16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-2-0-1

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ

Aннотация

Актуальность статьи обусловлена исследованием влияния студенческого самоуправления на профессиональное становление обучающихся вузов Германии. Будущая профессиональная жизнь выпускников вузов Германии тесным образом связана и со становлением их профессиональной культуры. В статье обсуждается вопрос возможности создания студенческим самоуправлением условий для профессионального становления будущих специалистов. В результате анализа научно-педагогической отечественной и зарубежной литературы, материалов в глобальной сети Интернет, изучения и сопоставления опыта студенческого самоуправления, представленного на ведущих сайтах немецких вузов, автором представлен опыт работы профессионального объединения студентов как фактора профессионального становления будущего специалиста и развития его профессиональной культуры. Делается вывод, что сочетание учебы, связанной с изучением профессии, и общественной деятельности в рамках профессионального объединения студентов оказывает положительное влияние на профессиональное становление будущего специалиста в вузах Германии.

Введение. Профессиональное становление будущего специалиста в вузах – это сложный процесс, который включает развитие личности будущего специалиста, формирование его профессионально-важных качеств и профессиональной культуры.
Основой возникновения профессиональной культуры служит взаимосвязь понятий «профессия» и «культура». «Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, метод и методики, образцы и идеалы [5, с. 31]. Понятие «культура» имеет множество трактовок, но в современной интерпретации различных авторов оно обозначает «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей» [2]. Культура в сфере образования помогает студентам включаться в общественную жизнь, в течение которой они духовно и социально совершенствуются [6].
Объединяя дефиниции понятий «профессия» и «культура», мы можем согласиться с мнением известных педагогов, что «профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения профессиональных задач» [5, с 31].
Процесс становления будущего специалиста и развитие его профессиональной культуры начинается на этапе овладения профессией в различных типах учебных заведений. Развитие общества тесным образом связано с развитием профессиональной культуры студенческой молодежи, ее личностно-творческой самореализации. Социально-экономические преобразования в обществе неизбежно приводят к изменению профессиональной культуры студентов. А какие субъекты образовательного процесса и организационные формы общественной деятельности оказывают влияние на становление будущего специалиста и формирование его профессиональной культуры? У нас вызывает интерес процесс профессионального становления будущего специалиста в рамках деятельности студенческого самоуправления в вузах Германии.
Основная часть. Цель работы – изучение организационной формы деятельности студенческого самоуправления в вузах и феномена зарубежной профессиональной культуры обучающихся, формируемой в системе высшего образования Германии. Весьма интересным представляется вопрос, какова роль студенческого самоуправления в профессиональном становлении студентов в вузах Германии?
Материалы и методы исследования. В соответствии с логикой изучения поставленного вопроса использовались следующие методы: анализ научно-педагогической отечественной и зарубежной литературы; материалов в глобальной сети Интернет; изучение и сопоставление опыта студенческого самоуправления в области культурного и профессионального развития, представленного на ведущих сайтах немецких вузов.
Результаты исследования и их обсуждение. Государственные задачи по развитию общества в Германии тесно взаимосвязаны с задачами в системе образования. Немецкие вузы в соответствии с федеральным и земельным правом служат развитию науки и культуры в процессе научно-исследовательской деятельности и обучения, готовят к профессиональной деятельности, которая служит основой для применения научных познаний и методов на практике [3]. Как писал И.Кант, «все успехи в культуре, которые служат школой для человека, имеют своей целью применять в жизни приобретенные знания и навыки» [1].
Профессиональная культура – это процесс социализации, который связан с овладением профессией и деятельностью в профессиональной области. В результате этого процесса происходит формирование системы ценностей и форм коммуникации, развитие личностных качеств. По определению Кристиана Вилле (ChristianWille), процесс социализации индивида происходит во взаимодействии с социальной средой. Процесс профессиональной социализации, который оказывает влияние на формирование ценностей, активности и деятельности личности, осуществляется во время изучения и овладения профессией. Процесс профессиональной социализации имеет ценностно-ориентирующую функцию, то есть ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей и профессиональной деятельности, и должен рассматриваться как устойчивый компонент профессионального образования [14].
Немецкие ученые P. Мюллер, Г. Рихвин и др. (R. Muller, G. Richwien) рассматривают вузы Германии как культурные учреждения, которые передают студентам культурные ценности и отражают культуру общества [9, 10]. Конечно же, формирование профессиональной культуры обучающихся происходит во время профессионального обучения, когда молодой человек осознает сущность выбранной профессии, содержание и функции профессиональной деятельности, специфику профессионального мастерства и методы овладения им.
