Влияние самоотношения на формирование ответственности личности студентов – будущих психологов служебной деятельности
Введение. Актуальность исследования связана с поиском факторов, влияющих на формирование ответственности личности – качества, необходимого каждому человеку, в особенности для представителей профессий, связанных с риском, жизнью, здоровьем человека. И к такой специальности относится психология служебной деятельности. Однако в научной литературе не представлено исследований, позволяющих проанализировать характер влияния самоотношения на формирование данного личностного качества. Цель статьи – раскрыть характер влияния самоотношения на формирование ответственности личности студентов – будущих психологов в служебной деятельности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты (N=86), обучающиеся по специальности Психология служебной деятельности. Методики исследования: «Методика исследования самоотношения» (МИС) (С.Р. Пантелеев), «Ответственность как системное качество личности» (В.П. Прядеин), «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) (В.П. Прядеин). Результаты. Выявлено, что у большинства опрошенных студентов выражен средний уровень ответственности и ее отдельных компонентов. При этом два показателя «результативность субъектная» и «когнитивная осмысленность» представлены в среднем на более высоком уровне. Среди показателей самоотношения личности выявлен средний уровень, самые высокие значения были получены по показателю «самоценность». Доказано, что показатели самоотношения студентов влияют на уровень их ответственности в целом и на отдельные её компоненты. Заключение. Полученные данные позволяют сделать вывод о важности развития положительного самоотношения личности студентов – будущих психологов в служебной деятельности, т.к. это напрямую влияет на одно из самых главных профессионально важных качеств психологов в служебной деятельности – ответственность.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 1991. 304 с.
Артемьева В.А. Социальная ответственность как качество личности студентов старших курсов строительных специальностей // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. №2. С. 83-90. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-9.
Быков С.В., Гаврилушкин С.А. Ответственность как условие профессиональной деятельности психолога // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. №2. С. 20-25.
Гасанова Д.И., Салманова Д.А. Современные технологии формирования социальной ответственности студенческой молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN623.pdf (дата обращения: 24.07.2025).
Дементий Л.И. К проблеме меры ответственности // Личность. Культура. Общество. 2004. Т. 6. №3 (23). С. 264-274.
Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности. Автореферат дисс. … д-ра псих. наук. Москва. 2005. 46 с.
Дементий Л.И., Лейфрид Н.В. Ответственность как детерминанта социальных представлений об успехе и условиях его достижения // Вестник Омского университета. 2012. №3(65). С. 289-295.
Закирова М.А. Развитие ответственности в юношеском возрасте: (на примере студентов вуза). Автореферат дисс. … канд. псих. наук. Казань. 2010. 24 с.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 4. М.: Педагогика. 1984. 396 с.
Михайлова О.Б., Медведева И.А. Ценностные ориентации как предикторы формирования и развития ответственности личности // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN624.pdf (дата обращения: 24.07.2025)
Михеева Л.А. Ответственность личности в период ранней взрослости как предиктор перфекционизма и психологического благополучия // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020. № 4. С. 76-82.
Перевозный А.В. Ответственность как качество личности: сущность, формирование, значение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 101-105. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-101-105.
Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / пер. с фр. В. Большакова. М.: Академический проект. 2006. 479 с.
Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: практикум. Сургут. 2014. 215 с.
Прядеин В.П. Факторы воли в структуре ответственности, исполнительности, стиле и мотивации исполнительности // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 99-111.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
Самоотношение и атрибутивные схемы локус-контроля как составляющие личностного потенциала / Бокуть Е.Л., Комарова О.Н., Рассказова А.Л., Решетникова О.В. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4(53). С. 6-16.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба. 1989. 204 с.
Семенова Г.В. Проявление ответственности личности в контексте жизненных ситуаций. Автореферат дисс. … канд. псих. наук. СПб., 2007. 25 с.
Сорокоумова С.Н., Заргаров А.В., Ганишина И.С. О структуре личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2024. №1(101). С. 270-280. DOI: 10.35750/2071-8284-2024-1-270-280.
Стреленко А.А. Взаимосвязь самоотношения с локусом контроля у подростков групп социального риска / Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции к 75-летию Гуманитарно-педагогической академии / Под редакцией Коврова В.В. Симферополь: ИТ «АРИАЛ». 2019. С. 345-349.
Толстых Л.Р. Особенности ответственности студентов высшей школы направления психология // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. №4. С. 103-107. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-4-103-107.
Устюжанин В.Н. Ответственность как системообразующее нравственное качество личности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. №2(62). С. 231-235.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990. 368 с.
Ярославова Е.Н., Лазорак О.В. Рефлексивность и ответственность как факторы содействия успешности учебной деятельности студентов вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2024. Т. 16. №4. С. 42-53. DOI: 10.14529/ped240404.
Influence of the adulthood image of adolescent on the characteristics of structural links of self-awareness / M.Y. Khudaeva, L.V. Godovnikova, E.A. Ovsyanikova, N. S. Tkachenko, A. S. Velikanova // Revista Espacios. 2020. Vol. 41 (23). P. 224-231.
Heider F. Social perception and Реnomenal causality // Psychological Reviem. 1944. Р. 358-374.
Kudinov S.I., Kudinov S.S., Mikhailova O.B., Kudinov V.S., Imomberdieva N.M. // Different self-attitude indicators in students and their self-realization in a university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2020. Т. 8. № 3. С. 47-59. DOI: 10.23947/2334-8496-2020-8-3-47-59.
Nasirova N. The relation between responsibility and anxiety level in students group // Education Sciences and Psychology. 2025. № 1(74). Р. 31-36.
Rotter J.B. Social Learning and Clinical Psychology. Englewood Cliffs, New York, 1954. 466 p.
Zhao X., Huang S., Zhu L. Longitudinal Relationship Between Vocational Self-Concept Clarity and Proactive Career Behaviors of Higher Vocational Students: The Role of Career Outcome Expectations and Career Barriers PerceptionTree // Journal of Adolescence. 2025. Vol. 97. № 5. P. 261-1271. DOI: 10.1002/jad.70022.