16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-1-0-8

Профессиональные мотивы и отношение к медицинской деятельности студентов специальности «Акушерское дело»

Aннотация

Современные тенденции акушерства предъявляют особые требования к психологической подготовке специалистов данного направления. При этом ряд исследователей отмечает недостаточную сформированность профессиональных ценностей и мотивов студентов-медиков, что оказывает негативное влияние на уровень психологической готовности к профессиональной деятельности. Целью нашего исследования явилось изучение профессиональных мотивов и отношения к медицинской деятельности студентов специальности «Акушерское дело». В качестве методов исследования использовался тест «Мотивация выбора медицинской профессии» (Хеннинг в модификации А.П. Васильковой),«Цветовой тест отношений» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд). В результате проведенного исследования среди студентов направления подготовки «Акушерское дело» отмечается доминирование личностно значимых профессиональных мотивов над общественно значимыми мотивами. Ведущим профессиональным мотивом будущих акушеров(к) является такой мотив как «возможность заботиться о здоровье близких». Важно отметить, что более позитивное отношение к профессиональной деятельности характерно для студентов с доминированием общественно значимых мотивов, чем для студентов, имеющих личностно значимые мотивы. Учащиеся с доминированием личностно значимых мотивов чаще демонстрируют негативное отношениек послеродовому периоду как направлению профессиональной деятельности, к пациенту, к оказанию психологической поддержки в ходе акушерской деятельности в отличие от студентов с общественно значимыми мотивами. Таким образом, развитие общественно значимой профессиональной мотивации будущих акушеров является важным направлением профессиональной подготовки. Кроме того, в целях совершенствования эмоциональной готовности к профессиональной деятельности необходима дополнительная психологическая подготовка студентов к работе в таких направлениях как помощь женщине в родах и послеродовом периоде, что является наиболее проблемными сферами в представлениях будущих акушеров(к).


Введение. Акушерство является областью медицины, в которой взаимоотношения медицинского персонала с пациентами, оказание психологической поддержки в ходе акушерской деятельности играют важную роль не только с точки зрения деонтологии, но и в качестве лечебно-профилактического воздействия. Именно работники акушерско-гинекологической службы сопровождают женщину в ответственный и волнительный период жизни – вхождение в материнскую роль. В этот период нередко женщинам требуется не только медицинская, но и психологическая помощь. Кроме того, в современных исследованияхподчеркивается тесная психосоматическая взаимосвязь в период беременности, родов и после родов, отмечается влияние психологических факторов не только на здоровье женщины, но и на соматическое благополучие ребенка. При этом оказание элементарной психологической помощи требуется уже в ходе медицинского сопровождения, особенно, если речь идет о кризисных перинатальных ситуациях (угроза прерывания беременности, выявление пороков развития плода, перинатальные потери и т.д.).
Таким образом, психологическая подготовка работников акушерского направления должна включать в себя не только развитие профессионально важных качеств личности и приобретение навыков общения, но и формирование знаний и навыков оказания элементарной психологической помощи, особенно в кризисных перинатальных ситуациях. При этом готовность медицинского персонала к данному направлению работы зависит не только от наличия соответствующих знаний и навыков, но и от желания применять элементы психологической помощи в ходе оказания медицинских услуг. В данном случае особое значение имеет сформированность конструктивных профессиональных мотивов, включающих альтруистическую направленность и общественную значимость профессии, что будет проявляться в особенностях взаимоотношений с пациентами.
Основная часть. Профессиональная мотивация и ценностимногими современными авторами выделяются в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности как центральный компонент, оказывающий влияние на остальные компоненты готовности: когнитивный, эмоциональный и др.(Кучерявенко, 2011:60-62; Bosch и др., 2018; Monrouxe и др., 2018; Luciani и др., 2018). Л.М. Емельяненко отмечает, что мотивационная готовность является своеобразным интегральным образованием личности специалиста, проявляющимся в профессиональной деятельности через осознанную реализацию знаний, умений, способностей на основе системы доминирующих мотивов, ценностных ориентаций, установок (Емельяненко, 2011: 35-38). В содержание данного компонента авторы включают ведущие профессиональныеценности, мотивы, интерес к профессии (Кучерявенко, 2011:60-62; Морозова и др., 2016:120-125).