В самом начале статьи мы поставили вопрос: «Какую роль играет студенческое самоуправление в становлении будущего специалиста и его профессиональной культуры в вузах Германии?» Анализ опыта деятельности немецкого студенческого самоуправления показывает, что студенческое самоуправление не формирует непосредственно профессиональную культуру, как это происходит во время изучения профессии, но является в совокупности с профессиональным обучением платформой для развития профессиональной культуры будущего специалиста.
В ходе сравнительного анализа деятельности студенческого самоуправления в ведущих вузах Германии мы приходим к выводу, что становление будущего специалиста и его профессиональной культуры наряду с ее формированием в процессе профессионального обучения, может осуществляться и в результате деятельности студенческих объединений таких, например, как профессиональное объединение студентов одной специальности на факультете (Fachschaften). Факультет – это структурная единица вуза (университета), объединяющая одну или более науку (специализацию). В немецких вузах нет академических групп, поэтому студенты объединяются по специальностям или наукам. Студенческие профессиональные объединения обычно включают всех студентов одного института, факультета или отделения. В большинстве федеральных земель Германии членами студенческого профессионального объединения становятся автоматически с зачислением в университет. В этом случае выход из объединения невозможен (это обязательное членство). Студент, например, изучающий математику, является членом студенческого профессионального объединения естественнонаучных специальностей. Исключением является федеральная земля Саксония-Ангальт, где также есть автоматическое членство, но из профессионального объединения можно выйти через один год обучения в конце семестра. Обязательное членство существует здесь только для вновь зачисленных студентов.
Какие права дает членство в профессиональном объединении студентов? В рамках профессиональных объединений студенты могут повышать свой профессиональный уровень, проводить исследования и делать научные открытия, духовно развиваться.
Для понимания сущности и значимости деятельности профессионального объединения студентов (Fachschaften) целесообразно рассмотреть структурную организацию данного студенческого объединения. Следует отметить, что основными органами студенческого самоуправления в вузах Германии являются студенческий парламент, всеобщий студенческий комитет, отделы, работающие по определенным направлениям (спорт, культура, сервис, экология, финансы и т.д.) и в том числе совет профессионального объединения, то есть представительный орган, куда делегируются представители от профессиональных объединений.
Совет профессионального объединения студентов в рамках одного факультета или института (Fachschaften rat) возглавляет профессиональное объединение студентов. Такие советы есть во всех вузах Германии (в Вюрцбургском университете, Бамбергском университете, Боннском университете, Олденбургском университете, Техническом университете в Мюнхине и т.д.).
Часто студенческие объединения одной науки (специальности) объединяются вместе с другими науками для формирования междисциплинарного студенческого совета профессионального объединения. Например, в высшем учебном заведении может быть совместный студенческий совет по математике, информатике и физике. Он является представительным органом студентов объединенных профессиональных объединений. Деятельность совета касается учебной, культурной и социальной работы на факультете.
Для упорядочивания своей деятельности Совет руководствуется нормативными положениями, где определены следующие задачи:
координация деятельности профессионального объединения студентов с целью эффективной работы, такой как проведение выборов в органы профессионального объединения;
консультация по учебным курсам и содействие профессиональному образованию;
сотрудничество с другими органами профессиональных объединений факультета, института, вуза;
информирование студентов о вузовской образовательной политике;
организация финансово-хозяйственной и сервисной деятельности органов профессионального объединения; спортивно-культурных мероприятий, семинаров, конференций для студентов определенной специализации [11, 12].
В рамках задач студенческого самоуправления, а также в соответствии с нормативными документами вуза и уставами, студенческие советы профессиональных объединений, в первую очередь, представляют профессиональные интересы студентов. Опытные представители совета встречаются с первокурсниками или организуют для них «вводные недели» по вопросам организации их учебы, знакомят их с процессом подготовки и сдачи экзаменов. Они организуют студенческие вечеринки и спортивные мероприятия; консультируют студентов по техническим, организационным и социальным вопросам, выпускают газету. Иногда предлагаются программы репетиторов и тьюторов, проводятся для младших студентов тематические и политические образовательные мероприятия, которые имеют отношение к изучаемой специализации. Часто студенческие советы профессиональных объединений организуют местные (или в сотрудничестве с другими студенческими советами) проекты. Следует отметить, что проекты ориентированы на профессию [13].
