16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-4-0-3

К вопросу создания методики обучения самостоятельной работе вокалистов

Aннотация

Самостоятельная работа является важнейшим условием профессионального обучения певца. Ее проведение затруднено отсутствием методик, с помощью которых молодой вокалист научится самостоятельно работать над решением сложнейших вопросов вокального обучения. В основу их поиска должны быть положены теоретические принципы и выводы музыкальной и вокальной педагогики с применением комплексного подхода. Целью данной статьи является изучение условий, способствующих поиску и созданию методик организации самостоятельной работы вокалистов. Для этого были использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез. Материалом изучения послужили научные выводы и положения, изложенные в трудах представителей вокальной и музыкальной педагогики. На их основе в статье выявлены установки, которые помогут в организации самостоятельной работы вокалиста. Они составляют базовые компоненты, определяющие ее структуру. Важнейшими из них следует признать мотивационную сферу и волевые качества личности, являющиеся фундаментом самостоятельной работы. Следующим компонентом служит профессиональное мышление вокалиста. Оно связано с различными аспектами вокально-исполнительской и педагогической деятельности музыканта. Грани профессионального мышления отражают способность решать музыкально-художественные или вокально-технические задачи. Наличие профессиональных знаний, умений и навыков составляет еще одну структуру этого многосоставного сложного умения. Следующий структурный элемент определяет возможность самоконтроля, который обеспечивает успешность самостоятельной работы. Эта способность опирается на умение анализировать свои действия. Исключительное значение для адекватного выполнения этой функции имеет формирование и совершенствование вокального слуха певца. Нужно отметить существенную особенность методик, нацеленных на освоение самостоятельной деятельности. Они должны учитывать не только обучение вокалиста, но и его развитие. Поэтому методики должны воздействовать на все стороны личности музыканта, обеспечивающие нужный уровень профессионального мастерства, степень совершенства вокального слуха, широту и тонкость сенсорной культуры.


Введение (Introduction). Самостоятельная работа музыканта является важнейшей формой обучения, без активного применения которой профессиональное становление музыканта невозможно в своей основе. В этом плане воспитание вокалистов имеет особенности, отличающие от музыкантов других специальностей. По многим объективным и субъективным причинам проблема организации самостоятельной работы певцов, несмотря на усилия педагогов, не решается многие десятилетия. Одним из основных препятствий, тормозящих этот процесс, служит отсутствие методик, формирующих умение самостоятельно заниматься. Их создание является сложнейшей задачей, стоящей перед вокальной педагогикой.
Нужно заметить, что попытки решать проблему самостоятельной работы в вокальной педагогике предпринимались неоднократно. Беглый обзор работ показывает основные причины, по которым наладить этот вид деятельности в вокальном классе удается далеко не всегда. Одна из них – нечеткость методологических позиций, лежащих в основе исследований, методических рекомендаций. К примеру, в работе Л.М. Ковалевой самостоятельная работа вокалиста «приводит студентов либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний» (Ковалева, 2015: 24). Но обретение знаний в самостоятельной работе вокалиста далеко не единственная цель. Для овладения профессией огромное значение имеет формирование практических вокально-технических навыков, что придает самостоятельной работе вокалиста свои особенности. Еще более упрощенно-практический подход к решению проблемы самостоятельной работы музыканта демонстрирует С.В. Шишкина: «Дидактическое значение самостоятельной учебной работы обусловливается тем, что в ее основе лежит активная познавательная деятельность каждого обучающегося» (Шишкина, 2008: 137), при этом ограничивается в своем исследовании лишь бессистемным упоминанием деталей этой проблемы.
Надежды с воспитанием самостоятельности часто увязываются с внедрением «в образовательный процесс современных активных методов и технологий обучения» (Kolarkova, Savina, 2016). Сама по себе мысль правильная, но воспринимается весьма обобщенно, что мало помогает в создании конкретных методик организации самостоятельной работы. Часто в связи с организацией самостоятельной работы музыкантов упоминается большое количество советов, бесспорно полезных, но имеющих отношение не столько к самостоятельности, сколько к методическим вопросам обучения музыканта, в целом (Евдокименко, 2015).
