Формирующее профессиональное развитие педагога: теоретические основания и варианты практической реализации
Введение. В условиях динамично меняющегося мира традиционные модели профессионального развития, ориентированные на передачу знаний и навыков, оказываются недостаточно эффективными для формирования гибких компетенций и способности к саморазвитию. Исследование потенциала формирующего профессионального развития является ответом на эти вызовы. Цель исследования состояла в научном обосновании сущности, содержания и вариантов практической реализации формирующего профессионального развития педагога. Материалы и методы. В работе использовались идеи системного и личностно-ориентированного подходов, принципы акмеологии и аксиологии применительно к профессиональному развитию педагога. Исследование осуществлялось посредством структурного и сравнительного анализов теоретических и методических оснований процесса профессионального развития педагога. Результаты. Определена рамка исследования понятий «развитие», «формирование», «профессиональное развитие», входящих в понятие «формирующее профессиональное развитие педагога». Установлено, что формирующее профессиональное развитие предполагает направленное изменение личности педагога, отражающееся в приобретении новой формы профессионализма под влиянием определенных факторов и условий профессиональной деятельности и открывающее новые пути для профессиональной самореализации и эффективной деятельности. Выявлены ключевые характеристики формирующего профессионального развития педагога (активная позиция педагога, постоянное стремление к своему «акме», наличие обратной связи, осознанное кризисное состояние, запрос на развитие «дефицитных» способностей). Обоснованы идеи формирующего оценивания применительно к формирующему профессиональному развитию педагога. Описаны основные стратегии реализации формирующего профессионального развития педагога (образовательная, экспертно-оценочная, менеджерская, рефлексивная, мотивационная, сопровождающая). Заключение. Формирующее профессиональное развитие педагога представляется новым инструментом совершенствовании профессионально-педагогической деятельности. Перспективой изучения формирующего характера профессионального развития педагога является рассмотрение его как процесса осмысленного изменения личности педагога и механизма интеграции результатов критической рефлексии в ценностно-смысловые установки на профессиональных рост.

















Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Список использованной литературы появится позже.