16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-2.

Модель перехода к дуальному педагогическому образованию

Aннотация

Введение. Дуальное образование представляет собой интегративную характеристику системы практико-ориентированного образования. Дуальное обучение предполагает проведение практических занятий на базе организаций-работодателей. Авторы не ставили перед собой цель разработать модель дуального педагогического образования в целом. Цель статьи – в изучении опыта и описании модели перехода к дуальному педагогическому образованию через сетевое взаимодействие образовательных организаций разного уровня. Материалы и методы: теоретические (анализ научно-методической и нормативно-консультационной литературы, изучение опыта высших образовательных учреждений), эмпирические (наблюдение). В результате изучена и теоретически обоснована необходимость введения дуального обучения в высшем образовании; выявлены принципы и требования перехода к дуальному педагогическому образованию; разработаны рекомендации по обновлению содержания рабочих программ с позиции увеличения удельного веса практической деятельности обучающихся в организациях-работодателях. Организация дуального образования предполагает социальное и профессиональное сотрудничество региональных властей, профильных организаций и организации высшего образования. Дуальное образование помимо серьезных структурных изменений в нормативно-правовом поле, в документации, сопровождающей реализацию образовательного процесса, предполагает разработку финансовых механизмов оплаты труда обучающихся. В статье автор не касается финансовой стороны рассматриваемого вопроса, речь идет о модели перехода к дуальности педагогического образования. Содержание методических дисциплин осваивается студентами на базе организации-работодателя. Заключаются договоры о сотрудничестве: с представителем работодателя, обучающимся и организацией высшего образования, в которых обговариваются права и обязанности всех сторон. За каждым обучающимся закрепляется педагог-наставник, который знакомит обучающегося с корпоративной культурой профильной организации, обеспечивает приобретение обучающимся профессиональных навыков, участвует в оценке результатов обучения. Выводы. Для организации переходного этапа дуального обучения необходимо пересмотреть содержание практических занятий, определить обязанности педагога-наставника, выстроить систему профориентационной работы со старшеклассниками.


Введение (Introduction). На современном этапе развития системы образования в России нехватка педагогических кадров ощущается особенно остро. Организованная система непрерывного образования (Кошкина, Безусова, 2020) позволяет решить некоторые кадровые проблемы, однако качественного скачка в преподавании дисциплин, а, значит, и в подготовке воспитанников детских садов и обучающихся общеобразовательных учреждений ждать не приходится. Учителя, прошедшие профессиональную переподготовку в новой для них области, далеко не сразу могут на хорошем уровне организовать учебный процесс. Особенно недостаток педагогов ощущается в территориях, которые отдалены от административных и промышленных центров. Наблюдаемая сегодня тенденция может привести к тому, что через несколько лет численность педагогов в образовательных организациях различного уровня сократится еще больше. Образовательные организации, занимающиеся подготовкой педагогических кадров, дошкольные образовательные учреждения и средние общеобразовательные учреждения должны стать партнерами, потому что системные социальные и экономические преобразования возможны только при сотрудничестве всех заинтересованных сторон. В связи с вышесказанным особую значимость приобретает дуальное образование, которое, по нашему мнению, является важнейшим и перспективным направлением подготовки кадров в сфере образования.
Агентство стратегических инициатив совместно с Министерством образования и науки, Министерством экономического развития и другими органами государственной власти Российской Федерации с декабря 2013 года реализует системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Полученные в рамках реализации проекта данные позволили сделать вывод об эффективности дуальной модели подготовки в рамках среднего профессионального образования. Преемственность дуального образования в высшем образовании становится актуальной в свете разработки Положения о практической подготовке обучающихся1, в соответствии с которым обучение на базе профессионального учреждения становится неотъемлемой частью учебных занятий, практик. Образовательные организации высшего образования поставлены перед необходимостью корректировки рабочих программ учебных курсов, программ практики с позиции усиления роли, места и значения профильных организаций различного уровня в подготовке выпускников.
Цель статьи – изучение опыта и описание модели перехода к дуальному педагогическому образованию через сетевое взаимодействие образовательных организаций разного уровня.
Методология и методы исследования (Methodology and methods). Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, анализ научно-методической литературы, изучение опыта высших учебных заведений: Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермский государственный национальный исследовательский университет (СГПИ филиал ПГНИУ), эмпирические (наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта). Основным методом проводимого исследования является моделирование. Под моделированием будем понимать построение принципиальной схемы, отражающей реальный процесс дуального педагогического образования.
При этом дуальность предполагает построение согласованного взаимодействия образовательной и производственной сфер в рамках различных форм обучения. Данное взаимодействие лежит на базе трех методологических оснований: онтологическом (компетентностный подход); аксиологическом (паритетность производственных и образовательных целей и ценностей); технологическом (организация производственной и образовательной деятельности) (Наумов, Мраморнова, 2015). Для нашего исследования важно различать понятия «дуальное обучение» и «дуальное образование»
(табл. 1).