Характерно, что исследований, посвященных изучению теоретических вопросов обучения самостоятельной работе музыкантов, крайне мало. Об этом же говорит Чжан Ланьхун, анализируя системы музыкального образования Китая и Украины (Zhang Lianhong, 2021). Такое положение сложилось не случайно. Оно вполне объясняется сложностью, многокомпанентностью явления. В.П. Беспалько характеризовал самостоятельность «как определённое качество личности» (Беспалько, 1977: 115). Следовательно, его изучение предполагает применение комплексного подхода, способного обеспечить создание таких методических установок, которые окажут принципиально важное влияние на процесс воспитания певца. Понятно, что определить их в рамках локального исследования – вряд ли возможно. Поэтому целью данной статьи является изучение условий, способствующих поиску и созданию методик организации самостоятельной работы вокалистов. Подобные условия придадут этому процессу организованный и направленный характер.
Вместе с тем, нужно отметить, что в теоретической и методической литературе вопросы организации самостоятельной работы все же имеют отражение. В вокальной педагогике накоплен теоретический материал, который может быть использован для решения проблемы обучения навыкам самостоятельной работы. Вместе с тем, нужно признать, что имеющиеся теоретические установки далеко не всегда обеспечивают успех в практической деятельности певца. Одна из причин этого – бессистемность их организации. Другая – в очевидном разрыве между теоретическими установками и практикой вокального обучения. В этой связи нужно отметить, что между ними должен находиться еще один компонент, связывающий теорию и практику. Его можно назвать «методика обучения самостоятельной работе вокалиста». Но для ее создания необходим системный подход, определяющий научный фундамент будущих методик.
Методологической и теоретической основой статьи служат работы Менобени А.Г., коллективная монография «Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения», работы классиков общей педагогики П.И. Пидкасистого (Пидкасистый, 1980), Ю.К. Бабанского (Бабанский, 1982), В.П. Беспалько (Беспалько, 1977) и др.
Основная часть (Main Part). В настоящее время специализированных методик, направленных на воспитание умения самостоятельно работать, в вокальной педагогике практически нет. Их создание зависит от многих факторов. Первое, с чего должен начинаться этот процесс, − определение методологической позиции, с которой подходит исследователь к решению поставленной задачи. Чтобы понять специфичность проблемы, обратимся к известному труду
И.К. Назаренко «Искусство пения» (Назаренко, 1968: 623). В книге имеется седьмой раздел: «Советы самодеятельным певцам». Он адресован певцам, занимающимся самостоятельно. В нем И.К. Назаренко предпринял попытку описать все то, что необходимо знать певцу для успешной самостоятельной работы.
Начинается этот раздел с описания процесса вокального дыхания и его влияния на звучание голоса. Автор дает ряд ценных рекомендаций: петь «полным голосом» (Назаренко, 1968: 536), уточняет как правильно тянуть звук, дает советы по филировке звука. Большое внимание уделяется пению различных вокальных упражнений. И.К. Назаренко уточняет диапазон упражнений, упоминает об особенности их пения. В частности, он касается выбора гласного звука при пении, дает сведения о двух основных способах звукообразования. Важные установки, основанные на природе певческого голоса, увязываются им с прикрытием звуков. Особенно ценной для процесса самостоятельных занятий является его рекомендация заниматься вначале очень осторожно, избегать форсированной нагрузки на певческий аппарат (Назаренко, 1968: 536-543). Как опытный педагог и методист, он описывает организацию режима дня вокалиста, приема пищи и т.д. Если обратиться к содержанию этого раздела, то он действительно обладает большой ценностью для начинающих вокалистов, и не только определяет нужные ориентиры для самостоятельной работы, но помогает избежать многих ошибок, которые часто совершают молодые певцы.
