16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2025-11-4-0-7

Факторная структура субъективных знаний гражданской идентичности в юношеском возрасте

Введение. Проблема изучения гражданской идентичности является актуальной в контексте современных социальных изменений, оказывающих влияние на развитие молодого поколения нашей страны. Юношеский возраст требует особого внимания при изучении гражданской идентичности и ее отдельных компонентов (в частности - субъективной оценки знаний, связанных с гражданской идентичностью как критерия познавательного компонента), из-за характерной для периодов раннего (15-18 лет) и позднего (19-23 года) юношества сензитивности в формировании идентичности, неустойчивости гражданской позиции и подверженности внешним влияниям, создающим риск развития негативных форм гражданского самоопределения. Цель – выявить динамику факторной структуры субъективной оценки знаний, связанных с гражданской идентичностью, у молодых людей юношеского возраста при их переходе от раннего периода юношества (15-18 лет) к позднему (19-23 года). Материалы и методы: анкета «Я знаю» И.В. Кожанова в модификации (коэффициент альфа Кронбаха – 0,86). Результаты обрабатывались с помощью факторного анализа c использованием пакета статистического анализа «SPSS statistics 22.00» for Windows. Выборкой исследования явились молодые люди (студенты) г. Архангельска раннего и позднего периодов юношеского возраста в общем количестве 280 человек. Результаты. Выявлена и описана динамика факторной структуры субъективной оценки своих знаний, как критерия познавательного компонента гражданской идентичности при переходе молодых людей от раннего к позднему юношеству; определены ведущие составляющие гражданской идентичности в содержании факторной структуры в периоды раннего и позднего юношества. Выводы. Установлены качественны е изменения в факторной структуре субъективной оценки знаний о гражданской идентичности при переходе молодых людей от раннего к позднему юношеству, проявляющиеся: 1) в повышении общей информативности выявленной факторной структуры; 2) более равномерном распределении знаний о структурных составляющих гражданской идентичности; 3) в смещении фокуса знаний от общероссийской к этнической составляющей гражданской идентичности по мере взросления.

Количество просмотров: 16 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 61
К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: