ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОГО И АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Aннотация
Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных молодых людей. Вместе с тем, наряду с позитивным влиянием, обусловленным удобством использования ресурсов интернета, становится все более оформленной проблема интернет-зависимого поведения. Подростки и молодые люди в силу возрастной незрелости личности наиболее уязвимы для разного рода негативных воздействий. В статье представлены и обобщены методологические подходы к проблеме изучения интернет-зависимости во взаимосвязи с совладающим поведением, определены цели, задачи принципы и методы коррекции личности студентов, имеющих склонность к интернет-зависимости и зависимость от интернета.
Ключевые слова: Аддиктивное поведение, интернет-зависимость, совладающее поведение, отклоняющееся поведение, ранний юношеский возраст
Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных молодых людей. Вместе с тем, наряду с позитивным влиянием, обусловленным удобством использования ресурсов интернета, становится все более оформленной проблема интернет-зависимого поведения. Подростки и молодые люди в силу возрастной незрелости личности наиболее уязвимы для разного рода негативных воздействий. Негативные последствия чрезмерной увлеченности интернетом охватывают все сферы их жизни, возникают трудности в учебно-профессиональной деятельности, проблемы общения со сверстниками, возникают конфликты в семье и др.
Изменившаяся социальная ситуация развития в раннем юношеском возрасте заставляет молодых людей столкнуться с трудными жизненными обстоятельствами «один на один». Юноши и девушки чувствуют себя особенно незащищенными и уязвимыми, поскольку навык преодоления трудностей, разрешение сложных ситуаций у них не сформирован.
Наибольшая опасность формирования деструктивного поведения существует для девиантных молодых людей в силу их дезадаптации.
Цель статьи заключается в изучении проявления взаимосвязи интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи, а также в проектировании процесса психолого-педагогической коррекции интернет-зависимого поведения учащейся молодежи.
Ведущим методом исследования данной проблемы является психолого-педагогическое наблюдение, анкетный опрос и психологическое тестирование, позволяющие выявить взаимосвязи между интернет-зависимостью, неконструктивными способами совладающего поведения (конфронтацией, бегством-избеганием) и девиантным поведением учащейся молодежи.
Научная новизна заявленной тематики заключается в определении и уточнении понятия «интернет-зависимое поведение». Исследованы индивидуально-психологические особенности интернет-зависимых молодых людей, составлен психологический профиль личности интернет-зависимых обучающихся с учётом особенностей личностных свойств, акцентуаций характера, социального и эмоционального интеллекта.
Материалы статьи представляют практическую ценность для психологов, педагогов-психологов системы образования, работающих по проблеме психолого-педагогического сопровождения учащейся молодежи и реализующих развивающие и коррекционно-развивающие программы.
Значимость Интернета, как информационного, коммуникативного и смыслового ресурса в последнее время возрастает. Его наиболее активными пользователями становятся подростки и лица юношеского возраста. Интернет крайне востребован и внедрен во все сферы жизнедеятельности молодежи, но наряду с его позитивным влиянием, возникают и проблемы интернет-зависимости.
Из-за неустойчивости личности, именно подростки и молодые люди больше всего подвержены отрицательному влиянию Интернета. Отсюда возникают негативные последствия: проблемы в семье, трудности в учебной деятельности, в общении со сверстниками, что приводит к формированию стрессовых ситуаций.
Для совладания со стрессовыми ситуациями молодые люди вырабатывают копинг-стратегии – системы целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса. Но не всегда выбор определенной стратегии совладания является эффективным и правильным в определенном случае.
На данный момент огромное количество молодых людей в современном обществе находится в трудной или кризисной социально-психологической ситуации, ощущает собственную ненужность. В связи с этим увеличивается и число несовершеннолетних, имеющих высокий риск совершения правонарушений, который обусловлен криминогенными факторами социальной среды и их окружения [8].
Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – склонность, пагубная привычка, зависимость). По мнению одного из основателей современной аддиктологии Ц.П. Короленко, аддиктивное (зависимое поведение) – одна из форм девиантного поведения, характеризующаяся стремлением уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через прием некоторых веществ или погружение в определенные виды деятельности, которые вызывают интенсивные эмоции [3, с. 9].
Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем (Л.Н. Юрьева и Т.Ю. Больбот). Как отмечают данные авторы, это стремление становится доминирующим в сознании человека, его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном, сюрреалистичном мире. Он не только не решает своих насущных проблем, но и останавливается в своем развитии, вплоть до деградации [10, с. 19].
По мнению Л.О. Пережогина и Н.В. Вострокнутова, аддикция начинается там, где возникает замещение удовлетворения реальных потребностей новой сверхценной потребностью к доступу в виртуальное пространство, позволяющему в иллюзорно-виртуальном ключе избегать проблем, реализовать свои фантазии, компенсировать дефицит общения [9, с. 88]
К числу основных мотиваций ухода от реальности с помощью Интернета относятся: анонимное общение с людьми, реализация недостижимых в реальной жизни фантазий, возможность быть самим собой, отбросив моральный и этический контроль; отождествление себя с желаемыми персонажами, неограниченный выбор собеседников, неограниченный доступ к любой информации, ощущение вседозволенности.
В настоящее время под интернет-зависимостью понимается компульсивное желание войти в Интернет, находясь в offline, и невозможность выйти из Интернета, находясь в online [1].
По мнению автора, К. Янга будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений, оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована [11, с. 26]. более мощными стимулами, вынуждая людей игнорировать, работу, учебу, прием пищи и здоровье.
В ходе исследования использовались следующие методы: для сбора данных – стандартизированные диагностические методики, наблюдение, беседа; для обработки результатов – методы математико-статистического анализа: дескриптивная статистика, сравнительный и корреляционный анализы данных.
В соответствии с поставленной целью был сформирован банк диагностических методик:
- Методика «Интернет-зависимость» К. Янг в адаптации В.А. Буровой. Методика предназначена для определения интернет-зависимости и включает одну шкалу, на основании которой делается вывод о степени выраженности у респондентов интернет-зависимости. Тест состоит из двух частей, в каждой из которых 20 вопросов [11, с. 146].
- Методика «Интернет-зависимость» С. Чена в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова. Данная методика направлена на диагностику наличия интернет-зависимости (паттерна интернет зависимого поведения) и состоит из 26 вопросов. Тест включает в себя 5 диагностических шкал: компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, а также шкалу управления временем [5, С. 39 – 43].
- Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой. Данный опросник предназначен для определения способов (копинг-механизмов, копинг-стратегий) преодоления трудностей в различных сферах: трудности в обучении, трудности в общении и т.д. Опросник копинг стратегий Лазаруса включает 50 утверждений, каждое из которых отражает определенный способ поведения в трудной или проблемной ситуации. Преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения): конфронтационного копинга, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, бегства-избегания, планирования решения проблемы, положительной переоценки [7].
- Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел. Тест – опросник предназначен для измерения готовности (склонности) подростков и молодых людей к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Методика содержит мужской и женский тестовые варианты. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы включают в себя: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к делинквентному поведению, а также принятие женской социальной роли (для женского варианта). Служебная шкала предназначена для измерения установки испытуемого давать социально-желательные ответы [6].
Институтом психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) в период с 2015-2016 года было проведено исследование с целью изучения проявления взаимосвязи интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением молодежи.
Объектом исследования выступили студенты Уральского колледжа бизнеса, управления и технологии красоты г. Екатеринбурга. Эмпирическую выборку составили студенты колледжа первого и второго курсов в возрасте от 16 до 18 лет. Совокупная выборка исследования составила 510 человек, из них 270 девушек и 240 юношей.
Возраст респондентов распределился следующим образом: 16 лет – 41,8%; 17 лет – 31,8%; 18 лет – 26,4%.
