16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-3.

Социокультурная практика как инструмент повышения культурного уровня студентов

Aннотация

Введение. Культура педагога, включая профессиональную педагогическую культуру и другие характеристики личности, является залогом эффективности его профессиональной деятельности, а также качественного выполнения государственного заказа – подготовки подрастающего поколения, будущего России. Необходимый педагогу уровень культурного развития формируется еще в период обучения в вузе, где в качестве инструмента повышения культурного уровня используется социокультурная практика. Цель работы – обобщить опыт организации и проведения социокультурной практики, выявить и проанализировать ее вклад в формирование компетенций студентов и в их культурное развитие в целом. Материалом работы послужили ход и результаты проведения социокультурной практики со студентами 1 курса Московского городского педагогического университета. Методы исследования: теоретические – системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, анализ нормативной, научной и психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение, синтез; эмпирические – наблюдение, сравнение и группировка, беседы, опросно-диагностические и обсервационные методы, методы экспертной оценки. В результате исследования установлено, что сущностью социокультурной практики является освоение социальной реальности, интеграция личности в социально-культурное пространство и становление ее как субъекта общественной жизни. Содержанием социокультурной практики выступает последовательное погружение в социально-культурное окружение, освоение культуры, социальных норм, ценностей с последующим преобразованием полученного опыта в основу будущей социальной жизни и профессиональной деятельности. Выделены характеристики социокультурной практики: системность, направленность на взаимодействие, продолжение социализации, освоение культуры. Установлено, что форма проведения практики позволяет достичь поставленных целей, а ее механизм обеспечивает взаимосвязь между учебной и внеучебной деятельностью. Заключение. В исследовании обобщен и проанализирован опыт организации и проведения социокультурной практики, выявлен вклад в формирование личности студентов и в их культурное развитие в целом. Социокультурная практика является важным и нужным инструментом, который позволяет повысить профессиональный и культурный уровень, сформировать необходимые компетенции, чтобы достойно исполнять профессиональный долг перед обществом.


Введение (Introduction). Профес­сиональная культура педагога является важнейшей составляющей педагогической профессии и частью общей культуры преподавателя. Она выступает объектом пристального внимания как обществен­ности, так и педагогического сообщества. Поэтому одним из основных требований к будущим педагогам является высокий уровень культуры. Как справедливо отмечает И.Ф. Исаев, «в общей и профессионально-педагогической культуре проявляется социокультурный, интеллекту­альный, нравственный потенциал преподавателя. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован» (Исаев, 2002: 4).
Еще один признанный авторитет в области образования Джером Брунер считает, что именно культура формирует сознание человека. Она дает нам определенный набор средств, с помощью которых каждый из нас конструирует не только свое особое видение мира, но и представления о себе самом, о своих возможностях (Брунер, 2006: 16). Для педагога это особенно важно, так как именно педагог является транслятором знаний, ценностей, опыта подрастающему поколению.
Педагог – это тот человек, которому социум доверяет образование и воспитание собственного подрастающего поколения, будущих граждан. Безусловно, и общество, и государство стремится, чтобы это был человек культурный, всесторонне образованный, высоконравственный, обладающий необходимыми общекультур­ными компетенциями и компетентностью. Поэтому ожидания социума относительно уровня культурного развития педагога очень высокие.
Очевидно, что ведущие показатели уровня общей культуры формируются в процессе освоения культурного пространства. На базе освоенного культурного и социального пространства происходит формирование способности к культурной деятельности, приобретению социального опыта, взаимодействию с другими членами общества, коммуникации. Таким образом, освоенное социокультурное пространство выступает важнейшим условием повышения культурного уровня, развития общекультурных компетенций, характеризует степень ориентации личности в источниках духовной и материальной культуры, а в итоге определяет отношение личности к ценностям, воплощенным в культуре, философии, науке, произведениях искусства.
В наш век доступности информации, повсеместного распространения цифровых технологий восполнить недостатки (или даже пробелы) в знаниях, а подчас и в некоторых несложных умениях, может любой человек, способный составить правильный запрос в поисковой системе. А вот уровень культуры, социальный опыт, воспитанность, духовность, коммуника­тивные умения таким банальным способом, к сожалению, повысить невозможно. Приобщить человека к культуре, обеспечить возможность освоить культурное пространство должна система образования и воспитания. И вряд ли возможно оспорить, что для педагога, человека, работающего с подрастающим поколением, это особенно важно и необходимо.
