Введение (Introduction). Педагогическое образование выдвигается в число важнейших факторов социального развития, меняются его ценностные ориентиры (Ходырев, 2020: 35-36) и содержание, отражающие новые реалии и вызовы современного общества1. Однако в последние десятилетия наблюдается снижение престижа педагогических профессий среди молодёжи. Значительная часть студентов педагогических колледжей и вузов не планирует связать свою будущую профессиональную деятельность с образованием (Васильева, 2019). Часть абитуриентов, слабо представляя деятельность педагога, становится случайными студентами в данной сфере профессионального образования. В мире существует большое число стран, в которых профессия педагога относится к одной из престижных и не существует проблемы «удержания» человека в профессии (Данилова, 2018; Brok, Wubbels, Tartwijk, 2018; Choi, Tang, 2009; The Teaching…, 2015).
В этой связи важным этапом подготовки являются профориентационная работа и допрофессиональное педагогическое образование, выявление и развитие школьников, имеющих склонности к педагогической деятельности (Чернявская, 2017; Brown, 2002).
Очевидно, что нужно проводить целенаправленную работу региональным органам образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным организациям по повышению престижа профессии педагога, осознанному выбору обучающимися профессиональной образовательной организации, а также по выстраиванию системы сопровождения профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций (Rojkov et al., 2018).
Для решения указанных проблем необходимы современные концепции, соответствующая нормативная, научно-методическая и учебно-методическая база, которые могут обеспечить качество и результативность допрофессиональной педагогической подготовки школьников (Bayborodova, Cherniavskaia, Serebrennikov, Yudin, 2016). В этой связи важно изучить массовый опыт данного этапа непрерывной подготовки кадров с целью выявления проблем и путей их решения, организационно-педагогических условий и средств, которые могут составить основу для дальнейшего развития профессионального образования.
Целью статьи является определение перспективных идей и направлений развития допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Полученные материалы и выводы будут учтены при разработке концепции, моделей и программ допрофессиональной педагогической подготовки школьников (Байбородова, 2015).
Материалы и методы (Methodology and methods). Группа ученых Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского под руководством авторов статьи организовала сбор информации для изучения опыта допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся, предоставленных 87 регионами Российской Федерации. Были собраны результаты мониторинга этих регионов, материалы сайтов, опыта общеобразовательных организаций, изучены документы и публикации, проведены беседы, фокус-группы с педагогами, участвующими в допрофессиональной педагогической подготовке школьников. Материал статьи подготовлен на основе анализа, систематизации и обобщения данных, полученных с помощью эмпирических методов, что позволило выявить проблемы, которые определили направления поиска идей для развития допрофессиональной подготовки школьников. Более глубокое исследование осуществлялось при анализе передового опыта организации деятельности психолого-педагогических и педагогических классов, созданных в общеобразовательных организациях, педагогических колледжах и вузах различных регионов России.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). В целом можно отметить, что о наличии психолого-педагогических классов (ППК), объединений социально-педагогической направленности и их деятельности собрать достаточно полную и точную информацию весьма сложно в связи с тем, что большая часть цифровых данных не всегда подтверждается нормативными документами, учебными планами. Кроме того, при выборочной проверке мы установили, что ряд регионов не дали информацию о наличии педагогических классов (групп, объединений школьников психолого-педагогической или социально-педагогической направленности), так как сегодня они создаются на базе педагогических и других вузов, о чем не всегда информированы департаменты образования регионов. Поэтому нами проведен более глубокий анализ проблемы в ряде регионов и образовательных организаций, где имеется передовой опыт организации деятельности психолого-педагогических и педагогических классов, который позволил сделать обобщенные выводы и определить перспективы развития данного этапа профессиональной подготовки педагогических кадров.
Изучение проблемы показало, что в целом по стране в 4% образовательных организаций реализуются программы допрофессиональной педагогической подготовки в различных формах: педагогические или психолого-педагогические классы на базе одной общеобразовательной организации, «сетевые» или «распределенные» на базе нескольких образовательных организаций общего образования, онлайн-классы. Также реализуются программы дополнительного образования детей, направленные на допрофессиональную педагогическую подготовку, в рамках одной или нескольких образовательных организаций как общего, так и дополнительного образования.
