16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-4-0-2

Опыт сотрудничества кафедры журналистики и базового предприятия (на примере МГУ им. Н.П. Огарёва и ГТРК «Мордовия»)

Aннотация

Сотрудничество университетов и базовых предприятий в вопросах подготовки квалифицированных специалистов в настоящее время приобретает актуальность. Исследование в том, что оно обобщает и систематизирует результаты опыта взаимодействия базового предприятия и вуза, которые могут лечь в основу методик совершенствования совместно организованного образовательного процесса. Целью исследования является выявление особенностей функционирования базовых кафедр журналистики в целом и рассмотрение опыта сотрудничества кафедры журналистики Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва и ГТРК «Мордовия». Ввиду отсутствия первичной исследовательской базы, посвященной именно рассмотрению опыта сотрудничества базовых предприятий и кафедр/факультетов журналистики, в работе использовались методы описания и анализа, проводился опрос студентов 1 курса, использовались метод анализа документов, вторичные статистические данные, метод прогнозирования. В работе подводятся итоги пятилетнего сотрудничества кафедры журналистики МГУ им. Н. П. Огарёва и базового предприятия – филиала ФГУП ГТРК «Мордовия». Авторы рассматривают направления совместной работы, останавливаются на методике организации лабораторных занятий, мастер-классов и самостоятельной работы студентов в телерадиокомпании. Отмечается применение образовательных технологий, обеспечивающих гибкость и индивидуализацию процесса обучения. Представлены решения по совершенствованию подготовки конкурентоспособных работников в сфере журналистики. Рассматриваются такие формы сотрудничеств, как участие в разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ, участие в разработке и утверждении тем выпускных квалификационных работ, рецензирование, научное руководство, повышение квалификации, издание научных статей и учебных пособий, рекомендации по совершенствованию учебных планов, профориентационная работа, проведение совместных научно-практических мероприятий и т.д. В статье рассмотрены недостатки и намечены перспективы сотрудничества, которые приведут к сокращению разрыва между образовательным процессом и профессиональной деятельностью будущих журналистов, повысят качество и конкурентоспособность всего российского образования.


Введение (Introduction). Сегодня для эффективного обучения активно используют все способы взаимодействия вуза и бизнеса, вуза и производства. Востребованной формой такой работы является создание в университетах базовых кафедр предприятий, где обучением студентов занимаются специалисты-практики. Этот вид сотрудничества широко распространен в вузах Европы, но в России развивается не повсеместно.

В пункте 3 статьи 27 и пункте 2 статьи 72 закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»[1]. Считается приоритетным создание и функционирование базовых кафедр и при реализации ФГОС, которые задают требования к качеству подготовки выпускника, устанавливают компетенции студентов, обеспечивающие выпускнику профессиональную и личностную самореализацию. Таким образом, практическая направленность образования является современным трендом, работодатели ждут выпускников с необходимым набором компетенций, позволяющим им быстро адаптироваться к профессиональной деятельности. Усиление практической направленности обучения выгодно и выпускникам, так как позволяет минимизировать разрыв между уровнем подготовки студентов в вузе и уровнем успешности их будущей профессиональной деятельности.

Актуальность данного исследования в том, что оно обобщает и систематизирует результаты опыта взаимодействия базовой кафедры и вуза, которые могут лечь в основу методик совершенствования совместно организованного образовательного процесса.

Таким образом, целью исследования является выявление особенностей функционирования базовых кафедр журналистики в целом и рассмотрение опыта сотрудничества кафедры журналистики МГУ
им. Н.П. Огарёва и ГТРК «Мордовия».

Методология и методы исследования. Ввиду отсутствия первичной исследовательской базы, посвященной именно рассмотрению опыта сотрудничества базовых предприятий и кафедр/факультетов журналистики, в работе использовались методы описания и анализа. Также проводился опрос студентов 1 курса, использовались метод анализа документов, вторичные статистические данные, метод прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показал теоретический анализ, Базовые кафедры стали создаваться в нашей стране примерно в середине 1950–1960-х гг., когда в Московском физико-техническом институте сложилась практика работы студентов в научно-исследова­тельских организациях и на предприятиях. Базовая кафедра – это чаще всего площадка, находящаяся не в вузе, а на предприятии. Границы совместной деятельности обсуждаются и формируются, как правило, индивидуально и закрепляются договором о сотрудничестве.

