16+

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЮНОШЕЙ ИЗ СЕМЕЙ РАЗНОГО ТИПА

Aннотация

В статье представлены результаты сравнительного исследования уровня и компонентов самоактуализации юношей - учащихся старших классов школы. Исследование проводилось с использованием методики «Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шострома, в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроза, а также был применен непараметрический статистический метод – U-критерий Манна-Уитни, обработка данных проводилась в программе SPSS 22. Интерпретация проводилась как на уровне конкретных шкал, так и по блокам самоактуализационного теста, что позволило выйти на новый уровень обобщения и выделить наиболее проблемные области личностного развития юношей из неполных семей. В частности, отмечена специфика показателей уровня самоактуализации, восприятия времени, характера поддержи со стороны социального окружения, общей и межличностной чувствительности и самовосприятия. Полученные результаты могут использоваться в процессе психологической помощи детям из неполных семей, а также в воспитательной работе школы или профессионального учебного заведения, с учащимися данной категории.

Введение. Социальная ситуация развития ребенка в неполной семье имеет явную специфику и существенно отличаются от условий воспитания ребенка в полной семье. Кроме проблемы ограниченных ресурсов, с которыми сталкиваются одинокие родители, они вынуждены выполнять одновременно две родительские роли, что накладывает отпечаток на личностное развитие ребенка, процесс его самоактуализации (А. Адлер, А.М. Захаров, И.М. Марковская, С. Минухин, Ф. Райс, К. Роджерс, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, и др.) [8; 11].
Основная часть. Самоактуализация личности считается одним из основных терминов в гуманистической психологии и понимается как процесс, суть которого заключается в более целостном осознании, развитии и воплощении возможностей и способностей человека, актуализации его индивидуального потенциала. Существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку первую в жизни информацию о мире и о себе ребенок, как правило, получает от родителей.
А. Маслоу утверждал, что стремление человека реализовать заложенные в нем творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимость его «Я» в глазах людей [5]. Процесс самоактуализации становится возможным в юношеском возрасте, когда у растущего человека развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя в этом мире, обостряет потребность в самоопределении, самореализации. Самоактуализация находит свое воплощение в системе многообразных социальных отношений, в которые личность включена: в семье, в профессиональной сфере, в различных формальных и неформальных общностях, и чем шире сфера самоактуализации человека, тем богаче его личность.
Важнейший мотив жизни человека, по К. Роджерсу – это стремление актуализировать, т.е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. При отсутствии значительных внешних ограничений тенденция актуализации естественно выразится посредством различных форм поведения. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы, у него всегда остаются таланты для развития и навыки для совершенствования [7].
В отечественной психологии понятие «самоактуализация» обусловлено разработкой и применением деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин), а в дальнейшем системного и акмеологического подходов (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, В.Н. Мясищев).
Юность – весьма важный период в жизни человека. Диапазон данного возрастного периода располагается от 16 до 22 лет, опираясь на периодизацию Д.Б. Эльконина. Ведущей деятельностью юношеского возраста принято считать учебно-профессиональную деятельность, где происходит реализация основных потребностей и задач возраста. В соответствии с этим, в качестве новообразования возраста выделяется личностное и профессиональное самоопределение, которое, в свою очередь, активизируют процесс самоактулизации. Юноша планирует свое место среди людей, собственную деятельность, собственный стиль жизни.
Цель работы. Проведенное нами исследование было направлено на выявление психологических особенностей процесса самоактуализации у юношей из полных и неполных семей. В частности, мы сравнили показатели уровня и компонентов (базовых и дополнительных) самоактуализации. При статистическом анализе значимости различий респондентов из семей разного типа, интерпретация проводилась как на уровне конкретных шкал, так и по блокам самоактуализационного теста, что позволило выйти на новый уровень обобщения и выделить наиболее проблемные области личностного развития юношей из неполных семей.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось совместно со студентами и магистрантами факультета психологии, педагогического института НИУ «БелГУ», на базе МБОУ «Обоянская СОШ» № 1, в нем приняли участие юноши в возрасте 16-18 лет. Общее количество испытуемых составило 67 человек. Методики исследования: «Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шострома, в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроза. С целью выявления различий по показателям компонентов самоактуализации у юношей был применен непараметрический статистический метод – U-критерий Манна-Уитни. Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS 22.
Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 представлены обобщенные результаты полученных данных по выборке в целом. Методика САТ предполагает выделение диапозонов самоактуализации – норма, выше нормы, ниже нормы. Мы, в данном исследовании, будем считать данные диапозоны - уровнями самоактуализации. При анализе учитывались показатели по двум базовым шкалам теста – «Ориентация во времени» и «Поддержка».
Таблица 1.
Распределение юношей по уровням самоактуализации (в %)
Table 1.
Distribution of young men by levels of self-actualization, %
 