Пространство культуры – это пространство целостного самовосприятия, саморазвития, самоопределения, самореали­зации. Культура обеспечивает принятие социальных ценностей и их интериоризацию, перевод во внутреннее достояние. По справедливому утверждению В.А. Сластенина, «культура является спрессованным опытом тысячелетий, включающим в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности» (Сластенин, 2002: 215). В исследовании Г. Кнабе культура выступает формой общественного сознания, отражающей двуединство общества: индивид, воспроизводящий себя в процессе повседневной практики, и нормы, и представления, основанные на обобщении этой практики и регулирующие поведение индивидов в процессе той же практики (Кнабе, 2006). Таким образом, повседневная практика индивида, основанная на сформированных представлениях и нормах, определяет его культуру.
Освоить культурное пространство, сформировать представление о нормах и ценностях общества должно в первую очередь образование. По мнению Н. Вересова и А. Мельникова, в ситуации, когда социальные и общественные институты (от средств массовой информации до семьи) не выполняют функции передачи ценностей от поколения к поколению, образовательная организация оказывается тем местом, где этот процесс возможен, а перед педагогом встает задача самоопределения в смысловом пространстве культуры вообще и ценностей в частности (Вересов, 2005: 195).
В работах ученых, представляющих современную российскую педагогическую и социологическую науки, образование рассматривается как составная часть процесса развития и социализации личности, важный социальный институт (И.Г. Асадулина, М.А. Галагузова, Т.Г. Ка­менская, А.В. Мудрик, В.А. Никитин); как средство трансляции культуры, овладевая которым человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать субъек­тивность и преумножать потенциал мировой цивилизации (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Анализ данных концепций и изучение истории становления и развития образования в России дают основание утверждать, что образование является исторически, социокультурно и антропологически обусловленным явле­нием, т.е. социокультурным феноменом, имеющим приоритетное значение, как для самого человека, так и для сохранения и развития общества. Важно отметить, что культура и социум решают через образование различные задачи: цель социума через систему образования помочь адаптации человека, культура же создает индивидуальность, обладающую нестандартным набором личностных смыслов, что подтверждает обоснованность рассмотрения педагогического образования как социокультурного феномена.
Средством культурного развития личности, формирования ее общей культуры выступают культурные и социальные практики, которые организуют и проводят образовательные организации. Следует признать, что в настоящее время освещенность проблемы организации культурных практик в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования, в научной литературе представлена недостаточно подробно. Это касается как теоретической разработки, так и анализа опыта их проведения. В связи с этим в вузах РФ проводимые практики различаются по моделям и формам ее организации, поскольку образовательные организации зачастую самостоятельно определяют форму, цель, задачи и организацию социокультурных практик для студентов. Это определяет необходимость выявления сущности социокультурной практики, ее структуры, формы проведения, а также критериев и показателей, предоставляющих возможность оценить ее результаты.
Целью данной статьи является обобщение опыта организации и проведения социокультурной практики студентов бакалавриата Московского городского педагогического университета, как одного из инструментов, направленных на культурное развитие студентов и формирование необходимых компетенций будущих педагогов, а также изучение и анализ вклада социокультурной практики в культурное развитие обучающихся в целом.
Теоретическая основа и методология (The theoretical basis and Methodology). Теоретическую основу исследования составили социокультурные теории (А.С. Ахиезер, Б.С. Ерасов, А. Моль, А.И. Ракитов, П.А. Сорокин), теории социального управления (В.Г. Афанасьев, М. Марков, A.С. Панфилов, Г.Ф. Шафранов-Куцев), теория систем (Ф. Берталанфи, И. Пригожин, Г. Хакен), теория оптимизации в образовании, форм и методов обучения (Ю.К. Бабанский, B.П. Беспалько, Ю.В. Васильев, А.Г. Каспржак, Ю.А.  Конаржевский, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А.Н. Тубельский, Т.И. Шамова), исследования в области инновационной деятельности, социально-педагогического проектирования (Н.А. Алексеев, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, А.И. Пригожин, Ю.В. Сенько, И.Г. Фомичева, Н.Р. Юсуфбекова, Е.А. Ямбург), организации педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин).
