16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-3-0-5

Реализация технологии кейсов при обучении геометрии средствами онлайн-сервисов
 

Aннотация

События 2020 года, связанные с пандемией коронавируса и внедрением дистанционного обучения, актуализировали проблему выбора и проектирования образовательных технологий, позволяющих организовать учебный процесс на основе компетентностного подхода в режиме онлайн. Кейс-технология является одной из современных образовательных технологий, основанных на учебно-поисковой и исследовательской деятельности учащихся, нацеленных на формирование ведущих компетенций будущего. В условиях дистанционного обучения технология кейсов может быть реализована с помощью специальных онлайн-сервисов. Целью статьи является представление модели реализации технологии кейсов средствами онлайн-сервисов и опыта ее внедрения на примере геометрии школьного курса. В результате представлена модель реализации технологии кейсов средствами онлайн-сервисов и опыт ее внедрения на примере геометрии школьного курса. Спроектированная модель детализирует деятельность учителя и ученика и конкретизирует онлайн-сервисы на каждом этапе работы с кейсом. Иллюстрация данной модели приведена на примере урока систематизации знаний по теме «Некоторые свойства прямоугольного треугольника» в курсе геометрии 7 класса. Выполнение кейса предполагает вербализацию проблемы, проведение исследования в форме эвристического диалога, построение математической модели практической ситуации, создание презентации и рефлексию. Указанные виды деятельности организуются посредством целесообразно выбранных онлайн-сервисов, спроектированных по технологии Web 2.0 (Prezi.com, Google Drive, Online Test Pad). В процессе педагогического эксперимента проводилось анкетирование обучающихся в количестве 45 человек, в результате которого была получена информация об удобстве онлайн-сервисов, о состоянии испытуемых с позиций комфортности и его причинах при использовании технологии кейсов в онлайн-сервисах. Делается вывод, что основные проблемы применения онлайн-сервисов для реализации технологии кейсов связаны с психологической неготовностью школьников к дистанционной форме обучения и недостаточным оснащением соответствующим техническим оборудованием. Интеграция технологии кейсов и онлайн-сервисов в условиях дистанционного обучения требует доработки в отдельных аспектах, но представляется весьма перспективной.


Введение (Introduction). В современном обществе умение решать профессиональные и жизненные проблемы, эмоциональный интеллект, наличие системного и критического мышления становятся важнейшими стратегическими ресурсами, повышая социальный статус образования и предъявляя все более высокие требования к его уровню и качеству. Эти тенденции объясняют необходимость использования компетентностного подхода на различных ступенях образования и формирование ключевых компетенций учащихся, таких как: критическое мышление, креативность, коммуникабельность, кооперация, социально-эмоциональный интеллект, саморегулирование. Для достижения этой цели педагоги должны выстраивать такую образовательную систему, в которой ученик становится субъектом деятельности, что подразумевает применение активных и интерактивных методов обучения (метод проектов, дискуссии, сюжетные игры, метод кейсов и т.д.).

События 2020 года, связанные с пандемией коронавируса и внедрением дистанционного обучения, актуализировали проблему выбора и проектирования образовательных технологий, позволяющих организовать учебный процесс на основе компетентностного подхода в режиме онлайн.

Среди современных образовательных технологий, реализующих учебно-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, нацеленных на формирование ведущих компетенций будущего, следует выделить кейс-технологии. Изначально кейс-технологии создавались для дистанционного обучения и были основаны на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов для самостоятельного изучения с возможной консультацией преподавателей-тьюторов (Штейнберг, 2008).

В настоящее время кейс-технология определяется как технология обучения, ориентированная на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблемы, имеющей практическое значение. Таким образом, в основе кейс-технологии лежит анализ проблемной ситуации (Savery, 2006). Метод кейсов (сase-study – метод конкретных ситуаций, метод ситуационного обучения) – техника обучения, использующая описание реальных ситуаций, инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач (Tran, Latapie, 2007; Cameron, Trudel, Titah, Leger, Blakey, 2012; Herreid, 2011), метод коллективного анализа ситуаций (Savery, 2006), инструмент онлайн обучения (Webb, Gill, Poe, 2005), форма интерактивного обучения (Hawes, 2005).

