16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-4-0-3.

Детско-взрослая общность археологического лагеря как фактор включения подростков  в деятельность по изучению историко-культурного наследия

Aннотация

В настоящее время расширяется запрос в педагогической теории и практике на адекватные современной ситуации развития педагогических и воспитательных практик включения обучающихся разных возрастов в продуктивные (в том числе социально-значимые) виды деятельности.Кризисное состояние ценностно-смысловой сферы современного социума, экспансия массовой культуры с характерными для нее низкими культурными стандартами и образцами, снижение значимости многих традиционных социальных институтов наследования актуализируют обращение к содержанию историко-культурного наследия, в том числе родного края, которое может выступать самодостаточным источником для формирования у подростков опыта отношения к социокультурной действительности, социально приемлемых и одобряемых моделей поведения. Целью работы является теоретическое обоснование педагогических возможностей детско-взрослой общности археологического лагеря в условиях деятельностного освоения подростками историко-культурного наследия. В результате обосновано, что действенным является создание и действие на более или менее постоянной основе детско-взрослой общности (Д.В. Григорьев, И.Ю. Шустова) на примере археологического лагеря «Возвращение в истоках». Лагерь рассматривается как уникальная площадка и педагогическая «лаборатория» для взаимодействия подростков с содержанием и смыслами историко-культурного наследия за счет включения в различные виды деятельности (поисковую, научно-исследовательскую, познавательную, досуговую и др.) и продвижения за счет этого в накоплении опыта ценностного и нравственного отношения к такому наследию, Другому и социуму в целом. В итоге отмечается, что, археология, археологический лагерь, деятельность в нем выступают как значимые для подростков субкультуры, становясь членом которой, подросток – участник экспедиции – продуктивно интериоризует систему традиционных национальных ценностей, которые, становятся для него личностно значимыми.


Введение (Introduction). Одним из приоритетных направлений развития современной теории и практики воспитания является необходимость поиска адекватных социокультурной ситуации развития в условиях девальвации ценностно-нормативного поля культуры, его трансляционного механизма и кризисное состояние традиционных социокультурных институтов наследования (семьи, школы и пр.) способов, форм, средств знакомства и освоения подрастающими поколениями историко-культурного наследия региона и страны в целом. По этой причине в «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» апеллирует к системе образования на необходимости «... формирования нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию, где ключевым инструментом выступает воспитание детей»[1]. В свою очередь, Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»[2] подчеркивает необходимость сохранения и развития культурно-национальной самобытности народов Российской Федерации, защиты, восстановления и сохранения историко-культурной среды обитания.

К решению рассматриваемой проблемы, по нашему мнению, целесообразно подходить с учетом особенностей социокультурной среды и места рождения и проживания индивида, когда историко-культурное наследие непосредственным образом связано с его родным (Отчим) краем. Такое смысловое понимание отражено в ряде региональных программ и законов субъектов РФ, в частности в «Программе туристско-краеведческого движения обучающихся Воронежской области «Край родной» на 2017-2021 годы»[3]. Однако, анализ опыта воспитания в различных типах образовательных организаций убеждает нас в недостаточном использовании потенциала историко-культурного наследия родного края у обучающихся и развития качеств, позволяющих подростку реализовывать себя, усваивать и принимать ценности, формировать ценностное отношение к традициям и содержанию историко-культурного наследия родного края.

В качестве одного из ведущих факторов включения подростков в деятельность по изучению историко-культурного наследия мы рассматриваем создание и действие на постоянной основе детско-взрослой общности археологического лагеря.

Цель работы – теоретически обосновать педагогические возможности детско-взрослой общности археологического лагеря «Возвращение к истокам» в условиях деятельностного освоения подростками историко-культурного наследия.

