16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-1-55-61

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОГО И АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Aннотация

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных молодых людей. Вместе с тем, наряду с позитивным влиянием, обусловленным удобством использования ресурсов интернета, становится все более оформленной проблема интернет-зависимого поведения. Подростки и молодые люди в силу возрастной незрелости личности наиболее уязвимы для разного рода негативных воздействий. В статье представлены и обобщены методологические подходы к проблеме изучения интернет-зависимости во взаимосвязи с совладающим поведением, определены цели, задачи принципы и методы коррекции личности студентов, имеющих склонность к интернет-зависимости и зависимость от интернета.


Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных молодых людей. Вместе с тем, наряду с позитивным влиянием, обусловленным удобством использования ресурсов интернета, становится все более оформленной проблема интернет-зависимого поведения. Подростки и молодые люди в силу возрастной незрелости личности наиболее уязвимы для разного рода негативных воздействий. Негативные последствия чрезмерной увлеченности интернетом охватывают все сферы их жизни, возникают трудности в учебно-профессиональной деятельности, проблемы общения со сверстниками, возникают конфликты в семье и др.

Изменившаяся социальная ситуация развития в раннем юношеском возрасте заставляет молодых людей столкнуться с трудными жизненными обстоятельствами «один на один». Юноши и девушки чувствуют себя особенно незащищенными и уязвимыми, поскольку навык преодоления трудностей, разрешение сложных ситуаций у них не сформирован.

Наибольшая опасность формирования деструктивного поведения существует для девиантных молодых людей в силу их дезадаптации.

Цель статьи заключается в изучении проявления взаимосвязи интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи, а также в проектировании процесса психолого-педагогической коррекции интернет-зависимого поведения учащейся молодежи.

Ведущим методом исследования данной проблемы является психолого-педагогическое наблюдение, анкетный опрос и психологическое тестирование, позволяющие выявить взаимосвязи между интернет-зависимостью, неконструктивными способами совладающего поведения (конфронтацией, бегством-избеганием) и девиантным поведением учащейся молодежи.

Научная новизна заявленной тематики заключается в определении и уточнении понятия «интернет-зависимое поведение». Исследованы индивидуально-психологические особенности интернет-зависимых молодых людей, составлен психологический профиль личности интернет-зависимых обучающихся с учётом особенностей личностных свойств, акцентуаций характера, социального и эмоционального интеллекта.

Материалы статьи представляют практическую ценность для психологов, педагогов-психологов системы образования, работающих по проблеме психолого-педагогического сопровождения учащейся молодежи и реализующих развивающие и коррекционно-развивающие программы.

Значимость Интернета, как информационного, коммуникативного и смыслового ресурса в последнее время возрастает. Его наиболее активными пользователями становятся подростки и лица юношеского возраста. Интернет крайне востребован и внедрен во все сферы жизнедеятельности молодежи, но наряду с его позитивным влиянием, возникают и проблемы интернет-зависимости.

Из-за неустойчивости личности, именно подростки и молодые люди больше всего подвержены отрицательному влиянию Интернета. Отсюда возникают негативные последствия: проблемы в семье, трудности в учебной деятельности, в общении со сверстниками, что приводит к формированию стрессовых ситуаций.

Для совладания со стрессовыми ситуациями молодые люди вырабатывают копинг-стратегии – системы целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса. Но не всегда выбор определенной стратегии совладания является эффективным и правильным в определенном случае.

На данный момент огромное количество молодых людей в современном обществе находится в трудной или кризисной социально-психологической ситуации, ощущает собственную ненужность. В связи с этим увеличивается и число несовершеннолетних, имеющих высокий риск совершения правонарушений, который обусловлен криминогенными факторами социальной среды и их окружения [8].

Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – склонность, пагубная привычка, зависимость). По мнению одного из основателей современной аддиктологии Ц.П. Короленко, аддиктивное (зависимое поведение) – одна из форм девиантного поведения, характеризующаяся стремлением уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через прием некоторых веществ или погружение в определенные виды деятельности, которые вызывают интенсивные эмоции [3, с. 9].

