Введение. Утверждение в постсоветских странах, в том числе и в Кыргызстане, рыночных отношений, расширение демократических начал в жизни современного общества, возрождение национальной культуры кыргызского народа, его многовековых традиций и обычаев выдвигает актуальные требования к подготовке нового поколения педагогов. Следовательно, сегодняшние студенты и будущие учителя должны быть ориентированы на те тенденции в экономике, культуре, науке, которые ожидают нас в будущем.
Анализ современного состояния подготовки учителей к воспитательной работе в общеобразовательных школах говорит о том, что она не совсем отвечает требованиям сегодняшнего дня. И сегодня в школу приходят молодые учителя, которые более или менее справляются с задачами обучения своему предмету и почти не справляются с задачами воспитания учащихся. Данное обстоятельство выдвигает необходимость изучения проблем подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе.
Основная часть. Анализ научно-теоретической литературы (О.А. Абдулиной, Н.И. Болдырева, Е.Б. Бондаревской, А.Н. Джуринского, Н.Н. Кузьминой, Л.И. Новиковой, В.А. Сластенина, Н.Д. Хмель, Н.Е. Щурковой и др.) говорит о том, что несмотря на значительное количество работ, посвященных проблемам профессиональной педагогики, среди них мало работ по подготовке студентов к воспитанию, где рассматривались бы вопросы подготовки будущего учителя к воспитательной работе, в них не нашли еще должного освещения психолого-педагогические аспекты подготовки нового поколения учителей-воспитателей.
Актуальность личностного фактора в профессиональном становлении будущего учителя связана с тем, что современному педагогу приходится конкурировать с сильными средствами и методами воздействия на личность. Задача состоит в том, как сохранить воспитывающее влияние учителя-воспитателя на современных детей и подростков и при этом сохранить за собой авторитет воздействия.
Анализируя современные воспитательные концепции, мы попытались сформулировать основные подходы к определению сущности воспитательного процесса, которые понимаются следующим образом:
- вовлечение растущего человека в систему отношений воспитательных институтов, где он получает знания, умения и навыки, которые переходят во внутренний мир человека, со временем становятся привычками для него и проявляются в поведении;
- приобщение учащихся к социальным и духовным ценностям современного общества;
- организация жизни и деятельности воспитанника в соответствии с социокультурной средой;
- организация воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника;
- педагогическое управление процессом развития личности;
- создание педагогических условий для развития личности воспитанника и нейтрализация отрицательных воздействий;
- оказание школьнику психолого-педагогической поддержки в его развитии и решение различных проблем, связанных с учебой, общением и социальным формированием.
Исходя из приведенных выше концептуальных положений о воспитательном процессе, мы приближаемся к раскрытию содержания понятия воспитательная работа, под которой подразумевается особый вид общественно-полезной деятельности педагогов, направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в определенных социокультурных условиях.
Целенаправленное воспитание предполагает формирование у детей положительного отношения к людям, к миру, своему месту в нем, помощь ребенку в осознании им самого себя, своих возможностей, создание условий для самореализации и самоопределения личности, ее творческого развития.
Целенаправленная воспитательная работа должна быть направлена на достижение определенного результата, только тогда она может считаться эффективной. В справочной литературе содержание понятия эффективность раскрывается посредством таких понятий, как «результативный, действенный, дающий эффект». В то же время педагогический эффект воспитательной работы не проявляется быстро, как это происходит в процессе обучения. Чтобы определить результаты воспитательной работы, требуется длительный срок. Это связано с тем, что в результате воспитания происходит формирование целостной личности, характеризующейся гармоничным развитием сознания, чувства и поведения.
В современных педагогических изданиях под эффективностью воспитательного процесса подразумеваются действенность, результативность воспитательной работы и, что самое важное, способность обеспечить достижение поставленной цели. В контексте нашего исследования под эффективностью воспитательного процесса мы понимаем соответствие полученных результатов целям и задачам воспитания. Сопоставление достигнутых результатов с поставленными целями и задачами и достижениями прошлых лет позволит проследить тенденции, происходящие в сознании, эмоциональном развитии и поведении учащихся.
Общие цели, задачи воспитания, обучения, пути их достижения определяются государственной политикой в области образования, которые отражены в Национальной доктрине образования Кыргызской Республики.
В программе развития системы образования Кыргызстана на 2010–2020 годы в качестве первоочередных выдвигаются задачи построения такой воспитательной системы, которая объединяла бы в себе целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий в себе обучение и развитие личности.
Воспитательные функции призваны выполнять все педагогические работники в общеобразовательных школах, из чего следует, что каждый учитель должен быть готов к осуществлению воспитательной работы с учащимися. Отсюда вытекает задача изучения профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению воспитательной работы в школе. Понятие готовность педагога к воспитательной работе в данном случае означает владение учителем комплексом знаний, умений и навыков и соответствующих компетенций по осуществлению эффективный воспитательной работы, дающей положительный результат в соответствии с поставленными целями, задачами.
Исходя из предположения о том, что целенаправленная подготовка будущего учителя к воспитательной работе начинается в вузе, нами были предприняты усилия по изучению готовности студентов педагогического направления к рассматриваемому аспекту педагогической деятельности.
Главной задачей нашего констатирующего эксперимента было изучение путей подготовки будущего учителя к воспитательной работе в новых социокультурных условиях.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение готовности будущих учителей в базовых вузах показало, что в настоящее время готовность будущего учителя к воспитательной деятельности находится ниже среднего уровня развития, в отличие от учителей, работающих в школах и окончивших вуз 6-8 годами ранее. Нами было проведено анкетирование, направленное на изучение уровня готовности будущего педагога к воспитательной работе. Для этого мы использовали анкету (для самодиагностики), разработанную И. Золотухиной, «Какой вы воспитатель?»), применение которой позволяет диагностировать уровень готовности учителя к воспитательной работе [5, 9].
Данная диагностика была апробирована среди студентов ИГУ им. К. Тыныстанова г. Каракол, а также среди учителей СШ № 2 им. Пржевальского, №14 г. Каракол. В исследовании принимали участие 200 респондентов: /93 студента 3-4 курсов педагогических специальностей, 45 студентов 5 курса иностранного факультета, 25 учителей педагогического коллектива СШ № 2, а также 40 преподавателей ИГУ им. К. Тыныстанова. В процессе исследования учитывался фактор наличия или отсутствия педагогического опыта, так как в исследовании участвовали, как студенты, так и опытные учителя и преподаватели. Охваченные исследованием учителя имеют различный уровень профессиональной подготовки и опыт педагогической деятельности.
Результаты анкетирования учителей (анкета «Какой Вы воспитатель?») позволили определить уровень готовности сегодняшнего студента к осуществлению воспитательной деятельности (к1 – коэффициент готовности учителя к воспитательной деятельности, оценивается по 10 балльной школе. к1 = 4,78 уровень готовности студентов 3 курса, к2 = 5,32 уровень готовности студентов 4 курса; к3 = 5,83 – уровень готовности студентов 5 курсов, к4 = 7,43 уровень готовности преподавателей вуза и учителей школ).
Для выявления мотивационно-личностного компонента исследуемой готовности у будущих учителей к воспитательной работе в школе было дано задание написать мини-сочинение на тему: «Почему я выбрал эту профессию?», целью которого было выявление отношения респондентов к деятельности учителя, степень осознанности или социальной значимости своей профессии в современном обществе.
Для определения уровня сформированности содержательного компонента готовности будущего учителя к воспитательной работе нами были применены учебные тесты.
В ходе изучения, для того чтобы определить уровень сформированности технологического компонента исследуемой готовности студентов, им был предложен ряд заданий по диагностике системы ценностных отношений учащихся. Например, студентам предлагалось провести социометрический опрос, анкетирование, составить план беседы с учащимися, описать свои наблюдения за учащимися, составить психолого–педагогическую характеристику отдельного ученика и класса в целом, изучить школьную документацию, поурочные планы учителей.