Анализ научной литературы и собственные изыскания по исследуемой проблеме позволяют сделать следующие выводы: В настоящее время посредством Интернета молодые люди решают множество задач: поиск новой информации, установление социальных связей на уровне бесконтактного общения, в котором отсутствует эмоционально-чувственную сфера, воспитательная направленность, что приводит к отсутствию навыков межличностного взаимодействия в целом. Более того, студенческая молодежь имеет специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностям молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, ценностно-нравственная сфера находятся в состоянии становления, формирования. В связи с этим именно в раннем юношеском возрасте возникают проблемы, связанные с интернет-зависимостью.
Анализ полученных данных по методикам «Интернет-зависимость» свидетельствует о том, что 48% респондентов не имеют интернет-зависимости, это говорит о том, что данным молодым людям не свойственна потребность проводить все больше и больше времени в интернете, пренебрегать домашними делами, чтобы больше провести времени в интернете и др. Данные респонденты не испытывают компульсивного желания войти в Интернет, находясь в offline, они «не бегут» в виртуальную реальность. Однако, у 14% студентов наблюдается интернет-зависимость. Это означает, что молодые люди стремятся к постоянной стимуляции чувств за счет интернета, они уходят в виртуальный мир, ощущая свою незащищенность в реальном мире. Им свойственна депрессивность, подавленность, а также тяготение своей учебой или социальным окружением.
Склонность к интернет-зависимости наблюдается у 38% респондентов, что говорит о наличии у них некоторых проблем, связанных с чрезмерным увлечением интернетом. Таким образом из общей выборки более 50 % учащихся являются Интернет-зависимыми и склонными к данной зависимости.
Обратимся к рассмотрению особенностей выраженности признаков интернет-зависимости (ИЗ) по методике С. Чена в подгруппе юношей и девушек. В результате полученных данных можно отметить, что выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения наблюдается у юношей по симптому отмены (40%). Это означает, что молодые люди чувствуют себя некомфортно, когда они не находятся в интернете в течение определенного периода времени. Студенты ощущают беспокойство и раздражение, когда интернет отключен и недоступен, им трудно преодолеть желание войти в интернет. Выраженный паттерн интернет-зависимого поведения по симптому отмены отмечается лишь у 6% девушек. Однако, у 38% студенток наблюдается выраженный паттерн по компульсивным симптомам, что говорит о достаточной привязанности, непреодолимой тяги девушек к сети интернет. Для данных респондентов жизнь без интернета считается скучной, безрадостной и однообразной.
Также можно отметить, что у 20% юношей наблюдается выраженный паттерн интернет-зависимого поведения по проблемам с управлением временем. Молодым людям свойственно меньше спать и отдыхать из-за использования интернета, они могут нарушать режим приема пищи, из-за сильной увлеченности интернетом и др. У девушек же выраженный паттерн по проблемам связанным с управлением временем наблюдается у 11%.
Для установления различий между двумя независимыми выборками по уровню выраженности признака мы применили непараметрический
U – критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок. Выбор данного критерия основан на результатах показателей асимметрии и эксцесса, которые не соответствуют нормальному виду распределения.
В результате проведенного анализа в подгруппах девушек и юношей мы получили значимые различия, которые представили в таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнительной статистики по признаку пола
Table 1
The results of comparative statistics by gender
Параметры | Коэфф. М-У | Уровень знач. | Средние ранги | ||
юноши | девушки | ||||
Самоконтроль | 1021,000 | 0,018 | 64,98 | 50,09 | |
Агрессия и насилие | 906,500 | 0,002 | 43,16 | 62,55 | |
Делинквентное поведение | 875,000 | 0,001 | 42,38 | 63,00 |
Таким образом, были обнаружены различия на абсолютном уровне значимости. По показателям параметра «Самоконтроль» юноши демонстрируют большую склонность, нежели девушки
(p < 0,018). Это можно объяснить тем, что юноши более склонны сдерживать свои эмоции, контролировать свое поведение и скрывать от окружающих свои переживания.