В современной литературе представленыисследования, раскрывающие особенности различных аспектов ценностно-мотивационной сферы личности специалистов медицинских профессий на этапе профессионального образования: студентов медицинских вузов (Зайцева, 2004; Захарова, 2018:14-18; Budhathoki и др., 2017; Heiligers, 2012), учащихся медицинских колледжей (Чернецкая и др., 2017:142-148).
В результате исследований ряда авторов, можно отметить, что профессиональная мотивация будущих медицинских работников является недостаточно сформированной. По данным авторов (В.М. Зайцева, Д.В. Степаненко, И.С. Степаненко, А.А. Фитьмова, С.А. Ямашкин), менее половины студентов учебных медицинских учреждений (по различным данным от 14-30%) демонстрируют конструктивную профессиональную мотивацию, связанную с интересом к профессии врача и желанием помогать людям. Значительная часть студентов имеет менее конструктивную профессиональную мотивацию, связанную с внешней положительной либо отрицательной мотивацией, что негативно сказывается на усвоении учебной программы, выгорании и истощении в процессе обучения, а, следовательно, и на формировании психологической готовности к профессиональной деятельности в целом (Степаненко и др., 2017; Фитьмова, 2012). Также А.О. Аладинская, Е.А. Дьячкова установили тенденцию снижения конструктивности профессиональной мотивации в ходе обучения в учебном учреждении (среднее медицинское профессиональное звено), что, возможно, требует дополнительного исследования причин данной ситуации (Дьячкова и др., 2011:124-131).
Установлена взаимосвязь конструктивной профессиональной мотивации (интерес к профессии и самореализация) студентов-медиков с хорошей академической успеваемостью, а также низким истощением в процессе обучения (Kusurkar, 2013). Выгорание же в процессе профессионального обучения, как отмечает Gyorffy Z., имеет взаимосвязь с отсутствием альтруистической профессиональной мотивации (желания помочь людям) (Gyorffy, 2016).
В современных исследованиях профессиональные мотивы студентов специальности «Акушерское дело» являются практически неизученной областью. При этом, на наш взгляд, профессиональные мотивы будущих акушеров(к) будут иметь определенные особенности в связи со спецификой данной медицинской области.
Акушерство является особым видом медицинской помощи, в котором важную роль играют не только профессиональные, но и личностные качества медицинского персонала. Ведь именно акушер(ка) профессионально сопровождает женщину на этапе беременности, родов, послеродового периода, а также помогает женщине принять роль матери, участвуя в уходе за новорожденным ребенком, фактически являясь, так называемой, наставницей в освоении материнства.
Таким образом, признание общественной значимости профессии, альтруистичность профессиональной позиции в целом характерна для медицинской деятельности, в акушерстве данная специфика проявляется наиболее ярко.
Целью нашего исследования явилось изучение профессиональных мотивов будущих акушеров(к), а также взаимосвязь профессиональных мотивов с особенностями отношения к будущей профессиональной деятельности. Гипотезой нашего исследования является представление о том, что общественно значимая профессиональная мотивация имеет взаимосвязь с более позитивным отношением к профессиональной деятельности, в переживании позитивных чувств и эмоций по поводу различных профессиональных обязанностей, в частности.
Методы и методология исследования. Исследование проводилось на базе следующих медицинских учебных учреждений: ГБПОУ Санкт-Петербургский Акушерский колледж ОГБПОУ, Иркутский базовый медицинский колледж. Диагностический этап работы, проведенный на базе различных медицинских образовательных учреждений, позволил рассмотреть изучаемую проблему с меньшей зависимостью от специфики конкретного учебного заведения. Результаты исследования анализировались в совокупности, без разделения на учебные учреждения. В исследовании приняли участие 64 студента заключительных курсов специальности «Акушерское дело». Студенты 3 курса (при 3-годичном обучении) – 39 чел. Студенты 4 курса (при 4-годичном обучении) – 25 чел. Возраст студентов – от 18 до 38 лет (средний возраст – 28 лет).
