16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-4-0-5

Технология формирования гендерной идентичности подростков во взаимодействии неполной семьи и школы

Aннотация

В настоящее время происходит изменение типа гендерных ценностей в обществе с патриархальных на эгалитарные. Неустойчивость норм, ценностей и образцов в переходный период приводит к кризису гендерной идентичности в сензитивные периоды развития личности. Семья и школа являются основными агентами, определяющими условия становления и развития гендерной идентичности. Многие исследователи отмечают проблемы процесса гендерной социализации детей из неполной семьи. Целью проведенной работы стала разработка и апробация технологии формирования гендерной идентичности подростков во взаимодействии неполной семьи и школы. Технология содержит следующие этапы: организационно-диагностический, содержательно-операциональный и результативно-оценочный. Основная цель технологии − теоретическое и методическое обеспечение организации процесса взаимодействия неполной семьи и школы по созданию условий, способствующих формированию позитивной гендерной идентичности подростков. Каждый этап технологии включает в себя цель, содержание, деятельность классного руководителя, родителя, подростка, результат этапа. В процессе разработки технологии были выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию позитивной гендерной идентичности подростков из неполной семьи. Экспериментальная апробация технологии позволила выявить ее эффективность. В процессе решения поставленных на каждом этапе задач происходит усложнение гендерных представлений подростков из неполной семьи, в том числе и о себе как представителе определенной гендерной группы. Используемые формы и методы позволяют расширить поведенческий репертуар, снизить напряженность во взаимодействии подростков с представителями своего и противоположного пола, а также повысить гендерную самооценку подростков из неполной семьи.


Введение (Introduction). Современное развитие семьи переживает серьезные изменения в системе взаимоотношений и семейных ценностей. Исследователи отмечают резкий рост числа неполных семей в последние десятилетия в мире, что связывается с экономическими, политическими и культурными процессами (Захаров, Чурилова, 2013). Увеличивающийся процент разводов в стране приводит к увеличению числа детей, социализация которых происходит в условиях постоянного или временного отсутствия одного из родителей. По данным Федеральной службы государственной статистики численность неполных семей в 2018 году составила 5,742 тыс. Данное количество составляет примерно 32,7 % от числа всех семей в Российской Федерации[1].

Результаты исследований неполной семьи показывают наличие проблем экономического, медицинского и психолого-педагогического плана. Многие исследователи отмечают экономические риски и социальную незащищенность монородительских семей, что требует от родителей большей трудовой активности (Кирикова, 2009; Юлусова, 2012; Овчарова, 2014; Воронин, Янак, 2018). Под влиянием двойной нагрузки, материальной и психологической, происходит трансформация семейной роли родителя, детско-родительских отношений, и, как следствие, повышается вероятность деструктивных изменений личности ребенка (Stack R. J., Meredith A., 2018). Отсутствие примера поведения и способов выстраивания взаимоотношений со стороны второго родителя деформирует становление и развитие гендерной идентичности ребенка.

Основная часть (Main Part). Процесс становления, формирования и развития гендерной идентичности является непрерывным и охватывает весь период онтогенетического развития человека. Гендерная идентичность – одна из существенных характеристик личности, которая определяет осознание человеком своей идентичности и восприятие индивида другими людьми. Мы согласны с Л.Н. Ожиговой (Ожигова, 2006) в том, что гендерная идентичность формируется в результате интериоризации мужских или женских черт в процессе взаимодействия Я и других. По мнению И.Л. Когана (Коган, 2003: 155), гендерная идентичность – своеобразный фильтр, через который просеивается входящая и исходящая информация, формирующая у человека представления об окружающем мире, знания о разнообразных моделях поведения, социальных ролях и способах взаимодействия.