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем (Л.Н. Юрьева и Т.Ю. Больбот). Как отмечают данные авторы, это стремление становится доминирующим в сознании человека, его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном, сюрреалистичном мире. Он не только не решает своих насущных проблем, но и останавливается в своем развитии, вплоть до деградации [10, с. 19].

По мнению Л.О. Пережогина и Н.В. Вострокнутова, аддикция начинается там, где возникает замещение удовлетворения реальных потребностей новой сверхценной потребностью к доступу в виртуальное пространство, позволяющему в иллюзорно-виртуальном ключе избегать проблем, реализовать свои фантазии, компенсировать дефицит общения [9, с. 88]

К числу основных мотиваций ухода от реальности с помощью Интернета относятся: анонимное общение с людьми, реализация недостижимых в реальной жизни фантазий, возможность быть самим собой, отбросив моральный и этический контроль; отождествление себя с желаемыми персонажами, неограниченный выбор собеседников, неограниченный доступ к любой информации, ощущение вседозволенности.

В настоящее время под интернет-зависимостью понимается компульсивное желание войти в Интернет, находясь в offline, и невозможность выйти из Интернета, находясь в online [1].

По мнению автора, К. Янга будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений, оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована [11, с. 26]. более мощными стимулами, вынуждая людей игнорировать, работу, учебу, прием пищи и здоровье. 

В ходе исследования использовались следующие методы: для сбора данных – стандартизированные диагностические методики, наблюдение, беседа; для обработки результатов – методы математико-статистического анализа: дескриптивная статистика, сравнительный и корреляционный анализы данных.

В соответствии с поставленной целью был сформирован банк диагностических методик:

- Методика «Интернет-зависимость» К. Янг в адаптации В.А. Буровой. Методика предназначена для определения интернет-зависимости и включает одну шкалу, на основании которой делается вывод о степени выраженности у респондентов интернет-зависимости. Тест состоит из двух частей, в каждой из которых 20 вопросов [11, с. 146].

- Методика «Интернет-зависимость» С. Чена в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова. Данная методика направлена на диагностику наличия интернет-зависимости (паттерна интернет зависимого поведения) и состоит из 26 вопросов. Тест включает в себя 5 диагностических шкал: компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, а также шкалу управления временем [5, С. 39 – 43].

- Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой. Данный опросник предназначен для определения способов (копинг-механизмов, копинг-стратегий) преодоления трудностей в различных сферах: трудности в обучении, трудности в общении и т.д. Опросник копинг стратегий Лазаруса включает 50 утверждений, каждое из которых отражает определенный способ поведения в трудной или проблемной ситуации. Преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения): конфронтационного копинга, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, бегства-избегания, планирования решения проблемы, положительной переоценки [7].

- Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел. Тест – опросник предназначен для измерения готовности (склонности) подростков и молодых людей к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Методика содержит мужской и женский тестовые варианты. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы включают в себя: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к делинквентному поведению, а также принятие женской социальной роли (для женского варианта). Служебная шкала предназначена для измерения установки испытуемого давать социально-желательные ответы [6].

Институтом психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) в период с 2015-2016 года было проведено исследование с целью изучения проявления взаимосвязи интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением молодежи.

Объектом исследования выступили студенты Уральского колледжа бизнеса, управления и технологии красоты г. Екатеринбурга. Эмпирическую выборку составили студенты колледжа первого и второго курсов в возрасте от 16 до 18 лет. Совокупная выборка исследования составила 510 человек, из них 270 девушек и 240 юношей.

Возраст респондентов распределился следующим образом: 16 лет – 41,8%; 17 лет – 31,8%; 18 лет – 26,4%.

Анализ научной литературы и собственные изыскания по исследуемой проблеме позволяют сделать следующие выводы: В настоящее время посредством Интернета молодые люди решают множество задач: поиск новой информации, установление социальных связей на уровне бесконтактного общения, в котором отсутствует эмоционально-чувственную сфера, воспитательная направленность, что приводит к отсутствию навыков межличностного взаимодействия в целом. Более того, студенческая молодежь имеет специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностям молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, ценностно-нравственная сфера находятся в состоянии становления, формирования. В связи с этим именно в раннем юношеском возрасте возникают проблемы, связанные с интернет-зависимостью.