В качестве метода исследования профессиональных мотивов использовалсятест Хеннинга в модификации А.П. Васильковой «Мотивация выбора медицинской профессии». В целях изучения отношения к будущей профессии использовался «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда. Список понятий для проведения теста ЦТО отвечает цели исследования, а именно, учитывает эмоциональные проявления, связанные с отношением будущих акушеров(к) к оказанию медицинской помощи («Медицинская помощь со стороны акушерки»), к оказанию психологической помощи пациентам («Психологическая помощь со стороны акушерки», «Общение», «Забота»), к значимым лицам в профессиональной деятельности («Ребенок», «Беременная женщина», «Рожающая женщина», «Пациентка»), к профессии акушерки и основным направлениям акушерской деятельности («Акушерка», «Интересная профессия», «Беременность», «Роды», «Послеродовый период» - данные понятия оценивались испытуемыми также в рамках акушерской помощи), а также изучение ассоциативных взаимосвязей основных эмоциональных переживаний («Уверенность», «Радость», «Сочувствие», «Раздражение», «Тревога», «Страх», «Растерянность», «Злость»).
Результаты исследования и их обсуждение.В результате исследования выявились следующие особенности профессиональных мотивов будущих акушеров(к).
Профессиональная мотивация будущих акушерок, в большей степени, включает внутренние мотивы, связанные непосредственно с реализацией в медицинской сфере (табл. 1). Однако, менее чем у половины респондентов данные мотивы отражают общественную значимость профессии: «желание лечить людей» (ЛЛ), «желание облегчить страдание тяжелобольных, детей, стариков» (ОС). Остальные респонденты предпочитают личностную значимость профессии: «возможность заботиться о здоровье близких» (ЗБ), «возможность заботиться о своем здоровье» (СЗ). При этом мотив «возможность заботиться о здоровье близких» является ведущим мотивом в структуре профессиональной мотивации будущих акушеров(к). Доминирование профессиональной внешней мотивации выявлено в незначительной степени (таблица 1).
Анализ чувств, эмоциональных реакций, ассоциируемых с понятиями, связанными с профессией акушерки выявили следующие особенности.
У большинства испытуемых профессиональная роль акушерки связана с приоритетными позициями (рис.1), а также у 70% испытуемых понятие «акушерка» ассоциируется с такими понятиями как «забота», «интересная профессия», «уверенность». Кроме того, с понятием «акушерка» у испытуемых чаще ассоциируется зеленый цвет (30%), что связано, возможно, с желанием оберегать, проявлять упорство и настойчивость в достижении профессиональных целей, следовать установленным нормам и правилам.
Отношение к пациенту только у половины студентов связано с приоритетными позициями (рис. 1). Также примерно половина студентов (48%) ассоциирует пациента с позитивными понятиями «забота», «уверенность», «сочувствие». У части студентов (28%) пациент ассоциируется с такими понятиями как «раздражение», «тревога», «страх», «растерянность». Основные цвета, ассоциируемые с понятием «пациент»: зеленый (28%) и серый (30%). Зеленый цвет может свидетельствовать о желании оберегать и заботиться, серый – отражает скорее отстраненную позицию по отношению к пациенту.
Отношение к медицинской помощи у большинства будущих акушерок занимает приоритетные позиции в ЦТО (рис.1), а также у 73% испытуемых связано с позитивными понятиями «радость», «уверенность», «забота», «интересная профессия». При этом медицинская помощь ассоциируется чаще с зеленым (32%), желтым (18%) цветами, что позволяет предположить наличие следующих особенностей: желание защищать, оберегать, проявлять упорство и настойчивость в достижении профессиональных целей, а также радостные чувства по отношению к профессиональной деятельности. Фиолетовый цвет (17%) характеризует отношение к медицинской деятельности с одной стороны, как реализацию творческих способностей, с другой стороны, это возможный показатель несколько инфантильного отношения к профессиональной деятельности, недостаточный учет ответственности в работе медика.
Таким образом, важно отметить, что отношение к профессиональной деятельности в целом (понятия «медицинская помощь», «акушерка») у большинства студентов позитивное. При этом, только у половины студентовотношение к пациенту позитивное. В ряде случаев характерно негативное отношение к пациенту, что в данном случае, возможно, свидетельствует о большем интересе к медицинской деятельности как к процессу, значимость пациента в данном случае невысока.
Психологическая помощь у большинства испытуемых занимает приоритетные позиции в ЦТО (рис.1), а такжеу 67% испытуемых связана с такими понятиями как «забота», «радость», «интересная профессия», «уверенность». Однако, «уверенность» чаще ассоциируется с медицинской помощью (30%), реже с психологической (11%). При этом отвергаемые позиции ассоциируются с таким понятием как «растерянность» (16%). Основной цвет, ассоциируемый с психологической помощью в приоритетных позициях: зеленый (36%), что характеризует желание оберегать, проявляя психологическую поддержку.
