Введение. Качество и перспективы развития российской системы образования в настоящее время определяются, в том числе, и повышенными социальными ожиданиями к эффективности и универсальности профессиональной деятельности педагога. Подтверждением этому является обновленный Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3++) для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (от 15 марта 2018 г.), согласно которому профессиональная деятельность выпускников педагогических вузов будет соответствовать сразу трем профессиональным стандартам: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»[1], «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»[2], «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»[3] (далее – Профессиональные стандарты педагога). Анализ трудовых функций, представленных в указанных стандартах, целей и задач национального проекта «Образование» и его федеральных проектов и программ («Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого»)[4] на федеральном уровне, Постановления Правительства Белгородской области от 24 ноября 2011 года №435-пп «Об утверждении стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011 – 2025 годы» [5], проекта «Доброжелательная школа», начавшего функционировать на территории Белгородской области в 2019 году, на региональном уровне, свидетельствует о возрастающей роли помогающей, просоциальной деятельности педагога по отношению к обучающимся, их родителям, к классному коллективу практически во всех областях учебной, воспитательной, самостоятельной деятельности, в области семейного, коллективного и других видов воспитания.
Краткое описание и отражение тематики исследования в науке. Просоциальную направленность и содержание педагогической деятельности, доминанту социальной и эмоциональной компетентности учителя, его установки на оказание помощи и поддержки в диаде «учитель-ученик» раскрывают в своих трудах такие зарубежные ученые, как: D. Solomon, M.S. Watson,K.L. Delucchi, E. Schaps, V. Battistsch (1988); E. McGinnis, A.P. Goldstein (1997); V. Battistich, A.S. Bryk, B.H. Schneider (2003); P.A. Jennings, M.T. Greenberg (2009); G. Dunlap, R. Iovannone, D. Kincaid, K. Wilson, K. Christiansen, P. Strain, C. English (2010); K.A. Schonert-Reichl (2017); H. Shin, A.M. Ryan, E. North (2019); U. Kuswendi (2019). Несмотря на наличие обширного научного и эмпирического материала в области просоциальной направленности педагогической деятельности за рубежом, в России и странах ближнего зарубежья таких работ встречается недостаточно, они носят, в основном, социально-психологический характер (Кухтова, 2004; Мазур, 2008; Аксенова, 2009; Соболев, 2013; Молчанова, Гриценко, 2013), находят преломление относительно проблематики просоциальности помогающих профессий, в целом (Кухтова, Доморацкая, 2011), и практически не рассматриваются применительно к деятельности педагога.
Цель исследования. Выявленный пробел в научном знании в области применения просоциального подхода, как к деятельности уже практикующих учителей, воспитателей, так и будущих педагогов позволил сформулировать цель исследования в виде проведения теоретического обзора литературы для определения сущности и содержания просоциальной направленности педагогической деятельности в современных условиях.
Описание логики исследования. В связи с обозначенной целью исследования считаем необходимым рассмотреть сущность понятий «просоциальное поведение», «помогающее поведение», «альтруизм»; определить подходы к их пониманию; раскрыть содержание «просоциальной направленности педагогической деятельности», специфику помогающей деятельности педагога.
Основная часть. Обзор литературы. Весомый вклад в изучение формирования просоциального поведения личности в обществе под воздействием различных факторов, мотивационных характеристик, ценностных ориентаций представителей различных просоциальных групп внесли: (Запорожец, Неверович, 1974; Субботский, 1977; Фромм ,1982; Хекхаузен, 1986; Томас, Знанецкий, 1988; Франкл, 1990; Пауэр, Хиггинс, Кольберг, 1992; Роджерс, Фрейберг, Орлов, 2002; Маслоу 2009; Шварц, Бутенко, Седова, Липатова, 2012; Алтунина, Немов, 2016; Антилогова, Ражина, 2017 и др.).
Мнение о том, что социально положительное (просоциальное) поведение человека привносит в его жизнь положительный смысл принадлежит ряду зарубежных (Cialdini, Kenrick, Baumann, 1982; Cialdini, Eisenberg, Shell, McCreath, 1987; Forgas, Williams, 2014; Kenrick, Neuberg, Cialdini, 2009; Schrodt, Witt, Turman, Myers, Barton, Jernberg, 2009; Myers 2012; Bower, Casas 2016) и отечественных ученых (Кухтова, 2004; Мазур, 2008; Аксенова, 2009; Молчанова, Гриценко, 2013; Смолонская, 2014 и др.).
В психологии просоциальное поведение рассматривается с позиции разных перспектив и подходов: эволюционного
(Darwin, Mayr, 1964), индивидуалистского (Bower, Casas, 2016; Forgas, Williams, 2014), межличностного (Davis, Carlo, Schwartz, Unger, Zamboanga, Lorenzo-Blanco, Martinez, 2016; Mills, 2016), с позиции принятия решения (Darley, 1991), с позиции научения (Bandura, 1977; Batson, 1998).