Материалы и методы (Methodology and methods). Исследование носило теоретический характер, поэтому в основном выбраны теоретические методы исследования с учетом поставленной цели, позволяющие использовать возможности анализа, синтеза, педагогического моделирования и наблюдения. Для достижения поставленной цели мы обращаемся к совокупности методологических подходов, а именно: аксиологическому подходу (А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин и др.), позволяющему проанализировать возможности обосновать значимость историко-культурного наследия родного края в структуре ценностного мира личности подростков; средовому подходу (Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлови др.), описывающего процесс формирования ценностного отношения подростков к историко-культурному наследию средовыми влияниями и учетом социокультурной специфики региона проживания подростков; личностно-деятельностному подходу (К.А. Абульханова-Славская,
В.В. Сериков и др.), указывающего на оптимальные условия организации совместной деятельности с учетом потребностей и возможностей подростков в период проведения археологических смен археологического движения «Возвращение к истокам» за счет реализации.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на массиве более 400 обучающихся общеобразовательных школ в период проведения полевых археологических лагерей (слетов) в Россошанском, Павловском, Богучарском Воронежской области в течение 2017-2018 и 2019-2020 годов. При этом формирующий этап педагогического эксперимента проводился с участием 96 подростков, которые были разделены на контрольную (далее – КГ) и экспериментальную (далее – ЭГ) группы (по 48 человек каждая). Обработка результатов осуществлялась на основе применения методов математического анализа и статистики

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Интерес представляют исследования авторов, осознавших необходимость изучения культурного наследия в контексте истории и культуры региона: Е.П. Белозерцев, В.В. Будаков, С.А. Окольникова, М.В. Дюжакова, Н.В., Проскурина П.М. Шульгин и др. (Белозерцев, 2016; Будаков, 2014; Дюжакова, Проскурина, 2017; Окольникова, 2011; Шульгин, 2014).

В работах В.Д. Березуцкого, Т.В. Люб­чанской, В.Г. Пежемского и др. затрагиваются вопросы о возможностях и формах организации археологических лагерей, клубов и экспедиций в целях развития у обучающихся интереса к родному краю и стране и активизации ценностного отношения к наследию родного края у подростков (Березуцкий, 2010; Любчанская, 2009; Пежемский, 2003).

В исследованиях Д.В. Григорьева, И.Ю. Шустовой и др. отражены содержательные, структурные и смысловые аспекты феномена «детско-взрослая общность», являющаяся для нас средством и фактором включения подростков в деятельность по изучению историко-культурного наследия (Григорьев, 2012; Шустова, 2016, 2018).

В результате проведенного теоретического анализа и педагогической практики следует констатировать наличие все возрастающего запроса в теории и практике на разработку курсов краеведческой и регионоведеческой направленности в содержании школьного образования, где решаются задачи по формированию у подрастающего поколения ценностного отношения к историко-культурному наследию как родного края, так и страны в целом на основе актуализации базовых национальных и общечеловеческих ценностей.

Полагаем возможным акцентировать внимание именно на необходимости формирования ценностного отношения к историко-культурному наследию как интегративному личностному образованию, проявляющемуся в устойчивой, избирательной и предпочтительной связи субъекта с объектами и смыслами историко-культурного наследия. Устойчивость отношения в процессе решения практических жизненных задач не требует его выработки каждый раз заново и позволяют личности избегать постоянного «самоопределения». Избирательность отношений детерминирована аналогичным характером внутренних переживаний человека, что внешне передается сквозь предпочтительную связь с теми или иными объектами действительности, содержательно характеризуя личность.

Наиболее продуктивным для формирования ценностного отношения выступает подростковый возраст, во многом кризисное протекание которого за счет интенсивного развития сферы самосознания, поиска новых референтов в социальном окружении и т.п. обуславливает уместность и возможность педагогически грамотного побуждения, поддержки и сопровождения актуализации ценностных установок по отношению к национальному и региональному историко-культурному наследию. Неслучайно, что многие исследователи подчеркивают, что именно в подростковом возрасте «активизируются интеллектуально-познавательные силы ребенка; в личностном развитии активно пополняется опыт эмпатийно-рефлексивных переживаний, закладываются представления о социальных ценностях» (Слободчиков, 2000: 126).

При оценке морального развития индивида в зарубежной науке также признается сензитивность подросткового периода взросления для формирования ценностей, ценностных ориентаций и ценностных отношений (Kohlberg, 1991; Piaget, 1971), когда происходит активное развитие «сферы моральных суждений, способов социального познания и саморегуляции поведения, самоуважения и субъектно-личностной идентификации ребенка» (Piaget, 1971: 86).

При этом общей особенностью современного этапа социализации подростка в ситуации доминирования массовой культуры с характерными для нее низкими культурными образцами и стандартами (Walsh, 2012), и формирующейся гиперреальности (или, по Ж. Бодрийяру, «миру симулякров» (Baudrillard, 1988)) является девальвация привычного трансляционного механизма социокультурного наследования. В контексте рассматриваемой темы это уже привело к установке на потребительскую ценность объектов историко-культурного наследия и их трансформации в достопримечательности сферы исключительно туриндустрии (Law, 1994; Prott, 1989).

Все вышеуказанное дает нам основание полагать, что важнейший фактор развития личности подростка – его собственная социальная активность, направленная на усвоение позитивных образцов и ценностей, опыта культурно-ценностной деятельности на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя.

В этом смысле особый интерес в контексте нашего исследования представляют идеи В.И. Слободчикова «о развитии субъектности ребенка в рамках со-бытийной общности» (Слободчиков, 2000). По его мнению, «находясь внутри со-бытийной общности, ребенок приобщается к определенным формам культуры. Выход из общности обеспечивает индивидуализацию накопленного социального опыта. Происходит присвоение и осознание ценностей, принятых в пространстве со-бытийного взаимодействия» (Слободчиков, 2000: 226). Наука и практика убедительно доказывают, что организуемое подобным образом «пространство со-бытийного взаимодействия и формирования ценностных ориентаций личности обеспечивает воспитательный коллектив, включающий взрослых и детей, существующий в едином организационно-деятельностном процессе в качестве равноправных субъектов» (Шустова, 2016: 42).

Признавая при этом, что процесс освоения историко-культурного наследия и выработка ценностного отношения к нему начинается с самого рождения каждого человека и первичную роль в этом играет микросреда, подчеркнем, что в процессе развития самосознания каждая личность вырабатывает собственные ценностные ориентиры. В свете гуманизации образования задача педагога – направить развитие личности и сформировать ценностное отношение к историко-культурному наследию (Белозерцев, 2016).

Анализ сущности и уточнение потенциала областного профильного лагеря детского движения «Возвращение к истокам» в рассматриваемом процессе позволяют сконструировать модель процесса формирования ценностного отношения подростков к историко-культурному наследию (ИКН) на основе создания детско-взрослой общности одноименного археологического клуба
(рис. 1).

Полагаем возможным построение продуктивной педагогической деятельности в направлении «активизации ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края у обучающихся за счет включения их различные виды практической деятельности в составе экспедиционных и лингвистических путешествий, исторических реконструкций и пр.» (Березуцкий, 2010).

С этой целью обратимся к педагогической программе и опыту деятельности областного археологического движения «Возвращение к истокам», действующего на территории Воронежской области с 1984 года. Программа существующего при нем областного профильного археологического лагеря дает возможность обучающимся средних школ Воронежской области в возрасте 12-18 лет непосредственно стать участниками исследовательской деятельности по изучению историко-культурного наследия Воронежского края (смены проходят в разных муниципальных районах Воронежской области), познакомиться со спецификой археологических раскопок, методами обнаружения, консервации и сохранения объектов материального и нематериального наследия предков (Березуцкий, 2017). Особенностью данного лагеря является то, что дети, вожатые и их руководители проживают в полевых условиях. Руководством и организацией смен занимаются профессионалы – сотрудники ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», ГБУ ВО «Областной центр развития дополнительного образования гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи». В качестве кураторов и наставников детей в период полевой жизни выступают студенты гуманитарного факультета (профилей «История»», История. Общество», «История». Право»), педагогические работники школ и кураторы кот муниципальных образований команд-участников.

К основным принципам организации взаимодействия археологических смен в соответствии с представленной программой относятся:

  • «педагогический процесс строится в соответствии с возрастными особенностями участников программы;
  • создание безопасных условий для жизни и здоровья обучающихся;
  • активная поисково-исследовательская деятельность, непосредственная работа на месте археологического объекта, участие в раскопках, лекционные занятия, тематические игры и мероприятия развивают профессиональные компетенции детей;
  • воспитательный процесс в рамках палаточного лагеря предполагает развитие трудолюбия, духа коллективизма, толерантности, правосознания, гуманизма, бережного отношения к природе, ответственности за судьбы малой родины и умение самостоятельно анализировать исторические факты;
  • педагогический процесс включает в себя все направления деятельности (физическая активность, творчество, интеллект, общение и т.д.), что благотворно сказывается на формировании личности ребенка» (Березуцкий, 2017: 173).