Методологической базой послужили принципиальные положения системного подхода к анализу педагогических явлений; предполагающие многообразие источников и движущих сил психического развития человека (А.А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер и А. Чандлер), принципы целостности, взаимозависимости и взаимо­связи социальных явлений; системные представления о сущности, теоретических и организационных основах профес­сионального образования (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.); отдельные положения культурологического подхода в образовании как методологи­ческая основа исследования и компетент­ностный подход (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.В. Сериков и др.).
Материалы и методы исследования (Materials and research methods). В процессе работы по организации исследования и описанию результатов исследования были использованы следующие методы: теоретические – системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, анализ нормативной, научной (по философии и социологии образования) и психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение, синтез; эмпирические – наблюдение, сравнение и группировка, беседы, анкетирования, опросно-диагностические методы (с целью выявления результатов деятельности) и обсервационные методы (наблюдение за деятельностью обучающихся в период прохождения практики), методы экспертной оценки.
Анализ нормативных документов показал, что ФГОС высшего образования по педагогическим специальностям1, являясь частью социального заказа в части подготовки будущего педагога, выдвигают требования, которые проявляются в необходимости формирования готовности к культурно-просветительской деятельности, как к одному из видов профессиональной деятельности, и наличия компетенций, связанных с осуществлением духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей посредством трансляции культурных норм и ценностей, разработки и реализации культурно-просветительских программ.
Чтобы соответствовать предъявляемым требованиям будущий педагог должен в первую очередь сам ориентироваться в пространстве культуры, что достигается освоением социальных норм и правил поведения, духовно-нравственных основ социальных явлений и традиций, культуры в самом широком понимании и находит свое отражение в системе знаний в области общечеловеческой и национальной культуры, основ духовно-нравственных отношений и общественных явлений, в умении практически применять их в системе социальных отношений, в наличии представлений о научной картине мира, а также в качествах личности будущего педагога.
Универсальные (например, УК-5 «Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах») и общепрофессиональные (например, ОПК-4 «Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей»2) компетенции, установленные ФГОС, как раз и подчеркивают необходимость уверенной ориентации будущего педагога в широком спектре социальных явлений, формирования у студента-педагога высокого культурного уровня, способности передавать и транслировать знания в социальной и культурной сферах обучающимся.
Чтобы сформировать компетенции и личность будущего педагога в целом, развить необходимые способности, образовательным организациям, реализующим программы высшего образования, приходится задействовать весь комплекс механизмов – и общепедагогических, и социокультурных, и личностно-творческих, направленных на формирование гармонично развитой личности педагога-профессионала, основой которой станет профессиональная культура в самом широком понимании смысла этого термина. Уровень культурного развития играет при этом роль фундамента, на котором будет выстраиваться здание профессионализма.
Высшие учебные заведения, в том числе, Московский городской педаго­гический университет, давно ищут инструменты, которые позволили бы более тесно приобщить студентов к культуре, а в идеале – сделать культурное развитие буду­щих педагогов частью образовательного процесса. В настоящее время в большинстве случаев это реализуется через содержание образования, посредством знакомства и изучения студентами произведений литературы, музыки, изобразительного искусства и т.д. Однако возможности содержательной стороны образовательного процесса в силу объективных причин несколько ограничены. Понимая это, а также основываясь на требованиях ФГОС и необходимости приобщения студентов к ценностям социума, науки, искусства, истории, права, университет ищет инструменты повышения культурного уровня студентов.
Поиск путей расширения возможностей культурного развития студентов и повышения их культурного уровня в период обучения в МГПУ, а также формирования необходимых компетенций привел к появлению новых подходов к содержанию и организации образовательного процесса, одним из которых является внедрение новой формы практики – социокультурной, которую проходят студенты первых курсов всех направлений подготовки в университете (Сорокин и др., 2021: 19).