Университет получает от такого взаимодействия возможность улучшить учебный процесс, внедрить в него лучшие практики от крупнейших предприятий, сделать образование более адаптированным потребностям экономики и общества. Предприятия также заинтересованы во взаимодействии с вузами – они получают выпускников, специалистов с теми компетенциями, которые заложили сами, которые нужны. Студент получает возможность хорошо знать технологии предприятия, быть погруженным в реальную практику, быть уверенным в дальнейшем трудоустройстве.

Таким образом, базовые кафедры дают «возможность объединить внешние ресурсы (компаний или академических институтов) и ресурсы университета с целью повышения качества учебного процесса за счет привлечения к преподаванию специалистов-практиков и ученых, а также современного оборудования, которое есть в коммерческих компаниях и академических институтах» (Шахгельдян, 2019).

В рамках темы существуют также такие понятия, как «интегрированная базовая кафедра», то есть территориально удаленная от головного вуза, расположенная на территории предприятия, и «базовая организация» – непосредственно предприятие, на котором происходит обучение студентов. Часто понятие базовой кафедры объединяют с сетевым взаимодействием, подразумевая под этим форму сотрудничества вуза и профильного предприятия, «механизм интеграции с партнерами, имеющими единые цели и общие ресурсы для их достижения» (Кузнецова, 2018: 111).

М.П. Зиновьева называет базовую кафедру «центром наставничества» (Зиновьева, 2018: 116–120). Значимость развития базовых кафедр в своих трудах рассматривают: А.В. Антонова, Н.П. Ходакова (Антонова, Ходакова, 2016: 5–13), С.Н. Бердышева (Бердышева, 2016: 151–155), Д.И. Казачков, Д.В. Чистов (Казачков, Чистов, 2017:
33–37), В.Ю. Калачев (Калачев, 2017: 9–12) и другие.

Проведенный теоретический и эмпирический анализ, позволил определить несколько важных направлений создания базовых кафедр:

педагогика. Базовые кафедры, объединяющие педагогические вузы и дошкольные, общеобразовательные организации, организации профессионального образования.

технические специальности. В основном, к ним сюда относятся предприятия оборонного комплекса страны, крупнейшие корпорации страны.

медицина. Невозможность получить медицинское образование в отрыве от практики объясняет необходимость осуществлять учебный процесс на практических базах.

аграрные науки. Вузы сотрудничают с Министерством сельского хозяйства и различными акционерными обществами.

На факультетах и отделениях журналистики развитие базовых кафедр началось в начале 2000-х годов. Так, А.А. Малькевич в статье «Особенности создания базовых кафедр на факультетах журналистики в провинциальных ВУЗах» говорит о потребности соответствия образования потребностям рынка труда и общества и отмечает: «Время диктует образованию свои условия, и в современных реалиях работодатели вынуждены констатировать, что высшая школа становится довольно неповоротливой в ряде профессий, особенно – в журналистике» (Малькевич, 2016: 54). Так, например, в настоящее время наблюдается интенсивный процесс перехода крупных региональных телевизионных и радиостудий на работу в системе BRAM-tehnologies. Это замкнутая технологическая линия по производству телерадионовостей в условиях одной студии. Для работы на ней необходимы знания данной системы. Причем, знать ее должны не только инженерные службы, но и абсолютно все участники процесса подготовки теле- и радионовостей. Освоить данную систему невозможно, не участвуя в производственном процессе.

Качественное современное образование в журналистике невозможно представить без активного привлечения крупнейших массмедиа, учета их запросов и требований к выпускникам, имеющим определенный набор профессиональных компетенций. В современном обществе образование обязано гибко реагировать на изменения рынка труда, следовательно, в рамках единой инновационной модели университеты и работодатели должны находить точки соприкосновения, стремясь вместе выработать новые эффективные методики для подготовки специалистов.

Примеры функционирования базовых кафедр известны сегодня по всей стране. Так, базовая кафедра современной журналистики и новых медиа ИД «Комсомольская правда», функционировавшая при факультете журналистики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, возглавляемая профессором, редактором отдела образования газеты А.Б. Милкусом «активно изменила структуру и содержание подготовки, обеспечивает высокие требования к квалификации и практическим навыкам, предъявляемые к выпускникам факультета, учитывающие потребности рынка труда и работодателя и динамику изменения требуемых компетенций» (Зиновьева, 2018: 21).