Нарушение полноты функционирования семьи влечет за собой искажение и ограничение развития гендерной идентичности ребенка, снижается способность к продуктивной гендерной самореализации. Исследование особенностей гендерной идентичности подростков из полной и неполной семей, проведенное И.Н. Мещеряковой, М.Л. Хуторной, Е.Г. Демец (Мещерякова, Хуторная, Демец, 2017), позволило сделать следующие выводы: большинство подростков, как из полных, так и неполных семей, характеризуются выраженной степенью андрогинности, однако среди подростков из полных семей преобладают представители со стандартной гендерной идентичностью (маскулинные мальчики и фемининные девочки); для подростков из неполной семьи в большей степени свойственно негативное и конфликтное самоотношение, что свидетельствует о несогласии со своими внутренними побуждениями; подросткам из неполных семей свойственна тенденция к чрезмерному «самокопанию» и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. По данным Т.И. Дымновой (Дымнова, 1998) нарушение структуры семьи влечет за собой снижение способности к продуктивному социальному взаимодействию, в том числе к успешному семейному взаимодействию.

Обзор литературы позволил выявить следующие подходы в решении проблем формирования гендерной идентичности в образовательном процессе школы. И.А. Кириллова (Кириллова, 2005) предлагает проектную деятельность как педагогическое средство, направленное на становление компонентов гендерной идентичности, способствующее гармонизации и повышению уровня ее развития. В работе А.В. Дресвяниной (Дресвянина, 2010) формирование гендерной идентичности младших школьников происходит через создание гендерного уклада школы – особого порядка гендерных отношений участников образовательного процесса между собой и к самому процессу обучения. Ю.А. Шевцова (Шевцова, 2011) предлагает программу сопровождения процесса формирования гендерной идентичности подростков. По мнению автора, формирование позитивной и непротиворечивой гендерной идентичности подростков может быть обеспечено посредством взаимодействия личностных, средовых и организационных детерминант в системе работы психологической службы образования.

Таким образом, изучение теоретических положений по исследуемой проблеме, определение ее состояния в педагогической практике показало противоречие между необходимостью комплексного решения проблемы обеспечения гармоничного становления и развития гендерной идентичности подростков из неполной семьи и отсутствием технологии формирования гендерной идентичности подростков во взаимодействии неполной семьи и школы.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования гендерной идентичности подростков во взаимодействии неполной семьи и школы.

Педагогическая технология, по мнению Б.Т. Лихачева (Лихачев, 2010, 174), представляет собой «систему психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств»; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Педагогическая технология – представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это – на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов.

В нашем исследовании технология формирования гендерной идентичности подростков во взаимодействии неполной семьи и школы − это совокупность используемых в образовательном процессе форм, методов, способов, приемов, средств, которые способствуют созданию условий для позитивной динамики формирования гендерной идентичности подростков из неполных семей.

Технология предназначена для педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов. Ее целью является теоретическое и методическое обеспечение организации процесса взаимодействия неполной семьи и школы, способствующего позитивной динамике развития гендерной идентичности подростков. Вышеуказанная цель была достигнута путем введения в образовательный процесс школы технологии, предусматривающей целенаправленный и последовательный характер ее развития и, включающей в себя следующие этапы: организационно-диагностический, содержательно-операциональный, результативно-оце­ночный. Каждый этап технологии включает в себя цель, содержание, деятельность классного руководителя, родителя, подростка, результат этапа.

Основным назначением организационно-диагностического этапа является диагностика исходного уровня гендерной идентичности подростков из неполной семьи и подготовка родителей, учителей и подростков к реализации содержательно-операционального этапа

В рамках исследования нами было уточнено понятие гендерной идентичности подростка. Мы определяем ее как базовый элемент социальной идентичности, проявляющийся в осознании, эмоциональном принятии и реализации смыслов, ценностей и моделей поведения определенной гендерной группы, принятых в современной социокультурной среде. Структура гендерной идентичности представляет собой сочетание когнитивного компонента (знания, убеждения индивида о себе как представителя определенной гендерной группы, гендерные ценности и установки), поведенческого компонента (диапазон поведенческих реакций, обусловленный представлениями и установками, аттитюдами), рефлексивного компонента (осознание и принятие принадлежности к определенной гендерной группе, эмоциональная окраска самоотношения и отношения к представителям других гендерных групп, адекватная самооценка).