Анализ отношения к таким понятиям как «общение» и «сочувствие» выявил следующие особенности. Общение у половины будущих акушерок вызывает положительное отношение, что связано с приоритетными позициями (рис. 2), а также у 53 % студентов общение ассоциируется с такими понятиями как «радость», «забота», «уверенность». Цвета, чаще всего ассоциируемые с общением: зеленый (36%) и желтый (22%), что, возможно, связано с определением границ в процессе общения, достижением своей цели, либо с радостными чувствами в период общения.У 16% студентов общение связано с такими понятиями как «тревога», «страх», «растерянность» и ассоциируется с серым цветом, что связано с желанием изолироваться, вероятными трудностями в общении.
Сочувствие как один из важных компонентов психологической помощи практически у половины будущих акушерок вызывает нейтральное отношение (рис.2.), а также у 38% испытуемых ассоциируется с такими понятиями как «растерянность», «раздражение», «злость», «страх», «тревога». Основные цвета, ассоциирующиеся с понятием «сочувствие»: зеленый (22%), синий (19%) и серый (18%). Зеленый цвет, вероятно, отражает желание оберегать и защищать пациента, проявляя сочувствие; синий – желание успокоить и снизить тревогу. Серый цвет, возможно, отражает желание отстраниться от проявления сочувствия, что, вероятно, связано с низкой значимостью сочувствия в профессиональной жизни, с отсутствием знаний и умений оказания психологической поддержки, поскольку в этом случае сочувствие чаще ассоциируется с таким понятием как «растерянность».
Таким образом, несмотря на позитивное отношение к психологической помощи в целом, ряд испытуемых связывает с психологической помощью чувство растерянности, что неудивительно, так как действующий государственный образовательный стандарт специальности «Акушерское дело» не предусматривает обучение основам оказания психологической помощи в ходе акушерской деятельности (1). При этом важно отметить, что общение и сочувствие, как важные компоненты психологической помощи, в ряде случаев связаны с чувством тревоги, страхом, растерянностью, желанием отстраниться от проявления сочувствия, что вновь свидетельствует о недостаточной подготовке в области оказания психологической поддержки.
Отношение к беременной женщине, к беременности у большинства испытуемых положительное (77% и 72% соответственно) и связано с такими понятиями как «радость», «забота», «сочувствие», «интересная профессия», а такжезанимает приоритетные позиции в ЦТО (рис.3, 4). Основные цвета, ассоциируемые с понятиями «беременная женщина», «беременность»: зеленый (33%, 27%), желтый (28%, 38%), фиолетовый (25%, 20%); что дополнительно характеризует отношение к теме беременности как наполненное желанием защитить, добиться положительных результатов, радостным отношением. Фиолетовый цвет может ассоциироваться с беременностью, поскольку часто именно беременные данному цвету отдают свое предпочтение.
Отношение к родам толькоу половины испытуемых положительное и связано сприоритетными позициями в ЦТО (рис. 3,4), а также у 53% студентовроды ассоциируются с позитивными понятиями, такими как «радость», «уверенность», «сочувствие». Для ряда студентов характерны отвергаемые позиции понятия «роды» (рис. 3,4). Кроме того, у 20% испытуемых роды ассоциируются с понятиями «страх», «тревога», «раздражение», «злость» и т.д., что, возможно, связано с личной неготовностью к работе в данной профессиональной сфере.
Положительное отношение к рожающей женщине, связанное с заботой, радостью, уверенностью, сочувствием, у будущих акушерок проявляется в меньшей степени (48%), чем к беременной женщине (77%). При этом у части испытуемых отмечается негативное отношение к рожающей женщине: отвергаемые позиции в ЦТО (рис.3,4), а также для 23% учащихся характерна ассоциация с такими понятиями как «тревога», «раздражение», «страх», «злость». Основной цвет, ассоциируемый с родами и рожающей женщиной: красный (45%), что отражает, возможно, активность профессиональной деятельности в этом случае. Однако, понятие «рожающая женщина», ассоциирующаяся с красным цветом, чаще имеет отвергаемые позиции, а также связано с понятиями «тревога» и «раздражение», что также отражает недостаточную психологическую готовность к работе в этой области акушерства.