В современных методических исследованиях проблема реализации технологии кейсов при обучении математике в системе основного образования рассматривалась в разных аспектах. В работе Н.В. Дударевой и Т.А. Унеговой раскрыты характерные особенности типов кейсов в предметной области «Математика», сформулированы методические рекомендации по проектированию и реализации математических кейс-заданий разных типов (Дударева, Унегова, 2014). Ряд авторов подчеркивает важность применения технологии кейсов как средства формирования умений и навыков: метапредметных образовательных результатов (Смирнова, 2019), функционально-графической грамотности (Кириллова, Пермякова, 2019) и др. Кейс-технологии актуализируются в связи с прикладной направленностью обучения математике (Эверестова, 2018), профильной дифференциацией (Овсянникова, 2019), реализацией исследовательского подхода (Позднякова, Фомина, 2018).

В условиях дистанционного обучения технология кейсов может быть реализована с помощью специальных онлайн-сервисов. Онлайн-сервис – это программное обеспечение или система со стандартным интерфейсом, находящаяся на веб-серверах, то есть доступная через глобальную сеть Интернет по определенному URL-адресу.

В образовании онлайн-сервисы чаще всего представляют собой системы, спроектированные по технологии Web 2.0. Термин Web 2.0 впервые был введен Тимом О’Рейли. Сервисы Web 2.0 – сетевые сервисы, которые модернизируются и улучшаются благодаря сетевому взаимодействию людей, пользующихся ими; при этом чем больше пользователей – тем лучше ресурс (O’Relly, 2005). В образовании возможности технологии Web 2.0 применяются для организации такой коллективной деятельности как совместный поиск; создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий, видеоматериалов и т.д.); совместное создание и редактирование гипертекстов; совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов; совместное редактирование и использование карт и схем (Caliskan, Guney, Sakhieva, Vasbieva, Zaitseva, 2019). Таким образом, технологии Web 2.0 имеют очень важное значение для повышения эффективности образовательного процесса.

Анализ методической литературы, теоретических и прикладных исследований позволяет сделать вывод, что проблема реализации технологии кейсов при обучении математике в основной школе с применением онлайн-сервисов изучена недостаточно.

Цель статьи: разработка модели реализации технологии кейсов средствами онлайн-сервисов и представление опыта ее внедрения на примере геометрии школьного курса.

Методология и методы (Methodology and methods): моделирование, апробация и внедрение, анализ продуктов деятельности, анкетирование, методы математической обработки данных. В анкетировании приняли участие ученики 7-х классов в количестве 45 человек.

Основная часть (Main Part). Применение технологии кейсов невозможно без наличия конкретной ситуации, выступающей предметом обсуждения. Ситуация, лежащая в основе кейса, должна быть реальной (или, как минимум, реалистичной) и актуальной с точки зрения интересов и потребностей обучающихся. Выделяют следующие этапы работы с кейсом: этап введения в кейс, анализ ситуации (работа в малых группах), этап презентации решений по кейсам, этап подведения итогов (рефлексия).

Рассмотрим организацию работы на каждом этапе с применением онлайн-сервисов.

На первом этапе происходит введение в кейс. Педагог формулирует задание и основные вопросы, учащиеся осознают и вербализируют проблему. Такую деятельность можно организовать с помощью сервиса prezi.com.

Prezi.com— это сервис, позволяющий создавать, редактировать и делиться своими презентациями. В отличии от MS Powerpoint, у данного сервиса вместо слайдов есть специальные поля, на которых и располагается вся информация (данные, снимки, видео, диаграммы), что позволяет в дальнейшем распределить ее в нужном порядке для удобства аудитории. Все элементы доступны для приближения, поворотов и прочих эффектов. Работа с презентацией происходит в режиме онлайн, что обеспечивает ученикам возможность наблюдать за полями со своих устройств и задавать вопросы педагогу с целью уточнения.

Перед вторым этапом необходимо поделить обучающихся на группы. Наиболее оптимально объединение детей в группы по 4-5 человек. В процессе совместной коллективной работы происходит взаимообучение учеников, овладение умением выдвигать гипотезы, рассуждать, аргументировать, делать обоснованные умозаключения.

