Цифровое самоопределение будущего педагога: структурно-содержательная модель и детерминанты развития
Введение. Глубокая трансформация современного профессионального образования, вызванная цифровизацией, порождает для педагогов системные вызовы: риск потери профессиональной автономии, фрагментацию идентичности, мотивационно-смысловой разрыв и этическую неопределенность. Их преодоление требует формирования целостной рефлексивно-ценностной позиции, что актуализирует проблему цифрового самоопределения будущего педагога. Теоретическое осмысление данного феномена в педагогической науке остается фрагментарным, его сущность часто редуцируется до технических навыков. Цель исследования – теоретическое обоснование структурно-содержательной модели цифрового самоопределения будущего педагога и детерминант его развития. Методология и методы. Исследование основано на применении комплекса теоретических методов, включая феноменологический анализ философской, психологической и педагогической литературы, синтез научных подходов и сравнительный анализ понятийного аппарата. Центральным методом исследования выступило теоретическое моделирование, позволившее разработать структурно-содержательную модель цифрового самоопределения будущего педагога. Методологической основой исследования явились принцип детерминизма и системный подход. Результаты. Сформулировано авторское определение понятия «цифровое самоопределение» как процесса осознанного выбора и результата этого выбора − устойчивой профессиональной позиции в цифровой среде. Разработана четырехкомпонентная структурно-содержательная модель цифрового самоопределения будущего педагога, включающая когнитивно-деятельностный, ценностно-этический, коммуникативно-коллаборативный и рефлексивно-личностный компоненты, где последний выполняет системообразующую функцию. Охарактеризованы стадии генезиса данного феномена, выявлен комплекс взаимосвязанных детерминант развития. Показано, что эффективное цифровое самоопределение будущего педагога происходит при конгруэнтности внешних и внутренних детерминант его развития. Заключение. Теоретическая значимость работы заключается в преодолении редукционистских трактовок и разработке целостной модели цифрового самоопределения будущего педагога. Практическая значимость состоит в создании теоретического фундамента для проектирования образовательных программ вуза и разработке диагностического инструментария для оценки уровня развития данного феномена. Перспективы исследования связаны с эмпирической верификацией предложенной модели цифрового самоопределения будущего педагога и разработкой педагогических технологий содействия данному процессу.

















Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Список использованной литературы появится позже.