ДИАПОЗОН

БАЗОВЫЕ ШКАЛЫ

НИЖЕ НОРМЫ

НОРМА

ВЫШЕ НОРМЫ

Ориентация во времени

21

46

33

Поддержка

15

60

25

 
Из представленной таблицы видно, что большинство юношей (46%) имеют средний процент по показателю «ориентация во времени» и (60%) юношей имеют средний уровень по шкале «поддержка». Большинство респондентов попадают в диапозон нормы по двум базовым шкалам методики – имеют нормальный уровень личностного развития в целом. То есть, большая часть респондентов располагается в диапазоне нормальных показателей уровня самоактуализации. Также, показатели диапозона выше нормы имеются у 33% респондентов по покателю «ориентация во времени», и 25% респондентов по показателю «поддержки», то есть часть выборки обладает характеристиками высокоразвитой, самоактуализирующейся личности. В свою очередь, имеются респонденты уровень самоактуализации которых ниже нормы - (21%) по показателю «ориентация во времени» и (15%) по показателю «поддержка».
Затем мы сравнили данные уровни самоактуализации, у респондентов двух групп, различающихся по типу семьи, результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение юношей из полных и неполных семей по уровням самоактуализации в %
Table 2
Distribution of young men from complete and incomplete families by levels of self-actualization, %
 

ДИАПОЗОН

 

БАЗОВЫЕ ШКАЛЫ

НИЖЕ НОРМЫ

НОРМА

ВЫШЕ НОРМЫ

полн. с.

неп. с.

полн. с.

неп. с.

полн. с.

неп. с.

ОРИНТАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ

9

12

31

15

28

5

ПОДДЕРЖКА

5

11

46

13

18

7

 
Низкий балл по шкале «ориентация во времени» выражен у 9% юношей из полных семей и 12% юношей из неполных семей, что означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и дискретное восприятие своего жизненного пути. Нормальный уровень ориентации во времени выражен у 31% юношей из полных семей и 15% юношей из неполных семей. Высокий балл по шкале выражен у 28% юношей из полных семей и 5% юношей из неполных семей. Что свидетельствует, во-первых, о более выраженной способности юношей из полных семей переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте; во-вторых, такие юноши ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной. Такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.
По шкале «поддержка» низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности юношей («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Рассматривая диапазон «выше нормы» было выявлено, что 18% юношей из полных семей и 7% из неполных семей попадают в границы высоких показателей. Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности. Юноши, имеющие высокий балл по этой шкале, относительно независимы в своих поступках, суждениях, руководствуются в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию.
Средний показатель у 46% юношей из полных семей и 13% юношей из неполных семей. У таких молодых людей присутствуют некоторые сомнениях, иногда – неуверенность при принятии каких-то ответственных решений, некоторая степень подверженности чужому авторитетному влиянию.
Таким образом, на основании количественного анализа, можно сказать что уровень самоактуализации по двум базовым показателям у юношей из неполных семей ниже, для них свойственны: ориентированность на какой-либо один промежуток времени, как правило, на прошлое, высокая степень ориентированности на авторитеты, конформизма, неуверенность в себе при осуществлении выбора. Большинство юношей имеют средний показатель по шкале «поддержка». Это может говорить о том, что юноши склонны сомневаться в себе, бояться самостоятельного выбора и искать поддержку в социальном окружении, что и приводит к замедлению процесса самоактуализации.
Для более полной интерпретации с целью выявления различий по показателям компонентов самоактуализации у юношей нами был применен непараметрический статистический метод – U-критерий Манна-Уитни. В результате по изучаемым показателям компонентов самоактуализации были обнаружены статистически значимые различия, которые отражены в табл. 3.
В ходе статистического анализа данных,  было выявлено, что у респондентов двух групп, имеются значимые различия по таким показателям, как «Ориентация во времени» (Uэмп= 298,000; p ≤ 0,01), «Поддержка» (Uэмп= 297,500; p ≤ 0,01), «Ценностные ориентации» (Uэмп= 151,000; p ≤ 0,01); «Сензитивность» (Uэмп= 188,500; p ≤ 0,01), «Спонтанность» (Uэмп= 167,000; p ≤ 0,01), «Самоуважение» (Uэмп= 325,500; p ≤ 0,05), «Самопринятие» (Uэмп= 336,500; p ≤ 0,05), «Представление о природе человека» (Uэмп= 352,500; p ≤ 0,1), «Принятие агрессии» (Uэмп= 285,500; p ≤ 0,01), «Контактность» (Uэмп= 288,000; p ≤ 0,01), «Познавательные потребности» (Uэмп= 271,500; p ≤ 0,01).
Таблица 3
Выраженность значимости различий компонентов самоактуализации у юношей из полных и неполных семей
Table 3
Expressiveness of the importance of distinctions of components of self-actualization of young men from full and incomplete families
 

Блоки

Шкалы

Неполные семьи

Полные семьи

Uэмп

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Ориентация во времени

7,9

9

298,000***

Поддержка

43,238

48,15

297,500***

ЦЕННОСТИ

Ценностные ориентации

9,4

11,5

151,000***

Гибкость поведения

11,8

11,2

420,000

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Сензитивность

5,06

6,7

188,500***

Спонтанность

6,7

8,15

167,000***

САМОВОСПРИЯТИЕ

Самоуважение

7

8,38

325,500**

Самопринятие

10,7

11,77

336,500**

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Представление о природе человека

5,9

6,3

352,500*

Синергия

3,6

3,6

479,000

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Принятие агрессии

7,9

8,5

285,500***

Контактность

9,5

10,8

288,000***

ОТНОШЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ

Познавательные потребности

4,22

5,46

271,500***

Креативность

7,3

7,46

456,000

Примечания: * - p ≤ 0,1; ** - p ≤ 0,05; *** - p ≤  0,01.

 
Приведенные количественные данные были качественно проанализированы как по шкалам, так и по блокам. Интерпретация по блокам самоактуализационного теста, позволила выйти на новый уровень обобщения и выделить наиболее проблемные области личностного развития юношей из неполных семей.  
Юноши из полных семей, имеющие более высокие баллы по показателям ориентации во времени способны жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а также ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь более целостной. Более низкие баллы по шкале у юношей из неполных семей означают ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (это может быть прошлое, когда вся семья была еще в полном составе). Либо же дискретное восприятие своего жизненного пути, то есть «настоящее» для них либо «фатальное следствие прошлого», либо пока подготовка к предстоящей «настоящей жизни».
Юноши из полных семей, имеющие более высокие баллы по показателям поддержки, более независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Они свободны в выборе, менее подвержены внешнему влиянию. Юноши из неполных семей имеют более низкий балл, который говорит о некоторой степени зависимости, конформности, несамостоятельности, внешнем локусе контроля. В ситуации выбора они более ориентированы на социальное окружение и в некоторой степени менее самостоятельны.
Ценностные ориентации юношей из полных семей более явно ориентированы на ценности гуманистической парадигмы, присущие самоактуализирующейся личности. У юношей из неполных семей, данный показатель несколько ниже. В свою очередь второй компонент данного блока – гибкость поведения, существенных различий у респондентов двух групп, по нашим данным, не имеет.
Анализируя блок «чувств», который состоит из шкал «сензитивности» и «спонтанности», мы можем говорить о том, что юноши, воспитывающиеся в неполных семьях, не в полной мере способны отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, недостаточно способны рефлексировать их, они ведут себя менее естественно, не склонны открыто демонстрировать свои эмоции, у них присутствует некоторая замкнутость и отчужденность. Высокие баллы у юношей из полных семей по показателям сензитивности и спонтанности свидетельствует о возможности спонтанного поведения, о том, что испытуемые не боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Шкалы самоуважения и самопринятия составляют блок самовосприятия. Они показывает, что юноши из полных семей способны ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. Юношам из неполных семей это менее свойственно. Юноши из полных семей принимают себя такими, какие они есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним. Юноши из неполных семей, вероятно более самокритичны и подвержены сомнениям в себе.
Блок представлений о природе человека отражает способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связи противоположностей, у юношей из полных семей более ориентирован на позитивное восприятие человеческой природы, однако существенных различий по данному блоку не выявлено.
Далее рассмотрим блок «межличностная чувствительность». Юноши из полных семей имеют более высокие баллы по обоим компонентам, составляющий данный блок. Они более осознанно реагируют на собственные проявления агрессии, воспринимая ее как свойственную человеческой природе. Также, обладают более легкой способностью к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми. Юношам из неполных семей несколько сложнее вступать в тесные межличностные отношения с людьми.
Небольшие статистические различия были выявлены по шкале познавательных потребностей. Несколько сильнее у юношей из полных семей выражено стремление к приобретению знаний об окружающем мире. Однако по шкале креативности достоверных различий не выявлено.
Заключение. Таким образом, юноши, воспитывающиеся в неполных семьях, имеют более низкий уровень самоактуализации, что проявляется, прежде всего, в менее развитой способности к целостному восприятию времени, а также в более выраженной ориентации на поиск поддержи со стороны социального окружения.  В поведении, юноши из неполных семей ведут себя менее естественно, не склонны демонстрировать эмоции, наиболее проблемными аспектами личностного развития у них являются: межличностная чувствительность, чувствительность к самому себе и самовосприятие. Именно эти аспекты личностного развития необходимо акцентировать в процессе психологической помощи детям из неполных семей, а также они могут учитываться в воспитательной работе школы или профессионального учебного заведения, с учащимися данной категории.
 
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

  1. Архипова А.Ю. Я – концепция в юношеском возрасте // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 16-18.
  2. Гаджиева У.Б. Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 18-20.
  3. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995. 115 с.
  4. Левицкая Л.В., Филатова С.В. Личностная беспомощность в юношеском возрасте // Молодой ученый. 2016. №13. С. 870-873.
  5. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М.: МГУ, 1982. С. 108-117.
  6. Панич О.Е., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Психологические особенности влияния виртуальной среды на личность подростка // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып.55. Часть 9, С. 349-355.
  7. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. М., 1986. С. 200-230.
  8. Рязанцева Ю.К. Особенности самоактуализации юношей из неполных семей // Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии: сборник материалов студенческой научно-практической конференции (Белгород,19 апреля 2017) / Сост. Панич О.Е. Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. С.163-167.
  9. Малахова Ю.А., Зайцева О.В., Борзилова Н.С. Особенности временной перспективы личности юношей из неполных семей // Молодой ученый. 2017. №3. С. 415-418.
  10. Трущенко М.Н., Плавник Н.К. Cамоактуализация на разных возрастных этапах // Молодой ученый. 2012. №12. С. 432-436.
  11. Хохлова В.А. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 91-94.