Считается, что определяющее значение для формирования просоциального поведения имеет наличие у человека альтруистической мотивации (Запорожец, Неверович 1974) в ряде исследований подчеркивается неразрывная связь альтруистических мотивов с порождаемой ими альтруистической деятельностью (Басина, Насиновская, 1977) отмечается важность эмпатии при совершении просоциального действия (Ильин, 2013; Соболев, 2013).
Дискуссия. Обоснованный анализ конкретной научной проблемы включает в себя определение основных понятий, используемых в исследовании. Обращение к сущности просоциальной направленности педагогической деятельности обуславливает необходимость трактовки дефиниции «просоциальное поведение», которая широко используется в мировой социально-психологической и педагогической науке и, как уже было сказано выше, практически отсутствует в отечественной педагогике.
Необходимо отметить, что появление самого термина «просоциальное поведение», согласно К.Д. Бэтсону (Batson, 1998), связывают с необходимостью определения феномена, антономичного антисоциальному (от др.-греч. ἀντί- – против, и лат. socialis – общественный), который основан на отрицательном отношении к социальным нормам или стандартам поведения, стремлении им противодействовать, не принимать традиции определенной социальной группы людей (Венгер, 2001; Разумовская, 2009). В связи с этим известный социальный психолог (Янчук, 2005) самым гуманным поведением, в поощрении и развитии которого человечество заинтересовано в первую очередь, считает просоциальное поведение. Ученый подчеркивает также его связь, но не синонимическое равенство, с такими понятиями, как «помогающее поведение», «оказание поддержки», «альтруизм», «волонтерство», «благотворительность», «сотрудничество», «дружба», «самопожертвование» и многое другое. Все эти феномены в той или иной степени рассматриваются и в контексте педагогической деятельности, характеризуя ее либо на институциональном, либо на личностном уровнях (например, «педагогика сотрудничества», «доброжелательная школа», «педагогика общей заботы», «педагогика помощи и поддержки», «педагогическое волонтерство», «благотворительность в сфере образования», «педагогика добра», «педагогический альтруизм» и др.), что еще раз подчеркивает просоциальный характер педагогической деятельности и ее связь с «просоциальным поведением».
Проведенный анализ информационных источников в обозначенной области позволил сделать вывод о неоднозначности в понимании категории «просоциальное поведение» и наличии в науке нескольких подходов к определению данного феномена.
Существует мнение, что просоциальное поведение отражает многостороннее понятие, включающее в себя действия, позитивно оцениваемые обществом (Янчук, 2005) обладает позитивными социальными последствиями и привносит вклад в физическое и психологическое благополучие других людей (Wispe, 1972) является позитивно оцениваемыми межличностными действиями, соответствующими культурным и социальным стандартам (The Blackwell Encyclopedia of Sociology, 1996).
Как подчеркивает Хузиахметов А.Н., «школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы, иначе нельзя ожидать изменений в общественном развитии, поскольку все они – прежде всего результат изменения сознания людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности» (Хузиахметов, 2013).
Согласно другому подходу, под просоциальным поведением принято понимать весь спектр поступков, совершаемых одним человеком ради другого и ради его пользы (Чалдини, Кенрик, Нейберг, 2002). В данном случае просоциальное поведение (от лат. pro – приставка, обозначавшая действующего в интересах кого-то, и socialis – общественный) – это поведение индивида, ориентированное на благо отдельного человека или социальных групп (Кондаков, 2007).
В этой связи необходимо обратиться к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»[6], содержанию национального проекта «Образование»[7], в которых образование рассматривается как благо, не как абстрактный процесс, а как услуга, адресованная конкретному потребителю. От того, насколько качественной будет эта услуга, зависит судьба страны, в целом, и отдельных личностей, в частности. Главной миссией и девизом этого проекта является «Все лучшее – детям!», что говорит о повышении качества, доступности, безопасности образования, создания уважительных условий для ребенка в школе (Калинина, 2010: 90).
По мнению И.И. Калининой, педагогическая деятельность, нацеленная на благо, находит свое продолжение в нравственных отношениях к учащимся. Одним из критериев таких отношений является взаимность встречающихся ценностных миров, пусть даже с альтернативными ценностями. В такой взаимности получает отражение центрация каждого друг на друга, а вместе с ней и их рефлексия на себя (Калинина, 2010: 93). При этом большинство просоциальных поступков, в том числе и в педагогической деятельности, не являются абсолютно бескорыстными (Социальная психология, 2004), а совершаются ради получения вознаграждения – внешнего (поднять свой имидж, завоевать авторитет и т.д.) или внутреннего (самоодобрение, удовлетворенность процессом и результатами своего труда и т.д.) (Майерс, 2007).