На сегодняшний период времени сотрудничество в рамках вуза и редакции носит взаимовыгодный характер. Факультет получает возможность проводить учебную и производственные практики бакалавров и магистрантов, знакомить студентов в рамках этих практик с реальными технологическими процессами, а также современным оборудованием. Базовая кафедра может выбирать наиболее талантливых студентов, заранее готовить их как своих будущих сотрудников, обеспечить будущих специалистов набором необходимых компетенций, позволяющих эффективно адаптироваться в условиях производства любого уровня. Базовая кафедра, являясь подразделением производства, подчинена общим требованиям совершенствования согласно возникновению новых технических разработок. Имея многочисленные контакты и виды сотрудничества с другими изданиями, как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости, базовая кафедра способна снабдить выпускника необходимой информацией, способствующей дальнейшему его трудоустройству по профессиональному профилю.

Опишем опыт создания в 2015 году базовой кафедры электронных СМИ на базе ВГТРК «Дагестан». Лабораторные занятия там проходят один раз в неделю. Кроме того, организуются просмотры, обсуждения конкретных видеосюжетов, телевизионных передач региональных каналов под руководством преподавателей кафедры электронных СМИ. Отдельные занятия проходят в студийных комплексах ВГТРК «Дагестан». Руководители и опытные журналисты РГВК и ВГТРК «Дагестан» регулярно проводят для студентов мастер-классы.

На базе учебной телевизионной студии студенты готовят телевизионный выпуск «Новости ДГУ», который размещается на сайте университета. На базе службы тематического вещания и национальных программ ВГТРК «Дагестан» создана школа молодого журналиста. В компании выделены специальные помещения для монтажных стоек и проведения занятий. Возглавляет школу выпускница отделения журналистики Дагестанского государственного университета Назира Алиева.

С ноября 2015 г. по настоящее время студентами отделения журналистики было подготовлено и размещено на интернет-канале ДГУ 25 выпусков (периодичность – 1 выпуск в две недели). Под руководством опытных специалистов из профессорско-преподавательского состава отделения журналистики они делают видеосюжеты, рассказывая о плюсах образовательного процесса, тем самым, задавая курс на необходимость интеллектуального развития
студента.

По инициативе кафедры в 2015 году при редакции газеты «Орленок Дагестана» функционирует медиашкола. В ней занимаются старшеклассники города Махачкалы, которые хотят стать журналистами. Возглавляет школу выпускница отделения журналистики Альбина Азизова.

Другим примером функционирования базовой кафедры служит базовая кафедра «Мультимедийная журналистика» МИА «Россия сегодня» – крупнейшего информационного агентства страны. Студенты могут к моменту окончания вуза получить все необходимые компетенции для работы в сфере журналистики, PR маркетинга и дизайна. Ведут занятия журналисты МИА «Россия сегодня» и других средств массовой информации.

Интересен также опыт функционирования с 2015 года на базе ГТРК «Волгоград-ТРВ» кафедры журналистики Волгоградского государственного университета. У студентов появилась уникальная возможность одновременно изучать теорию журналистики и интегрироваться в профессиональное сообщество.

Филиал главного медиахолдинга страны ГТРК «Волгоград-ТРВ» – мощная творческая и техническая площадка для реализации самых смелых проектов. Совместное решение открыть здесь базовую кафедру руководство университета и гостелерадиокомпании приняли летом 2015 года, а открытие прошло в день запуска первого
в стране регионального канала
«Волгоград-24».

Характерно, что на факультете журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета функционирует сразу 2 базовых кафедры: кафедра прикладных коммуникаций под руководством начальника управления по связям с общественностью и СМИ НИУ «БелГУ» В.А. Смирновой, обеспечивающая подготовку в рамках практических дисциплин, и базовая кафедра телевидения и радиовещания, заведующий кафедрой –
кандидат филологических наук, ведущая радиопрограмм ГТРК «Белгород» О.В. Быкова.

Отметим также, что А.А. Малькевич приводит в пример позитивную практику Ростова-на-Дону, где на базе ДГТУ (Донского государственного технического университета) был создан Медиапарк «Южный регион ДГТУ» – «современный деловой технологический комплекс, позволяющий осуществить полный цикл работ в сфере цифровых медиатехнологий, поддерживать молодежные проекты, стартапы, обеспечивать разработку, внедрение и трансфер инновационных технологий». Ежегодно там проводят студенческий конкурс «ТЭФИ», а в 2014 году студенческий кабельный и интернет-канал «Ростовlife» получил Премию Правительства России в области СМИ (Малькевич, 2016: 56–57).

В Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва имеется богатый опыт сотрудничества с предприятиями, привлечение их сотрудников к образовательному процессу. Например, химическое отделение института физики и химии сотрудничает с АО «Биохимик», а географический факультет – с филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РМ.

Остановимся на анализе опыта работы кафедры журналистики МГУ им. Н.П. Огарёва.

Базовая кафедра журналистики при филиале ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия» существует с 2014 года на основании договора между университетом и базовым предприятием (№ 03-01-36/12 от 01.10.2014 г.).

Данная кафедра территориально расположена в филиале ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия». Создание ее было предопределено взаимными интересами МГУ им. Н.П. Огарева и ГТРК «Мордовия». Для ГТРК «Мордовия» – это потребность предприятия в молодых специалистах для расширения регионального вещания. Для МГУ им. Н.П. Огарева – это возможность использования современной научно-производственной базы телерадиокомпании и научно-производственного опыта ее коллектива для процесса обучения студентов старших курсов, как распределяемых далее на работу в ГТРК «Мордовия», так и в другие сферы журналистики. Для студентов – получение опыта практической деятельности и включение в процесс работы уже на этапе
обучения.

Первоначально, на этапе создания, в процесс работы со студентами включились директор филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия» С.Н. Десяев, заместитель начальника службы информационных программ телевидения филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия» Д.А. Божедаров, корреспондент отдела национального вещания «Сияжар» филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия» Т.Н. Михалкина.

На начальном этапе за базовой кафедрой были закреплены следующие виды деятельности: дисциплины «Основы телевидения и радиовещания» (бакалавриат), «Становление и развитие ТV и RV в Мордовии» (магистратура), учебная и производственная практики, руководство выпускными квалификационными работами, работа в ГЭК.

В настоящее время между университетом и ГТРК «Мордовия» заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ (№ 03-01-30/36 от 3 сентября 2018 г.).

На повышение уровня эффективности работы базовой кафедры заметно повлияли изменения, произошедшие в 2017 году. Филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия» по решению головного предприятия – ВГТРК, в частности ее регионального департамента, в числе успешно развивающихся российских региональных телерадиовещателей, вошел в число предприятий, где проводится глобальная реконструкция технологической линии производства. Каждое рабочее место в результате оборудуется специальной технологической информационной станцией с набором определенных «прав» и возможностей в рамках профессиональной компетенции и должностных обязанностей. Электронная система закрытого типа объединяет все структуры информационного производства, обеспечивая при этом непрерывный контроль качества, значительно повышая оперативность и эффективность производства. Работа в этой системе требует от специалиста высокого уровня знаний компьютерных технологий, поскольку формирование контента (написание текста, отсмотр видео, озвучивание и монтаж) происходит непосредственно в рамках личного виртуального рабочего места корреспондента. Система сама, опираясь на присвоенные административные контрольные статусы, доводит конечный вариант до эфира и соответственно, потребителя услуг (в данном случае – зрителя). Так принципиально меняет условия и в то же время предъявляет новые требования к сотруднику «фабрики новостей» система Bram-tehnologies. Принципы работы данной автоматизированной системы производства теленовостей константны для всех крупнейших телерадиокомпаний мира, где технологический процесс организован именно таким образом.

В России на октябрь 2017 года из 92 региональных государственных телерадиокомпаний вышеописанный процесс «цифровизации» коснулся уже 72 филиалов телеканала «Россия» – то есть подавляющего большинства. Это означает, что сегодня перед вузами минимум 72 регионов встает вопрос о возможности обеспечить необходимыми знаниями начинающего трудовую деятельность специалиста.

Работой со студентами занимаются в основном директор филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия» Н.А. Грановская и заместитель начальника службы информационных программ телевидения филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия», шеф-редактор программы «Вести-Мордовия», кандидат филологических наук Д.А. Божедаров. Отдельные мастер-классы и лекции проводят сотрудники телекомпании: корреспондент службы информационных программ ТВ, кандидат филологических наук А.В. Видяева, корреспондент службы информационных программ ТВ М.Н. Ерем­кина.