Вместе с тем, заметим, что этот раздел не случайно назван «советы». Ведь в их основе лежит беглый анализ процесса обучения вокалиста и те его положения, на которые, по мнению И.К. Назаренко, нужно обратить внимание в первую очередь. Нацеленные на реальную педагогическую практику, они действительно способны оказать серьезную помощь в самостоятельной работе вокалиста. Но опытный исследователь не может не обратить внимание на вполне очевидный факт: освоить теоретические знания, изложенные И.К. Назаренко, вполне под силу любому обучающемуся певцу. Так почему же самостоятельная работа стабильно находится в положении «слабого звена» в общем процессе воспитания вокалиста? По всей вероятности, одни знания, даже весьма важные, не способны стать основой для организации самостоятельной работы. Особенно это справедливо в том случае, когда они подаются бессистемно, в виде советов. Поэтому вполне очевиден вывод: «рецепты», даже самые правильные, могут помочь в реализации деталей учебного процесса, но не формируют системно организованную самостоятельную деятельность. Таким образом, набор конкретных педагогических установок, обеспечивающий решение локальных вокально-технических проблем не способен стать основой самостоятельной работы.
Но есть и обратные примеры, когда установки носят излишне обобщенный характер, что тоже становится препятствием для создания методики освоения самостоятельной работы вокалистов. Так, в статье Т.Н. Рудневой отмечается «сложность решения проблемы в организации самостоятельной работы начинающего певца, связанная с перестройкой певческого образовательного процесса в нужном направлении, учитывая предшествующее вокальное образование, общий культурный уровень обучающегося» (Руднева, 2016: 770). А организация самой самостоятельной работы увязывается со знаниями о работе голосового аппарата, с созданием эталонного вокального звучания, с представлениями о способах его достижения. Отмечается важность познания законов музыкально-вокального исполнения, которые осваивает студент в процессе пения, и, наконец, декларируется необходимость овладения вокальными навыками (Руднева, 2016: 770). В этом вопросе, Т.Н. Руднева вполне солидарна с И.К. Назаренко.
Впрочем, И.К. Назаренко, в отличие от Т.Н. Рудневой, не ставил своей целью создать методику организации самостоятельной работы вокалистов, к чему осознанно стремилась Т.Н. Руднева. В своей статье она переступает тонкую грань, разделяющую содержание обучения вокалиста и организацию самостоятельной работы. Ее теоретические установки вполне подтверждают этот вывод. В частности, теоретик упоминает, в качестве необходимого условия вокальных занятий, опору на принципы обучения, указывая на индивидуальный подход, на принцип постепенности и последовательности, «от простого к сложному». Она даже упомянула принцип единства музыкально-художественного и вокально-технического развития, являющегося основополагающим для обучения певцов, на целесообразность применения различных методик обучения. С этих же позиций определяются задачи, стоящие перед вокалистами: «Так, на начальном этапе основное место уделяется устранению различных дефектов голосообразования, одновременно вырабатывается правильная певческая поза, правильный вдох и его фиксация. Продолжается овладение чистотой интонацией, точностью атаки, выявлением «тянущегося» звука с определенным тембральным окрасом, выравниванием «пестроты» звучания гласных и регистрового строения голоса» (Руднева, 2016: 771). Вызывает научный интерес тот факт, что на этом этапе занятий самостоятельная работа, по Т.Н. Рудневой «носит подготовительный характер, где создаются благоприятные условия для усвоения вокальных навыков на занятиях» (Руднева, 2016: 771). И лишь на старших курсах музыкальных колледжей и вузов самостоятельная работа обретает статус специфической формы учебной деятельности. Юный вокалист получает специальные задания самостоятельно подобрать вокально-технические упражнения. Затем внимание молодого вокалиста последовательно направляется на решение вокально-исполнительских задач, в том числе и творческого характера. 
Вместе с тем, наряду с общими положениями, Т.Н. Руднева указывает на условия, являющиеся обязательными для осуществления самостоятельной деятельности. Прежде всего, это касается воспитания активности и самостоятельности музыкального мышления певца. Правда, это обстоятельство скромно увязывается с необходимостью применения «анализа и обобщения в преподавании» и на фоне многочисленных советов явно теряет свою принципиальную значимость для формирования самостоятельной деятельности вокалиста в целом.