Активное участие студентов в профессиональном объединении имеет преимущества по сравнению с другими органами студенческого самоуправления, так как они, дискутируя о своих учебно-профессиональных проблемах и организуя свою учебно-научно-профессиональную деятельность, реально обогащаются опытом и знаниями в своей профессиональной сфере. Для работы совет в своем распоряжении имеет комнату или аудиторию, где члены объединения могут встречаться. Комната оборудована телефоном, мебелью, оргтехникой.
Советы профессиональных объединений определяют направление своей работы самостоятельно, поэтому содержание их деятельности различно. Вследствие этого деятельность одних советов может носить политический характер, в то время, как другие считают себя поставщиками сервисных услуг [8].
Для взаимопонимания и сотрудничества отдельных студенческих советов университета существуют университетские ассоциации студенческих советов, которые осуществляют свою координационную деятельность на совещаниях, собраниях, круглых столах, конференциях представителей студенческих профессиональных объединений. Эти ассоциации служат явным представлением интересов студенческих советов. Общенациональное собрание всех студенческих советов обычно называют федеральной профсоюзной конференцией (Bundesfachs chaftentagung), которая проходит 2 раза в год. Интересным представляется тот факт, что федеральная профсоюзная конференция является членом Фонда по аккредитации и Совета по аккредитации.
Следует пояснить, что под «аккредитацией понимается процесс проверки качества образования внешними по отношению к данному образовательному учреждению, экспертами. В состав Совета входят представители вузов, работодателей, студентов, эксперты в области международного образования, государственные (федеральные и земельные) чиновники. В состав Фонда входят представители вузов и организации «Конференции ректоров высших учебных заведений Германии» [4].
Представители студенческих профессиональных объединений, участвуя в процедуре аккредитации, например, учебных курсов, могут выступать решающим фактором в корректировке учебных программ. Это также способствует профессионализации участников-студентов и взаимному информированию сторон. Согласованные действия многих советов профессиональных объединений студентов помогают влиять на процедуру проведения экзаменов.
Кроме того, в структуре профессионального объединения студентов, например, в Майнцском университете выделяется профессиональное студенческое бюро (Studienbüro), которое занимается следующими видами деятельности: профессиональное консультирование студентов по научно-исследовательской деятельности и оформлению научных работ; профессиональное сопровождение обучающихся по специальности и служащее формой адаптации первокурсников к учебе по специальности; профессиональная ориентация (где и как найти стажировку или практику), включающая цикл лекций, семинаров; репетиторство, тьюторство [7].
Эффективность работы студенческих советов профессиональных объединений зависит от активной деятельности его членов. Но, к сожалению, следует констатировать тот факт, что общей проблемой многих студенческих советов является отсутствие приверженцев и новых активистов. С середины 1990-х годов число студентов, заинтересованных в студенческой работе, неуклонно снижается. Это связано с большой учебной и научно-исследовательской нагрузкой. Хотя этот факт, по мнению самих же студентов, мог стать стимулом к тому, чтобы принимать участие в работе профессионального объединения с целью снижения учебной нагрузки, правильного распределения учебного времени и координации проведения экзаменов [13].
В целом, можно констатировать по результатам анализа опыта и деятельности студенческого самоуправленияв вузах Германии, что оно и, в частности, советы студенческих объединений, имеют много возможностей для реализации своего потенциала и способствуют профессиональному становлению будущего специалиста, развитию его профессиональной культуры.
Заключение. В результате сравнительного анализа содержания деятельности профессиональных объединений в различных вузах Германии можем отметить, что такая деятельность предоставляет возможность индивидуального расширения кругозора и междисциплинарных связей, дает возможность обмена профессиональным опытом между студентами различных факультетов и вузов. В рамках студенческого самоуправления немецкие студенты получают знания и проявляют критическое понимание институционализации и организации профессионального образования, изучают рынок труда, обмениваются информацией, накапливают опыт по многим направлениям, и, в частности, по научно-профессиональному, которое непосредственно связано с развитием профессиональной культуры обучающихся в вузах Германии.
Развитие профессиональной культуры немецкого студенчества в рамках студенческого самоуправления позволяет поддерживать традиции и обычаи, накопленные в результате исторического развития студенческого самоуправления.
Современная немецкая культурно-образовательная деятельность вузов, политика организации и развития студенческого самоуправления в свете принятия Болонской декларации, направленная на поддержку студенческого самоуправления, несомненно, способствует повышению социальной активности студенческой молодежи.
В заключении, исходя из вышесказанного, мы резюмируем, что активная социокультурнная деятельность студенчества в научно-образовательной и профессиональной среде, с одной стороны, способствует накоплению и сохранению культурного опыта студенчества в рамках студенческого самоуправления, с другой стороны, − студенческое самоуправление рассматривается как платформа становления будущего специалиста, как «генератор» развития его профессиональной культуры.
 