Наиболее благоприятная ситуация по количеству образовательных организаций, реализующих программы допрофессиональной педагогической подготовки, по организации деятельности педагогических классов (групп, объединений) сложилась в Дальневосточном и Южном федеральных округах. Также зафиксирован оригинальный опыт в ряде регионов и образовательных организаций, изучение которого позволило определить ряд перспективных идей развития допрофессиональной педагогической подготовки, в частности:
1) имеется опыт комплексного подхода к подготовке кадров для системы образования, когда реализуются программы предпрофильной подготовки и профильного обучения «Педагогические классы», которые рассматриваются как один из этапов непрерывной и планомерной подготовки педагогических кадров. Так, например, в Республике Северная Осетия-Алания с 2018 года внедряется проект «Подготовка кадров для системы образования» (приказ Министерства образования и науки Республики Северная Осетия – Алания от 14 декабря 2018 года №1108), показывающий возможности обеспечения преемственности и непрерывности между уровнями подготовки педагогов, включение допрофессиональной подготовки в эту систему (Голикова, Ракова, Зак, 2018);
2) в Уральском государственном педагогическом университете в составе педагогического кластера Свердловской области с 2020 г. на базе МАОУ СШ №166 г. Екатеринбурга2 организована психолого-педагогическая подготовка школьников с привлечением педагогических вузов и колледжей региона, предлагается программа авторских программ: «Введение в профессиональную деятельность педагога» (Дорохова, Верхотурова, 2020), «Я – лидер: стратегии успеха» (Герасименко, 2020), «Основы межкультурной коммуникации» (Казакова, 2020);
3) ярким примером использования современных форм и методов обучения в процессе психолого-педагогической подготовки (метод проектов, смешанное обучение, развитие критического мышления, обучение в сообществе, дискуссии, геймификация и др.) является «Педагогический предуниверсарий» и сетевой педагогический класс Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, основанный на принципе погружения, когда ученики школы становятся равноправными участниками студенческой жизни, преподаватели университета проводят для них лекции, тренинги, мастер-классы, консультации, общекультурные мероприятия;
4) организация психолого-педагогической подготовки школьников на основе цифровых ресурсов и платформ осуществляется в рамках сетевого образовательного проекта Томского государственного педагогического университета «Открытый педагогический класс», участниками которого являются учащиеся 8-11 классов г. Томска и Томской области, где успешно решается задача перехода от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности;
5) развитие онлайн подготовки, разработка и использование цифровых образовательных платформ и ресурсов успешно организуется в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, на базе которого реализуется онлайн педагогический класс;
6) обучение по индивидуальным учебным планам с зачетом результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, реализуемых в том числе в сетевой форме, осуществляется в Ярославской области, где 11 образовательных организаций: 6 общеобразовательных школ, 2 организации дополнительного образования детей (муниципальная и государственная), 2 организации СПО и Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, приняли участие в реализации трёх дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности, программ внеурочной деятельности, элективных курсов, проектного обучения (Логинова, 2020);
7) целенаправленная практико-ориентированная подготовка по развитию способностей и умений, необходимых для деятельности в социально-педагогической сфере, организуется на базе СОШ № 28 им. А.А. Суркова г. Рыбинска Ярославской области, где действует педагогический класс для учащихся 10-11 классов, в котором уже на протяжении нескольких лет обучаются ученики из других школ города, старшеклассники проходят педагогическую практику на базе детского сада, участвуют в организации воспитательного процесса на основе Положения о помощнике классного руководителя, образовательного процесса в начальной школе, летнего школьного оздоровительного лагеря (Шальнова, Виноградова, Скоробогатова, 2017);
8) активно развивается олимпиадное движения по педагогике и психологии во многих регионах России (Байбородова, Белкина, 2015), проводятся конкурсы профессионального мастерства, имеется опыт обучения по общеразвивающей программе «Кембри Джуниор», когда впервые в России школьникам г. Ростова было предложено принять участие в демонстрационном экзамене по стандартам World Skills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание», который предусматривал выполнение заданий двух модулей: демонстрацию умения разрабатывать и проводить фрагмент интегрированного занятия по развитию речи с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании и разработку познавательно-творческого проекта совместно с детьми, родителями и воспитателем, а также презентацию продукта проектной деятельности на родительском собрании с использованием мультимедийной презентации. В ходе подготовки и проведения экзамена школьники продемонстрировали высокий уровень сформированности предпрофессиональных навыков в сфере дошкольного образования, зафиксированный в Skills-паспорте участника, а также нацеленность на результат, заинтересованность и стрессоустойчивость.
