16+
DOI: DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-2-30-35

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Aннотация

Актуальной проблемой профессионального образования является в настоящее время совершенствование научно-методического обеспечения формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в соответствии с требованиями международных стандартов подготовки специалистов. Проектная деятельность, организуемая в профессиональных организациях среднего профессионального образования (СПО), призвана обеспечивать формирование проектной компетентности и успешность профессиональной деятельности будущих специалистов в новых социально-экономических условиях. Решение поставленных нами в исследовании задач было связано также с развитием умений преподавателей и мастеров производственного обучения реализовывать проектное обучение. Рассматриваемое в данной статье научное и методическое сопровождение процесса формирования проектной компетентности обучающихся зарекомендовало себя в нашем исследовании как эффективное в обучении будущих специалистов среднего профессионального образования.


Введение

Требования государства, работодателей, общества к повышению уровня профессиональной подготовки будущих специалистов, профессионально гибких, обладающих творческими способностями, необходимым в профессии смыслотворчеством, а также компетентностью, ответственностью, определенной самостоятельностью, избирательностью в выборе способов деятельности, рефлексией, предельно ориентированных в смежных областях профессиональной деятельности, обладающих умениями оперативно и качественно решать разные производственные ситуации и задачи, с необходимостью предполагают формирование профессиональной компетентности у обучающихся в системе среднего профессионального образования (СПО).

Основные задачи среднего профессионального образования определены следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в РФ» [10], Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года [6], Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФОС СПО) [11]. К таким задачам относится, в первую очередь, подготовка социально-активных специалистов, подготовленных к работе на уровне мировых стандартов и способных к постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту.

Программы популяризации рабочих профессий, вступление России в движение рабочих профессий «Молодые профессионалы» (WorldSkills International) дают возможность молодому сообществу будущих профессионалов не только формировать необходимые компетенции, востребованные российским и международным рынком труда, но и гибко и оперативно отвечать на динамично изменяющиеся социальные и экономические условия. Эта проблема обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [5] и направлена на переосмысление цели и результата образования, в целом, модернизацию содержания СПО, оптимизацию способов и технологий организации профессиональной подготовки [5]. Поэтому в контексте компетентностного подхода сегодня актуальны ориентиры СПО, направленные на формирование и дальнейшее развитие профессиональной компетентности.

Основная часть

Результаты образования, определенные нормативными документами [6, 11] и построенные на теории компетентностного подхода, отражают готовность специалиста к эффективной профессиональной деятельности, к решению различных социально- и профессионально-значимых ситуаций.
В.А. Болотов и В.В. Сериков, раскрывая сущность компетентностного подхода, характеризуют содержание образования, опыт решения жизненных/педагогических проблем, способы реализации профессионально-значимых функций, социальных ролей [2]. Психолого-педагогический анализ научной литературы позволил выявить, что компетентность рассматривается отечественными учеными, как интегральная характеристика, распадающаяся на отдельные компетенции (В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Козырева, Ю.Г. Татур,
А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.). Зарубежные ученые рассматривают данную категорию, как внутреннюю мотивацию к эффективному исполнению профессиональной деятельности; как ценностное отношение к профессии; как соответствие занимаемой должности, как меру профессионализма, как качество личности, предполагающее уверенность (K. Keen, R.L. Marens, J.G. Merrienboer Jeroen, A. Stoof); а также, как регистрируемые результаты выполняемой деятельности; как некий стандарт выполнения деятельности; как личностные качества, определяющие эффективность деятельности (T. Hoffmann) [15, 16, 17].

Выполненный анализ позволил выделить компетентность как совокупность умений, направленных на достижение запланированного результата в определенном виде деятельности и определить ее как набор компетенций в выполняемой деятельности, включенных в конкретные жизненные ситуации, включая, в том числе, профессионально ориентированные [14], а процесс формирования компетентности выделить как основной показатель профессионализма будущего специалиста – выпускника СПО.