Ключевой идеей такой практики выступает изучение студентами ресурсов и возможностей социокультурных объектов для их последующего использования в будущей профессиональной деятельности (Гореев, 2021: 31), а по сути социокультурная практика создает условия для расширения образовательного пространства за счет интеграции социокультурной среды в образовательный процесс за счет широкого использования объектов социальной среды и культурно-исторического наследия, с которым осуществляется взаимодействие обучающихся, и повышение на этой основе культурного уровня студентов. Так к инструментам развития и формирования компетенций, которые заложены в образовательной программе, добавляется еще один инструмент – социокультурная практика, которая интегрирует социо­культурную среду и задействует все богатство ее возможностей, чего раньше было явно недостаточно.
Целью практики является повышение культурного уровня студентов и формирование у будущих педагогов общекультурных и профессиональных ком­петенций, необходимых для проектирования педагогических ситуаций, развивающих интерес детей к истории и культуре России, их ценностные ориентации и эмоциональную сферу, с перспективой на использование в последующей профессиональной деятель­ности. Цель достигается посредством изучения социокультурных объектов, расположенных на территории Москвы и ближайшего Подмосковья, последующего знакомства с выбранными социокультур­ными объектами, предусматривающее их посещение, сбор и систематизацию информации о них, анализ их ресурсов и возможностей с точки зрения использования в образовательном процессе и подготовка учебного или педагогического проекта. Это позволяет добиться не только интеграции социокультурной среды в образовательный процесс университета, но и получения студентами опыта применения полученных знаний для педагогической деятельности.
В качестве объектов социокультурной среды выступают различные социальные учреждения, объекты и источники культуры – музеи, библиотеки, культурно-исторические памятники, театры, выставки и экспозиции и т.п., на которых студенты собирают материал для проекта. Результатом практики является разработанный студентами учебный или педагогический проект, основанный на использовании возможностей изученных социокультурных объектов в будущей исследовательской и профессиональной деятельности.
Логика практики подразумевает последовательное решение следующих задач, направленных на активизацию профессиональной и личностной позиции будущего педагога:
сформировать у студентов представление о культурно-историческом пространстве города и его специфике;
сформировать у обучающихся мотивированное отношение к самостоя­тельному изучению социально-культурного пространства и его ресурсов, освоению навыков сбора и обработки информации, подготовке отчетных документов и материалов;
сформировать способности исполь­зовать возможности культурно-образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса в интересах решения задач воспитания и духовно-нравственного становления обучающихся во внеучебной деятельности;
развить способности будущих педагогов к разработке новых форм и методов организации деятельности обучающихся по формированию интереса к истории и культуре России, гражданской идентичности, социализации;
углубить знания обучающихся в части постановки и решения исследовательских задач в области образования, руководить учебно-исследова­тельской деятельностью обучающихся, выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп, разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
создать у обучающихся представ­ление о методах, формах и приемах организации сотрудничества обучающихся, формированию творческих способностей, инициативности и самостоятельности в ходе проектной деятельности (Сорокин и др., 2021: 32).
Организационно практика разделена на 2 этапа, по форме является рассредоточенной.
На первом этапе (1-й семестр) студентам рекомендуется самостоятельно сформировать мини-группы по 3-4 человека для групповой работы. В составе мини-групп они должны изучить и проанализировать социокультурную среду, выбрать объекты для ознакомления с их возможностями и ресурсами и спланировать посещение и работу на этих объектах. Перечня обязательных к посещению объектов не существует, студенты самостоятельно на основе анализа социокультурной среды и собственных интересов выбирают объекты, однако, для облегчения работы руководителем практики выдается список объектов, доступ на которые и посещение которых предоставляется бесплатно (в определённые дни месяца) либо за минимальную плату.
Затем в соответствии с разработанным планом студенты посещают выбранные объекты, о чем производят записи в дневнике практики. Основным требованием к посещению объектов является их количество – на первом этапе таких объектов должно быть не менее трех. По результатам первого этапа студенты должны разработать отчет в форме доклада, презентации, фото- или видеоряда, который на итоговом занятии представляется мини-группой руководителю практики и остальным студентам группы.
