16+

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Aннотация

В статье систематизированы все виды основных оценочных процедур для определения качества музыкального образования школьников в современных российских школах на основе обобщения передового педагогического опыта. Цель работы заключается в обобщении педагогического опыта отслеживания достижений обучающихся в музыкальной деятельности, накопленного учителями в российских школах. Обобщены основные средства оценивания качества усвоения содержания музыкального обучения в российской школе в системе общего образования. Средствами оценивания предметных результатов обучения школьников музыке выступили опросы, продукты деятельности, деятельность обучающихся и интегративные средства. К основным видам опроса автор относит: устный, писменный опросы, тестирование. К наиболее часто встречающимся в музыкальном образовании продуктам деятельности: эссе, реферат, доклад, сообщение, презентация, сочинение музыкального произведения, конкурсная работа, концертное выступление, олимпиада, рецензия, аннотация. Деятельность обучаемого осуществляется в виде музыкальных проектов, кейс-стади, исследовательских отчетов, практических заданий, музыкально-дидактических игр, творческих работ. В качестве интегративных средств применяется портфолио обучающихся и музыкальный дневник. В статье рассмотрены преимущества различных средств оценивания предметных, личностных и метапредметных результатов обучения музыке детей. Обозначено примерное соответствие основных средств мониторинга и предметных компетенций по музыке в условиях внедрения федеральных государственных стандартов общего образования.


Введение. Определение качества образования школьников в современных условиях представляет собой актуальную проблему в связи с необходимостью оценивать не только предметные результаты обучения, но и личностные, и метапредметные результаты в соответствии с утверждением федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в Российской Федерации (Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 23.06.2015) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=423105#0 (дата обращения: 08.11.2017). Учителя в общеобразовательных школах вынуждены прибегать не только к традиционным средствам оценивания достижений учащихся, но и искать новые адекватные способы определения полученных знаний, развития умений и навыков обучающихся, а также их эмоционально-ценностных установок.
Анализ исследований и публикаций выявил неоднозначную трактовку как самих критериев оценивания предметных компетенций по музыке у школьников, так и способов их оценки. В разных программах и методических пособиях по-разному предлагается определять вербальный, слуховой и эмоциональный опыт учеников школы, что связано со спецификой музыки, отражающей окружающий и внутренний мир человека в художественных образах [1, 6, 7].
Основная часть. Цель работы заключается в обобщении педагогического опыта отслеживания достижений обучающихся в музыкальной деятельности, накопленного учителями в российских школах.
В ходе проведенного исследования были выявлены и систематизированы следующие возможные классификации различных средств оценивания, наиболее часто применяемые в музыкальном образовании (рис. 1-5).

 

Описание основных оценочных процедур c указанием преимуществ их использования по конкретным видам оценивания предметных результатов обучения музыкальному искусству детей в российских школах мы отразили в таблице 1.
 
Таблица 1
Виды основных оценочных процедур
Table 1
Types of basic assessment procedures
 
Средства
оценивания
Виды
оценивания
Описание
 
Преимущества
 
1
2
3
4
I. Опрос
 
Устный
опрос
(беседа)
Учитель по предварительно подготовленному плану задает вопросы ученикам по изученному в классе и в самостоятельной работе материалу в области учебного предмета
•Способствует совершенствованию вербальной оценки эмоционального содержания музыки в коммуникативной форме – монологической и диалогической (с учителем, другими детьми) речи учеников;
• позволяет индивидуально оценить успехи учеников в классе;
• результаты фиксируются в рейтинге успеваемости
Письменный опрос
(контрольная работа,
Терминологический
диктант,
музыкальная викторина)
Ученик самостоятельно письменно отвечает на вопросы, выявляя предметные знания или  умения в классе
• Учеником актуализируется и обобщается учебный и музыкальный материал;
• происходит развитие навыков письменной речи обучающихся;
• позволяет индивидуально оценить успехи учеников в классе;
• результаты фиксируются в рейтинге успеваемости
Письменный опрос
(анкета)
Ученик письменно отвечает на вопросы о себе или о каких-либо жизненных явлениях
• Обучающийся учится излагать мысли о музыке в своей жизни;
• происходит развитие навыков письменной речи обучающихся;
• оцениваются качества учеников по показателям, зафиксированным в оценочных листах
 
Тест
 
Учитель дает стандартизированные задания ученикам по изученному в классе и в самостоятельной работе материалу по предмету
• Способствует развитию самостоятельных навыков учеников по систематизации знаний о музыке;
• позволяет индивидуально оценить знания и умения  учеников в классе;
• результаты фиксируются в рейтинге успеваемости
II. Продукты деятельности
Письменное эссе
 
Ученик создает письменный текст, который может иметь различные цели – от объяснения сути изучаемого феномена до изложения собственной точки зрения
и ее аргументации
 
• Обучающийся учится размышлять об эмоциях в музыке;
• «прорабатывает» материал самостоятельно, добывая при этом новые знания;
• происходит развитие навыков письменной речи обучающихся;
• оценивание может проходить по предварительно разработанным показателям, зафиксированным в оценочных листах
Реферат,
доклад,
сообщение по теме
Обучающийся излагает основные идеи изучаемой темы и/или ее определенные аспекты на основе обобщения материала в письменной и/или устной форме
 
•Вырабатывается эмоциональное отношение к музыке;
  • ученик учится готовить устное выступление;
• показывает уровень владения учебным материалом;
• существенно развивается монологическая речь учеников;
• оценивание может проходить по содержанию и способу представления информации
 
Компьютер-ная презентация
Ученик готовит и демонстрирует в классе компьютерную презентацию по теме
•Способствует эмоциональному постижению музыки с использованием разных органов чувств;
• обучающийся учится работать с информационно-коммуникационными технологиями;
• показывает уровень владения учебным и дополнительным материалом;
  • оценивание может проходить по содержанию и способу представления информации
Сочинение музыкального произведения
Обучающийся представляет результат музыкального композиционного творчества
  • Развивает способность к эмоциональному самовыражению ученика;
  • позволяет выявить творческие способности детей;
  • оценивание может проходить по содержанию и способу представления творческого продукта
Конкурсная работа,
концертное выступление
Подготовка к выступлению ученика (песенного, инструментального или танцевально-игрового вида) и показ музыкальных достижений (на конкурсе или сцене)
  • Развивает способность к эмоциональному самовыражению ученика;
  • позволяет выявить музыкально-исполнительские способности;
  • способствует самореализации личности в музыкальной деятельности;
  • оценивание может проходить по содержанию и способу представления музыкального продукта
 
Олимпиада
Подготовка ученика к участию в соревновании и публичный показ личных достижений в теоретической или практической музыкальной деятельности
  • Выявляет эмоциональные установки и активность в музыкально-учебной деятельности;
  • развивает умение перенести знания и умения в новую ситуацию;
  • позволяет выявить общие и музыкальные способности детей;
  • оценивание может проходить по содержанию и способу представления продукта деятельности
Рецензия,
аннотация
Ученик готовит краткую характеристику издания (книги, статьи), определяя ее полезную информацию и критически оценивая ее суть
  • Ученик проявляет эмоциональное отношение к информационным источникам в своей работе;
  • развивается способность к критической оценке материала;
  • оценивается умение анализировать, определять личностный смысл информации, кратко излагать свои мысли
III. Деятельность обучаемого
 
Музыкальный проект
Учитель проводит наблюдение за деятельностью
обучающегося во время подготовки и показа проекта, за работой в классе, взаимодействием с другими детьми при выполнении групповых заданий
• Выявляет интересы ученика и способствует повышению мотивации к обучению;
  • показывает трудности ученика;
  •  помогает корректировать обстановку в классе;
• способствует поддержанию обучаемых в «ситуации успеха»;
• оценка работы фиксируется в листе интервью обучающихся по различным предметным и личностным показателям
 
«Кейс-стади»
(case study):
разбор
конкретных
ситуаций
Подготовленный в письменном виде практический пример (в частности, ситуация или задача); совместное обсуждение кейса в классе под руководством учителя; самостоятельное изучение и обсуждение ситуации учениками
• Позволяет научить анализировать (как индивидуально, так и совместно) информацию: сортировать ее, выявлять ключевые проблемы, выбирать решения и формировать последующую программу действий по их достижению;
• предоставляется возможность коллективной работы и выработки ответов («мозговой штурм»);
• предполагает возможность группового оценивания результата
Исследовательские отчеты
Выступление ученика с сообщением по определенному вопросу, основанное на привлечении теоретических источников и/или эмпирических данных
  • Ученик проявляет эмоциональное отношение к рассматриваемым вопросам в области музыки;
  • формируется умение изучать объекты и процессы, публично выступать с результатами исследования;
  • оцениваются показатели индивидуальной и/или групповой работы
Практические задания,
музыкально-дидактические игры
Обучающийся выполняет задания учителя на применение музыкальных знаний на практике
 