Теоретическая основа (Thetheoreticalbasis). Опыт развития образовательных систем таких стран, как Швеция, Великобритания, Германия, Япония, указывает на необходимость интеграции образовательного процесса и практики, которая служит основой высококачественной подготовки квалифицированных специалистов. Общепризнанным лидером в системе организации дуального образования считается Германия, система образования которой характеризуется развитым институтом наставничества. Перенос дуального обучения из Германии в другие страны широко обсуждается в мировом образовательном пространстве.
Изучение специфики систем дуального образования Индии, Китая и Мексики, произведенное M. Pilz и K. Wiemann (Pilz, Wiemann, 2021), в котором приняло участие 86 предприятий-работодателей, показало наличие национальных особенностей практико-ориентированного профессионального образования, самобытность моделей дуального обучения каждой страны.
Большую схожесть германской и китайской моделей дуального обучения отмечают Y. Zhang и B. Schmidt-Hertha (Zhang, Schmidt-Hertha, 2020). Для китайского дуального образования характерна грантовая система поощрения через предоставление обучающимся возможности получения практических навыков на ведущих предприятиях страны.
Сравнительный анализ системы профессионального дуального образования в Германии и Турции проведен А.Ю. Плешаковой (Pleshakova, 2020). Полученные автором результаты позволяют выявить риски и спрогнозировать последствия заимствования германской дуальной модели без учета национальных особенностей. А.Ю. Плешакова отмечает высокую сложность профессиональных программ дуального образования Германии для молодых людей с низким уровнем успеваемости, включая мигрантов и беженцев, тем самым ставит под вопрос интеграционную и общедоступную функции немецкой системы дуального образования (Pleshakova, 2020).
В настоящее время значимость дуальности профессионального образования изучается в работах С.П. Романова (Романов, 2008), Ю.Н. Петрова (Петров, 2009) и др. Как отмечает С.П. Романов, «дуальность представляет собой возможную форму реализации профессионального образования, которая предполагает интегрированную связь образовательной и производственной сфер» (Романов, 2008). В статье А.С. Мисюрева (Мисюрев, 2014) рассмотрена сущность и характеристики дуального образования, показана возможность использования элементов дуального обучения в основных программах учреждений высшего профессионального образования ФСИН России. Е.В. Терещенкова, М. Бернхард (Терещенкова, Бернхард, 2014) описывают общие и отличительные черты традиционного и дуального образования, предлагают источники финансирования дуального формата высшего образования в России.
Научные результаты и дискуссия (ResearchResultsandDiscussion). Изучение международного и отечественного опыта развития дуального образования позволили выявить ряд проектов, реализуемых в Российской Федерации в интересующем нас контексте. Так, Правительство Российской Федерации поддержало проект, направленный на оптимизацию модели подготовки профессиональных кадров по техническим специальностям через дуальное образование для удовлетворения потребностей бизнеса.
Как отмечалось ранее, Агентство стратегических инициатив (АСИ) стало инициатором поддержки проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» по внедрению элементов дуального образования. В число победителей, получивших статус федеральных инновационных площадок, вошли сначала 10 регионов, в 2015 году добавилось еще три региона. В 2015 году АСИ совместно с Министерством образования и науки были опубликованы Методические рекомендации по реализации дуального образования в целях подготовки высококвалифицированных кадров2. Однако системный проект больше связан с организациями профессионального образования.

На основе проведенного анализа определим, что к числу отличительных особенностей дуального образования мы относим: развитие системы сетевого социального партнерства, нормативно-правового обеспечения сетевого взаимодействия, превалирование практических методов обучения над теоретическими, реконструкцию содержания образования с позиции потребностей работодателя.