В частности, базовой кафедрой разработан и проводится мастер-класс «Основные компоненты главного информационного продукта». В ходе мастер-класса студентам предлагается отсмотреть видеосюжет (главный информационный продукт новостного ТВ), высказаться на тему «Какие основные компоненты видеосюжета удалось выявить эмпирическим путем?». Студенты предлагают различные варианты, включая творческое мышление. Далее наставник рассказывает и показывает основные константные компоненты видеосюжета. Затем группе предлагается просмотреть еще один видеосюжет и одновременно назвать компоненты. Наставник контролирует правильность ответов. Согласно педагогическому принципу системности, следующий мастер-класс с данной группой посвящен методикам построения основных константных компонентов видеосюжета. Немаловажным положительным образовательным фактором является то, что мастер-класс ведет автор рассматриваемых видеосюжетов (проходит деловая встреча «будущих звезд» с «настоящей звездой»). В результате сама атмосфера располагает к быстрому и эффективному восприятию учебного материала в виде актуальной информации. В ходе подобного общения знания переходят в убеждения, стимулируя репродуктивный вид мышления студентов, что подтверждает эффективность образовательного процесса.

Учебный план сформирован таким образом, что студент к межсессионной отчетности подходит с багажом теоретических и практических знаний, достаточным для того, чтобы представить самостоятельную телевизионную работу, созданную с применением необходимых технических средств. Так одновременно производится контрольный срез, демонстрирующий уровень умения оперировать полученными знаниями по формированию медиатекста и способность владеть техническими средствами его трансляции на аудиторию. Результаты студийной работы в режиме «Прямой эфир» остаются в видеоархивах базовой кафедры. А ГТРК «Мордовия» таким образом, формирует «картотеку» потенциальных сотрудников.

Образовательные технологии, обеспечивающие гибкость и индивидуализацию процесса обучения – это специально разработанная обучающая среда: электронная аудитория – пресс-центр, включающий видеопроекционное и звуковоспроизводящее оборудование, студийное оформление. Продолжение учебно-технологического процесса заключается в предварительной расшифровке тайм-кодов, определении мест синхронов, озвучивании и монтаже видеоматериала. Под контролем ведущих ученых-практиков осуществляется введение его в общую серверную сетку вещания и, при согласовании с работой главной аппаратной и студией, – выдача в эфир.

Контроль над реализацией образовательной программы отличается особой наглядностью, поскольку, отрабатывая практический навык, обучающийся публикуется в эфире, неся всю полноту ответственности за предоставленный видеоматериал согласно действующему законодательству. Сведение данного риска к минимуму также наполнено дидактическим смыслом, поскольку оно заключается во взаимодействии с редактором и шеф-редактором той или иной программы.

В настоящее время базовая кафедра журналистики МГУ им. Н.П. Огарева при ГТРК «Мордовия» проводит работу по следующим направлениям:

1. Организация и ведение образовательного процесса, включая виды работ, предусмотренные учебным планом образовательной программы. На 2019–2020 учебный год за сотрудниками ГТРК «Мордовия» закреплены следующие виды работ: дисциплины «Основы телерадиовещания», «Профессионально-творческий практикум», работа в ГЭК, руководство практиками бакалавров и магистрантов, консультации по написанию магистерских диссертаций. Согласно проведенному по итогам изучения дисциплины опросу среди студентов 1 курса «Основы телерадиовещания» оценивается как одна из наиболее практикоориентированных и полезных для будущей работы журналиста дисциплин (86 % обучающихся оценили ее значимость в 10 баллов по шкале от 0 до 10). При этом интересен и другой проанализированный нами показатель – систематическое улучшение успеваемости студентов по данной дисциплине. Так, в 2014 году средний балл студентов за экзамен составлял 4,3 балла, в 2017 году вырос до 4,6 балла, а в 2019 году составил 4,9 балла, что говорит о повышении полученных компетенций студентов.

2. Участие в разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по направлениям подготовки 42.03.02 и 42.04.02 Журналистика (бакалавриат и магистратура). Рецензирование и экспертиза программ. Так, Н.А. Грановская в 2018 году проводила экспертизу ОПОП бакалавриата, Д.А. Божедаров проводил рецензирование рабочих программ дисциплин «Журналистика», «Проблемно-тематическое поле массмедиа», по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профиль «Журналистика» рецензировал рабочие программы дисциплин «Содержание СМИ», «Технологии журналистского творчества в современном информационном обществе», «Методика преподавания дисциплин филологического и журналистского цикла в вузе» и другие.