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare

Список литературы

  1. Воробьев Н.Е., Шагина А.Ю. Идеи нравственного воспитания И. Канта и немецкая педагогика XIX века// Педагогика. 2005. №8. С. 102-107.
  2. Вотинов А.А. Культура, профессиональная культура и профессионально-педагогическая культура личности (методологический обзор) // Проблемы современного педагогического образования. 2016 № 53-6. С.98-106.
  3. Германия. Факты. – Франкфурт-на-Майне: Издательство «Societäts-Verlag», 1996. 554 с.
  4. Опыт аккредитации экспертов и экспертных организаций в контексте образовательной системы Германии. 12.11.2014 URL: http://vercont.ru/informatsionnye_materialy/ekspertno_analiticheskie_materialy/opyt_akkreditatsii_ekspertov_i_ekspertnykh_organizatsiy_v_konte.html (дата обращения 08.02.2018).
  5. Педагогика: учебник для студ. выш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнин. 8-у изд., стер.  М.: Издательский центр «Академия», 2008. 576 с.
  6. Плаксина Н.В. Образование как особая институциональная область культуры стран Западной Европы в конце XX века. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22. С. 306-311.
  7. Johannes Gutenberg-Universität Mainz. URL: http://www.rewi.uni-mainz.de/studienbuero/680.php/ (дата обращения 02.02.2018).
  8. Müller Ulf Die rechtliche Stellung der Fachschaften, Lit Verlag, Münster (Westfalen) 1997, 316.
  9. Müller R. Modelgeschichte ist Kulturgeschichte. Eine Chronik von Modellgebrauch und Modelbegriff, 2000. [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.muellerscience.com/MODELL/Begriffsgeschichte/ModellgeschichteistKulturgeschichte.htm (дата обращения: 08.02.2018).
  10. Richwien G.: Studenten sein … eine kleine Kulturgeschichte. Kleine Schritten der GDS / G. Richwien. // Verlag DH-Verl. Köln. 1998, S. 23-26.
  11. Universität Oldebburg URL: http://asta-oldenburg.de/autonome-referate/unabhaengige-fachschaftenreferat/der-fachschaftenreader/das-fachschaftenreferat/ (дата обращения: 21.02.2018).
  12. Universität Bonn.URL: http://www.asta-bonn.de/Fachschaftenreferat (дата обращения: 21.02.2018).
  13. Wernicke J., Bender K.Die Fachschaft an einer Hochschule – Studie Online. URL: https://www.studis-online.de/HoPo/fachschaft.php (дата обращения: 09.02.2018).
  14. Wille Ch. Berufskultur. URL: http://www.christian-wille.de/glossar.html (дата обращения 21.02.2018).