 
Послеродовый период в меньшей степени представляет интерес для будущих акушерок, поскольку чаще данное понятие стоит на нейтральных позициях (рис. 3,4), при этом часть испытуемых (23%) связывает послеродовый период с понятиями «злость», «раздражение» и «растерянность». Только 30% испытуемых ставит данное понятие на приоритетные места и 39% связывает с позитивными понятиями «радость», «уверенность», «сочувствие». Послеродовый период чаще ассоциируется с коричневым (22%) и синим (22%) цветами. Коричневый цвет, ассоциируемый с послеродовым периодом, возможно, отражает акцент внимания в профессиональной деятельности на наличие в этом периоде частых осложнений и физического недомогания, позитивные моменты послеродового периода уходят на задний план, что, возможно, в совокупности с отвергаемой позицией является желанием отстраниться от данной профессиональной области и причиной сниженного интереса. Синий цвет, ассоциируемый с послеродовым периодом, вероятно, связан с пониманием физиологической потребности пациентки в отдыхе и расслаблении.
Отношение к понятию «ребенок» у большинства будущих акушерок положительное и имеет приоритетные позиции (рис. 4), а также у 80% испытуемых связано с такими понятиями как «радость», «забота», «интересная профессия», кроме того, чаще ассоциируется с желтым цветом (38%), что также отражает радостное отношение к ребенку.
Таким образом, можно отметить, что отношение к различным направлениям профессиональной деятельности избирательное. Так, более позитивно учащиеся относятся к беременности, к профессиональной помощи беременной женщине и ребенку.
Профессиональная деятельность, связанная с помощью в родах, только у половины испытуемых воспринимается позитивно, остальные учащиеся воспринимают как роды, так и рожающую женщину с меньшим интересом либо вовсе отвергают, ассоциируют с растерянностью, раздражением, тревогой и т.д. На наш взгляд, данная ситуация может быть связана, в том числе, и с психологической неготовностью работать в данных профессиональных направлениях, характеризующихся повышенным стрессом, более частыми кризисными ситуациями.
Послеродовый период является наименее интересной профессиональной областью для большинства будущих акушерок, чаще ассоциируется с физическим недомоганием и желанием отстраниться от данной профессиональной области. Анализируя особенности медицинской деятельности в послеродовый период, можно отметить важность медицинского ухода и проявления заботы после родов, когда женщина, действительно, нуждается в помощи, может испытывать физическое недомогание. Данные особенности требуют определенной гуманности и альтруистичности в позиции медицинского работника, что, вероятно, представляет трудности для большинства испытуемых. Кроме того, снижение интереса к послеродовому периоду, возможно, связано с восприятием данного периода как наполненного физическими недомоганиями, позитивные моменты данного периода отходят на дальний план.
Для выявления связи между доминирующими профессиональными мотивами и отношением к основным профессиональным сферам в акушерстве испытуемые были разделены на четыре группы, в зависимости от доминирования профессионального мотива: «желание лечить людей» (ЛЛ), «желание облегчить страдания тяжелобольных, детей, стариков» (ОС), «желание заботиться о здоровье близких» (ЗБ), «желание заботиться о своем здоровье» (СЗ). Для каждой группы были определены среднестатистические позиции основных профессиональных понятий в ЦТО (табл. 2).
Анализ среднестатистических показателей (табл. 2) выявил определенную разницу диапазона приоритетности позиций профессиональных понятий в ЦТО: для мотива ЛЛ - от 2,2 до 4,2; для мотива ОС - от 1,6 до 4,2; для мотива ЗБ - от 2,1 до 4,7; для мотива СЗ - от 2 до 5,5. Можно отметить, что для студентов, имеющих мотивы общественной значимости, характерен диапазон более приоритетных позиций профессиональных понятий (1,6 − 4,2), чем для студентов, имеющих мотивы личностной значимости (2 − 5,5). Таким образом, для учащихся, имеющих мотивы общественной значимости, характерно более позитивное отношение к профессиональным понятиям, в отличие от студентов, имеющих личностно значимые мотивы.
Анализируя ранги основных профессиональных понятий в ЦТО по группам доминирующих мотивов, были выявлены следующие особенности (табл. 3).