3. Участие в разработке и утверждении тем выпускных квалификационных работ (ВКР). Ежегодно темы бакалаврских работ и магистерских диссертаций выпускников кафедры затрагивают опыт деятельности ГТРК «Мордовия». Например, в 2017 году работа Е.М. Алфериной «Современная система регионального радиовещания: своеобразие творческого процесса (на примере медиатекстов «Радио Мордовии»), творческая работа Ю.С. Карповой «Отображение социокультурной тематики в информационно-аналитических программах ГТРК «Мордовия»: проблемы содержания и формы»; в 2018 году − работа М.В. Суконкиной «Реклама на республиканском телевидении: способы воздействия на региональную аудиторию (на примере телевизионных каналов Республики Мордовия)». Акты о внедрении данных работ подтверждают успешное применение выводов исследований в практике работы ГТРК «Мордовия».

4. Выполнение ВКР и научно-исследовательской работы, ориентированных на практические задачи производства, позволяет максимально результативно использовать ресурсы базового предприятия и подготовить выпускников к работе в СМИ.

5. Анализ учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин кафедры журналистики и подготовка рекомендаций по их совершенствованию. В 2014 году сотрудниками ГТРК «Мордовия» были проанализированы учебные планы по журналистике. Было предложено перенести дисциплину «Основы телерадиовещания» с 5 семестра на 2 семестр обучения в связи с необходимостью иметь необходимую практическую подготовку уже к началу первой летней практики – после 1 курса. Учебные планы на 2015–2016 учебный год были утверждены уже с учетом данных рекомендаций. Летом 2016 года группа студентов-практикантов, пришедшая на летнюю практику, заметно отличалась по уровню сформированных компетенций от предыдущих курсов, что позволило руководителю практики от предприятия Д.А. Божедарову уже с первого дня отправлять многих из них на самостоятельные съемки.

6. Подготовка учебников, учебных и методических пособий по профильным дисциплинам кафедры. Так, например, в 2019 году планируется издание учебного пособия Д.А. Божедарова «Производственная практика тележурналиста».

7. Проведение совместных научно-практических мероприятий (встреч, конференций, семинаров, круглых столов) по приоритетным направлениям журналистики. В 2017 году была проведена региональная конференция «Новые информационные технологии в преподавании журналистских дисциплин и практике региональных СМИ», в 2019 году был проведен региональный круглый стол «Проблемы современной журналистики», где принимали участие сотрудники ГТРК «Мордовия».

8. Подготовка совместных научных и научно-методических публикаций.

9. Проведение учебной и производственных практик. ГТРК «Мордовия» является традиционным местом прохождения практики бакалаврами и магистрантами кафедры журналистики. С момента создания базовой кафедры количество желающих проходить там практику значительно увеличилось. Согласно проведенному нами анализу приказов, направляющих обучающихся на практику, особенно сильно данный показатель вырос на первом курсе – с 17 % в 2014 году до 47 % практикантов в 2019 году. На втором и третьем курсе – с 15 и 12 % в 2014 году до 40 и 34 % в 2019 году, соответственно.

Д.А. Божедаровым был разработан специальный технологический план, согласно которому процесс освоения практических навыков четко структурирован и подчинен основным педагогическим дидактическим принципам (системности, доступности, наглядности). Структура плана прохождения производственной практики сформирована таким образом, что за непродолжительное время практиканты получают возможность не только наблюдать за технологией производства телерадионовостей, но и являться полноправным участником данного сложного производственного процесса. Особое значение для будущего журналиста – телевизионщика или «радиошника» – имеет погружение на более раннем этапе в профессиональное семантическое поле. Как известно, профессиональный язык телерадиожурналистов заметно отличается от терминологической системы остальных профессий, связанных с иными формами журналистики. Дело в том, что заметное влияние на формирование индивидуальной терминологии оказывает техническое оснащение производственного процесса. Достаточно привести лишь один пример: на телевидении почти не используют термин «интервью». Выступление (появление) героя на экране с ответами на вопросы тележурналиста называется «синхрон». Изучению терминологической системы телерадиопроизводства посвящены отдельные научные труды (Спиридонова, 2014: 22).