На втором этапе (2-й семестр) студенты также в составе мини-групп продолжают знакомиться с социокультурными объектами по самостоятельно разработанному плану. Однако, в качестве результата работы на практике им ставится задача разработать проект использования ресурсов социокультурных объектов в будущей профессиональной деятельности. Жестких требований по тематике проекта не предъявляется, студенты вправе разработать проект по любой заинтересовавшей их теме. В то же время на установочной конференции им рекомендуется связать проект с будущей педагогической деятельностью: проект изучения определенной темы, отдельного урока, внеклассного мероприятия, в которых бы были использованы ресурсы и возможности посещенных ими и изученных социокультурных объектов. Для разработки проекта могут быть использованы те же объекты, на которых уже проводилась работа на первом этапе или подбираться другие социокультурные объекты, которые обладают необходимыми возможностями для разработки проекта.
На этом этапе в полной мере проявляет себя межпредметное взаимодействие, когда материал, изучаемый во втором семестре в рамках дисциплины «Основы проектирования и технологии презентации», применяется для разработки проектов по социокультурной практике.
Мотивационный компонент практической деятельности достигается за счет комплексного действия двух факторов: с одной стороны, результаты практики в виде проекта должны быть представлены своим однокурсникам, и это создает условия для получения возможности отличиться, показать себя, получить одобрение и уважение окружающих, реализации стремления занять лидирующую позицию в группе. С другой стороны, студенты понимают и в ходе практики получают реальное подтверждение, что такого рода деятельность напрямую связана с расширением кругозора, удовлетворением любознательности, проявлением интеллектуальной активности, приобретением знаний относительно культурной жизни города и реализацией своих способностей.
Показательны в этом отношении темы проектов, которые разрабатывались группами на практике. В качестве примера можно привести такие темы, которые разрабатывались в течение последних двух лет: «Естественно-научные музеи для детей», «Представление стран Востока в Москве», «Утрата старинных памятников архитектуры в Москве», «Станции метро как запечатление истории российской архитектуры и истории развития районов Москвы», «Деятельность поисково-спасательного отряда «Liza Alert», «Буддизм как социокультурный феномен в современной Москве», «Уличное искусство Москвы», «Разговорные клубы английского языка Москвы в условиях пандемии», «Небиблиотечные читательские заведения города как составляющая инфраструктуры образования студентов», «Московские центры социальной поддержки пенсионеров как основополагающее условие повышения уровня жизни в стране», «Москва для экстремалов», «Читающий город – путеводитель по книжной Москве», «Москва для веганов и вегетарианцев», «Возможности продвижения молодых (начинающих) деятелей в сфере изобразительного искусства», «Развитие киберспорта в Москве», «Книжные магазины как часть культурного пространства Москвы». Следует особо подчеркнуть, что все темы являлись результатом самостоятельного выбора студентами и ни одна из тем не была навязана преподавателем или руководителем практики. Каждая из указанных тем сама по себе содержит значительный образовательный потенциал, а кроме того, предоставляет широкие возможности для знакомства с социокультурным пространством. Деятельность студентов по разработке проектов на практике позволила помимо достижения заявленных целей развивать и совершенствовать общекультурные и профессиональные компетенции, связанные с исследовательской и проектной деятельностью, профессиональной коммуникацией и командной работой.
Образовательные результаты практики достигаются за счет получения студентами опыта взаимодействия с социокультурной средой города, самостоятельного эмпирического исследования (формирования поискового запроса и непосредственной поисковой работы, первичного анализа информации, непосредственной работы на выбранных объектах и обобщения результатов исследования) и опыта групповой работы над проектом.
Характерными чертами социокуль­турной практики являются:
рассредоточенный характер, а это значит, что студенты не привязаны к одному объекту или месту прохождения (как это обычно бывает для других видов практики), что позволяет познакомиться и посетить неограниченное количество культурных объектов;
большая протяженность по времени (два семестра), в течение которых в соответствии с заранее составленным планом студенты могут работать над выполнением задания практики в индивидуальном комфортном темпе, проявить самостоятельность, ответствен­ность, способность к саморазвитию и расширению своих возможностей, реализовать индивидуальные интересы;
отсутствие регламентации по тематике, количеству социокультурных объектов, времени, необходимого для знакомства и изучения каждого отдельного объекта, что позволяет студентам работать методично, целеустремленно, самостоя­тельно выбирая объемы и глубину изучения различных социокультурных объектов, основываясь на личных и групповых предпочтениях.