Понятия «ребенок», «беременная женщина» занимают приоритетные позиции у студентов с общественно значимыми мотивами, что свидетельствует овысокой ценности людей как возможных пациентов, которые являются более важными, чем медицинская помощь как процесс. Приоритетные позиции у студентов с личностно значимыми мотивами не включают понятия, обозначающие людей, на данных позициях находятся понятия «медицинская помощь», «беременность», что, возможно, связано с большим интересом к медицине, как к процессу, интерес к пациенту значительно ниже. И действительно, позиции понятия «пациент» у студентов с личностно значимыми мотивами являются наименее приоритетными, в отличие от студентов с общественно значимыми мотивами (табл. 3).
Понятие «психологическая помощь» находится в приоритетной позиции только у студентов с доминирующим мотивом ОС, что, вероятно, связано с высокой альтруистичностью мотива. В остальных группах понятие «психологическая помощь» находится на нейтральных позициях.

Позиции понятий «беременная женщина», «беременность» в целом в исследуемых группах имеют незначительные различия и находятся на приоритетных позициях или близких к ним.
Понятие «роды» имеет менее приоритетные позиции во всех группах. При этом студенты, имеющие мотив ЛЛ, понятие «роды» ставят в более приоритетную позицию, чем студенты, имеющие мотив ОС, что, вероятно, связано с большей эмпатичностью данной группы испытуемых (мотив ОС), стремлением помочь, а, следовательно, и большей тревожностью в сопровождении родов как эмоционально напряженного и ответственного события. Среди студентов, имеющих общественно значимые мотивы, менее приоритетная позиция понятия «роды» характерна для испытуемых, имеющих мотив ЗБ, чем для испытуемых, имеющих мотив СЗ, что, вероятно, также связано с определенными эмоциональными особенностями учащихся данной группы (мотив ЗБ).
Понятие «послеродовый период» имеет наименее приоритетную позицию во всех группах, кроме группы с доминированием мотива ОС, что также, возможно, связано с большей альтруистичностью данного мотива, с готовностью к работе с послеродовыми осложнениями и физическим недомоганием пациентов в этот период.
Понятие «ребенок» занимает более приоритетные позиции в группах, имеющих общественно значимые мотивы, по сравнению с группами, имеющими личностно значимые мотивы.
Понятие «забота», в основном, имеет нейтральные позиции. Понятие «сочувствие» во всех группах имеет позиции меньшей приоритетности, что, возможно, связано с негативными ситуациями, ассоциирующимися с сочувствием.
С использованием корреляционного анализа Спирмена были получены следующие результаты (табл. 4).
Отсутствие корреляционной связи показателей мотивов ЛЛ и ОС свидетельствует о различном отношении к профессиональной деятельности студентов общественно значимых мотивов (табл. 4).
Действительно, анализируя распределение рангов среднестатистических позиций основных профессиональных понятий в ЦТО, можно заметить, что несмотря на схожесть мотивов (гуманность мотивов и высокая ценность людей), студенты, имеющие мотив ЛЛ, в большей мере настроены на оказание медицинской помощи, чем психологической, в том числе готовы к работе в эмоционально напряженной ситуации родов. Однако, интерес к послеродовому периоду отсутствует. Студенты, имеющие мотив ОС, в большей мере настроены на оказание психологической помощи, чем медицинской, психологически не готовы к работе в эмоционально напряженной ситуации родов (таблица 3). Вероятно, данная ситуация связана с большей альтруистичностью и более выраженным эмоциональным каналом эмпатии студентов, имеющих мотив ОС, что, в свою очередь, требует дополнительного исследования. При этом подобные исследования в литературе свидетельствуют о том, что специфической особенностью эмпатии докторов-терапевтов является выраженный эмоциональный канал эмпатии, у хирургов — когнитивный, что в нашем исследовании, возможно, объясняет готовность к работе в послеродовом периоде (мотив ОС) или в родах (мотив ЛЛ) студентов различных групп общественно значимых мотивов (Богачева, 2013:196-202).
Показатели в группе мотива ОС не имеют корреляционной связи с показателями других мотивов, указывая на особое отношение к основным профессиональным понятиям.
Слабая корреляционная связь прослеживается между показателями в группах мотивов ЛЛ и ЗБ (табл. 4). С одной стороны, данные мотивы различны по социальной направленности, однако, если проанализировать распределение рангов среднестатистических позиций профессиональных понятий в ЦТО (табл. 3), можно заметить схожесть отношения к психологической помощи, имеющей неприоритетные позиции, а также отношение к послеродовому периоду как к наименее приоритетному.
Сильная корреляционная связь прослеживается между показателями личностно значимых мотивов (табл. 4), что свидетельствует о схожем отношении к профессиональным понятиям, интересу к медицинской помощи как процессу, более низкой значимости психологической помощи и людей как потенциальных пациентов.
Проведенный корреляционный анализ подтвердил наличие особенностей отношения к профессионально важным понятиям в группах доминирующих мотивов будущих акушеров(к).
В заключение, важно отметить, что более позитивное отношение к профессиональной деятельности, эмоциональная готовность испытуемых к акушерской помощи более сформирована при доминировании общественно значимых профессиональных мотивов.
Учащиеся с доминированием мотивовЛЛ и ОС демонстрируют ценность не только медицинской помощи как таковой, но и пациента, что, вероятно, связано с общественной значимостью профессиональных мотивов. При этом, учащиеся с доминирующим профессиональным мотивом ОС имеют более позитивное отношение к использованию психологической помощи в работе с пациентами, более позитивное отношение к послеродовому периоду, чем учащиеся с доминирующим мотивом ЛЛ, что, вероятно связано с большей альтруистичностью мотива ОС, по сравнению с мотивом ЛЛ.
Студенты с доминирующим профессиональным мотивом ЛЛ имеют более позитивное отношение к родам, рожающей женщине, демонстрируя более сформированную эмоциональную готовность к работе в родах, чем учащиеся, имеющие мотив ОС. Вероятно, данная ситуация также связана с эмоциональными особенностями учащихся.Студенты, имеющие мотив ОС, вероятно, обладают большей альтруистичностью и более выраженным эмоциональным каналом эмпатии, а, следовательно, возможна дезорганизующая роль эмоций в стрессовых ситуациях, что в свою очередь, требует дополнительного исследования. Студенты, имеющие мотив ЛЛ, возможно, обладают менее развитымканалом эмоциональной эмпатии, что выражается в более нейтральном отношении к психологической помощи, слабым интересом к послеродовому периоду, как раз требующему, в большей степени, ухода и заботы со стороны акушера(ок). При этом, на наш взгляд, снижение дезорганизующей роли эмоциональной составляющей профессиональной деятельности в период родовспособствует повышению стрессоустойчивости и готовности к работе в родах, однако, при этом, возможно, оказание психологической помощи в родах будет иметь трудности, что также требует дополнительных исследований. Данные особенности эмоциональной готовности к профессиональной деятельности уже отмечались в научной литературе. Ряд исследователей отмечают специфичность требований, предъявляемых к эмоциональной сфере медицинских работников (Богачева, 2013: 196-202; Кузнецова, 2017: 190-192; Югова, 2015; Phillips, 2017). По мнению авторов, наряду с эмпатичностью медики должны быть эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность или импульсивность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий. В данном случае считается важным соблюдение определенного баланса эмоциональной сферы медицинского работника, где имеет место эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость, но в то же время в умеренной степени развита способность к проявлению эмпатии, в том числе и эмоциональный канал эмпатии как важный компонент психологической помощи.
Учащиеся с личностно значимыми доминирующими мотивами демонстрируют менеепозитивное отношение к профессиональной деятельности и, следовательно, недостаточно сформированную эмоциональную готовность к акушерской помощи.
Студенты с доминирующими профессиональными мотивами ЗБ и СЗ имеют более приоритетное отношение к медицинской помощи и менее приоритетное отношение к пациенту и понятиям, обозначающим людей как потенциальных пациентов, что, возможно, связано с недооценкой общественной значимости профессиональной деятельности.
При этом для студентов с доминирующим мотивом СЗ понятие роды представляет больший интерес, чем для студентов с доминирующим мотивом ЗБ. Однако, при этом отношение к ребенку учащихся, имеющих мотив СЗ, характеризуется меньшей приоритетностью, чем для студентов, имеющих мотив ЗБ. В данном случае можно предположить, что для студентов с доминирующим мотивом СЗ родыпредставляют интерес больше с точки зрения самого процесса, а не рождения ребенка, как основного результата родов.
Для обеих групп учащихся, имеющих личностно значимые мотивы, характерен низкий интерес к послеродовому периоду, что также, вероятно, связано с недостаточной альтруистичностью данных мотивов.