10. Проведение агитационной и профориентационной работы в базовой организации, в профильных предприятиях и организациях с целью формирования контингента студентов. Творческие группы ГТРК «Мордовия» работают в различных учебных заведениях, приглашая учащихся на практику. Студенты участвуют в разработке и реализации социальных проектов таких, как например, «Мордовская Голгофа» совместно с фондом «Православная инициатива». В настоящий момент идет подготовка к реализации проекта, посвященного 75-летию Великой Победы «Музей с домашней этажерки», который также предусматривает участие студентов. Результаты проектов отражены на официальном сайте ГТРК «Мордовия», который является ярким атрибутом агитационной профориентационной работы в филиале крупнейшего медиахолдинга мира, которым является ВГТРК.

11. Экскурсии на предприятие. Преподаватели кафедры журналистики регулярно устраивают выходы в редакцию ГТРК «Мордовия» не только со студентами филологического факультета, но и со слушателями «Школы молодого журналиста», дополнительной образовательной программы «Международная журналистика финно-угорских стран». В 2019 году в связи увеличением запросов на посещение ГТРК «Мордовия» на предприятии разработан специальный экскурсионный маршрут, который знакомит экскурсантов с историей становления регионального телевидения и радио. Маршрут также предусматривает возможность наглядно познакомиться с историческим событием для нашей страны – переходом на цифровое производство и телерадиовещание. В сравнительном анализе участники маршрута познают аналоговое и цифровое производство. Могут попробовать себя в качестве ведущего в аналоговой и цифровой студиях телевидения с демонстрацией полного спектра технических возможностей. Согласно следованию по утвержденному экскурсионному маршруту участники наблюдают за одним из самых сложных технологических процессов – выходом информационного выпуска в прямом эфире (время начала маршрута продумано и назначается не случайно). Стоя за спиной режиссерской бригады, можно наблюдать за работой каждого из пяти сотрудников, чья производственная нагрузка зачастую сравнивается с работой диспетчеров авиалиний. Маршрут предусматривает и встречу со звездой, которая дает мастер-класс.

12. Повышение квалификации сотрудников ГТРК «Мордовия», организованных Мордовским университетом.

13. Трудоустройство выпускников.

Кроме вышеперечисленных форм работы основным является регулярное погружение студентов в работу компании: лекции и мастер-классы специалистов предприятия, включенность в производственный процесс создания теле- и радиопродукта. Специалистами предприятия были разработаны и внедрены новые технологии обучения. Они заключаются в том, что студент проходит полный цикл производства в условиях мастерской того или иного известного журналиста. Поскольку журналист, как правило, имеет специализацию и предпочтение собственной жанровой системы и набора выразительных средств, то и студент, попадая под его влияние, получает комплексный набор знаний. Имея возможность работать с разными корреспондентами (авторами), впоследствии выпускники выбирают для себя наиболее эффективную модель работы и в дальнейшем, усовершенствуя ее, добиваются творческих высот в самостоятельной журналистской деятельности.

Кроме того, происходит регулярный контроль за самостоятельной работой обучающихся, проведение текущего контроля знаний. Например, существует система домашних заданий, которая заключается в подготовке медиатекста для дальнейшей его технической обработки и адаптации к телерадиоэфиру. Однако подготовить текст на предложенную тему невозможно без знаний теории и методики его формирования. Техническая обработка невозможна без знаний основ работы в телевизионных аппаратных (озвучивания, монтажа, компьютерной графики и т. д.). Таким образом, выполнение одного лишь задания дает практически полное представление об уровне практических знаний, которыми владеет тот или иной студент.

Заключение (Conclusions). Таким образом, перед базовой кафедрой стоят сложные задачи, которые требуют тщательного подхода и дидактически эффективных решений. К примеру, практически вся подготовка ограничена постулатами информационного телевизионного и радиовещания. При этом незаслуженно без определенного места остается экранная публицистика. Она требует дополнительной организации образовательной среды, включение в образовательный процесс сотрудников смежных профессий (режиссеров, сценаристов, художников и т.д.). Необходимо создание мастерских, возглавляемых опытными документалистами-режиссерами. К сожалению, что до сих пор остается без должного внимания кадровая структура кафедры, (как в ее четком рисунке, так и в мотивации людей, которые затрачивают личные ресурсы для организации работы кафедры). Все это требует изучения, систематизации, структуризации, тогда работа базовой кафедры будет еще более эффективной. Необходимо мотивировать сотрудников предприятия к занятиям теоретическими научными исследованиями, поскольку их выводы будут более весомыми, подкрепленными практическим опытом и реальной доказательной базой. Возможно привлечение ресурсов вузовской аспирантуры, льготы при поступлении в нее сотрудников предприятия, участвующих в работе базовой кафедры. Базовая кафедра вполне способна производить отдельные исследования по поручению факультета, тем более не требуются особые затраты при опубликовании их результатов и популяризации научной деятельности, престижности образования и т.д.