Далее следует этап анализа ситуации и групповая работа учащихся, для организации которой можно применить онлайн-сервис Google Drive. Этот сервис позволяет создавать документы, просматривать и совместно редактировать файлы без их копирования и пересылки. Для удобства учитель может создать документы для каждой группы и предоставить доступ к ним всем участникам (с помощью ссылки или по адресам электронной почты). Учащиеся работают над заданием, наполняя документы содержанием. Когда работа закончена, предоставляется доступ учителю. Учитель как координатор задания создает в помощь учащимся памятки, критерии оценивания и др.

Следующий этап − этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Для представления результата учащиеся могут воспользоваться Google презентацией, которая находится в Google Drive. Учащиеся также могут подготовить свой ответ в виде выводов (текст, графики, таблицы).

После всех выступлений работа с кейсами заканчивается подведением итогов и рефлексией. На данном этапе педагог обосновывает свою версию решения проблемы, проводит рефлексию проделанной работы с помощью опроса. Для проведения опросов целесообразно использование сервиса Online Test Pad.

Таким образом, проектируется модель реализации технологии кейсов с применением онлайн-сервисов (табл. 1).

Научные результаты и дискуссия (ResearchResultsandDiscussion). В качестве примера рассмотрим урок систематизации знаний по теме «Некоторые свойства прямоугольного треугольника» (7 класс). Работа с кейсом начинается с показа условия задачи и ее иллюстрации в онлайн-сервисе prezi.com. Затем предлагается ответить на вопросы, которые способствуют определению проблемы кейса (рис. 1).

Далее учитель делит обучающихся на группы по 5 человек. Каждой группе он предоставляет ссылку на документ в Google таблицы, в котором уже находятся памятки и подсказки (рис. 2).

Благодаря тому, что Google таблицы позволяют совместно редактировать документ и вводить данные, каждый участник своей группы может принимать участие при решении задачи. Основываясь на заданных условиях, на замечаниях, которые учитель создал в документе, учащиеся заполняют таблицу. Для представления решения кейса ученикам предлагается разработать презентацию в онлайн сервисе Google презентации, в которой на каждом слайде размещается столбец из электронной таблицы с обоснованным ответом. После выполнения всех заданий, педагог отменяет возможность редактировать документ, для того чтобы во время защиты учащиеся не смогли подкорректировать свои ответы.

На следующем этапе представители групп подробно рассказывают о своем решении, используя презентацию и обосновывая свою точку зрения (рис. 3).

На четвертом этапе учитель показывает свое решение и предлагает сравнить его с решениями всех групп (рис. 4).

Оценив выполненные работы обучающихся, учитель выставляет баллы и обосновывает свое решение. В конце урока, для подведения итогов и рефлексии учитель предлагает пройти опрос, созданный в онлайн сервисе Online Test Pad (рис. 5).

Оценка эффективности учебного процесса является важным направлением в системе дистанционного обучения и возможна при проведении постоянного мониторинга. Для преподавателей важно получить следующую информацию:

  • Удобно ли обучающимся работать с учебным материалом?
  • Достаточно ли времени, отведенного на выполнение заданий?
  • Насколько эффективна выбранная методика, технология обучения?
  • Какие компетенции формируются у обучающихся?
  • Соответствуют ли задания необходимому уровню сложности?

Проводимая формативная оценка позволяет выявить недостатки в организации учебного процесса, проводить корректирующие мероприятия, адаптировать содержание заданий под потребности обучаемых в условиях дистанционного обучения в онлайн режиме.

В процессе апробации технологии кейсов с применением онлайн сервисов для оценки ее эффективности ученикам 7 класса была предложена анкета. В анкетировании приняли участие 45 человек. Результаты анкетирования представлены в табл. 2 и на
рис. 6.

Таким образом, 18 % учащихся высказали предпочтение по выполнению кейс-заданий с применением онлайн сервисов, 16% респондентов высказались против применения онлайн сервисов и дистанционной формы обучения. Среди онлайн сервисов наиболее простым для семиклассников оказался Online Test Pad (40%), в тоже время 22 % опрошенных отметили, что все сервисы одинаково удобны. Из всех опрошенных 11 человек (24%) отметили чувство дискомфорта из-за отсутствия привычной обстановки (100%), неудобства использования онлайн сервисов в мобильном приложении (73%), отсутствия уверенности в правильности своего решения (18%). 34 человека (76% из числа всех респондентов) сказали, что при выполнении задания им было комфортно так как имелась возможность быстрого доступа к необходимой информации (100%), спокойно работать в удобном темпе (88%), легко общаться со своей группой (65%), работать творчески, высказывать гипотезы (94%). Заметим, что вопросы под номерами 1 и 2 предполагали выбор только одного варианта ответа. Вопрос номер 3 предполагал выбор одного из двух утверждений (3.1 или 3.2) и несколько причин обоснования выбранного утверждения.