Начальный этап дуального педагогического образования предполагает кооперацию образовательных учреждений, образовательных организаций высшего образования (ООВО) и региональных органов власти, и не затрагивает систему финансового стимулирования труда обучающихся.

В литературе (Мисюрев А.С., 2014; Наумов, Мраморнова, 2015 и др.) можно встретить такие принципы дуальной подготовки рабочих кадров:

  • практикоориентированность (обеспечение профессионального опыта обучающихся при погружении в их профессиональную среду в процессе обучения, профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование необходимых в профессиональной деятельности умений, знаний, навыков, качеств);

  • комплексность (обеспечение единой образовательно-производственной среды);

  • интегративность (межпредметные связи, основанные на модульных образовательных программа с целью формирования необходимой квалификации);

  • универсальность (единство теоретического и практического аспектов подготовки);

  • гибкость и вариативность содержания и технологий образовательного процесса;

  • партнерство (реализация обучения кадров для предприятия на базе равноправного партнерства (Наумов, Мраморнова, 2015).

Дополним данный перечень требованиями:

  • использовать элементы дистанционного обучения (Терещенкова, Бернхард, 2014);

  • сформировать группы обучающихся студентов, которые изучают в данный временной период одноименные дисциплины;

  • не менее двух третей практических занятий проводить в образовательном учреждении соответствующего уровня и категории (дошкольное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа, специализированный центр для детей с образовательными особенностями. В данном направлении большим приоритетом пользуются дисциплины методического характера (например, «Теория и технологии математического развития дошкольников»);

  • закрепить обучающегося за одним образовательным учреждением. Допускается смена профильной организации от дисциплины к дисциплине, от практики к практике в виду производственной необходимости.

Профессиональная ориентация является одним из этапов дуального образовании. В переходной модели профориентационная составляющая может быть реализована через сетевое взаимодействие с образовательными организациями, проведение профориентационных мероприятий (например, день открытых дверей), создание консультационных центров в ООВО. Студенты-педагоги подбирают, проводят диагностику по профессиональному самоопределению старшеклассников и делают качественный и количественный анализ полученных результатов в образовательном учреждении, в котором они приобретают практические навыки.

Работодатель заинтересован в выпускниках, которым не требуется длительный адаптационный период, способных к качественному выполнению самостоятельной работы. Форма организации образовательного процесса в ООВО зависит от образовательных программ, по которым идет обучение. Разработка образовательных программ в рамках дуального образования осуществляется по следующему алгоритму: сначала ставятся практиоориентированные цели, затем под руководством работодателя определяются результаты их достижения, и только потом определяются дисциплины, которые будут подлежать усвоению.

