Введение. Образование в Республике Узбекистан ориентировано на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.
В Республике Узбекистан важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики – является образование как мощный двигатель культурных ценностей народа, служащий источником духовности для будущего поколения.
В настоящее время, когда в Республике Узбекистан реализуется в жизнь «национальная модель», создание эффективной целостной системы подготовки высококвалифицированных кадров на уровне развитых демократических государств, отвечающей требованиям высокой духовности и нравственности, является актуальным требованием времени.
Построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с устойчивой рыночной экономикой, открытой внешней политикой, гарантией достойной жизни народа Узбекистана, его прав и свобод, возрождением национальных традиций культуры, духовно-нравственным развитием человека как личности невозможно выполнить без учителя, без новой современной школы, т.к. именно школа стоит у истоков национального и духовного развития личности.
В современном изменяющемся мире с его бурно развивающимися информационными технологиями особую роль играет опережающее совершенствование образовательной системы. Значительный прогресс, произошедший в сфере образования за годы независимости республики, вносит значительный вклад в улучшение наращивания институционального потенциала в целях усовершенствования механизма мониторинга и оценки качества системы подготовки и переподготовки работников народного образования [5, с. 62].
В годы независимости проводятся исследования по организации и совершенствованию учебного процесса на основе современных требований, в результате которых разработаны Государственные образовательные стандарты, впервые среди республик бывшего союза.
Научный и технический прогресс привносит изменения в мышление и мировоззрение людей, это, естественно, непрерывно совершенствует систему образования [16, с. 10].
Сегодня многие развитые страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, разрабатываются методологии и технологии мониторинга качества образования для сравнительных исследований. Кроме того, развиваются международные мониторинговые исследования качества образования. Подобные исследования направлены на оценку качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third International Mathematics Science Study), оценку образовательных достижений 15-летних детей на предмет их готовности к жизни PISA (Programmefor International Student Assessment) и др. [9, 13]. Следовательно, в настоящее время возникает необходимость анализа оценки и перспективности системы подготовки и переподготовки работников народного образования. Для этого необходим сравнительный анализ опыта зарубежных исследований и партнеров, позволяющий выявить тенденции развития систем оценки результатов обучения в различных странах мира. Разработка технологий оценивания качества образования обеспечит возможность развертыванию и внедрению новых исследований в данной области [7, с. 93].
Основная часть. В Узбекистане в условиях модернизации системы образования страны совершенствуются механизмы проведения мониторинговых исследований, разрабатывается инструментарий для изучения результатов учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования.
Совершенствование системы мониторинга и оценки качества образования в Узбекистане можно разделить на 3 этапа:
1 этап – мониторинг качества знаний обучающихся;
2 этап – комплексный мониторинг;
3этап – мониторинг системы образования [8, с.112].
Сегодня в республике проявляются следующие тенденции в образовании:
Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между средней общеобразовательной школой, академическим лицеем, колледжем, вузом и послевузовскими учебными заведениями. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности слушателей различных производственных ситуаций [6, с. 89].
Вторая тенденция – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья тенденция – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы слушателей.
Четвертая тенденция соотносится с развитием, организацией творческой, самостоятельной деятельностью слушателей.
Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия слушателей институтов подготовки и переподготовки работников народного образования на партисипативной (partisipatsoi – фр. «сотрудничество») основе, и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обеих сторон [2, 76].
В Ташкентском институте переподготовки и повышения квалификации работников народного образования проделана большая работа в данном направлении. Утверждены и действуют программы по поддержанию тесной педагогической связи с высшими учебными заведениями и средними общеобразовательными школами, научно-исследовательскими институтами. С этой целью обеспечивается открытость содержания образования, разрабатывается базовый компонент подготовки и переподготовки педагогических кадров, его деятельного содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, электронных учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств образования. Реализация вышеназванных компонентов обеспечивается проведением научно-методических, учебных семинаров и тренингов, видеоконференций, результаты которых в конечном итоге находят свое отражение в письменных отчетах, сопровождаются презентацией на конференциях и семинарах. Профессорско-педагогический состав института проводит выездные занятия, семинары-тренинги в общеобразовательных школах, апробируют новаторские идеи ведущих учителей-предметников. Организация духовно-просветительских и воспитательных мероприятий нацелена на развитие компетентной деятельности педагогов.
В рамках суммирующих технологий накопление конкретных знаний выступает целью обучения, а для развивающих технологий конкретные знания – это, в первую очередь, средства достижения главной цели – совершенствования интеллектуальных и творческих способностей и возможностей обучающихся. Поэтому в системе городских и районных отделов народного образования Ташкентской области на основе программы тесного сотрудничества с Ташкентским областным институтом переподготовки и повышения квалификации работников народного образования целесообразно создать филиалы кафедр педагогического мастерства: «Русского и иностранных языков», «Педагогики и психологии», «Математики», «Физики», «Биологии», «Химии» и др.
Деятельность филиалов данных кафедр позволит внедрить в образовательный процесс передовой и новаторский педагогический опыт, и научные инновации; изучать и удовлетворять реальные потребности педагогической практики в научных разработках, которые откроют широкие возможности в области образования; обогатят содержание, методы и формы обучения в средних общеобразовательных школах. В настоящее время профессорско-преподавательский состав института в тесном сотрудничестве с учителями школ ведет плодотворную работу по разработке научных методик, способствующих воспитанию и формированию гармонически развитой личности. Примером этому служат методики: «Ускоренное обучение иностранным языкам», «Валеологическое воспитание в семье», «Формирование активной гражданской позиции учащихся средних общеобразовательных школ», «Диагностирование уровня освоения учебного материала подростков», «Методика работы с трудновоспитуемыми подростками», «Активизация резервных возможностей личности при обучении» и др. [1, 7].
«Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия» [12, с. 45]. Исходя из вышеуказанного, требуется разработать «Информационную систему управления для осуществления мониторинга системы образования» (ИСУМСО, далее - Системы). Целью создания Системы является комплексный анализ состояния качества образования и качества педагогических услуг, результаты которого в дальнейшем будут использованы для принятия необходимых мер воздействия для повышения качества образования.
В системе предусмотрены аналитические инструменты, позволяющие вычислять корреляцию оценок знаний слушателей и других результатов оценки качества образования (с предоставлением в графическом и табличном форматах) со следующими показателями Системы:
а) педагогическая квалификация учителей;
б) материально-техническая база образовательных учреждений;
в) методическая помощь;
г) дополнительные и коррекционные занятия в школах;
д) обеспеченность учебно-методическими материалами (учебники, электронные ресурсы, энциклопедии и др.) [3, с. 46].
Перечень объектов информатизации составляют все учреждения системы образования:
– дошкольные учреждения; общеобразовательные школы; специализированные школы-интернаты; специальные школы для детей с ограниченными возможностями по слуху, речи и зрению; детские спортивные школы; детские школы музыки и искусства; внешкольные образовательные учреждения – центры «Баркамолавлод», дома милосердия;
– институты системы переподготовки и повышения квалификации педагогических работников народного образования; педагогические институты; центр образования Республики Узбекистан; центр развития мультимедийных общеобразовательных программ, республиканский центр профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся; учреждения республиканского подчинения; районные отделы народного образования; областные управления народного образования; аппарат министерства и др.
Так, например, целью проведения в средних общеобразовательных школах и высших учебных заведениях олимпиад по учебным предметам и дисциплинам, таких как: «Билимларбеллашуви» («Состязания знаний») является систематическое изучение и анализ выполнения в школах требований Государственных образовательных стандартов, определение пробелов в знаниях обучающихся и их восполнение, создание необходимых условий для своевременного выявления и развития способностей одаренной молодежи, поощрение их и их наставников.
Кроме того, по уровню качества образования оценивается и определяется рейтинг деятельности каждой школы, а также региональных органов управления народного образования.
Основным системным механизмом в описываемом процессе является проведение четырех этапного мониторинга и оценки качества образования.
Этот механизм определяет соответствие уровня подготовленности учащихся и качества образования требованиям Государственного образовательного стандарта.
Мониторинг на национальном уровне проводится два раза (в конце первой и второй половины) в учебном году Министерством народного образования (МНО) и охватывает 10 % (976) школ от общего количества.
Общенациональное оценивание проводится с выборкой из всего контингента и оценивает достижения обучаемых в сравнении с требованиями государственных стандартов.
На региональном уровне мониторинг и оценка качества образования проводится два раза (в конце второй и третьей четверти) в учебном году руководством Отделов мониторинга Государственных образовательных стандартов Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, Главным управлением народного образования города Ташкента и областных управлений народного образования и охватывает 30% школ от общего количества.
Мониторинг на районном (городском) уровне проводится три раза (во второй, третьей и четвёртой четверти) в учебном году под руководством секторов методического обеспечения процесса мониторинга Государственных образовательных стандартов и охватывает 60% школ от общего количества. В школах мониторинг и оценка качества образования проводится экспертами группы мониторинга. В одном учебном году процессом оценки и мониторинга качества образования охватываются все классы и все предметы. Основное внимание при проведении мониторинга качества образования в школе уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками. Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 3-5 вопросов к нему различной трудности [7, с. 81]. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области.
Главной целью этого мониторинга и оценки качества образования является систематическое изучение и анализ выполнения в школах требований Государственных образовательных стандартов, определение пробелов в знаниях и компетенциях учащихся и их восполнение. Эта система мониторинга измеряет результаты работы, выявляет факторы и устанавливает степень их влияния на качество образования. Определяются также меры по усовершенствованию и развитию деятельности образовательных учреждений, принимаются своевременные нормативные директивы.
Заключение. Таким образом, информационная система управления для осуществления мониторинга системы образования (ИСУМСО) дает возможность:
для ведения централизованной базы данных для обеспечения управления системой;
для автоматического обмена электронной информацией между учреждениями образования, автоматизации процессов создания, обработки и хранения информации;
для формирования открытого единого информационного пространства о результативности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Республики Узбекистан;
для информационного обеспечения управления качеством образовательного процесса, своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса, роста и стабильности качества образования в целом, эффективности индивидуальных педагогических воздействий в частности, благодаря систематическому и непрерывному отслеживанию образовательных результатов, их всестороннему анализу в единой информационной системе;
для повышения уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в школе.
для сокращения времени получения информации (сведения о мониторинге качества знаний обучающихся) по всей территории Республики Узбекистан.
Следовательно, в республике созданы все условия для успешной реализации непрерывной связи науки и образования, развитию концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека. Это открывает широкие возможности развитию целостной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, способных служить во имя процветания Родины.
Список литературы