В продолжение описываемого подхода отметим, что просоциальное поведение находится в определенном соотношении с «помогающим поведением» (Krebs, 1982; Cialdini, Eisenberg, Shell, McCreath 1987; Bar-Tal 1992; Eisenberg, Carlo, Murphy, Van Court 1995; Eisenberg, Spinrad, Knafo‐Noam 2015).
Например, Р. Чалдини, Д. Кенрик и
С. Нейберг полагают, что просоциальное поведение шире помогающего, так как его диапазон простирается от мимолетной любезности через благотворительную деятельность до помощи человеку, оказавшемуся в трудной ситуации (Ильин, 2013: 8).
По мнению М. Хьюстон, помогающее поведение шире просоциального (Хьюстон, Штребе, 2004) (см. рис.).
[1] Приказ Минтруда России от 18.10.2013
N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf
[2] Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38993). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf
[3] Приказ Минтруда России от 05.05.2018 №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 №52016). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf
[4] Национальный проект «Образование» на 2018 – 2024 гг. (утвержден 24.12.2018). URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?category=education&slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye
[5] Постановления Правительства Белгородской области от 24 ноября 2011 года №435-пп «Об утверждении стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011 – 2025 годы». URL: http://www.zakonprost.ru/content/regional/6/1534815
[6] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
[7] Национальный проект «Образование» на 2018 – 2024 гг. (утвержден 24.12.2018). URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?category=education&slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye
В свою очередь, Е.П. Ильин также указывает на то, что необходимость подчеркивания характера помощи существует, так как помощь может носить, как просоциальный, так и антисоциальный характер (помочь сбежать преступнику, украсть что-либо и т.п.) (Ильин, 2013: 8).
В этом плане вызывают интерес исследования М.В. Шакуровой (Шакурова, 2002), которая выделяет несколько видов педагогической помощи:
– замещающая помощь, которая предполагает выполнение за ребенка, вместо него той или иной работы без объяснения причин каких-либо событий или проблем, формулировки вариантов выхода из проблемной ситуации;
– помощь по принципу «делай как я» или воспроизведение образца, когда педагог, демонстрируя ребенку образцы поведения, мышления, действия, предлагает ребенку использовать их как пример, инструкцию;
– помощь в виде сотрудничества, предполагающую совместное обсуждение возникшей ситуации, актуальной для ребенка;
– инициирование, коррелирующее с известной фразой М. Монтессори: «Помоги мне сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам» (Kramer, 1983);
– упреждение, то есть прогнозирование педагогом негативных линий развития ребенка, предотвращение неверных шагов.
В свою очередь, с содержательной точки зрения помогающая просоциальная деятельность педагога может быть связана со следующими типами помощи: 1) эмоционально-волевой помощью, направленной на повышение уверенности обучающегося в себе, своих силах, убежденности в возможности преодолеть трудности; 2) информационной помощью, обеспечивающей обучающегося сведениями, необходимыми для разрешения проблемной ситуации; 3) интеллектуальной помощью, направленной на осознание обучающимся собственной проблемы, ситуации с ней связанной; 4) организационной помощью, предполагающей содействие воспитаннику в планировании и реализации плана, в управлении ресурсами, согласовании усилий других субъектов помощи и т.д. (Ерошенкова, 2019).
Анализ Профессиональных стандартов педагога[1], указанных в начале статьи, позволяет условно объединить типы педагогической помощи обучающимся по областям и видам деятельности:
– учебной: оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения; обеспечение помощи обучающимся, не освоившим необходимый материал, в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществление пошагового контроля выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов и др.; оказание методической помощи обучающимся в выборе темы и выполнении основных этапов проектных,
исследовательских работ с учетом рекомендаций специалиста более высокой квалификации;
– воспитательной: оказание помощи и поддержки в организации деятельности ученических органов самоуправления; оказание методической помощи активу группы в формировании плана и организации работы с учетом мероприятий, проводимых в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– самостоятельной: активное использование недирективной помощи и оказание поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; оказание помощи детям в освоении и самостоятельном использовании информационных ресурсов; оказание помощи обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении;
– семейного воспитания: оказание помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка;
– общего характера: оказание адресной помощи обучающимся; владение профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; осуществление текущего контроля, оказание помощи обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях; оказание помощи каждому студенту в наиболее полном удовлетворении его потребностей в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, профессиональном самоопределении; в выборе образовательной траектории, в планировании самостоятельной работы.