Заключение (Conclusions). Как показали результаты исследования, спроектированная модель реализации технологии кейсов детализирует деятельность учителя и ученика и конкретизирует онлайн-сервисы на каждом этапе работы с кейсом. Модель была апробирована в курсе геометрии 7 класса. Выполнение кейс-задания предполагало формулирование и вербализацию проблемы, проведение исследования в форме эвристического диалога, построение математической модели практической ситуации, создание презентации и рефлексию. Указанные виды деятельности были организованы посредством целесообразно выбранных онлайн-сервисов, спроектированных по технологии Web 2.0 (Prezi.com, Google Drive, Online Test Pad). В процессе педагогического эксперимента проводилось анкетирование обучающихся в количестве 45 человек, в результате которого была получена информация об удобстве онлайн-сервисов, о состоянии испытуемых с позиций комфортности и его причинах при использовании технологии кейсов в онлайн-сервисах. Было выявлено, что основные проблемы применения онлайн-сервисов для реализации технологии кейсов связаны с психологической неготовностью школьников к дистанционной форме обучения и недостаточным оснащением соответствующим техническим оборудованием. Интеграция технологии кейсов и онлайн сервисов в условиях дистанционного обучения требует доработки в отдельных аспектах, но представляется весьма перспективной.

 

Список литературы

Дударева Н.В., Унегова Т.А. Методические аспекты использования метода “case-study” при обучении математике в средней школе // Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 242-246.

Кириллова О.А., Пермякова М.Ю. Кейс-технология как средство развития функционально-графической грамотности учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1(74). С.247-248.

Овсянникова Т.Л. Использование кейс-технологии на уроках математики в профильном социально-экономическом классе // Мир педагогики и психологии. 2019. № 9(38).URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-kejs-tekhnologii-na-urokakh-matematiki-v-profilnom-sotsialno-ekonomicheskom-klasse.html (дата обращения: 23.08.2020).

Позднякова Е.В., Фомина А.В. Развитие исследовательских умений задачами реальной математики в элективном курсе предпрофильной подготовки учащихся // Профильная школа. 2018. Т.6. № 3. С.38-42.

Смирнова Е.С. Использование кейс-технологии на уроках математики и информатики с целью формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т.25. № 2. С. 152-157.

Штейнберг В.Э. Сетевые кейс-технологии инновационного взаимодействия Министерства образования РБ и университета // Педагогический журнал Башкорстана. 2008. № 4 (17). С. 76-80.

Эверстова В.Н., Эверстова Т.П. Кейс-технология как средство реализации прикладной направленности обучения математике учащихся 5 – 6 классов // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 266-270.

Caliskan S., Guney Z., Sakhieva R. G., Vasbieva D. G., Zaitseva N.A. Teachers’ Views on the Availability of Web 2.0 Tools in Education // International journal of emerging technologies in learning. 2019. Vol. 14. № 22. P. 70 – 81.

Cameron A., Trudel M., Titah R., Leger P., Blakey P. The live teaching case: a new IS method and its application // Journal of Information Technology Education. 2012. Vol. 11. P. 27-42.

Herreid C. Case study teaching // New Directions for Teaching and Learning. 2011. Vol. 2011, № 128. P. 31-40.

Hawes J. Teaching is not telling: the case method as a form of interactive learning // Journal for Advancement of Marketing Education. 2005. Vol. 6, Summer. P. 47-54.

O’Reilly T. What Is Web 2.0, 2007. URL: http://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html(датаобращения: 23.08.2020).

Savery J. R. Overview of problem-based learning: Definitions and distinctions //Interdisciplinary journal of problem learning. 2006. Vol. 1. P. 9-20.

Tran V. N., Latapie H.M. Developing virtual team problem-solving and learning capability using the case method // The Business Review, Cambridge. 2007. Vol. 8. Iss. 1. P. 27-34.

Webb H. W., Gill G., Poe G. Teaching with the case method online: pure versus hybrid approaches // Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2005. Vol. 3. Iss. 2. P. 223-250.