Различия в эмоциональности можно объяснить тем, что для юношей проявление сентиментальности не соответствует гендерным стереотипам, которые транслирует общество. Среди юношей открытое проявление эмоций удостаивается насмешек.
Высокозначимое различие по уровню выраженности агрессии и насилия (p < 0,002) выявлено в подгруппе девушек. Девушки в большей степени склонны к агрессивным тенденциям как способу выхода из фрустрирующей ситуации, нежели юноши. Это может говорить о низком социальном контроле поведенческих реакций у девушек.
Для проверки выдвинутой вспомогательной гипотезы о том, что имеются специфические особенности в проявлении совладающего и отклоняющегося поведения в подгруппах независимых, склонных и интернет-зависимых студентов был проведен сравнительный анализ.
Для установления различий между тремя независимыми выборками по уровню выраженности признака мы применили непараметрический
H-критерий Краскела-Уоллеса для сравнения трех независимых выборок. Выбор данного критерия основан на результатах показателей асимметрии и эксцесса, которые не соответствуют нормальному виду распределения.
В результате проведенного анализа в подгруппах независимых от интернета, склонных к интернет-зависимости и зависимых от интернета студентов мы получили значимые различия, которые представили в таблице 2.
Таблица 2
Результаты сравнительной статистики
по признаку зависимости от интернета
Table 2
The results of comparative statistics
on the basis of dependence on the Internet
Параметры | Критерий Краскела Уоллеса | Уровень знач. | Средние ранги | |||
независимые | склонные | зависимые | ||||
Компульсивные симптомы | 53,696 | ,000 | 33,73 | 69,79 | 92,43 | |
Симптомы отмены | 34,926 | ,000 | 37,36 | 69,33 | 80,87 | |
Симптомы толерантности | 51,662 | ,000 | 33,14 | 74,04 | 82,60 | |
Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем | 62,903 | ,000 | 30,87 | 75,54 | 86,43 | |
Проблемы с управлением временем | 50,924 | ,000 | 34,03 | 70,37 | 89,73 | |
Конфронтационный копинг | 35,704 | ,000 | 41,39 | 58,77 | 96,20 | |
Бегство-избегание | 48,570 | ,000 | 35,75 | 66,21 | 95,27 | |
Преодоление норм и правил | 21,021 | ,000 | 41,96 | 64,26 | 78,80 | |
Аддиктивное поведение | 18,227 | ,000 | 42,26 | 66,08 | 72,63 | |
Самоповреждающее поведение | 25,479 | ,000 | 45,67 | 54,68 | 92,53 | |
Агрессия и насилие | 30,061 | ,000 | 40,67 | 62,25 | 89,00 | |
Волевой контроль эмоциональных реакций | 23,638 | ,000 | 42,11 | 62,12 | 84,27 | |
Делинквентное поведение | 18,851 | ,001 | 41,89 | 68,86 | 66,20 |
По показателям параметров у зависимых от интернета студентов в большей степени выражены симптомы интернет-зависимого поведения (компульсивные симптомы, симптомы отмены, толерантности), нежели у склонных и независимых от интернета студентов. Также у интернет-зависимых студентов выраженность внутриличностных проблем, проблем, связанных со здоровьем и проблем, связанных с управлением временем больше, чем у двух других групп.
Интернет-зависимые больше склонны к применению стратегий конфронтационного копинга и бегства-избегания в стрессовых ситуациях, чем склонные и независимые от интернета респонденты. Это можно объяснить тем, что выбор неконструктивной стратегии поведения данных студентов обусловлен, прежде всего, трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям. У интернет-зависимых наблюдается бегство в виртуальную реальность и поэтому они предпочитают уклоняться от решения проблемы.