Мы остановились только на некоторых фрагментах разнопланового опыта допрофессиональной педагогической подготовки школьников, который подтверждает жизнеспособность различных моделей и вариантов организации педагогических и психолого-педагогических классов, осознание важности данного этапа подготовки кадров во многих регионах России, стремление различных организаций находить новые и современные решения этой проблемы.
На основе анализа и обобщения опыта деятельности образовательных и профессиональных организаций определены перспективы и пути развития допрофессиональной педагогической подготовки школьников.
Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников должна стать важным звеном в системе непрерывного педагогического образования, чтобы обеспечить согласованность ценностно-целевого, содержательного и организационного компонентов подготовки кадров для сферы образования. Для этого необходимо следующее:
– сопряжение образовательных результатов различных уровней непрерывного педагогического образования, в том числе с результатами обучения учащихся психолого-педагогических и педагогических классов;
– учет аксиологической базы школьников и развитие их ценностных представлений о педагогической профессии (Slater, 2013; Vermunt, 2016);
– включение педагогических и психолого-педагогических классов в систему непрерывной социально-педагогической подготовки на основе взаимодействия их с вузами и педагогическими колледжами региона; организацию наставничества «студент – обучающийся», «старший обучающийся – младший обучающийся» и др.;
– обеспечение преемственности содержания обучения старшеклассников в общеобразовательных и профессиональных организациях;
– определение льгот для выпускников психолого-педагогических классов при поступлении в вуз или колледж на соответствующие направления подготовки, расширение линейки инструментов отбора в вузы и колледжи за счёт учёта в качестве индивидуальных достижений обучающихся результатов обучения по профильным образовательным программам, реализованным с участием образовательных организаций среднего и высшего педагогического образования;
– оценка достигнутых результатов с использованием современных процедур оценки базового уровня профессиональных результатов, таких, например, как демонстрационный экзамен для юниоров по стандартам World Skills Russia.
Особое внимание следует обратить на ценности и согласованность содержания психолого-педагогической подготовки старшеклассников, развитие у обучающихся педагогических классов ценностно-смысловой сферы (Czerniawski, 2009; Elton-Chalcraft, Lander, Revell, Warner, Whitworth, 2017), ориентированной на работу в педагогических социономических профессиях.
В этой связи важно предусмотреть следующее:
– формирование мотивации обучающихся на овладение профессиями психолого-педагогической и социально-педагогической направленности через программу воспитательной работы на уровне основного общего образования (5-9 классы);
– раннее выявление педагогической одаренности, разработку мониторинга развития педагогической направленности школьников, программы сопровождения педагогически одаренных детей;
– определение содержания обучения в педагогических классах, исходя из основных содержательных и аксиологических идей, исключающих дублирование содержания обучения в вузе;
– организацию профориентационных, личностно и социально значимых образовательных событий.
Образовательные организации испытывают трудности в связи с недостаточным нормативным обеспечением допрофессиональной педагогической подготовки. В частности, было бы важно включить в учебные планы дополнительный профиль социально-педагогической направленности, что обеспечило бы комплексный и целенаправленный процесс допрофессиональной педагогической подготовки. В настоящее время предусмотрено включение лишь незначительного числа часов в психолого-педагогические дисциплины в рамках освоения профилей. В ряде регионов в допрофессиональной педагогической подготовке участвуют организации дополнительного образования, однако, нормативных документов, которые бы определяли достижения учащихся при реализации программ дополнительного образования нами не обнаружено.
