению Российской Федерации. Заключение. Результаты мониторинга позволили определить уровень эффективности психологической службы и обозначить области для ее развития. Также мониторинг позволяет исполнительным органам субъектов Российской Федерации провести самодиагностику для анализа имеющихся рисков в развитии психологической службы, ресурсного потенциала и выявления основных факторов, влияющих на результат ее деятельности.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Дубровина И.В. Психологическая служба на пути своего развития // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 14-26. DOI: 10.17759/bppe.2024210101.
Дубровина И.В. Предыстория развития школьной психологической службы (к 110-летнему юбилею Психологического института РАО) // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19, № 1. С. 18-32. DOI: 10.17759/bppe.2022190102.
Кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования и среднего профессионального образования / Тукфеева Ю.В., Кнышева Т.П., Трофимова А.П., Шарапова А.К., Курбанова В.В. // Психолого-педагогические исследования. 2025. Том 17. № 1. С. 81-99. DOI: 10.17759/psyedu.2025170106.
Критерии оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования / Ульянина О.А., Тукфеева Ю.В., Семенова К.Г., Трофимова А.П. // Вестник практической психологии образования. 2025. Т. 22. № 1. С. 33-49. DOI: 10.17759/bppe.2025220104.
Моложавенко А.В. Супервизия во взаимодействии наставника с молодым педагогом-психологом как технология эффективной реализации обобщенных трудовых функций профессионального стандарта // Известия ВГПУ. 2020. №2 (145) C. 20-28.
Особенности профессиональной подготовки педагогов-психологов и социальных педагогов в России / Ульянина О.А., Тукфеева Ю.В., Семенова К.Г., Трофимова А.П. // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2025. № 1(21). С. 30-40. DOI 10.17853/2686-8970-2025-1-30-40.
Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 82-92. DOI: 10.17759/pse.2018230107.
Рубцов В.В., Леонова О.И. Психологическая служба образования в Российской Федерации сегодня: нерешенные проблемы и основные направления развития: доклад, представленный на Всероссийском съезде психологических служб в системе образования Российской Федерации // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 5-13.
Савинков С.Н. Психологическая служба в образовании: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2025. 169 с.
Система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений: опыт специалистов Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации / О.А. Ульянина, А.В. Ермолаева, Д.С. Волков [и др.] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 140-151. DOI: 10.17759/bppe.2024210413.
Burns M.K. School Psychology Research: Combining Ecological Theory and Prevention Science // School Psychol. 2011. Rev. 40. P. 132-139. DOI: 10.1080/02796015.2011.12087732.
Implications for Educational Practice of the Science of Learning and Development / Darling-Hammond L., Flook L., Cook-Harvey C. M., Barron B., Osher D. // Applied Developmental Science. 2020. Vol. 24(2). P. 97-140. DOI:10.1080/10888691.2018.1537791.
Fenning P., Pearrow M., Politikos N. NASP 2020 Professional Practice Standards: Applications and Opportunities for School-Based Consultation // Journal of Educational and Psychological Consultation. 2023. V. 33. DOI: https://doi.org/10.1080/10474412.2022.2154675.
Gutkin T.B., Conoley J.C. Reconceptualizing School Psychology from a Service Delivery Perspective: Implications for Practice, Training, and Research // J. School Psychol. 1990. № 28. P. 203-223. DOI: 10.1016/0022-4405(90)90012-V.
Jin L., Taresh S., Duraipandi O. The Effectiveness of The Educational Psychology Report: an Exploratory Study Taking into Account the Perspectives of Stakeholders Across the Youth, Caregiver and Educational // Library Progress International. 2023. Vol.43. №.2. P. 929-934. URL: https://bpasjournals.com/library-science/index.php/journal/article/view/4184 (дата обращения 23.04.2025).
Measurement of the Effects of School Psychological Services: A Scoping Review / Müller B., Hagen A., Vannini N. Büttner G. // Front. Psychol. 2021. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.606228.