В этом смысле деятельность археологического лагеря «Возвращение к истокам» представляет уникальную детско-взрослую общность и даже педагогическую «лабораторию», в которой подросток получает возможность находиться в окружении природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий свидетельств жизни предков его региона. Безусловно, что организованное подобным образом знакомство, погружение и взаимодействие с историко-культурным наследием родного края практически мало кого из подростков-участников археологических смен оставляет равнодушным, способствуя эмоциональному насыщению и переживанию чувства связи с наследием предков, сопряжения идентичности с региональной спецификой.

Для нашего исследования «под детско-взрослой общностью мы понимаем первичную контактную группу детей и взрослых, проявляющую схожие потребности и интересы, осуществляющую пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении, отражающую характер связей и отношений между участниками» (Шустова, 2018: 26). Так, участие в деятельности археологического клуба сплачивает подростков в коллектив, чему особенно способствует детская археологическая экспедиция. Раскопки с точки зрения ребенка, впервые отправляющегося в экспедицию, это занятие, окруженное таинственным флером, связанное с тайной, с поиском сокровищ. В такой ситуации значима роль взрослого ученого-археолога, вступающего в общение с подростком – участником экспедиции.

Археология выступает в таком контексте как субкультура. Археологическая деятельность – деятельность целенаправленная и научно-исследовательская. Цель ее – выяснение, изучение древнейшей истории человечества. При этом археология относится к той группе наук, у которых, помимо теоретической части, существует практическая, и в ней – полевые исследования (раскопки). Археологические раскопки привлекают подростков не только своим содержанием. Существует очень яркая и самобытная археологическая субкультура, исследованию которой посвящен уже ряд научных работ.

В ходе работы клуба разнообразно проявляется и изменяется интерес подростков клуба к истории и культуре родного края. Усиление познавательного интереса отражается на накоплении знаний и в итоге выводит подростков на потребность в ценностном отношении к историко-культур­ному наследию родного края.

Люди в археологической экспедиции оказываются лицом к лицу друг с другом, в ситуации, где трудно быть неискренним, где легко показать свое лицо, свою сущность. Поэтому для участников археологического клуба, как правило, характерно также исчезновение группировок, сливающихся вокруг ядра группы, актива коллектива, хорошие отношения между мальчиками и девочками, активное межвозрастное взаимодействие.

Отмеченные выше положения были экспериментально апробированы и подтверждены на массиве более 400 обучающихся общеобразовательных школ в период проведения полевых археологических лагерей (слетов) в Россошанском, Павловском, Богучарском Воронежской области в течение 2017-2018 и 2019-2020 годов. При этом формирующий этап педагогического эксперимента проводился с участием 96 подростков, которые были разделены на контрольную (далее – КГ) и экспериментальную (далее – ЭГ) группы (по 48 человек каждая).

Сравнение полученных распределений между собой осуществлялось с помощью критерия χ2-Пирсона по формуле:

Таким образом, по результатам математического анализа и статистической обработки результатов констатирующего этапа эксперимента, мы можем сделать вывод, о том, что достоверных различий, между группами не обнаружено, а большинство опрошенных подростков в обеих группах продемонстрировали средние и низкие значения по уровням сформированности ценностного отношения к историко-культурному наследию родного края.

По итогам формирующего этапа в ЭГ произошли позитивные приращения по высокому и среднему уровням сформированности ценностного отношения подростков к историко-культурному наследию. Так, приращение по высокому уровню произошло с 41,7% до 50%, а по высокому уровню приращения более существенны, возрастание произошло на 12,5%, что более существенно выглядит, когда 5 подростков перешли на более высокий уровень. Также отмечается общая тенденция к снижению количества подростков с низким уровнем.