Анализ полученных данных по методикам «Интернет-зависимость» свидетельствует о том, что 48% респондентов не имеют интернет-зависимости, это говорит о том, что данным молодым людям не свойственна потребность проводить все больше и больше времени в интернете, пренебрегать домашними делами, чтобы больше провести времени в интернете и др. Данные респонденты не испытывают компульсивного желания войти в Интернет, находясь в offline, они «не бегут» в виртуальную реальность. Однако, у 14% студентов наблюдается интернет-зависимость. Это означает, что молодые люди стремятся к постоянной стимуляции чувств за счет интернета, они уходят в виртуальный мир, ощущая свою незащищенность в реальном мире. Им свойственна депрессивность, подавленность, а также тяготение своей учебой или социальным окружением.

Склонность к интернет-зависимости наблюдается у 38% респондентов, что говорит о наличии у них некоторых проблем, связанных с чрезмерным увлечением интернетом. Таким образом из общей выборки более 50 % учащихся являются Интернет-зависимыми и склонными к данной зависимости.

Обратимся к рассмотрению особенностей выраженности признаков интернет-зависимости (ИЗ) по методике С. Чена в подгруппе юношей и девушек. В результате полученных данных можно отметить, что выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения наблюдается у юношей по симптому отмены (40%). Это означает, что молодые люди чувствуют себя некомфортно, когда они не находятся в интернете в течение определенного периода времени. Студенты ощущают беспокойство и раздражение, когда интернет отключен и недоступен, им трудно преодолеть желание войти в интернет. Выраженный паттерн интернет-зависимого поведения по симптому отмены отмечается лишь у 6% девушек. Однако, у 38% студенток наблюдается выраженный паттерн по компульсивным симптомам, что говорит о достаточной привязанности, непреодолимой тяги девушек к сети интернет. Для данных респондентов жизнь без интернета считается скучной, безрадостной и однообразной.

Также можно отметить, что у 20% юношей наблюдается выраженный паттерн интернет-зависимого поведения по проблемам с управлением временем. Молодым людям свойственно меньше спать и отдыхать из-за использования интернета, они могут нарушать режим приема пищи, из-за сильной увлеченности интернетом и др. У девушек же выраженный паттерн по проблемам связанным с управлением временем наблюдается у 11%.

Для установления различий между двумя независимыми выборками по уровню выраженности признака мы применили непараметрический
– критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок. Выбор данного критерия основан на результатах показателей асимметрии и эксцесса, которые не соответствуют нормальному виду распределения.

В результате проведенного анализа в подгруппах девушек и юношей мы получили значимые различия, которые представили в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительной статистики по признаку пола

Table 1

The results of comparative statistics by gender

 Параметры

Коэфф. М-У

Уровень знач.

Средние ранги

 
 

юноши

девушки

 
 

Самоконтроль

1021,000

0,018

64,98

50,09

 

Агрессия и насилие

906,500

0,002

43,16

62,55

 

Делинквентное поведение

875,000

0,001

42,38

63,00

 

 

Таким образом, были обнаружены различия на абсолютном уровне значимости. По показателям параметра «Самоконтроль» юноши демонстрируют большую склонность, нежели девушки
(p < 0,018). Это можно объяснить тем, что юноши более склонны сдерживать свои эмоции, контролировать свое поведение и скрывать от окружающих свои переживания.

Различия в эмоциональности можно объяснить тем, что для юношей проявление сентиментальности не соответствует гендерным стереотипам, которые транслирует общество. Среди юношей открытое проявление эмоций удостаивается насмешек.

Высокозначимое различие по уровню выраженности агрессии и насилия (p < 0,002) выявлено в подгруппе девушек. Девушки в большей степени склонны к агрессивным тенденциям как способу выхода из фрустрирующей ситуации, нежели юноши. Это может говорить о низком социальном контроле поведенческих реакций у девушек.