Еще более важным условием, обеспечивающим успешность самостоятельных занятий вокалиста, служит «развитый самоконтроль». «В певческой деятельности – уточняет Т.Н. Руднева, — самоконтроль — это самостоятельная оценка воспроизведения звучания и создающего его действия» (Руднева, 2016: 771). Среди профессиональных качеств вокалиста оно занимает ключевую позицию, так как в вокально-исполнительском процессе функционально выполняет роль обратной связи. А без нее любая продуктивная деятельность будет невозможна. Особенно велико значение обратной связи в реализации самостоятельной работы. Ее слабость приведет к тому, что все усилия вокалиста могут оказаться не только бесполезными, но и нанести существенный вред его художественному и техническому развитию.
Впрочем, не вдаваясь в теоретическое осмысление механизмов, обеспечивающих успешность самостоятельной работы вокалиста, Т.Н. Руднева, в рамках эмпирического анализа воспитания его самостоятельности, дает ряд ценных советов, связанных с процессом практического формирования этого умения. Она указывает на методы и приемы, помогающие в стремлении развивать нужные стороны музыкально-художественного мышления. В конечном итоге, музыкант получает ряд последовательно усложняющихся заданий, выполнение которых должно привести к желаемой цели: к формированию умения эффективно самостоятельно работать. Сначала эти задания репрезентируются в виде музыкально-теоретического анализа, который вокалист должен подготовить самостоятельно. Затем они переходят в создание собственной музыкально-исполнительской концепции вокального произведения. Помогают в формировании умений самостоятельно заниматься задания по подбору вокально-технических упражнений, самостоятельное разучивание списка обязательных произведений, которые студент исполняет перед аудиторией. Это обеспечивает успешность самостоятельной работы по реализации широкого спектра задач вокально-исполнительской подготовки. Вместе с тем, в научном плане рекомендации Т.Н. Рудневой не составляют системного образования, что не позволяет в полной мере обеспечить решение задач по формированию умений работать без непосредственной помощи педагога.
Попытку создать методику формирования навыков самостоятельной деятельности у вокалистов предприняла Е.С. Курдина. Правда, она объектом внимания выбрала начинающих эстрадных певцов. Учитывая, что самостоятельная работа вокалиста-эстрадника имеет много общего с любой музыкальной деятельностью, требующей творческого подхода, освоения вокально-технических навыков и умений, то теоретические основания такой методики будут справедливы не только для эстрадных вокалистов, но и для воспитания музыкантов в целом.
Прежде всего, отметим важное обстоятельство: стремление исследователя опираться не только на практику воспитания вокалистов, что является наиболее привычным для вокальных педагогов, но и на серьезные теоретические постулаты, имеющиеся в теории общей педагогики. Именно это и декларируется при разработке методики формирования навыков самостоятельной деятельности. «Анализ литературы – пишет Е.С. Курдина, − выделенные специфические особенности вокального эстрадного исполнительства и самостоятельной деятельности обучающихся позволили определить, что таковыми являются аксиологический, здоровьесберегающий и информационно-деятельностный подходы» (Курдина, 2017: 166).
При этом подчеркнем важность первого, аксиологического основания. В нем сфокусирована педагогическая установка, имеющая непреходящее значение не только для воспитания вокалиста, но и для любого обучающегося. «Аксиологический подход – уточняет Е.С. Курдина, – позволяет направить содержание, методы и формы самостоятельной деятельности начинающих вокалистов в плоскость ценностных ориентаций личности» (Курдина, 2017: 166). По сути дела, речь идет о создании специфических мотивационных установок, о системе мотиваторов, которые сформируют нужные мотивы у обучающихся. Ведь, как показала музыкально-педагогическая практика, именно их ущербность, а то и отсутствие является, чаще всего, серьезной помехой в организации самостоятельных занятий. Это теоретическое положение представляется одним из системообразующих в формировании самостоятельности музыканта и должно быть непременным условием создания любой методики вне зависимости от специализации музыканта.