Опыт проведения практики свидетельствует, что цель практики и образовательные результаты достигаются в полном объеме. Имея достаточно конкретную и утилитарную цель, практика в значительной степени способствует повышению культурного уровня, развитию общекультурных компетенций, знакомит студентов с социокультурной средой и позволяет студентам получить опыт использования социокультурной среды в будущей профессиональной деятельности. Практика взаимодействия с социокультурной средой современного города открыла новые, иногда не совсем очевидные возможности развития и совершенствования своего общекультурного и профессионального уровня.
В то же время, поскольку социокультурная практика проходит на первом курсе обучения в бакалавриате, то некоторые студенты в силу недостаточной ориентации в социокультурном пространстве столкнулись с рядом трудностей. Некоторая сложность состояла в составлении перечня социокультурных объектов для планового посещения. Часть студентов слабо представляют ресурсы и возможности социокультурной среды города, какие объекты могут представлять интерес, какие музеи, выставки доступны для посещения. Чтобы компенсировать недостаток знаний студентов руководителем практики предоставлялся список социокультурных объектов города, доступных для посещения с возможностью его расширения и корректировки. Определенные трудности возникали при выборе темы для проекта по итогам практики. Для преодоления этих трудностей студентам предлагалось сначала ознакомиться в целом с социокультурным пространством, составить о нем общее представление, а уже потом формулировать тему проекта, исходя из собственных интересов и возможностей.
Результаты работы над проектами группы представляют на итоговой конференции по практике, в ходе которой каждая группа рассказывает о проделанной работе, причинах, которые побудили группу выбрать именно эту тему проекта, посещенных объектах и своем проекте. После чего проводится коллективное обсуждение результатов, обмен мнениями и впечатлениями, выявление наиболее значимых интересных и нестандартных проектов, оценивание и взаимооценивание проектов и работы групп.
По отзывам студентов в период прохождения социокультурной практики были получены следующие результаты:
знакомство и тесное взаимодействие с социокультурной средой города;
приобретение и совершенствование социального опыта, освоение социокультурных норм и образцов деятельности;
повышение культурного уровня и возможностей социального взаимодействия;
получение опыта самостоятельной и групповой работы и суммирование личных результатов и достижений в групповые;
получение опыта разработки проекта, использования приобретенных знаний для их трансформации в образовательный контент;
приобретение опыта презентации результатов.
Результаты исследования (Research Results). В результате исследования установлено, что социокультурную практику студентов можно рассматривать контексте социокультурного, деятель­ностного и компетентностного подходов. Сущностью социокультурной практики является освоение социальной реальности, интеграция личности в социально-культурное пространство и становление ее как субъекта общественной жизни. Содержанием социокультурной практики выступает последовательное погружение личности в социально-культурное окружение, освоение культуры, социальных норм, ценностей посредством взаимного проникновения общечеловеческого, национального и личностного опыта в мотивационную и нормативно-ценностную подструктуры личности и преобразование полученного опыта в основу для будущей социальной жизни и профессиональной деятельности.
В качестве характеристики социокультурной практики можно выделить следующие положения:
Социокультурная практика – это система. «Практика» рассматривается как система, создающая условия для социальной активности личности, а не просто как учебная или любая другая деятельность, которая регламентирована учебным планом или жизненной необходимостью. В процессе социокультурной практики обучающиеся учатся находить необходимую информацию, ставить цели, задачи, взаимодействовать с окружением, представителями социума, находить и использовать ресурсы для создания продукта (проекта) с помощью выбранных способов деятельности. В процессе прохождения практики они проходят все этапы деятельности: от потребности что-то сделать, осознания мотива и цели деятельности до конкретных действий по ее достижению.
Социокультурная практика – это взаимодействие. При достаточно общей формулировке цели («Знакомство с социокультурным пространством…») и отсутствии рекомендованных объектов для ознакомления имеет очень конкретный практический результат – разработка и защита проекта. Это значит, что конкретизация цели, постановка задач, выбор объектов, способов достижения цели и решения задач, планирования действий – являются свободным выбором обучающихся. Включение обучающихся в социокультурную практику выстраивается в контексте коллективно-творческой деятельности. Так практика обеспечивает развитие способности взаимодействия с социумом, другими членами общества, нахождения путей совместного решения практикоориентированных задач.