Первой задачей организационно-диагностического этапа является исследование исходного уровня гендерной идентичности подростков из неполной семьи. Для этого нами была использована система диагностических методов и методик, позволяющая оценить различные аспекты становления и развития гендерной идентичности подростков из неполных семей. На всех этапах реализации технологии нами использовались такие методики, как включенное наблюдение, беседа, которые на первом и последнем этапах дополнялись анкетированием, тестированием, проективными рисуночными методами, методиками самооценки. Так, для оценки когнитивного, поведенческого и рефлексивного критериев гендерной идентичности подростков нами были использованы: авторский опросник по определению гендерных представлений подростка, опросник «Кто Я?», разработанный М. Куном и Т. Мак-Портлендом, опросник И.С. Клёциной «Пословицы», методика Н.М. Романовой «Рисунок мужчины и женщины», опросник по определению типа гендерной идентичности С. Бем (Беспанская-Павленко, 2013), методика самооценки С.А. Будасси в модификации Л.Н. Ожиговой (Ожигова, 2006). В процессе групповых и индивидуальных диагностических мероприятий, тренингов на развитие коммуникации уделяется большое внимание установлению позитивных отношений в системе «классный руководитель – подросток – родитель» как основы диалогичного взаимодействия. Формирование эмоциональной включенности во взаимодействие способствует переходу системы отношений на более высокий уровень, упражнения на развитие эмпатии помогают сформировать доверие как основу психологического комфорта субъектов взаимодействия. Актуализация субъектности возможна только на основе рефлексии каждого участника взаимодействия. В основе субъектности лежит способность выходить за рамки своих границ и внешних обстоятельств, поэтому, начиная с первого этапа реализации технологии взаимодействия неполной семьи и школы, мы включили в содержание деятельности подростков, родителей и педагогов упражнения на развитие рефлексивных навыков. Педагогическая диагностика, проводимая на данном этапе, также способствует самопознанию подростков.

Введение технологии формирования гендерной идентичности в образовательный процесс школы имеет свои особенности, связанные с неоднозначностью трактовки терминов, различными подходами к пониманию гендерной проблематики, а также высокой личной значимостью затрагиваемых вопросов. Необходимо принимать во внимание возможность возникновения факторов, влияющих на результаты экспериментальной работы. Следовательно, очень важным является подготовительный этап, направленный на усвоение ключевых понятий участниками взаимодействия, создание позитивной атмосферы, способствующей активному включению каждого субъекта.

Основными формами, используемыми на данном этапе, являются лекции, дискуссии, тренинги на установление открытых отношений и развитие рефлексии. Знания педагогов о гендерном подходе и его практическом применении расширяются на вводных лекциях на темы: «Базовые положения гендерного подхода в образовании», «Гендерно-комфортная образовательная среда». Содержание лекций включает основные положения теорий гендера и гендерной идентичности в психологии и педагогике, рассматриваются такие вопросы как: гендерные особенности субъектов образовательного процесса; понятие «скрытого учебного плана», технология гендерной экспертизы в образовании.

Практические занятия для педагогов включают семинары: «Гендерная социализация на разных возрастных этапах»; «Модели гендерного поведения», «Монородительская семья», а также выполнение различных упражнений на развитие рефлексии, эмпатии и навыков актуализации субъектности партнеров по взаимодействию. Данные мероприятия направлены на осознание педагогами значимости проблем гендерной социализации подростков из неполной семьи; повышение мотивации взаимодействия с семьей в процессе формирования гендерной идентичности подростков; установление доверительных отношений с подростками и родителями.

Основы гендерной грамотности родителей закладываются в процессе посещения ими лекций («Роль семьи и школы в гендерном воспитании ребенка», «В семье растет сын / дочь»). Повышение мотивации взаимодействия со школой, выработка навыков рефлексии, необходимых для активного участия в содержательно-операциональном этапе реализации технологии, происходит на тренингах, проводимых классными руководителями в рамках родительских собраний.

Таким образом, результатом первого этапа технологии является определение исходного уровня гендерной идентичности подростков из неполной семьи, создание условий для установления доверительных позитивных отношений в системе «классный руководитель – подросток – родитель», актуализация готовности педагогов, родителей и подростков к саморазвитию и активной позиции во взаимодействии на содержательно-операциональном этапе реализации технологии.