Особенность помогающей деятельности педагога определяется тем, что она связана с постоянной необходимостью принятия управленческих решений, использованием акмеолого-психолого-педагогических данных, включением в процесс переподготовки в целях повышения эффективности деятельности и понимания особенностей развития детей (путей использования скрытых и нереализованных возможностей) (Михайлова, 2006).
Педагогическая помощь, определяя пути решения актуальных школьных проблем и базируясь на современных достижениях психологии, акмеологии, антропологии, позволяет достаточно широко привлекать психологические механизмы анализа различных аспектов образовательного процесса и использовать возможности коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон педагогического общения для гуманизации отношений «педагог – ученик» (Ерохова, 2002).
Еще один существующий подход отождествляет феномен просоциального поведения с чисто альтруистическим поведением. Это поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на какую-либо внешнюю награду, ведущее в большей степени к благополучию другого человека, чем самого субъекта, и обусловлено не внешним социальным давлением и не присутствием человека, а наличием у субъекта помощи ряда душевных качеств (личностных диспозиций) – сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности (Ильин, 2013).
В свою очередь, ученые Э. Аронсон, Т. Уилсон и Р. Эйкерт предполагают, что просоциальными можно называть любые действия, совершенные с целью принести пользу другому существу. При этом человек может действовать просоциально ради собственной выгоды (надеяться получить что-либо взамен), либо его действия могут быть продиктованы исключительно желанием принести пользу другому, без всякой пользы для самого себя – в данном случае уже речь идет об альтруизме (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002).
Включение категории меры в контекст анализа альтруизма неизбежно приводит к пониманию двуединой основы этого качества: альтруистического отношения к другому человеку и к самому себе, а вместе с тем, и к пониманию двучастной природы альтруизма. Другими словами, любовь и уважительное отношение к другому могут быть построены только на положительном самопринятии, любви и уважении к себе. В результате истинный альтруизм выступает как разумный альтруизм, равноудаленный от эгоцентризма и от безрассудного акта самопожертвования (Хараева, 2016).
В данном контексте просоциальная направленность педагогической деятельности выражается также в сформированности у педагогов профессионально-ценностных просоциальных установок, просоциальных личностных смыслов (фасилитация, гуманистическая направленность, добровольность, социальная ответственность), просоциальных качеств (альтруизм, аффилиация, высокий уровень самосознания, высокая эмпатийность, социальный оптимизм, социальная активность и др.).
Ограничения. Основными ограничениями данного исследования является раскрытие сущностных характеристик просоциального поведения применительно к реализации педагогической деятельности в соответствии с актуальным российским законодательством в этой области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведенный теоретический обзор зарубежных и отечественных информационных источников в области педагогики, философии, психологии, социологии, социальной психологии и социальной педагогики позволяет сделать следующие выводы:
Педагогическая деятельность с учетом вызовов современного общества все больше нуждается в просоциальной направленности.
Просоциальное содержание педагогической деятельности, роль установки педагога на оказание помощи и поддержки в диаде «учитель-ученик» в большей степени раскрывается зарубежными учеными.
В отечественной педагогике просоциальная направленность педагогической деятельности рассматривалась в рамках отдельных концепций и направлений, но не изучалась комплексно.
В понимании термина «просоциальное поведение» применительно к педагогической деятельности нет единого подхода.
В рамках проведенного исследования раскрывается 4 подхода, определяющих сущность просоциальной направленности педагогической деятельности:
как действия, позитивно оцениваемые обществом;
как весь спектр поступков, совершаемых педагогом ради другого и ради его пользы;
как соотношения части и целого и наоборот по отношению к «помогающему поведению» педагога;
как чисто альтруистическое поведение педагога.
Вклад в науку. Таким образом, в сложившихся социально-экономических условиях вызовом времени становится реализация просоциальной направленности педагогической деятельности, способной вывести культуру человеческих и педагогических отношений на качественно новый уровень, обеспечить восстановление региональной солидарности, осознание людьми общности своих интересов с интересами региона, страны, сограждан, коллег, близких людей, готовность их к социально одобряемому поведению, социально значимой активности, коллективным действиям, систематической взаимопомощи и взаимной поддержке. Исследование впервые обозначило проблемы определения сущности и содержания просоциальной направленности педагогической деятельности, внесло вклад в развитие теоретико-методологических оснований просоциальной деятельности педагогов-практиков и будущих педагогов.
[1] Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf; Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38993). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf; Приказ Минтруда России от 05.05.2018 №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 №52016). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf
Список литературы
С. 152-171.
Т. 13. №. 3. С. 175-182.
Л. Пипло, Д. Сирс. 10-е изд. СПб.: Питер, 2004. 767 с.
С. 164-174.
С. 52-56.
Elementary School”. PrimaryEdu-Journal of Primary Education, 3(1), 6-16.
1–19.