Социокультурная практика – это социализация. Пространством практики является культура в ее самом широком контексте и социальная организация общества. Совместно они создают социально-культурное пространство, служащее для целостного самовосприятия, саморазвития, самоопределения, самореали­зации, т.е. основу социальной деятельности для самореализации, проявления «самости». Это пространство обеспечивает становление личности студентов как членов общества, восприятию и освоению норм и ценностей общества, предполагающее включение их в многообразие общественных отношений, способствует формированию ответствен­ного социокультурного действия.
Социокультурная практика – это освоение культуры. В процессе освоения социокультурного пространства обучаю­щиеся в той или иной мере приобщаются к культуре, овладевают ей, впитывают в себя знания, нормы и ценности, способы действий, воспитывают художественный вкус, создают основу для дальнейшей трансляции культурного опыта. И культура в свою очередь оказывает влияние на студентов, развивая и облагораживая их, расширяя кругозор, удовлетворяя познавательные потребности, предоставляя широкий круг возможностей для проявления интеллектуальной активности.
Механизм реализации социокультурной практики заключается в обеспечении взаимосвязи между учебной и внеучебной деятельностью студентов в рамках основной образовательной программы. Практика может быть как самостоятельной, так и опирающейся на другие дисциплины, изучаемые студентами, опосредующей материал из разных областей знания. Она может использоваться для социального проектирования, разработки социальных проектов, социокультурных практикумов и быть направлена на создание нового социально значимого продукта, В этом случае социокультурная практика может выступать еще и как процесс освоения, отработки социальных навыков, полученных в рамках других дисциплин.
По форме проведения – дискретная, рассредоточенная – социокультурная практика вполне выполняет свои задачи и достигает заявленных целей. В то же время нельзя отрицать, что социокультурная практика может иметь и другие формы проведения.
Исследование показало, что результатами (эффектами) проведения социокультурной практики являются:
возросшая социальная активность и инициатива студентов, их желание принимать участие в улучшении социальной ситуации реального сообщества;
приобретение обучающимися социального опыта, освоение и принятие социальных ролей, норм и правил поведения;
освоение культурного пространства, интеграция культуры в образовательный процесс;
овладение обучающимися навыками групповой, командной работы по разработке проектов;
развитие всех сфер личности обучающихся за счет обеспечения интегративной направленности на достижение значимых результатов практики;
включение социокультурной практики в межпредметные связи, которое обеспечивает интегративный социальный опыт и формирование у обучающихся необходимых компетенций;
обеспечение интереса к собственной личности.
В целом социокультурная практика позволяет значительно повысить уровень культуры студентов, сформировать необходимые компетенции, сделать социо­культурное окружение частью образовательного процесса. В этом отношении практика является тем инструментом, который позволяет интегрировать социокультурную среду в образовательный процесс, более тесно приобщить студентов к культуре, развивать и совершенствовать их культурной уровень. Сама практика выступает в качестве эффективного способа реализации социальной функции образования, а также придания образовательному процессу активного деятельного характера, предполагающего активизацию позна­вательной деятельности студентов.
Заключение (Сonclusions). В настоящее время функции педагога существенно изменились. Они преимущественно направлены на воспитание подрастающего поколения, развитие нравственности, патриотизма, духовности детей. Общество возлагает на учителей, педагогических работников непростую задачу, связанную не столько с передачей знаний, сколько с трансляцией ценностей, культуры, опыта, накопленного предыдущими поколениями. В связи с этим возросли требования к учителю как к носителю культурных традиций и образцу их исполнения и применения. И чтобы соответствовать ожиданиям и требованиям социума необходимо самому педагогу обладать высоким уровнем культурного развития, сформированными универсаль­ными и профессиональными компетенциями.
Повысить уровень культурного развития будущих педагогов, сформировать необходимые компетенции, освоить культурное пространство, привить опыт социального взаимодействия позволяет социокультурная практика, которая рассматривается как инструмент развития студентов и носящая интегрированный характер.