Основными задачами содержательно-операционального этапа являются:

гендерное просвещение всех субъектов взаимодействия, включающее расширение знаний вариативности гендерных ролей и паттернов поведения;

реконструкция гендерных стереотипов и установок;

стимулирование самообразования субъектов взаимодействия, как в направлении повышения уровня знаний, так и уровне рефлексии;

создание условий для выбора жизненных целей и ценностей, способствующих гендерной самореализации;

формирование эгалитарных отношений в системе взаимодействия неполной семьи и школы;

овладение адекватными стратегиями поведения, обеспечивающих эффективность в профессиональной, семейной и межличностной коммуникативных сферах;

формирование диалогичности взаимодействия через установку на Другого с позиции его самоценности, которая проявляется в признании личности субъектом собственного развития и воспитания, саморазвития и самовоспитания и через сопряжение целей и ценностей гендерного развития и воспитания, саморазвития и самовоспитания.

Данный этап содержит три модуля формирования гендерной идентичности подростков во взаимодействии неполной семьи и школы: образовательный, консультативный, коммуникативно-деятель­ностный.

Основная задача образовательного модуля – гендерное просвещение и создание условий для формирования системы гендерных ценностей у субъектов взаимодействия. Гендерное образование дает представление о специфике взросления мальчиков и девочек и направлено на преодоление стереотипов как основы гендерной сегрегации. Не менее важной задачей при реализации данного модуля является согласование целей и задач гендерного воспитания взрослыми субъектами взаимодействия, что позволит более эффективно реализовать следующие модули по формированию гендерной идентичности подростков. Образовательный модуль включает цикл массовых, групповых форм работы, таких как общешкольный семинар для учителей и родителей на тему: «Семья и школа как основные агенты гендерной социализации», лекции для педагогов («Гендерная компетентность личности», «Технологии формирования гендерной идентичности») и родителей («Роль семейных отношений в процессе социализации детей»). 

Консультативный модуль включает индивидуальные и групповые консультации, которые осуществляют специалисты (психолог, социальный педагог, врач, юрист) по запросам подростков, родителей, педагогов в процессе реализации содержательно-операционального этапа технологии. Основная цель данного модуля – реализация индивидуального подхода и педагогическая поддержка в рамках задач технологии. Индивидуальная работа с неполной семьей позволит более эффективно осуществлять помощь в решении проблем детско-родительских отношений, а также в повышении уровня самопознания, самовоспитания и самореализации.

Коммуникативно-деятельностный модуль имеет своей целью расширение диапазона статусно-ролевого поведения, овладение субъектами взаимодействия умениями гендерно-чувствительного анализа явлений и ситуаций межличностного взаимодействия, формирование навыков планирования стратегий профессиональной деятельности с точки зрения гендерного подхода (для педагогов). Основное содержание модуля реализуется через циклы практических занятий:

для подростков − это цикл из 10 занятий по 45 минут, представляющих собой тренинги, направленные на гендерное развитие и повышение уровня межличностной коммуникации. В основе занятий с подростками лежат исследования и практические наработки по гендерному воспитанию школьников (Черникова, Камышанова, 2006; Василькова, 2010), семейному воспитанию (Желдак, 1998), формированию навыков межличностного взаимодействия (Бурнард, 2002), а также методики из открытых источников интернета. Осознанию собственных гендерных ценностей и гендерных ролей способствует самостоятельная работа подростков, заключающаяся в выполнении проектной, исследовательской работы, написание эссе по выбранной теме. Многие упражнения на тренинговых занятиях направлены на формирование положительного самоотношения, которое непосредственно связано с межличностной коммуникацией и гендерной самореализацией.

для родителей и педагогов коммуникативно-деятельностный модуль включает тренинги, задачами которых является развитие гендерной компетентности через создание ситуаций, способствующих не только формированию новых моделей поведения, но и саморазвитию через изменение ценностей и смыслов в личной, семейной и профессиональной деятельности. Участие родителей в занятиях на темы: «Общение в семье», «Машина времени», «Гендерные ценности», совместные с подростками: «Семейный совет», «Когда я буду родителем / Когда я был ребенком…» способствует улучшению детско-родительских отношений через уменьшение эмоциональной дистанции, повышение степени доверия, открытие новых сторон личности ребенка. Тренинги для педагогов «Мой стиль преподавания», «Стратегии гендерного поведения в преподавательской деятельности» направлены на развитие индивидуального стиля гендерного поведения, а также способности к осуществлению эгалитарной гендерной стратегии в организации педагогического взаимодействия.