Будущие специалисты швейного производства (технолог-конструктор, конструктор-модельер), будучи дизайнерами одежды, предлагая широкий спектр образных решений костюма, выполняют проект изделия с учетом вкуса и потребностей потребителя. Это позволяет учебно-профессиональную деятельность будущих специалистов дизайна одежды рассматривать как проектную деятельность, направленную на формирование проектной компетентности.

Цель работы. Профессиональная подготовка специалистов швейного производства является сложным процессом, который требует обновления содержания и образовательных технологий, ориентирования процесса обучения на формирование социальной и профессионально активной личности, обладающей профессиональной компетентностью и мобильностью. Этот процесс позволит в дальнейшем ей творчески реализовывать себя в жизни и профессиональной деятельности. Следовательно, цель нашего исследования заключалась в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования проектной компетентности обучающихся в системе СПО.

Материалы и методы исследования. Проведенное исследование позволило применить совокупность следующих методов: теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по вопросам формирования проектной компетентности будущих специалистов, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ собственной педагогической деятельности.

Результаты исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы [1, 3, 4, 8, 9] показал, что проектная деятельность, как основная в процессе профессиональной подготовки в образовательных организациях СПО, выделяется в исследованиях А.П. Болозович, А.Д. Григорьева, Е.Б. Ерцкиной, Н.В. Матяш, Е.С. Полат и др. Это позволило нам выделить проектную компетентность в структуре профессиональной компетентности как необходимую составляющую при подготовке будущих специалистов швейного производства, характеризующую степень их подготовки к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях производства.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, многолетний опыт работы авторов в системе профессионального образования позволяют утверждать, что проектная компетентность выражается готовностью специалиста к осуществлению проектной деятельности, выраженными способностями к выполнению проектных действий, глубокой мотивацией и стремлением к профессиональному самосовершенствованию. Результаты исследования позволяют нам рассматривать проектную компетентность как интегративное личностное образование будущего специалиста, которое характеризуется высоким уровнем мотивационной готовности к овладению будущей профессиональной деятельностью, необходимыми в профессиональной деятельности умениями, сформированным ценностным отношением к результатам проектирования, продуктам проектирования, направленным на изменение социокультурной среды [14]. Проектная компетентность специалиста способствует формированию профессиональной культуры, развитию культуры профессионального мышления, профессионального типа поведения, созданию социально значимых продуктов проектной деятельности.

Проведенный анализ научной литературы позволил нам сделать вывод, что формирование проектной компетентности требует непосредственного участия на всех этапах профессиональной подготовки обучающегося – будущего специалиста, что обеспечивает овладение знаниями содержания компетентности, опытом проявления компетентности, как в стандартных, так и в нестандартных профессионально ориентированных ситуациях. Этот процесс выражает отношение обучающихся к проектной деятельности, результату проявления проектной компетентности в продуктивной деятельности [14].

Эмпирическое исследование процесса формирования проектной компетентности у обучающихся СПО (в нашем случае будущих специалистов швейного производства) в ходе опытно-экспериментальной работы позволило выявить, что респондентам (преподавателям и мастерам производственного обучения) не хватает знаний по теории проектного обучения, по организации проектной деятельности (40,5%), в вопросах развития у обучающихся умений проектирования (42%). В своей работе преподаватели, в основном, используют некоторые алгоритмы из опыта коллег. 57,5% респондентов уверены, что уровень интереса обучающихся к творчеству напрямую зависит от уровня заинтересованности преподавателя к конкретному виду творческой деятельности. Проведенное анкетирование подтвердило предположение о необходимости проведения специальной работы, направленной на формирование проектной компетентности у обучающихся и у педагогических работников СПО.

