Стратегии адаптации и типы идентичности иностранных студентов высших учебных заведений
Введение. Российская Федерация, являясь активным участником международного рынка образовательных услуг, принимает иностранных студентов на обучение. При этом тип этнической идентичности выступает в качестве ключевых личностных детерминант и является одним из факторов адаптации к новой этнокультурной среде. Цель работы – выявить и сравнить стратегии аккультурации, трудности адаптации, а также типы этнической идентичности студентов-мигрантов, обучающихся в вузах г. Екатеринбурга. Материалы и методы. В практическом исследовании принял участие 71 студент (43 студента первого курса и 28 студентов 4-6 курсов) из Ливана, Индии, Китая, Перу, Судана, Йемена, Зимбабве и Марокко. Исследование проводилось на базе Уральского государственного медицинского университета, Уральского государственного горного университета, Уральского государственного юридического университета, г. Екатеринбург. Методы исследования включали анкетирование, тестирование и опрос. Для определения уровня самооценки применялся тест М. Розенберга, для выявления стратегии аккультурации использовался опросник Дж. Берри. Тип этнической идентичности определялся посредством опросника Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы StatTech v. 4.7.1 (ООО «Статтех», Россия). Результаты. Иностранные студенты, обучающиеся на первых курсах екатеринбургских вузов, испытывают трудности с общением с противоположным полом, обретением друзей, поиском и покупкой любимых продуктов. Большинство студентов-мигрантов прибегают к стратегии интеграции, что позволяет им наиболее эффективно адаптироваться в новой среде. Заключение. Выявленные средние значения типов этнической идентичности позволяют сделать вывод, что доминирующими характеристиками этнической идентичности являются «норма» и «этническая индифферентность».
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Айбазова М.Ю. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 1 (34). С. 117-121. DOI: 10.36809/2309-9380-2022-34-117-121.
Боброва Т.В., Дранишников С.А. Развитие идентичности и толерантности личности иностранных студентов в условиях образовательного процесса // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 3. С. 187-197. DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-3-187-197.
Вишневская М.Н. Особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. DOI: 10.15862/63PSMN220.
Волков Ю.Г., Курбатов В.И., Гаврилов В.С. Формирование средовой идентичности учебных мигрантов в российских вузах // Социология. 2023. № 4. С. 156-164. DOI: 10.24412/1812-9226-2023-4-156-164.
Воробьева И.В., Жданова Н.Е., Кривощекова Н.С. Специфика эмпатии иностранных студентов и ее роль в типе этнической идентичности личности // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 83-88. URL: https://journals.uspu.ru/attachments/article/1087/14.pdf (дата обращения: 26.06.2025).
Зимина Е.И., Нохрина В.А. Примеры коммуникативных неудач, возникающих при межкультурном взаимодействии между студентами и преподавателями // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы ХI Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: 2020. С. 232-236.
Иванова Г.П., Ширкова Н.Н., Логвинова О.К. Иностранный студент в российском вузе: монография. Москва: РУСАЙНС. 2022. 138 с.
Левичева Е.В., Лебедева О.А. Иностранный студент как феномен современного образовательного пространства // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 5. С. 118-122.
Лепшокова З.Х. Взаимосвязь характеристик этнической и гражданской идентичности с аккультурационными стратегиями мигрантов // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии / Под общ. ред. В.В. Гриценко. Смоленск: Маджента. 2012. Т. 2(3), С. 107-111.
Личностные особенности русских студентов с различными типами этнической идентичности / Баляев С.И., Гаранина Ж.Г., Никишов С.Н., Никишова И.С. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 4. С. 467-483. DOI: 10.15507/2078-9823.064.023.202304.467-483.
Особенности личностной и этнической идентичности студентов в аспекте кросскультурного сравнения / Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Бородич Ю.В., Терехина О.В., Ульянич А.Л. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 4. С. 962-973. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-962-973.
Романовская О.Е., Ильина Д.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе в контексте академической мобильности // Поволжский педагогический поиск. 2019. № 2. С. 62-68. DOI: 10.33065/2307-1052-2019-2-28-62-68.
Рыкова С.А., Киришева И.Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 402-410.
Смирнова Е.С. Этническая идентичность и толерантность иностранных курсантов в политкультурной среде военного вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 3. С. 35-44. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-35-44.
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. Москва. 1998. 389 с.
Социальная адаптация и психическое здоровье студентов-мигрантов в Сибири / Воеводин И.В., Пешковская А.Г., Галкин С.А., Белокрылов И.И. // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 157-161. DOI: 10.31857/S013216250010306-9.
Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательной среде университетов Томска / Дмитриенко Н.А., Коваленко Н.С., Васильева С.Л., Абрамова А.А. // Профессиональное образование в России. 2020. № 4. С. 100-105. DOI: 10.26170/po20-04-12.
Социально-психологические факторы формирования поликультурной идентичности иностранных студентов / Ларионова А.В., Ливенцова Е.Ю., Фахретдинова А.П., Костюкова Т.А. // Психология и Психотехника. 2020. № 4. С. 78-88. DOI: 10.7256/2454-0722.2020.4.34672.
Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 2. С. 3-17.
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса [пер. с англ. А.А. Анистратенко, И. Знаешевой]. Москва: Эксмо. 2018. 251 с.
Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2002. 124 c.
Цветкова Н.А., Эгамбердиева Е.В. Взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и авторитарности у студентов, обучающихся в условиях межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 1. С. 81-99. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-1-81-99.
Шаповалова А.Э. Социокультурная адаптация иностранных студентов: особенности, проблемы, виды и формы работы // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 12 (126). С.1-4. DOI: 10.23670/IRJ.2022.126.59.
Шляпников В.Н. Связь особенностей этнической идентичности и условий жизни и состояния волевой регуляции у тувинцев // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 4. С. 99-111. DOI: 10.17759/exppsy.2022150406.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. Москва: МОСУ. 2001. 272 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. Москва: Прогресс. 1996. 340 с.
Berry J.W. Acculturation as varieties of adaptation // Boulder: Westview Press. 1980. No. 3. P. 9-25.
Berry J.W. Contexts of Acculturation // The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 2006. P. 27-42.
Biserova G.K., Shagivaleeva G.R. Socio-psychological adaptation of international students to learning and professional activities // Space and Culture, India. 2019. Vol. 6. No. 5. P. 99-114. DOI 10.20896/saci.v6i5.411.
Redfield R., Linton R., Herskovits M.H. Memorandum on the study of acculturation // American Anthropologist. 1936. No. 38. P. 149-152.
Samnani A.K., Boekhorst J.A., Harrison J.A. Acculturation Strategy and Individual Outcomes: Cultural Diversity Implications for Human Resource Management // Human Resource Management Review. 2012. Vol. 22. No. 4. P. 323-335. https://doi.org/10.1016/J.HRMR.2012.04.001.
Prasetyawati W., Marella B. Adjustment to college work and its relationship with psychological distress in international students at the university of Indonesia // Jurnal Psikologi. 2020. Vol. 19. No. 3. P. 286-296. https://doi.org/10.14710/jp.19.3.286-296.
Wilczewski M., Wang R., Du J. et al. Cultural novelty and international students’ experience: a five-country study // High Educ. 2023. Vol. 86. P. 1107-1128. DOI: 10.1007/s10734-022-00964-z.
Yılmaz K., Temizkan V. The Effects of Educational Service Quality and Socio-Cultural Adaptation Difficulties on International Students’ Higher Education Satisfaction // SAGE Open. 2022. Vol. 12. No. 1. P. 1-18. DOI: 10.1177/21582440221078316.