Для проверки выдвинутой вспомогательной гипотезы о том, что имеются специфические особенности в проявлении совладающего и отклоняющегося поведения в подгруппах независимых, склонных и интернет-зависимых студентов был проведен сравнительный анализ.

Для установления различий между тремя независимыми выборками по уровню выраженности признака мы применили непараметрический
H-критерий Краскела-Уоллеса для сравнения трех независимых выборок. Выбор данного критерия основан на результатах показателей асимметрии и эксцесса, которые не соответствуют нормальному виду распределения.

В результате проведенного анализа в подгруппах независимых от интернета, склонных к интернет-зависимости и зависимых от интернета студентов мы получили значимые различия, которые представили в таблице 2.

Таблица 2

Результаты сравнительной статистики

по признаку зависимости от интернета

Table 2

The results of comparative statistics

on the basis of dependence on the Internet

 

Параметры

Критерий Краскела Уоллеса

Уровень знач.

Средние ранги

 
 

независимые

склонные

зависимые

 
 

Компульсивные симптомы

53,696

,000

33,73

69,79

92,43

 

Симптомы отмены

34,926

,000

37,36

69,33

80,87

 

Симптомы толерантности

51,662

,000

33,14

74,04

82,60

 

Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем

62,903

,000

30,87

75,54

86,43

 

Проблемы с управлением временем

50,924

,000

34,03

70,37

89,73

 

Конфронтационный копинг

35,704

,000

41,39

58,77

96,20

 

Бегство-избегание

48,570

,000

35,75

66,21

95,27

 

Преодоление норм и правил

21,021

,000

41,96

64,26

78,80

 

Аддиктивное поведение

18,227

,000

42,26

66,08

72,63

 

Самоповреждающее поведение

25,479

,000

45,67

54,68

92,53

 

Агрессия и насилие

30,061

,000

40,67

62,25

89,00

 

Волевой контроль эмоциональных реакций

23,638

,000

42,11

62,12

84,27

 

Делинквентное поведение

18,851

,001

41,89

68,86

66,20

 

 

По показателям параметров у зависимых от интернета студентов в большей степени выражены симптомы интернет-зависимого поведения (компульсивные симптомы, симптомы отмены, толерантности), нежели у склонных и независимых от интернета студентов. Также у интернет-зависимых студентов выраженность внутриличностных проблем, проблем, связанных со здоровьем и проблем, связанных с управлением временем больше, чем у двух других групп.

Интернет-зависимые больше склонны к применению стратегий конфронтационного копинга и бегства-избегания в стрессовых ситуациях, чем склонные и независимые от интернета респонденты. Это можно объяснить тем, что выбор неконструктивной стратегии поведения данных студентов обусловлен, прежде всего, трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям. У интернет-зависимых наблюдается бегство в виртуальную реальность и поэтому они предпочитают уклоняться от решения проблемы.

Нами было выявлено высокозначимое различие по уровню выраженности делинквентного поведения (p < 0,001) в подгруппе склонных к интернет-зависимости студентов. У данных респондентов в большей степени проявляется склонность к преступному поведению, нежели чем у независимых от интернета и интернет-зависимых студентов. Исходя из сравнительного анализа по признаку пола, мы можем предположить, что в связи с тем, что в подгруппу склонных к интернет-зависимости студентов по большей части входили девушки (из 42 студентов, 32 респондента являлись девушками), то делинквентное поведение более выражено именно в данной подгруппе.

Для проверки выдвинутой гипотезы о том, что имеются взаимосвязи между интернет-зависимостью, отклоняющимся поведением и неконструктивными стратегиями совладающего поведения, нами был проведен корреляционный анализ по всей выборке.

В результате корреляционного анализа были обнаружены многочисленные оложительные высокозначимые взаимосвязи между шкалами:

1. «Интернет-зависимость» и «Конфронтационный копинг» (r = 0,472,
 p = 0,000). Это означает, что чем больше человек уходит в виртуальный мир, тем больше он пытается разрешить конфликтную ситуацию в реальном мире за счет нецеленаправленной активности, тем больше он проявляет импульсивность, агрессию в поведении и др.