Проведенный анализ педагогических условий, способствующих результативному формированию проектной компетентности будущих специалистов СПО, позволил нам на этапе констатирующего эксперимента установить следующее: только отдельные преподаватели мотивационно готовы к выполнению действий по формированию проектной компетентности будущих специалистов. Таблица показывает, какие общедидактические методы занимали ведущее место в практике работы педагогов, и каким методам, по их мнению, следует отдавать предпочтение.

Таблица

Готовность преподавателей к использованию активных методов обучения (%)

Table

Readiness of teachers to use active teaching methods

Активные методы обучения

Главные методы в практике работы преподавателе

Предпочтительные методы в работе

преподавателей

Объяснительно-иллюстративный

45

31

Репродуктивный

51

33

Проблемного изложения

59

65

Проектный

43

72

Творческого поиска

39

44

Решения нестандартных задач

27

41

Исследовательский

31

38

 

На основании результатов исследования нами были разработаны программы, проведены курсы повышения квалификации для преподавателей и мастеров производственного обучения СПО по следующим темам: «Профессиональная компетентность будущих специалистов в системе среднего профессионального образования» [7]; «Организация проектного обучения в техникуме» [13] (36 часов) в техникуме технологий и дизайна (Белгородская область. г. Старый Оскол), механико-технологического колледжа (г. Белгород); проведены педагогические стажировки: «Методическое сопровождение основных профессиональных образовательных программ ФГОС-3 – основа повышения качества образовательных услуг»; «Технологии проектного обучения в подготовке конкурентоспособного специалиста дизайна одежды» и др.

Совокупность разработанных мероприятий способствовала не только формированию проектной среды и проектно-творческого взаимодействия между преподавателями, мастерами производственного обучения и обучающимися, но также осознанию значения проектирования в профессиональной деятельности педагогов, в учебно-профессиональной деятельности обучающегося СПО; оказанию помощи всем субъектам образовательного процесса в освоении методики разработки проектов и работы с учебными проектами.

В ходе исследования нами также решалась задача формирования компетенций при реализации технологий проектного обучения преподавателями и мастерами производственного обучения. С этой целью в помощь педагогам было разработано учебно-методическое пособие «Технологии проектного обучения будущих специалистов дизайна одежды». Данное учебное пособие и методические рекомендации «Технология проектирования в формировании профессиональной компетентности студентов» были предложены преподавателям и мастерам производственного обучения не только для ознакомления с методиками проектного обучения, технологиями проектирования, но также в целях повышения профессионального уровня в организации проектной деятельности обучающихся на всех этапах обучения [12].

Результаты исследования показали, что педагогически грамотно организованная проектная дизайн-деятельность студентов в урочной и внеурочной деятельности способствует эффективному формированию проектной компетентности, «погружению» обучающихся в швейное дело в нахождение и освоение способов решения профессионально-ориентированных проектных задач. Процесс формирования проектной компетентности сопровождался выбором педагогических технологий. Учитывая специфику профессиональной деятельности будущих специалистов швейного производства, профессиональная подготовка была направлена: на индивидуализацию процесса обучения с целью раскрытия профессионально значимых личностных качеств обучающихся; на формирование профессионально важных качеств, с помощью которых будущий специалист способен к личностному, жизненному, социальному, профессиональному самоопределению, самовыражению, саморазвитию, творческой самореализации и самооценке.