Заключение. Таким образом, на наш взгляд, в целях повышения уровня психологической готовности к акушерской деятельности необходимо развитие профессиональной мотивации, связанной с общественной значимостью профессии, на протяжении всего курса обучения.Кроме того, важным направлением формирования эмоциональной готовности будет выступать дополнительная психологическая подготовка студентов к работе в таких направлениях профессиональной деятельности как помощь женщине в родах и послеродовом периоде, что является наиболее проблемными сферами в представлениях будущих акушеров(к).

Список литературы

Богачева О.Ю. Эмпирическое исследование проблемы влияния эмпатии на деятельность врачей (на примере врачей терапевтов и врачей хирургов) // Психология и психотехника. 2013. № 2. С. 196-202.
Е.С., Аладинская А.О. Ценностно-мотивационная сфера студентов медицинского колледжа в процессе личностно-профессионального развития // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №4(96). С. 124-131.
Емельяненко Л.М. Формирование у студентов-медиков мотивационной готовности к профессиональной деятельности // Научно-исследовательская работа. 2011. №2. С.35-38.
Зайцева В.М. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности: на материале медицинского вуза: Дисс. ... канд. психол. наук. Смоленск, 2004. 199 с.
Захарова Е.А. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков // Медицинский альманах. 2018. №1. С.14-18.
Кузнецова Л.Э. Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников // Молодой ученый. 2017. №12. С. 190-192. URL https://moluch.ru/archive/146/40969/ (дата обращения: 14.11.2018).
Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. №12. Т.2. С.60-62.
Морозова И.С., Воронова Е.В. Динамика содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета.2016. № 2. С. 120 - 125.
Степаненко Д.В., Степаненко И.С., Ямашкин С.А. Особенности профессиональной мотивации студентов медицинского института // Международный научно-исследовательский журнал. 2017.Вып. №9(63).URL https://www.research-journal.org (дата обращения: 11.09.2018.)
Фитьмова А.А. Развитие профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе: Дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2012. 253с. URLhttps: //www.dissercat.com (дата обращения: 15.08.2018).
Чернецкая Н.И., Комолкина О.И. Мотивы выбора профессии медицинской сестры // Педагогический имидж. 2017. №4(37). С. 142-148.
Югова М.С., Макарова О.А. Исследование нервно-психической устойчивости и эмпатии у медицинских работников // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13382 (дата обращения: 14.01.2018).
Bosch J., Maaz A., Hitzblech T., Holzhausen Y., Peters H. Medical students’ preparedness for professional activities in early clerkships// BMC medical education. 2018. 17. [Электронныйресурс]URLhttps: // www.biomedcentral.com (дата обращения: 18.01.2019).
Budhathoki S., Zwanikken P., Pokharel P., Scherpbier A. Factors influencing medical students motivation to practice in rural areas in low-income and middle-income countries: a systematic review // BMJ Open. 2017. 7. URL https: // www.bmjopen.bmj.com (дата обращения: 24.08.2018).
Gyorffy Z. Career motivation and burnot among medical students in Hungary – could altruism be a protection factor? // BMC Medical Education. 2016. 16. URL https: //www.biomedcentral.com (дата обращения: 12.09.2018).
Heiligers P. // BMC Medical Education. 2012. . URL https:// www.biomedcentral.com (дата обращения: 17.08.2018).
Kusurkar R.A., Croiset G., Galindo-GarréF., Cate O.T. // BMC Medical Education. 2013. URL https:// www.biomedcentral.com (дата обращения: 17.09.2018).
Monrouxe L., Bullock A., Gormley G., Kafhold K., Kelly N., Roberts C., Mattick K., Rees C. New graduate doctors preparedness for practice: a multistakeholder, multicenter narrative study// BMJ open. 2018. 8. [Электронныйресурс]URL:https:// www.bmjopen.bmj.com (Дата обращения: 24.01.2019).
Luciani E., Consorti G., van Dun P.L.S., Merdy O., Lunghy C., Petrarcca M., Esteves J.E., Ceritelli F. An overview of osteopathy graduates perceived preparedness at transition from educational environment to clinic environment one year after graduation: a cross sectional study // BMC medical education. 2018. 18. [Электронныйресурс]URL https:// www.biomedcentral.com (дата обращения: 11.01.2019).
Phillips, S. S.Phillips, N. Dalgarno // BMC Medical Education 2017. - URL https:// www.biomedcentral.com (дата обращения: 03.04.2018).