В сравнении с КГ данные показатели еще более подтверждают уместность и эффективность проведенной ОЭР по формированию ценностного отношения подростков к историко-культурному наследию средствами археологического лагеря «Возвращение к истокам».

Сравнение полученных распределений между собой также осуществлялось с помощью критерия χ2-Пирсона.

Достижение полученных результатов, по нашему мнению, стало возможным за счет создания единого ценностно-смыслового пространства детско-взрослой общности археологического лагеря и реализации открытого взаимодействия подростков, студентов и преподавателей, где каждому предоставлена возможность посильного участия с учетом мнения и выбора видов деятельности по программе (табл. 3).

Таблица 3

Table 3 (Приложение 1)

Следовательно, «общее ценностно-смысловое пространство проявляется через систему эмоционально-психологических связей и отношений в общности, необходимым условием его возникновения и существования является открытое общение, позиционное взаимодействие участников, рефлексивные процессы, организуемые педагогом в детско-взрослой общности» (Шустова, 2018: 94). Действие такой общности в рамках археологического лагеря «Возвращение к истокам» несет в себе ценностный заряд, набор ценностей, которые принимает подросток, приобщаясь к ней. Становясь членом коллектива, участник экспедиции в большей или меньшей мере принимает систему ценностей, существующих в коллективе. Эти ценности интериоризуются, становятся личностно значимыми для подростка.

Заключение. Таким образом, мы полагаем, что организация продуктивного взаимодействия между педагогами, студентами и подростками за счет включения последних в деятельность по изучению историко-культурного наследия на основе создания относительно устойчивой детско-взрослой общности археологического лагеря «Возвращение к истокам» позволяет решать задачи по формированию и сопровождению у обучающихся ценностного отношения к историко-культурному наследию (родного, края, региона, страны в целом). При этом происходит актуализация и закрепление потребности в деятельностном освоении содержания историко-культурного наследия и ценностного отношения к нему; преодоление ограниченности представлений подростков об объектах историко-культурного наследия; понимание ими ценностного отношения и значимости историко-культурного наследия родного края в системе личных и социальных ценностей.

Несомненен тот положительный опыт, который приобретают подростки, находясь в поле в условиях «живой» коммуникации со сверстниками и взрослыми в условиях детско-взрослой общности. Это особенно важно в наше время компьютерных «виртуальных проблем», оторванных от реальной жизни и реального пути накопления жизненного опыта.

При этом важно отметить, что:

1) «принципиально меняется позиция педагога, который, являясь равноправным субъектом общности, не может жестко задавать правила и нормы жизни в общности, регулировать и контролировать ее функционирование. Позиция педагога в рассматриваемом нами процессе должна стимулировать проявление субъектной позиции подростков в направлении формирования ценностного отношения их к историко-культурному наследию;

2) обязательной основой для вхождения в детско-взрослую общность являются интересы и потребности субъектов, ее образующих. Общий интерес отображается в едином ценностно-смысловом пространстве общности, в коллективной и индивидуальной деятельности» (Шустова, 2018: 118) в условиях археологической смены.

Это достигается посредством реализации педагогической программы «Возвращение к истокам», включающей серию системных взаимообусловленных мероприятий, объединяющих воспитательные и развивающие функции. Данные функции осуществляются за счет мероприятий, проводимых в рамках лагеря.

К образовательным мероприятиям относятся:

  • работа на раскопе;
  • обучающие мастер-классы по работе с современным высокоточным полевым оборудованием;
  • лекции научного руководителя слета, дающие подробные объяснения найденным в ходе раскопок материалам, относящимся к той или иной археологической культуре. Научный руководитель рассказывает о представителях данных археологических культур, их быте, обрядах, религиозных мировоззрений, отвечает на возникающие вопросы;
  • полевые лекции, читаемые студентами ВГПУ гуманитарного факультета, исторического отделения на археологические темы;
  • конкурс «Белые береты» на лучшего археолога среди девушек и юношей;
  • экспериментальная керамическая мастерская.