2. «Интернет-зависимость» и «Бегство-избегание» (r = 0,661, p = 0,000). Чем больше человек зависит от интернета, тем больше он уклоняется от решения проблем в трудных ситуациях, снижает эмоциональный дискомфорт, тем больше он отрицает возникновение проблемы, проявляет раздражение и погружается в фантазии.

3. «Интернет-зависимость» и «Преодоление норм и правил» (r = 0,370,
 p = 0,000). Это может быть объяснено тем, что чем больше студенты проводят времени в Интернете, чем больше они испытывают компульсивное желание войти в Интернет, тем больше они стремятся к преодолению норм и правил, тем больше они отрицают общепринятые ценности и образцы поведения.

4. «Интернет-зависимость» и «Самоповреждающее поведение» (r = 0,421, p = 0,000). Это может быть объяснено тем, что чем больше студенты проводят времени в Интернете, стремятся к постоянной стимуляции чувств за счет интернета, тем больше они испытывают потребность в острых ощущениях, тем больше они склонны к садомазохистским тенденциям и риску.

5. «Интернет-зависимость» и «Агрессия и насилие» (r = 0,513, p = 0,000). Это может быть обусловлено тем, что чем больше молодые люди находятся в виртуальном мире, тем больше у них наблюдается агрессивных тенденций, тем больше они проявляют агрессивную направленность во взаимоотношениях с другими, приемлют насилие как способ решения проблем.

6. «Интернет-зависимость» и «Волевой контроль эмоциональных реакций» (r = 0,491, p = 0,000). Это значит, что чем больше студент увлекается Интернетом, чем больше он проводит времени в сети, тем больше он неспособен контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, тем больше он готов реализовать негативные эмоции непосредственно в общении.

7. «Интернет-зависимость» и «Делинквентное поведение» (r = 0,376, p = 0,000). Чем больше респонденты испытывают компульсивное желание войти в интернет, находясь в offline, и невозможность выйти из интернета, находясь в online, тем больше у них несформирован социальный контроль своего поведения, тем больше они склонны нарушать различные формальные нормы общества и др.

8. «Конфронтационный копинг» и «Агрессия и насилие» (r = 0,364, p = 0,000). Чем больше студенты при решении конфликтных ситуаций осуществляют действия, направленные на отреагирование негативных эмоций, тем больше у них проявляется агрессивная направленность во взаимодействии с другими людьми.

Результаты исследования показывают необходимость создания специальным образом организованных условий для коррекции интернет-зависимости у студентов колледжа.

Поэтому, на наш взгляд необходимо проектирование и реализация в образовательном процессе колледжа программы, направленной на: стимулирование развития личностной сферы студентов, степени ответственности и осознанности в оценке информационных ресурсов, становление и реализация творческого потенциала и способностей к самоанализу.

Список литературы

  1. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Академия. 2010. 367 с.
  2. Егоров А.Ю. Социально приемлемые формы нехимических аддикций. Интернет-зависимость // В кн. «Руководство по аддиктологии» под ред. проф. В.Д. Менделевича. Речь. 2007. С. 508 – 515.
  3. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. № 1. С. 8 – 15.
  4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул. 2004. 433 с.
  5. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. М.: МГМСУ. 2011. 32 с.
  6. Методика: Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). URL: https://sites.google.com. (дата обращения: 12.11.2016).
  7. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. URL: http://psylab.info. (дата обращения: 12.11.2016).
  8. Палханова Н.В. Взаимосвязь девиантного поведения с выбором копинг-стратегий. URL: режим доступа: http://5fan.ru. (дата обращения: 12.11.2016).
  9. Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В. Нехимическая зависимость в детской психиатрической практике // Российский психиатрический журнал. 2009. №4. С. 86 – 91.
  10. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги. 2006. 196 с.
  11. Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24 – 28.