Представим алгоритм обновления образовательной программы в ООВО. За основу берем алгоритм обновления профессиональной программы для СПО, предложенный в «Методических рекомендациях по реализации дуального образования в целях подготовки высококвалифицированных кадров» (табл. 2).
Представим схему в форме контекстной диаграммы, отражающую модель перехода к дуальному педагогическому образованию.
Начало реализации модели перехода к дуальному образованию определяется прогнозом отраслевых и региональных потребностей. Далее идет пересмотр и изменение образовательных программ. Следующим этапом осуществляется реализация практической деятельности на базе профильных организаций в соответствии с измененным содержанием учебно-методического комплекса каждой отдельной дисциплины. Конечным этапом выступает оценка профессиональной квалификации обучающихся как наставником, так и педагогом ООВО. Проект дуального образования следует реализовывать с первого курса. 
Далее рассмотрим примеры дисциплин по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль Дошкольное и начальное образование, которые, по нашему мнению, могут возглавить список дисциплин с интегрированным преподаванием: «Методика обучения и воспитания в области начального и дошкольного образования», «Введение в специальность», «Детская психология», «Дошкольная педагогика и организация дошкольного образования», «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», «Методика изобразительного искусства», «Методика преподавания технологии», «Теория и методика музыкального воспитания детей», «Теория и технология развития изобразительной деятельности», «Теория и технологи развития речи детей». Педагог-наставник выполняет роль консультанта, создает условия для самостоятельного получения знаний обучающимся. Для обучающихся подготавливаются задания в соответствии с пройденным в учебной аудитории материалом.
Рассмотрим особенности реализации дуального обучения будущих педагогов на примере дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания детей». В соответствии с рабочей программой курс изучается на 5 курсе предусматривает 3 зачетные единицы и 42 часа аудиторной нагрузки (14 лекций и 28 практических занятий). Все лекционные занятия проводятся в учебной аудитории ООВО, часть практических занятий проводится в учебной аудитории, в то время как другая часть (7 учебных занятий или 14 часов) проводится в профильной организации. Профильной организаций выступает как дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), так и начальная школа.
Представим специфику деятельности обучающихся на некоторых практических занятиях.
Основные направления современного музыкального образования. Наблюдение за музыкальным занятием в форме непосредственной образовательной деятельности с позиции оценки педагогического процесса в контексте музыкального воспитания. Студенты должны быть знакомы со схемами наблюдений для оценки деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателя. Показатели для оценивания: целенаправленность, целостность, наличие связей между участниками, системность. Обучающийся ООВО изучает взаимодействие педагога и детей в педагогическом процессе. Оценивают компетентность педагога современного образовательного учреждения с позиции готовности к решению: диагностических задач, задач проектирования педагогического процесса, задач профессионального саморазвития. Здесь же студенты получат возможность осуществить непосредственно-образовательную деятельность (НОД) с детьми в форме организации музыкальной деятельности детей, в которой решаются ведущие задачи музыкального воспитания. В результате практической подготовки студенты узнают условия эффективности обучения детей на музыкальных занятиях.
Общая характеристика видов музыкальной деятельности детей. Студенты участвуют в организации уроков по музыке во 2 классе. Каждый урок проводится студентом при действия его согласуются с рекомендациями наставника. На первом уроке студент изучает слушание, как основной вид музыкальной деятельности, на втором уроке – исполнительство. Также студенты готовят систему разноуровневых творческих заданий для младших школьников. Студент имеет возможность оценить вариативность занятий в зависимости от их структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов деятельности.
Технологии организации процесса восприятия музыки детьми в начальной школе. Студент с помощью наставника изучает принципы художественности и доступности музыкального репертуара в работе с детьми. Подбирает материал для формирования у детей интонационного опыта восприятия музыки разных эпох и стилей.
Технологии обучения пению. На практическом занятии в учебной аудитории студенты изучают взаимосвязь пения с другими видами музыкальной деятельности. Разбирают методику обучения пению. Рассматривают этапы работы над вокальным произведением. Инновационные подходы к обучению пению детей. В профильной организации студенты проводят с детьми упражнения для развития певческого диапазона, вокально-хоровых навыков. В практическом обучении прорабатывают этапы работы над вокальным произведением, инновационные подходы к обучению пению детей.
Технологии музыкально-ритмического воспитания. На уроке музыки студент проводит музыкально-ритмические упражнения и демонстрирует их разновидности. В качестве материала урока можно предложить: музыкальные игры, игры с пением. Создать детский оркестр – один из видов коллективного музицирования детей.
Технологии обучения детей игре на детских музыкальных инструментах. Проводят непосредственную образовательную деятельность, направленную на освоении детьми игры на детских музыкальных инструментах по слуху (используются народные инструменты: деревянные ложки, буден, трещотки и пр.).
Технологии развития музыкального творчества. Студенты реализуют непосредственную образовательную деятельность в последовательности творческих заданий на различных этапах обучения детей ритмике. Используют приемы, стимулирующие творческие проявления детей в музицировании. Осваивают характер педагогического руководства творческим музицированием детей. Студенты обязательно должны иметь возможность участвовать в подготовке праздничного мероприятия в ДОУ: концерты, драматизации, театр игрушек. Разучивают песни, стихотворения, игры, пляски, инсценировки, выступают с детским оркестром в праздничной программе.
Заключение (Conclusions). В настоящее время отдельные крупные регионы (Пермский край, Республика Татарстан, Новосибирская область, Приморский край и др.) уже реализуют программы дуального образования. В некоторых случаях речь идет о дуальном обучении, а не о дуальном образовании как о целостной системе. Сложности обусловлены низкой степенью заинтересованности региональных и муниципальных властей, на которых возлагается координирующая функция. На современном этапе социального и экономического развития Российской Федерации наблюдаются изменения в нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 885/390 «О практической подготовке обучающихся», принятый 11.09.2020 отменяет утвержденные ранее положения о практиках, в соответствии с которым проходило освоение образовательных программ. Таким образом, встает вопрос о взаимодействии, которое обеспечивает сетевую форму реализации образовательной программы.
Модель перехода к дуальному педагогическому образованию через сетевое взаимодействие образовательных организаций разного уровня предполагает пересмотр учебного плана подготовки рабочих кадров соответствующего профиля. Важно согласовать курсы по выбору с запросами и требованиями заинтересованных сторон (руководителями и методистами образовательных учреждений). Теоретические знания обучающийся получает в образовательном учреждении в рамках лекционных занятий, а опыт практической деятельности в форме семинаров, практикумов, лабораторных работ и практик − в профильной организации, на рабочем месте. Содержания всех методических дисциплин должно осваиваться студентами в профильных организациях, в непосредственном контакте с детьми. За каждым обучающимся должен быть закреплен педагог-наставник, который знакомит обучающегося с корпоративной культурой профильной организации, обеспечивает приобретение обучающимся профессиональных навыков, участвует в оценке результатов обучения.
Взаимодействие ученого заведения с организацией-партнером осуществляется в соответствии с договором о сотрудничестве. Основными направлением сотрудничества является совершенствование образовательной и учебно-методической деятельности; совместное проведение производственных и ученых практик, научно-исследовательских работ, конференций и других форм общения педагогов-практиков и обучающихся; организация практической деятельности, включая ведение учебных занятий работниками профильной организации; подготовка педагогических кадров в профильную организацию и др.