В настоящее время филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия» готовит к реализации новые социальные проекты, рассматривается и вопрос об открытии нового радиоканала-вещателя. Оценивая современный контент, руководство телекомпании приходит к выводу о том, что необходимо создать самостоятельный кластер молодежного вещания на телевидении и радио. Во многом на это решение влияет и тесное взаимодействие с молодыми авторами, способными привнести в эфир новые формы выражения мысли и отражения сути событий, происходящих в регионе. Данное сотрудничество, по мнению организаторов производственного и учебного процесса, способно качественно повлиять на дальнейшее развитие эффективных взаимоотношений между базовой кафедрой, представляющей производственное предприятие, и учебным заведением. Продолжение сотрудничества базовых предприятий и кафедр журналистики определяет перспективы дальнейшего изучения данных процессов, анализа их сильных и слабых сторон, а возможно, и преобразование данных отношений, открытие каких-то новых форм взаимодействия с целью подготовки конкурентоспособных кадров.

Базовая кафедра, в частности, находящаяся на территории предприятия, является сейчас одной из перспективных форм практикоориентированной подготовки кадров. В современных условиях – это одно из приемлемых организационных решений по улучшению практической подготовки студентов-журналистов. Сетевая форма реализации образовательных программ приводит к сокращению разрыва между образовательным процессом и профессиональной деятельностью будущих журналистов, а в конечном итоге – повышает качество и конкурентоспособность всего российского образования.

 

[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01. 10. 2019).

Список литературы

Антонова А.В., Ходакова Н.П. Базовая кафедра и сетевое сотрудничество: теория и практика // Подготовка менеджеров для системы столичного образования: опыт и перспективы. Московский государственный педагогический университет. 2016. С. 5–13.

Бердышева С.Н. Базовая кафедра как интеграция образования, науки и производства // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств. Материалы III международной научно-практической конференции. 2016. С. 151–155.

Жуков Г.Н., Сопегина В.Т. Базовые кафедры профессионально-педагогического вуза: ситуационный подход // Профессиональное образование. Столица. № 7. 2005. С. 20–22.

Зиновьева М.П. Базовая кафедра – центр наставничества // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной
85-летию Балашовского института СГУ. Под редакцией Е. Н. Ахтырской, М. А. Мазаловой. 2018. С. 116–120.

Казачков Д.И., Чистов Д.В. Базовая кафедра, как инструмент вовлечения студентов в практическую деятельность // Новые информационные технологии в образовании: инновации в экономике и образовании на базе технологических решений 1С. Сборник научных трудов 17-й Международной научно-практической конференции. 2017. С. 33–37.

Калачев В.Ю. Проблемы и перспективы подготовки кадров в России: опыт и анализ заведующего базовой кафедрой // Информатика и образование. 2017. № 3 (282). С. 9–12.

Кузнецова И.Ю. Особенности практической подготовки студентов на базовой кафедре вуза // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 4 (24). С. 107–116.

Малькевич А.А. Особенности создания базовых кафедр на факультетах журналистики в провинциальных ВУЗах // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2016. № 16–1. С. 54–58.

Спиридонова Е.Н. Своеобразие единого информационного формата на российском государственном телевидении: автореф. дис. … канд. филол. наук, Саранск, 2014. 22 с.

Трусова Х.С., Михалкина Т.Н. Воздействие регионального телевидения на аудиторию // Молодежный научный вестник. 2017. № 4 (16). С. 177–181.

Шахгельдян К. Что такое базовая кафедра в вузе. О преимуществах обучения IT-специалистов во ВГУЭС [Электронный ресурс] // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. URL: http://old.vvsu.ru/analytic/article/2144968941/karina_shahgeldyan_chto_takoe (дата обращения:
01. 10. 2019).