Психолого-педагогические классы стремятся взаимодействовать с педагогическими колледжами и вузами, организациями дополнительного образования, однако возникает ряд проблем из-за отсутствия соответствующей нормативной базы, в том числе примерных типовых положений по организации психолого-педагогических классов (групп) на всех уровнях, от федерального до уровня образовательной организации, предусматривающих разные формы организации взаимодействия между образовательными организациями общего, дополнительного, высшего и среднего профессионального образования; в сетевой форме; на основе цифровых образовательных платформ и др.
Психолого-педагогический класс может стать важным компонентом образовательной системы организации и взять на себя выполнение воспитательных и организаторских функций, тем самым существенно влияя на развитие личностных качеств старшеклассников, их метапредметных компетенций, важных для дальнейшей профессиональной деятельности в сфере образования.
Общеобразовательные организации разрабатывают программы воспитания. В этой связи необходимо определить место, функции допрофессиональной педагогической подготовки школьников в этой программе, рассмотреть способы интеграции психолого-педагогических классов в образовательную систему организаций.
Современное образование строится на основе индивидаулизации и персонализации. Реализация этой идеи особенно важна для допрофессиональной педагогической подготовки школьников, которые имеют индивидуальные профессиональные намерения, разные образовательные достижения и способности к педагогической деятельности, различные интересы к предметной подготовке, особые социальные условия и др. Безусловно, нужно предоставить возможность каждому обучающемуся двигаться своим путем к намеченным целям. Для этого целесообразно обеспечить:
– проектирование индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, в результате которого создаются индивидуальные учебные планы, программы, маршруты, система зачета образовательных результатов;
– разработку примерных программ обучения в психолого-педагогических классах, включающих инвариантную и вариативную части;
– выбор школьниками видов и форм учебной и внеучебной деятельности, в том числе имеющих социально-педагогическую направленность;
– использование потенциала дополнительного образования детей как вида образования, необременённого государственными требованиями к образовательным результатам и доступного образовательным организациям разных уровней, в качестве пространства для реализации обучающихся и интеграции усилий субъектов деятельности психолого-педагогических классов.
Развитие допрофессиональной педагогической подготовки связано с интеграцией и конвергенцией ресурсов всех субъектов, заинтересованных и участвующих в организации педагогического образования, что предполагает, прежде всего, взаимодействие образовательных организаций, реализующих допрофессиональную педагогическую подготовку на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это означает:
– создание федерального и региональных педагогических сообществ координаторов деятельности психолого-педагогических классов, банков данных лучших практик выявления и сопровождения педагогически одарённых школьников;
– развитие форм межрегионального сотрудничества и взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих допрофессиональную психолого-педагогическую подготовку обучающихся образовательных организаций и взаимодействия самих обучающихся: тематические смены, конкурсы, олимпиады, конференции, совместные проекты, стажировки и др.;
– разработку программ детских оздоровительных профильных лагерей (городских и загородных) социально-педагогической направленности.
Принципиальным отличием допрофессиональной подготовки школьников от других этапов системы педагогического образования является ее ярко выраженная практическая направленность, позволяющая раскрыть ресурсы и склонности обучающихся, развить актуальные для будущих педагогов компетенции. Особенно важно обеспечить активную деятельность старшеклассников при обсуждении и разработке перспективных проблем обучения и воспитания. Этому будут способствовать: включение в примерные программы разделов и тем, предусматривающих развитие компетенций 4К, мягких умений; организация системы профессиональных проб; приобщение старшеклассников к деятельности в качестве помощников вожатых и классных руководителей, разработка и реализация социально-педагогических проектов; организация практики в образовательных организациях и др.