 

 

[1] Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»

[2] Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, Москва 2016. https://asi.ru/upload/0b6/Metod_Recommendation_2.0.pdf (дата обращения: 10.06.2021)

Список литературы

Кошкина И.Д., Безусова Т.А. Дополнительное профессиональное образование как составленная часть непрерывного образования / Январские педагогические чтения: сб. научн. ст. Симферополь: РИО КИПУ имени Февзи Якубова. 2020. С. 19-25.
Мисюрев А.С. Применение дуального образования в учебном процессе образовательных учреждений высшего профессионального образования // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. №2 (13). С.77-81.
Наумов А.И., Мраморнова О.В. Проблемы профессионального обучения на железнодорожном транспорте // Известия Саратовского университета. 2015. № 3. С. 270-276.
Петров Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования – инновационная модель современного профессионального образования: моногорафия. Нижний Новгород: ГОУ ВПО Волжский гос. инженерно-пед. ун-т, 2009. 280 с.
Романов С.П. Развитие дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении: Дис. … докт. пед. наук. М., 2008. 402 с.
Смирнова Е.А., Дикова Т.В. Сетевое взаимодействие и дуальное образование как факторы непрерывного образования: отечественный и зарубежный опыт // Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы. Межвузовский сборник статей. 2015. С. 123-130.
Терещенкова Е.В., Бернхард М. Дуальное образование как инновационный формат системы высшего профессионального образования // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2014. № 1. С. 33-37.
Энс К.В. Принципы дуальной подготовки рабочих кадров на железнодорожном транспорте / Решетневские чтения: материалы конференции. Красноярск: РИО Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. 2017. Т. 2. С. 582-583.
Pilz Matthias, Wiemann Kristina “Does Dual Training Make the World Go Round? Training Models in German Companies in China, India and Mexico”, VOCATIONS AND LEARNING. 2021. Vol. 14. Pp. 95-114.
Zhang Ye, Schmidt-Hertha Bernhard “Dual studies in different cultural contexts: The work-study model in Germany and its applicability to China” // Innovations in education and teaching international. 2019. Vol. 57(4). Pp. 472-483.
Pleshakova A. “Vocational education system in Germany and Turkey: comparative analysis”, REVISTA INCLUSIONES. 2020. Vol. 7(2). Pp. 391-401.
Haasler Simone R. “The German system of vocational education and training: challenges of gender, academisation and the integration of low-achieving youth” // Transfer-european review of labour and research. 2020. Vol. 26(1). Pp. 57-71.