К воспитательным мероприятиям относятся:

  • соблюдение распорядка дня;
  • конкурс на соблюдение порядка и чистоты между отрядами;
  • коллективная работа на раскопе;
  • дежурство на территории своего лагеря;
  • беседы с преподавателями и вожатыми на темы экологии, уважительного отношения к природе, старшим и труду.

К развивающим мероприятиям относятся:

  • подвижные игры на свежем воздухе и спортивные соревнования;
  • археологический театр;
  • славянский праздник;
  • контрольно-археологический маршрут;
  • торжище в Царьграде;
  • посвящение в археологи.

Ввиду большого количества участников и их возрастного разброса, обширной территории, воспитательного и педагогического сопровождения на территории лагеря можно реализовать огромное количество развивающих мероприятий, соответствующих заданной тематике, территориальным особенностям и образовательным задачам.

Дальнейшая разработка темы исследования представляется перспективной в направлении изучения практических механизмов создания детско-взрослой общности археологического лагеряи его влияния на формирование ценностного отношения подростков к историко-культурному и интеграцию взаимодействия усилий семьи и школы в рассматриваемом процессе.

 

 

[1]Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://base.garant.ru/71057260/ (дата обращения: 25.10.2020).

[2] Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (с изменениями на 24 апреля 2020 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/901820936 (дата обращения: 2710.2020).

[3] Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 20.01.2017 г. № 50 «Об утверждении программы туристско-краеведческого движения обучающихся Воронежской области «Край родной» на 2017 – 2021 годы». URL: https://pravo.govvrn.ru/obr_nauka (дата обращения: 20.10.2020).

Список литературы

Белозерцев Е.П., Щербакова И.Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект). Воронеж: Тип.им. И.А. Болховитинова, 2016. 247 с.
Березуцкий В.Д., Шишов В.В. «Возвращение к истокам»: из прошлого в будущее // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 2(275). С. 171-174.
Березуцкий В.Д. Детское археологическое движение «Возвращение к истокам» как форма организации познавательного интереса к историческому прошлому // Современные проблемы и технологии обучения истории. 2010. № 2. С. 84-86.
Будаков В.В., Белозерцев Е.П., Варава В.В. Философско-педагогическое наследие Отчего края. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2014. 307 с.
Григорьев Д.В. Детско-взрослые общности и образовательные производства // Социальная педагогика. 2012. С. 20-23.
Дюжакова М.В., Проскурина Н.В. Историко-культурное наследие как основа духовно-нравственного воспитания / Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (277). С. 9-13.
Любчанская Т.В. Формы организации детской археологии как фактор формирования научных школ в уральской археологии // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2009. № 32 (170). С. 142-147. URL: https: //www.elibrary.ru/item. asp?id=12967286 (дата обращения: 10.10.2020).
Окольникова С.А. Интеграция культурного наследия в современный социокультурный контекст: региональная модель: автореф. … канд. культур. М., 2011. 30 с.
Пежемский В.Г. Археологический клуб как форма организации внеучебной деятельности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Санкт-Петербург, 2003. 22 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. 2014. № 2. С. 115-133.
Шустова И.Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. М.: Пед. общество России, 2018. 172 с.
Шустова И.Ю. Роль межвозрастного взаимодействия в воспитании школьника // Воспитание школьников. 2016. № 3. С. 35-44.
Baudrillard J. Simulacra and Simulations Text // Selected Writings / Ed. Mark Poster. Stanford: Stanford University Press, 1988. 230 p.
Conmarlc P. Sociology of mass culture Text: Durkheim, Mills, Baudrillard. Toronto: University of Toronto Press, 2002. 385 p.
Kohlberg L. From is to ought: How to commit the naturalistic fallacy and get away with it in the study of moral development. New York: Academic Press, 1991. 317 р.
Law, J. Organizing Modernity. Oxford: Blackwell, 1994. 342 р.
Piaget, J. Genetic epistemology. New York: W.W. Norton, 1971. 284 р.
Prott L.V. Problems of Private International Law for the Protection of the Cultural Heritage, Recueil des Cours. Hague: Academic de Droit, 1989. Vol. 5.523 p.
Walsh K. The post-modern threat to the past / I. Bapty and T. Yates (eds) Archaeology after Structuralism: Post-structuralism and the practice of archaeology, 2012. pp. 278-293.