Любые изменения в личности и ее поведении невозможны вне внутреннего и внешнего диалога. Поэтому во взаимодействии неполной семьи и школы по формированию гендерной идентичности подростков мы считаем важным повышение уровня диалогичности, которая способствует гендерной самореализации в межличностном общении. Приоритетными в рамках решения поставленной задачи являются диалоговые методы, которые использовались на тренинговых занятиях: анализ конкретных гендерных ситуаций, групповые дискуссии по гендерным проблемам, игровые методы (имитационные, операционные, исполнения ролей, гендерная психодрама и социодрама и т.д.), методы создания выбора.

Результат содержательно-операци­онального этапа: изменение содержания компонентов гендерной идентичности подростков из неполной семьи; формирование гендерной компетентности педагогов и родителей; уменьшение эмоциональной дистанции в системе отношений «учитель-родитель», «учитель-ученик», «родитель-ребенок»; переход на полисубъектные (диалогические) отношения во взаимодействии неполной семьи и школы.

Задачами результативно-оценочного этапа являются: диагностика эффективности проведенных мероприятий путем определения динамики сформированности гендерной идентичности подростков из неполной семьи по соответствующим критериям и показателям, самоанализ изменений субъектами взаимодействия, а также планирование дальнейшей работы по реализации гендерного подхода с учетом полученных результатов.

В процессе проведения итоговых диагностических занятий используются формы и методы, способствующие развитию активной позиции подростка в выборе гендерных ценностей и определении стратегий поведения в различных сферах межличностного взаимодействия. В дополнение к методам диагностики результативно-оценочный этап также включает групповые и индивидуальные беседы с родителями, педагогами и подростками, целью которых является подведение итогов реализации технологии, обмен личными впечатлениями и предложениями по дальнейшей работе.

Таким образом, результатом данного этапа является: определение динамики гендерной идентичности подростков из неполной семьи; установление доверительных позитивных отношений в системе «классный руководитель – подросток – родитель», переход на уровень полисубъектных отношений, способствующих дальнейшему формированию гендерной идентичности подростков.

Заключение (Conclusions). Технология формирования гендерной идентичности подростков во взаимодействии неполной семьи и школы имеет целенаправленный поэтапный характер реализации и включает следующие этапы: организационно-диагностический, содержательно-операцио­нальный, результативно-оценочный. Организационно-диагностический имеет основной задачей определение исходного уровня гендерной идентичности подростков из неполной семьи, подготовка субъектов взаимодействия к реализации содержательно-операциональ­ного этапа. Содержательно-операциона­льный этап включает в себя реализацию педагогических условий, способствующих гармонизации гендерной идентичности подростков из неполной семьи. Результативно-оценочный этап направлен на диагностику динамики формирования гендерной идентичности подростков из неполной семьи и определение дальнейших целей гендерного развития и саморазвития школьников.

Основываясь на структурных характеристиках гендерной идентичности, мы выделяем несколько направлений, определяющих содержание деятельности педагогов, родителей и подростков: 1) расширение знаний подростков о гендерных ценностях, представлений о роли, функциях и значениях себя и своей деятельности как представителя определенной гендерной группы, создание условий для определения личностно-значимой системы ценностных ориентаций; 2) реализация смыслов, представлений в различных видах взаимодействия, расширение гендерного поведенческого репертуара; 3) развитие способности к выбору, рефлексии, саморегуляции, повышение гендерной самооценки, формирование субъектности как основы гендерного самоопределения.

В процессе решения поставленных на каждом этапе задач происходит усложнение гендерных представлений подростков из неполной семьи, в том числе и о себе как представителе определенной гендерной группы. Используемые формы и методы позволяют расширить поведенческий репертуар, снизить напряженность во взаимодействии подростков с представителями своего и противоположного пола, а также повысить гендерную самооценку подростков из неполной семьи.

В ходе реализации технологии был предложен диагностический инструментарий, позволивший провести оценку уровня сформированности компонентов гендерной идентичности подростков из неполной семьи, определить проблемные зоны гендерной идентичности данной группы детей и доказать эффективность предложенной технологии.