Интегрированный характер социо­культурной практики выступил условием необходимости того, чтобы в процессе ее организации и проведения задействовались возможности разнообраз­ных областей социальной жизни и культуры, а также включались возможности непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности студентов, обучающей и воспитательной составляющих образова­тельного процесса.
Резюмируя опыт проведения социокультурной практики в Московском городском педагогическом университете и тот вклад, который она вносит в процесс и конечный результат культурного развития студентов, можно с уверенностью утверждать, что такой вид учебной деятельности оказывает значительное влияние на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, позволяет повысить уровень культуры в целом, а также расширить социальный опыт, совершенствовать коммуникативные умения, навыки командной работы. То есть в итоге дает возможность будущим педагогам повысить свой профессиональный и культурный уровень, чтобы достойно исполнять свой профессиональный долг перед обществом.
Таким образом, анализ опыта и обобщение результатов практики расширили теоретические представления о социокультурной практике обучающихся, а также показали, что в современных условиях достижение образовательных результатов невозможно без активного включения обучающихся в практическую деятельность. Внедрение социокультурной практики как инструмента повышения культурного уровня студентов в образовательную программу вуза обеспечивает включение обучающихся в различные виды и способы человеческой деятельности, интегрирует различные виды социальной деятельности и культуры в образовательный процесс, позволяет сделать социально-культурную среду средством достижения образовательных результатов.
Вопрос о величине вклада, который вносит социокультурная практика (наряду с другими видами активностей студентов) в конечный уровень культурного развития и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов, пока остается открытым. Но само значение, необходимость и пользу социокультурной практики переоценить трудно.
 
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 2018 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797858/ (дата обращения: 10.09.2021).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 2018 г. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71897864/ (дата обращения: 10.09.2021).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История, 2018 г. URL http://ivo.garant.ru/#/document/74894230/ (дата обращения: 10.09.2021).
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 2018 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797858/ (дата обращения: 10.09.2021).

Список литературы

Брунер Дж. Культура образования. [пер. Л. В. Трубициной, А. В. Соловьева]; Моск. высш. шк. социальных и экон. наук. М.: Просвещение, 2006. 223 с.
Вересов Н. Образование и культура: нереальные цели и реальные ценности / Н. Вересов, А. Мельников // В кн.: В перспективе культурологии: Повседневность. Язык. Общество. М.: РИК: Акад. проект, 2005. 528 с.
Гореев А.М. Модель организации социокультурной практики при реализации программ высшего образования / Сорокин А.А., Калабухова Г.В., Половникова А.В., Шаповал В.В., Гореев А.М., Нидерман И.А. Социально-гуманитарное образование и модели организации социокультурной практики студентов. Монография. М.: Книгодел, 2021. С. 30-37.
Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед.ун-та, 2000. 440 с.
Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002, с. 141.
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
Кнабе, Г. Избранные труды: Теория и история культуры. М.: Летний сад, 2006. 1198 с.
Крылова Н.Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования. М.: Смысл, 2010. 45 с.
Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М., СПб.: Нестор-История, 2014. 376 с.
Николина В.В, Фефелова О.Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал, 2016. № 4. URL: https: // science-education.ru/ru/article/view?id=24915 (дата обращения: 13.08.2021).
Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 324 с.
Родермель Т.А. Феномен компетентности в современном образовании: социокультурный аспект: монография. Томск: ТМЛ-Пресс, 2012. 124 с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
576 с.
Социально-гуманитарное образование и модели организации социокультурной практики студентов: Монография / А.А. Сорокин,
Г.В. Калабухова, А.В. Половникова, В.В. Шаповал, А.М. Гореев, И.А. Нидерман; науч. Ред. В.В. Рябов. М.: Книгодел, 2021. 116 с.
Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга». 2007. 139 с.
Benedict R.F. Patterns of culture. Boston, Houghton Mifflin, 1959.
Bruner J. The relevance of education. New York: Norton, 1971.
Bruner J. Narrative and paradigmatic modes of thought // Learning and teaching the ways of knowing: 84 yearbook of the National Society for the Study of Education. Chicago: University of Chicago Press, 1985. P. 97-115.