Нами было выявлено высокозначимое различие по уровню выраженности делинквентного поведения (p < 0,001) в подгруппе склонных к интернет-зависимости студентов. У данных респондентов в большей степени проявляется склонность к преступному поведению, нежели чем у независимых от интернета и интернет-зависимых студентов. Исходя из сравнительного анализа по признаку пола, мы можем предположить, что в связи с тем, что в подгруппу склонных к интернет-зависимости студентов по большей части входили девушки (из 42 студентов, 32 респондента являлись девушками), то делинквентное поведение более выражено именно в данной подгруппе.
Для проверки выдвинутой гипотезы о том, что имеются взаимосвязи между интернет-зависимостью, отклоняющимся поведением и неконструктивными стратегиями совладающего поведения, нами был проведен корреляционный анализ по всей выборке.
В результате корреляционного анализа были обнаружены многочисленные оложительные высокозначимые взаимосвязи между шкалами:
1. «Интернет-зависимость» и «Конфронтационный копинг» (r = 0,472,
p = 0,000). Это означает, что чем больше человек уходит в виртуальный мир, тем больше он пытается разрешить конфликтную ситуацию в реальном мире за счет нецеленаправленной активности, тем больше он проявляет импульсивность, агрессию в поведении и др.
2. «Интернет-зависимость» и «Бегство-избегание» (r = 0,661, p = 0,000). Чем больше человек зависит от интернета, тем больше он уклоняется от решения проблем в трудных ситуациях, снижает эмоциональный дискомфорт, тем больше он отрицает возникновение проблемы, проявляет раздражение и погружается в фантазии.
3. «Интернет-зависимость» и «Преодоление норм и правил» (r = 0,370,
p = 0,000). Это может быть объяснено тем, что чем больше студенты проводят времени в Интернете, чем больше они испытывают компульсивное желание войти в Интернет, тем больше они стремятся к преодолению норм и правил, тем больше они отрицают общепринятые ценности и образцы поведения.
4. «Интернет-зависимость» и «Самоповреждающее поведение» (r = 0,421, p = 0,000). Это может быть объяснено тем, что чем больше студенты проводят времени в Интернете, стремятся к постоянной стимуляции чувств за счет интернета, тем больше они испытывают потребность в острых ощущениях, тем больше они склонны к садомазохистским тенденциям и риску.
5. «Интернет-зависимость» и «Агрессия и насилие» (r = 0,513, p = 0,000). Это может быть обусловлено тем, что чем больше молодые люди находятся в виртуальном мире, тем больше у них наблюдается агрессивных тенденций, тем больше они проявляют агрессивную направленность во взаимоотношениях с другими, приемлют насилие как способ решения проблем.
6. «Интернет-зависимость» и «Волевой контроль эмоциональных реакций» (r = 0,491, p = 0,000). Это значит, что чем больше студент увлекается Интернетом, чем больше он проводит времени в сети, тем больше он неспособен контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, тем больше он готов реализовать негативные эмоции непосредственно в общении.
7. «Интернет-зависимость» и «Делинквентное поведение» (r = 0,376, p = 0,000). Чем больше респонденты испытывают компульсивное желание войти в интернет, находясь в offline, и невозможность выйти из интернета, находясь в online, тем больше у них несформирован социальный контроль своего поведения, тем больше они склонны нарушать различные формальные нормы общества и др.
8. «Конфронтационный копинг» и «Агрессия и насилие» (r = 0,364, p = 0,000). Чем больше студенты при решении конфликтных ситуаций осуществляют действия, направленные на отреагирование негативных эмоций, тем больше у них проявляется агрессивная направленность во взаимодействии с другими людьми.
Результаты исследования показывают необходимость создания специальным образом организованных условий для коррекции интернет-зависимости у студентов колледжа.
Поэтому, на наш взгляд необходимо проектирование и реализация в образовательном процессе колледжа программы, направленной на: стимулирование развития личностной сферы студентов, степени ответственности и осознанности в оценке информационных ресурсов, становление и реализация творческого потенциала и способностей к самоанализу.
Список литературы