 

[1] Семья, материнство, детство: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/folder/13807. (Дата обращения: 16.10.2019 г.)

Список литературы

Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002. 304 с.

Василькова Ю.В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг половой идентичности для подростков. СПб.: Речь, 2010. 126 с.

Воронин Г.Л., Янак А.Л. Монородительские семьи: их типы и социальный портрет одинокого родителя // Женщина в российском обществе. 2018. № 1. С. 53-66. DOI: 10.21064/WinRS.2018.1.5

Дресвянина А.В. Формирование гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе: Автореф. дис. … кан. пед.наук. Архангельск, 2010. 22 с.

Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 46-56.

Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. Минск: МП «Лерокс», 1998. 160 с.

Захаров С.В., Чурилова Е. В. Феномен одинокого материнства в России: статистико-демографический анализ распространенности и механизмов его формирования // Мир России. Социология. Этнология. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-odinokogo-materinstva-v-rossii-statistiko-demograficheskiy-analiz-rasprostranennosti-i-mehanizmov-ego-formirovaniya (дата обращения: 24.10.2019).

Кирикова М.И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях центра социальной помощи семье и детям: Автореф. дис. … кан. пед. наук. М., 2009. 21 с.

Кириллова И.А. Формирование гендерной идентичности старшеклассников (на материале филологических дисциплин общеобразовательной школы): Дис. … кан. пед. наук. Волгоград, 2005. 183 с.

Коган И.Л. Гендерная культурология: культура пола и «пол» культуры. Минск:
Ковчег, 2003. 153 с.

Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев: под ред. В.А. Сластенина. М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2010. 647 с.

Мещерякова И.Н., Хуторная М.Л., Демец Е.Г. Влияние состава семьи на формирование гендерной идентичности подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-3. С. 242-248

Овчарова Р.В., Мягкова М.А. Материнство в неполной семье. Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2014. 356 С.

Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации. Дис. … д-ра псих.наук. Краснодар, 2006. 431 с.

Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности / сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. Минск: БГУ, 2013. [Электронный ресурс] Http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/105002/1/Bespanskaja2.pdf (дата доступа: 13.11.2019)

Черникова Т.В., Камышанова И.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников: М.: Глобус, 2006. 183 С.

Шевцова Ю.А. Психолого-педагогические детерминанты формирования гендерной идентичности подростков. Дис. … кан. псих. наук. Брянск, 2011. 250 с.

Юлусова О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2012. № 1. С. 64-69.

American Psychological Association (2011), Families: Single Parenting and Today's Family, available at http://www.apa.org/helpcenter/single-parent (Accessed 26 October 2019).

Bordalo, P., Coffman K., Gennaioli N. and Shleifer A. (2019), ”Beliefs about Gender”. American Economic Review, 109 (3), 739–773.

Eagly, A.H., Nater, C., Miller, D.I., Kaufmann, M. and Sczesny, S. (2019), Gender stereotypes have changed: a cross-temporal meta-analysis of US public opinion polls from 1946 to 2018. American Psychologist. Advance online publication. https://doi.org/10.1037/amp0000494

Gender in Sustainable Development Collection of Exercises for Training of Trainers (ToT) (2017) available at: http://www.wecf.eu/download/2017/11-November/GenderTOTinstrumentsupdatedversion.pdf (Accessed 15 November 2019).

Golombok, S., Zadeh, S., Imrie, S., Smith, V., and Freeman, T. (2016), Single mothers by choice: Mother-child relationships and children's psychological adjustment. Journal of family psychology: JFP: journal of the Division of Family Psychology of the American Psychological Association (Division 43), 30(4), 409–418

Smith, C.L. (2004), Predicting Stability and Change in Toddler Behavior Problems: Contributions of Maternal Behavior and Child Gender. Developmental Psychology, 40(1), 29–42.

Stack, R.J. and Meredith, A. (2018), The Impact of Financial Hardship on Single Parents: An Exploration of the Journey From Social Distress to Seeking Help. Journal of family and economic issues, 39(2), 233–242. DOI 10.1007/s10834-017-9551-6