В процессе исследования широко применялись наблюдения, беседы, направленные на выявление умений студентов по планированию, организации, диагностированию и анализу воспитательной работы в школе. С этой целью испытуемым предлагалось провести анализ посещенного урока, определить, какими методами оперирует педагог в своей работе с детьми, сделать анализ продуктов деятельности. Составить примерный план работы по предмету преподавания с учетом предлагаемых тем, разработать сценарий воспитательного мероприятия, составить план индивидуальной работы с учащимися и т.д.
Результаты диагностического изучения подвергались анализу и обобщались, а затем делались выводы.
Исследование показало, что большинству студентов характерен низкий уровень готовности к воспитательной работе. Низкий уровень готовности мы связываем с сокращением объема и содержания изучаемых психолого-педагогических дисциплин, существованием разрыва между теоретической и практической подготовкой, отсутствием специального учебного предмета «Методика воспитательной работы» в вузовских программах. Следствием этого является несформированность профессионально-значимых компетенций и личностных качеств будущих педагогов, что приводит к негативным последствиям в процессе самостоятельной педагогической деятельности в школе, усложняет период адаптации в профессиональной сфере.
Однако самым главным недостающим звеном в профессиональной подготовке будущих учителей к воспитательной работе в школе, на наш взгляд, является низкий уровень общепедагогической культуры, которым определяется общий духовный настрой к педагогической деятельности, а также другие практически необходимые умения и навыки.
Вступая в XXI век, в век глобальных экономических и социокультурных изменений, мы вынуждены признать бездуховность как основную проблему не только современного Кыргызстана, но и как глобальную проблему всего человечества. Об этом свидетельствует падение духовно-нравственных ценностей нашего общества и рост криминально-коммерческих отношений. Проводимые нами анкетирования подрастающего поколения, повсеместные наблюдения свидетельствуют, что на сегодняшний день молодые люди практически не посещают театров, художественных выставок, мало читают классическую художественную литературу. В то же время очень много времени отводят на просмотр фильмов, насыщенных насилием и жестокостью. Семья как основной социальный институт постепенно теряет свою основную функцию - воспитание, что непосредственно накладывает отпечаток на процесс воспитания и формирования личности.
Следующим наиболее важным показателем готовности к воспитательной работе является интеллектуальный уровень будущего учителя, который характеризуется потребностью в саморазвитии, креативностью, эрудированностью, самокритичностью и толерантностью. Развитие этих качеств учителя способствует осуществлению личностно-деятельностного подхода в процессе воспитания, нацеливает на творческое саморазвитие учащихся, способствует созданию условий для их самореализации.
Организация воспитательной работы с учащимися требует от современного учителя и воспитателя хорошего владения базовыми педагогическими знаниями, умениями, касающимися особенностей педагогического процесса, возрастных особенностей учащихся, актуальных задач воспитания, педагогических возможностей семьи, школы, организаторских и коммуникативных способностей учителей и т.д. Несомненным условием профессиональной готовности является умение определить концепцию воспитания, общую цель и задачи воспитания, разработка методов, форм, средств воздействия на воспитанника. Это значит, что, моделируя свою воспитательную систему, учитель должен опираться на фундаментальные знания о воспитательных системах и теориях. Педагог, работающий на положительный результат, имеет свой индивидуальный педагогический инструментарий, представляющий собой технологии, методики, методы, формы, средства воспитания, подобранные с учетом индивидуальных особенностей личности учащегося.
Кроме того, современному педагогу не обойтись без проектировочных умений и конструктивного мышления. Владение проектировочными умениями позволяет учителю разработать и спроектировать концепцию воспитания, программу воспитательной работы с классом, определить развивающее влияние внеклассных мероприятий, разработать программу работы с родителями, определить траекторию развития личности.
