Критерии и механизмы формирования конструктивной зоны референций личности в условиях спортивного студенческого клуба
Введение. Современная молодёжь находится на перепутье социального развития. Участие в студенческих организациях, особенно связанных с физической культурой и спортом, становится важным этапом и движущей силой становления личности. Существенное значение в этом процессе имеет формирование конструктивной зоны референций – системы социальных ориентиров, в отношении которой человек осознаёт свои действия, принимает решения и выстраивает взаимодействие с другими людьми. Цель работы – изучение критериев и механизмов формирования конструктивной зоны референций в условиях спортивного студенческого клуба (ССК «Метод Макаренко» Воронежского государственного педагогического университета). Материалы и методы исследования. На основе теоретического анализа, синтеза, обобщения научных данных относительно зоны референций и формирования личности в условиях спортивного клуба спланировано и реализовано эмпирическое исследование с применением опросного метода, которое охватило 168 студентов Воронежского государственного педагогического университета, разделенных на две группы по критерию включенности/невключенности в деятельность спортивного студенческого клуба. Для обработки эмпирических данных, полученных в результате опроса, применялись качественный и количественный анализ, в том числе описательная статистика. Результаты исследования и их обсуждение. Уточнено понятие зоны референций, выделены ее компоненты и типы (патологические, деформированные, нейтральные, конструктивные). Определены критерии сформированности конструктивной зоны референций: целеполагание, познавательная активность, эмоциональное восприятие себя и группы, социальная компетентность, ценностное отношение к спорту. Выявлены ключевые механизмы её формирования: командное взаимодействие, групповая идентичность, баланс внешних и внутренних референций, эмоциональная устойчивость, способность к рефлексии негативного опыта. Результаты показали, что у участников спортивного студенческого клуба уровень сформированности конструктивной зоны референций статистически значимо выше, чем у студентов, не включенных в деятельность клуба. Обсуждаются педагогические условия, способствующие переходу от нейтральной или деформированной референции к конструктивной. Заключение. Формирование конструктивной зоны референций личности – важный аспект развития студенческой молодёжи. Спортивный студенческий клуб предоставляет уникальные возможности для решения этой задачи. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по формированию конструктивной зоны референций у студентов – членов спортивного студенческого клуба (ССК).

















Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Список использованной литературы появится позже.