В организации учебного процесса педагоги чаще стали применять активные методы обучения (метод продуктивного обучения, метод полисубъектного обсуждения проектов, метод дискуссии, создание «ситуаций успеха», привлечение обучающихся техникума / колледжа к участию в работе Театра моды, предметных кружков и т.д.), что способствовало развитию креативности и эффективному формированию проектной компетентности обучающихся в рамках разработанной нами экспериментальной программы.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что творческие педагогические работники стали применять в своей работе методы и приемы проектной деятельности систематически. В данный вид деятельности были вовлечены все обучающиеся (92%). Значительно возросло число преподавателей и мастеров производственного обучения, которые осознали актуальность, необходимость и своевременность формирования проектной компетентности. Большинством педагогов справедливо было отмечено, что уважение и даже авторитет педагога определяются его способностью быть организатором интересных дел, проектов; педагог, организующий работу над проектом, сам должен обладать высоким уровнем проектной культуры, проектной компетентностью, креативностью, творческим воображением, позволяющими формировать и развивать профессиональный интерес обучающихся, способствующими развитию их сообразительности и изобретательности. Экспертная оценка засвидетельствовала, что 81% преподавателей и мастеров производственного обучения стали систематически использовать приемы развития умений проектирования, стремились использовать оригинальные идеи дизайн-проектирования, композиционные сюжеты и замыслы при создании продукта проектирования, умения презентации, самопрезентации и др.

Заключение

Проведенный анализ результатов исследования показал, что использование в учебном процессе технологий проектной деятельности и активного обучения способствует более эффективному формированию проектной компетентности обучающихся–будущих специалистов в системе СПО. Это подтверждено экспериментально и дает основание для вывода о том, что в процессе обучения происходит передача опыта деятельности. Педагог, участвуя в процессах проектирования, в творческом решении проектных задач, демонстрируя обучающимся свои профессиональные качества, профессионально-проектную компетентность, умения организовать дизайн-деятельность, раскрывает и развивает проектно-творческий и интеллектуальный потенциал будущих специалистов. Это соответствует требованиям ФГОС СПО, профессиональных стандартов, международных, требованиям работодателей и WorldSkills.

Список литературы

1. Болозович А.П. Методика формирования проектной компетентности специалиста в сфере инвестиционной деятельности: Дис. …канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 258 с.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

3. Григорьев А.Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки: Дис. …канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 224 с.

4. Ерцкина Е.Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов в процессе инженерного образования: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Красноярск, 2009. 22 с.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р / Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2017 г.).

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. URL: http://www.businesspravo.ru (дата обращения: 03.02.2017 г.).

7. Кормакова В.Н., Щеглова Т.М. Профессиональная компетентность будущих специалистов в системе среднего профессионального образования. Программа для педагогических работников учреждений среднего профессионального образования в системе повышения квалификации. Старый Оскол: ООО «Оскольская типография», 2011. 68 с.

8. Матяш Н.В., Володина Ю.А. Методика оценки проектной компетентности студентов // Психологические исследования: электрон. науч. журнал. 2011. № 3(17). С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.04.2012г.).

9. Полат Е.С. Метод проектов. URL: http://www.ioso.ru/distant/project/meth %20project/metod % 20pro.htm (дата обращения: 19.03.2016г.).

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Москва: Проспект, 2013. 160 с.

11. Федеральные образовательные стандарты СПО. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/spo/ (дата обращения: 25.02.2016 г.).

12. Щеглова Т.М. Технология проектирования в формировании профессиональной компетентности студентов: метод. рекомендации // Под ред.
В.Н. Кормаковой. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 164 с.

13. Щеглова Т.М. Организация проектного обучения в техникуме: образовательная программа для повышения квалификации педагогических
работников // Под ред. В.Н. Кормаковой. Старый Оскол: ООО «Оскольская типография», 2013. 64 с.

14. Щеглова Т.М. Формирование проектной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования (на материале укрупненной группы специальностей и профессий «Технологии легкой промышленности»): Дис. …канд. пед. наук. Белгород, 2016. 292 с.

15. Hoffmann T. The meanings of competency//Journal of European Industrial Training.1999. V. 23. № 6. Рp. 275-285.

16. Keen K. Competence: What is it and how can be developed? In J.Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds), Instructional Design: Inplementation Issues (111-112). Brussels: IMB Education Center, 1992.

17. Stoof A., Marens R.L., Jeroen J.G. van Merrienboer Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства // Пер. с англ. Е. Орел. Open university of the Netherlands, 2004. – Режим доступа: www.ht.ru.