Профессиональное решение воспитательных задач предполагает наличие коммуникативных умений, которые необходимы для осуществления педагогического общения, разрешения конфликтов в ученической среде, ведения полемики, дискуссий, развития коммуникативных компетенций учащихся и т.д.
Велением времени и важным показателем профессиональной готовности современного педагога является сформированность у будущих учителей диагностических и исследовательских умений и навыков, которые необходимы для определения индивидуальных особенностей учащихся и ученического коллектива, а также результатов воспитательной работы.
Важным компонентом общепедагогической подготовки современного учителя-воспитателя является знание особенностей современной социально-экономической ситуации, социокультурной среды, а также социально-психологических особенностей субъектов педагогического процесса, а именно: учащихся, учителей и родителей, которые составляют триединство человеческих ресурсов воспитания.
Наряду с этим, проведенный анализ личностной и профессиональной готовности учителя к воспитательной работе говорит о смещении предметных знаний к антропологическому аспекту, профессиональной деятельности, недостаточная направленность их на самообучение, самовоспитание, саморазвитие личности (не исключая знаний по предмету).
Из этого следует, что содержание общепедагогической подготовки педагогических специальностей необходимо обогатить теоретическим материалом о личностном саморазвитии, духовно-нравственной, интеллектуальной и профессиональной культуре будущего педагога.
Заключение. Исследование проблемы готовности будущих педагогов к воспитательной работе в школе, обобщение опыта учителей-воспитателей, изучение факторов успешности в процессе педагогической деятельности, авторских технологий обучения и воспитания, а также личностные наблюдения в период педагогической практики позволяют сделать следующие выводы.
К основным условиям формирования готовности будущих педагогов к воспитательной работе можно отнести:
потребность выпускника университета к самореализации в сфере учебно- воспитательной деятельности;
осознание своего места и возможностей в реализации воспитательной деятельности в конкретной социокультурной ситуации;
личностную ориентацию, которая предполагает наличие внутренних установок, мотивов к дальнейшей профессиональной деятельности;
способность понимать значение социокультурных и профессиональных ценностей в жизнедеятельности общества;
наличие четкой концептуальной позиции педагога-воспитателя;
высокий уровень субъектности в профессиональной деятельности и отношениях с учащимися;
объективное представление о противоречиях и трудностях воспитательной деятельности и реалистичные
взгляды на профессию педагога-воспитателя;
профессиональную компетентность и ее соответствие современным требованиям развития науки о воспитании;
владение современными передовыми технологиями воспитания.
Изучение проблемы профессиональной направленности студентов к своей будущей деятельности говорит о том, что многие студенты четко не представляют своих будущих и профессиональных обязанностей. Многие из них считают, что «надо в какой-то вуз поступить, чтобы получить высшее образование», другие исходят из мысли, что «здесь легче учиться» или же мотивируют: «хочу преподавать химию, физику, историю», и лишь незначительная часть говорит о любви к детям, об интересе к педагогической деятельности. Среди них не оказалось студентов, обладающих оптимальным уровнем психологической и общепедагогической готовности. Большинство студентов слабо подготовлены к педагогической деятельности в целом и к воспитательной работе в частности. Особо обращает на себя внимание тот факт, что у многих студентов ярко выражено негативное отношение и к избранной профессии учителя, которое объясняли, прежде всего, невысоким социальным статусом учителя.
Выводы, полученные в ходе изучения состояния общепедагогической подготовки студентов к воспитательной работе, позволили разработать теоретическую модель подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе (рисунок) и разработать технологию его осуществления.
Таким образом, программа общей подготовки будущих учителей к воспитательной работе включает, как видно из теоретической модели, модернизацию содержания программам дисциплин психолого-педагогического цикла:
– введение спецсеминара по теории и методике воспитательной работы;
– внедрение в учебный план для студентов педагогических специальностей обновленного спецкурса «Методика воспитательной работы»;
– внедрение комплекса инновационных технологий и интерактивных методов, способствующих формированию практических навыков воспитательной работы и внедрение их в образовательный процесс педагогических направлений.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы