МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Aннотация
В статье систематизированы все виды основных оценочных процедур для определения качества музыкального образования школьников в современных российских школах на основе обобщения передового педагогического опыта. Цель работы заключается в обобщении педагогического опыта отслеживания достижений обучающихся в музыкальной деятельности, накопленного учителями в российских школах. Обобщены основные средства оценивания качества усвоения содержания музыкального обучения в российской школе в системе общего образования. Средствами оценивания предметных результатов обучения школьников музыке выступили опросы, продукты деятельности, деятельность обучающихся и интегративные средства. К основным видам опроса автор относит: устный, писменный опросы, тестирование. К наиболее часто встречающимся в музыкальном образовании продуктам деятельности: эссе, реферат, доклад, сообщение, презентация, сочинение музыкального произведения, конкурсная работа, концертное выступление, олимпиада, рецензия, аннотация. Деятельность обучаемого осуществляется в виде музыкальных проектов, кейс-стади, исследовательских отчетов, практических заданий, музыкально-дидактических игр, творческих работ. В качестве интегративных средств применяется портфолио обучающихся и музыкальный дневник. В статье рассмотрены преимущества различных средств оценивания предметных, личностных и метапредметных результатов обучения музыке детей. Обозначено примерное соответствие основных средств мониторинга и предметных компетенций по музыке в условиях внедрения федеральных государственных стандартов общего образования.
Ключевые слова: музыка в школе, качество музыкального образования, мониторинг качества образования, оценивание предметных компетенций, средства оценивания результатов обучения
Средства оценивания | Виды оценивания | Описание | Преимущества |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Опрос | Устный опрос (беседа) | Учитель по предварительно подготовленному плану задает вопросы ученикам по изученному в классе и в самостоятельной работе материалу в области учебного предмета | •Способствует совершенствованию вербальной оценки эмоционального содержания музыки в коммуникативной форме – монологической и диалогической (с учителем, другими детьми) речи учеников; • позволяет индивидуально оценить успехи учеников в классе; • результаты фиксируются в рейтинге успеваемости |
Письменный опрос (контрольная работа, Терминологический диктант, музыкальная викторина) | Ученик самостоятельно письменно отвечает на вопросы, выявляя предметные знания или умения в классе | • Учеником актуализируется и обобщается учебный и музыкальный материал; • происходит развитие навыков письменной речи обучающихся; • позволяет индивидуально оценить успехи учеников в классе; • результаты фиксируются в рейтинге успеваемости | |
Письменный опрос (анкета) | Ученик письменно отвечает на вопросы о себе или о каких-либо жизненных явлениях | • Обучающийся учится излагать мысли о музыке в своей жизни; • происходит развитие навыков письменной речи обучающихся; • оцениваются качества учеников по показателям, зафиксированным в оценочных листах | |
Тест | Учитель дает стандартизированные задания ученикам по изученному в классе и в самостоятельной работе материалу по предмету | • Способствует развитию самостоятельных навыков учеников по систематизации знаний о музыке; • позволяет индивидуально оценить знания и умения учеников в классе; • результаты фиксируются в рейтинге успеваемости | |
II. Продукты деятельности | Письменное эссе | Ученик создает письменный текст, который может иметь различные цели – от объяснения сути изучаемого феномена до изложения собственной точки зрения и ее аргументации | • Обучающийся учится размышлять об эмоциях в музыке; • «прорабатывает» материал самостоятельно, добывая при этом новые знания; • происходит развитие навыков письменной речи обучающихся; • оценивание может проходить по предварительно разработанным показателям, зафиксированным в оценочных листах |
Реферат, доклад, сообщение по теме | Обучающийся излагает основные идеи изучаемой темы и/или ее определенные аспекты на основе обобщения материала в письменной и/или устной форме | •Вырабатывается эмоциональное отношение к музыке;
• показывает уровень владения учебным материалом; • существенно развивается монологическая речь учеников; • оценивание может проходить по содержанию и способу представления информации | |
Компьютер-ная презентация | Ученик готовит и демонстрирует в классе компьютерную презентацию по теме | •Способствует эмоциональному постижению музыки с использованием разных органов чувств; • обучающийся учится работать с информационно-коммуникационными технологиями; • показывает уровень владения учебным и дополнительным материалом;
| |
Сочинение музыкального произведения | Обучающийся представляет результат музыкального композиционного творчества |
| |
Конкурсная работа, концертное выступление | Подготовка к выступлению ученика (песенного, инструментального или танцевально-игрового вида) и показ музыкальных достижений (на конкурсе или сцене) |
| |
Олимпиада | Подготовка ученика к участию в соревновании и публичный показ личных достижений в теоретической или практической музыкальной деятельности |
| |
Рецензия, аннотация | Ученик готовит краткую характеристику издания (книги, статьи), определяя ее полезную информацию и критически оценивая ее суть |
| |
III. Деятельность обучаемого | Музыкальный проект | Учитель проводит наблюдение за деятельностью обучающегося во время подготовки и показа проекта, за работой в классе, взаимодействием с другими детьми при выполнении групповых заданий | • Выявляет интересы ученика и способствует повышению мотивации к обучению;
• способствует поддержанию обучаемых в «ситуации успеха»; • оценка работы фиксируется в листе интервью обучающихся по различным предметным и личностным показателям |
«Кейс-стади» (case study): разбор конкретных ситуаций | Подготовленный в письменном виде практический пример (в частности, ситуация или задача); совместное обсуждение кейса в классе под руководством учителя; самостоятельное изучение и обсуждение ситуации учениками | • Позволяет научить анализировать (как индивидуально, так и совместно) информацию: сортировать ее, выявлять ключевые проблемы, выбирать решения и формировать последующую программу действий по их достижению; • предоставляется возможность коллективной работы и выработки ответов («мозговой штурм»); • предполагает возможность группового оценивания результата | |
Исследовательские отчеты | Выступление ученика с сообщением по определенному вопросу, основанное на привлечении теоретических источников и/или эмпирических данных |
| |
Практические задания, музыкально-дидактические игры | Обучающийся выполняет задания учителя на применение музыкальных знаний на практике |
| |
Творческие работы | Ученик выполняет задания учителя на применение музыкальных знаний и умений в новых условиях |
| |
IV. Интегративные средства | Портфолио обучающегося | Сбор информации об ученике из различных источников (практические, творческие работы, проекты, а также дипломы, награды и успехи, достигнутые в других областях) | • Даёт представление о деятельности обучающегося, его успеваемости и «жизненной» успешности, динамике его развития; • усиливает вовлеченность обучающегося в образовательный процесс и способствует росту его заинтересованности; • развивает самооценку обучающегося |
Музыкальный дневник | Ученик обобщает в персональном дневнике свои музыкальные впечатления в школе и в самостоятельной деятельности |
|
Предметные компетенции | Основные средства оценивания |
| Беседа, письменная контрольная работа, сообщение, тест |
| Практическое задание, рецензия, аннотация, анкета, музыкальный дневник |
| Музыкальный проект, олимпиада, концертное выступление, «портфолио обучающегося» |
| Сочинение музыкального произведения, творческая работа, письменное эссе, конкурсная работа |
| Реферат, доклад, исследовательский отчет, компьютерная презентация |
| Терминологический диктант, музыкально-дидактическая игра, «кейс-стади», музыкальная викторина |
Список литературы