Анализ массового опыта допрофессиональной педагогической подготовки показал разрозненность и противоречивость подходов к содержанию и организации деятельности педагогических и психолого-педагогических классов (групп). В этой связи назрела потребность в научно-методическом сопровождении решения указанной проблемы на федеральном и региональном уровнях, что предполагает:
– создание концепции и моделей психолого-педагогических классов;
– разработку примерных программ допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся;
– издание методических указаний по реализации программ обучения в психолого-педагогических классах;
– разработку моделей индивидуальных программ развития учащихся ППК, рабочих тетрадей по самообразованию и саморазвитию и др.
Совершенствование допрофессиональной педагогической подготовки школьников невозможно осуществить без обеспечения профессионального развития педагогических кадров. В этом случае особенно важно формировать у педагогов, работающих в педагогических и психолого-педагогических классах, тьюторскую компетентность, чтобы школьники имели образец новых отношений педагога и обучающихся. Личный опыт обучения на основе партнерства и тьюторства обеспечит освоение школьниками современных представлений о педагогическом взаимодействии и сопровождении, демократических отношениях взрослых и детей. Решение данной проблемы предусматривает:
– принятие сотрудниками организации идеи тьюторства как особой педагогической культуры и практики индивидуализации, формирование у них новых мировоззренческих установок на образование с позиций интересов обучающегося;
– освоение и использование педагогами человеко-ориентированных (субъектно-ориентированных, личностно-ориентированных, индивидуально-ориентированных) технологий организации образовательной деятельности школьников, технологии тьюторского сопровождения обучающегося;
–выявление и подготовку педагогов, способных освоить и реализовать тьюторские функции во взаимодействии с обучающимися, их семьями;
– разработку нормативных и методических материалов по реализации тьюторского сопровождения деятельности школьников и детского коллектива.
В массовой практике образования, педагогическом сообществе нужно активно распространять и осваивать концептуальные идеи, принципы и способы тьюторской деятельности. Для формирования нового педагогического мышления педагогов, овладения современными технологиями в условиях цифровизации образования необходимо следующее:
– разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов и специалистов, участвующих в деятельности психолого-педагогических классов;
– широкое привлечение к допрофессиональной педагогической подготовке преподавателей педагогических вузов и колледжей, лучших студентов старших курсов, организация педагогической практики лучших студентов на базе педагогических
классов;
– проведение курсов повышения квалификации кадров, участвующих в организации допрофессиональной педагогической подготовки;
– создание общественных организаций, объединений педагогов психолого-педагогических классов на федеральном и региональном уровнях.
Очевидно, что эффективность решения рассматриваемой в данной статье проблемы обеспечивается систематическим информационным сопровождением деятельности педагогических и психолого-педагогических классов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в самих образовательных организациях, использованием цифровых образовательных ресурсов и платформ в допрофессиональной педагогической подготовке школьников.
Заключение (Conclusions). Проблема качества подготовки педагогических кадров зависит от объединения усилий всех субъектов и структур регионального и федерального уровня, причастных к обеспечению непрерывного педагогического образования, важный этап которого – допрофессиональная педагогическая подготовка школьников, которая является одной из целевых функций общеобразовательных и профессиональных организаций. При этом важно не только формировать у обучающихся готовность к профессиональному самоопределению на социально-педагогические профессии, но и ценностно-смысловые ориентиры, социальную компетентность.
Деятельность психолого-педагогических классов должна быть направлена на педагогизацию социальной и образовательной среды, внести в нее новые элементы и связи с учетом перспектив общественного развития и запроса субъектов образовательных отношений. Для этого обучающихся психолого-педагогических классов целесообразно приобщать к проектированию и реализации социальных и образовательных программ организации, региона, страны, нацеленных на осуществление национального проекта «Образование». Допрофессиональная педагогическая подготовка должна стать базой рождения и реализации перспективных социальных и социально-педагогических инициатив, опережающих время, актуализирующих запросы будущего поколения обучающихся и их родителей.
[1] Национальный проект «Образование». 2019. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 23 апреля 2021).
[2] Педагогические классы. 2020. URL: https://uspu.ru/projects/pedagogicheskie-klassy/doc/ (дата обращения: 19 марта 2021)
Список литературы
138 p.