 
 
  • Обучающийся реализует знания в практической деятельности;
  • проявляется эмоциональное отношение к видам музыкальной деятельности;
  • позволяет развить общие и музыкальные способности учеников;
  • результаты фиксируются в рейтинге успеваемости
 
Творческие
работы
Ученик выполняет задания учителя на применение музыкальных знаний и умений в новых условиях
 
  • Способствует самореализации личности в музыкально-творческой деятельности;
  • позволяет выявить творческие способности детей;
  • оценивание может проходить по содержанию и способу представления творческого продукта
 
IV. Интегративные средства
 
 
Портфолио обучающегося
 
Сбор информации об ученике из различных источников (практические, творческие
работы, проекты, а также дипломы, награды и успехи, достигнутые в других областях)
• Даёт представление о деятельности обучающегося, его успеваемости и «жизненной» успешности, динамике его развития;
• усиливает вовлеченность обучающегося в образовательный процесс и способствует росту его заинтересованности;
• развивает  самооценку обучающегося
Музыкальный дневник
Ученик обобщает в персональном дневнике свои музыкальные впечатления в школе и в самостоятельной деятельности 
  • Позволяет «выходить наружу» музыкальным эмоциям;
  • выявляет индивидуальные музыкальные предпочтения учеников;
  • оценивание проходит на основе умения обучающегося критически относиться к музыке.
 
Мы представили в таблице 2 примерное соответствие основных средств оценивания и предметных компетенций по музыке [7, 8, 9].
Таблица 2
Средства оценивания предметных компетенций обучения музыке
Table 2
Tools for evaluating the subject competence of music education

 

 
Предметные компетенции
Основные средства оценивания
  1. Формирование представления о роли музыки в жизни человека и общества, потребности в общении с музыкой
Беседа, письменная контрольная работа, сообщение, тест
  1. Способность наблюдать за явлениями искусства, выражая свое отношение и оценивая содержание произведения в единстве с его формой
Практическое задание, рецензия, аннотация, анкета, музыкальный дневник
 
  1. Готовность участвовать в различных видах музыкальной деятельности
Музыкальный проект, олимпиада, концертное выступление, «портфолио обучающегося»
  1. Способность к творческой музыкальной деятельности
Сочинение музыкального произведения, творческая работа, письменное эссе, конкурсная работа
  1. Расширение музыкального кругозора за счет освоения классического и современного искусства, музыки своего и     других народов мира, духовной музыки
Реферат, доклад, исследовательский отчет, компьютерная презентация
  1. Овладение основами музыкальной грамотности: специальной терминологией и элементарной нотной грамотой
Терминологический диктант, музыкально-дидактическая игра, «кейс-стади», музыкальная викторина
 
Распределение средств оценивания предметных компетенций обучающихся носит в некоторой степени условный характер и может дополняться другими средствами.
Заключение. Предложенная разработка основана на новейших представлениях науки и музыкально-педагогической практики и представляет интерес для учителя музыки, работающего в любом классе, так как заключает в себе, на наш взгляд, спектр основных результатов обучения и возможных способов их оценки. Обобщение передового педагогического опыта мониторинга достижений обучающихся в музыкальной деятельности, позволит совершенствовать работу по оцениванию качества музыкального обучения школьников в системе общего образования в России.
 
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

  1. Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под ред Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
  2. Ильина Е. Р.Музыкально-педагогический практикум: учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Академический проект, 2008. 415 с.
  3. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2014. 272 с.
  4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособ. для студ. учреждений высш. проф. образов. М.: Академия, 2011. 192 с.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. М.: Просвещение, 2010. 48 с.
  6. Седунова Л.М. Эмоциональное содержание музыкального образования: монография. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2016. 240 с.
  7. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка 1–4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособ. для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. 64 с.