Второй подход, связанный со здоровьесбережением, представлен весьма схематично. По мнению Е.С. Курдиной, он «предполагает создание условий для формирования у обучающихся физической культуры, сохранения и укрепления здоровья учащихся, охраны голоса, гигиены голосового аппарата» (Курдина, 2017: 166). Эта установка видится настолько обобщенной, что будет справедлива для осуществления любой деятельности человека, и не только связанной с самостоятельной работой. Кроме того, вопросы гигиены и сохранения голоса во все времена были в зоне активного внимания вокальных педагогов. Особенно это касалось певцов академического направления, перед которыми всегда ставились сложнейшие вокально-технические задачи.
Если первых подход определяет мотивационную сторону в организации самостоятельной работы, а второй определяет условия ее проведения, связанные с охраной здоровья, то третий подчеркивает средства осуществления самостоятельной деятельности. В этой связи, Е.С. Курдина отмечает: «Деятельностно-информационный подход предполагает применение музыкально-компьютерных технологий, мультимедиа, технических средств обучения, мобильных устройств (смартфоны, айфоны, планшеты, ноутбуки), подключенных к сети интернет» (Курдина, 2017: 166). Освоение музыкально-компьютерных технологий и аппаратных средств является важнейшей сферой изучения и применения в музыкальной педагогике и требует отдельного рассмотрения и, конечно, связана не только с самостоятельной работой вокалиста. В целом, оценивая отмеченные Е.С. Курдиной постулаты, можно сделать вывод: они представляют собой установки, если и способные оказать помощь в создании методики обучения самостоятельной работе, но, тем не менее, не саму методику, что было целью исследователя.
Впрочем, сама Е.С. Курдина в этом вопросе занимает двойственную позицию. С одной стороны, она пишет, что: «В настоящей статье рассмотрена методика формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих эстрадных вокалистов» (Курдина, 2017: 166). То есть, предполагается описание системной организации методических приемов и рекомендаций, следование которым приведет к формированию умений самостоятельно работать. С другой, она уходит от мысли создать методику: «Опора на перечисленные педагогические подходы (аксиологический, здоровьесберегающий, деятельностно-информационный) к методике и соблюдение выделенных принципов обеспечивают формирование навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов в детской эстрадной студии средствами музыкально-компьютерных технологий» (Курдина, 2017: 168). В этом случае очевидно, что все то, что предлагает теоретик в статье составляет не методику, а базовые принципы, на которые должна опираться методика формирования навыков самостоятельной работы. Кроме того, абсолютно все, предлагаемое Е.С. Курдиной, носит универсальный характер и будет справедливо не только для конкретной методики, не только для самостоятельной работы, но и для всего учебного процесса. В результате, обещанная методика превращается в ряд советов и рекомендаций справедливых для организации процесса обучения вокалистов, а не только для достаточно специфической его части, связанной с формированием навыков самостоятельной деятельности.
В своей монографии Е.С. Кудрина (Курдина, 2019: 179) уже точнее определила научные намерения. Третий параграф получил название «Подходы к разработке методики формирования навыков самостоятельной деятельности начинающих вокалистов», что вполне соответствует его содержанию.  Тем не менее, хорошо подобранный материал и выводы теоретика более всего пригодны для обучения вокалистов (в том числе, и эстрадных), чем для решения специфических вопросов, связанных с воспитанием навыков самостоятельной работы. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к анализу структурных единиц самостоятельной деятельности, проведенному Е.С. Курдиной. Она выделила пять «содержательных компонентов самостоятельной деятельности начинающих вокалистов в детской эстрадной студии»: первый связан с вокально-сенсорным самоконтролем, второй – зависимостью «от места осуществления данной деятельности: на уроке вокала, в процессе домашней работы, при подготовке к концерту и выступлении на нем» (Курдина, 2019: 27). Третий определяется видом художественного творчества, четвертый – формами организации деятельности. Наконец, пятый определяется дидактическими целями (Курдина, 2019: 34). В итоге, Е.С. Курдина обобщает: «содержательные компоненты самостоятельной деятельности начинающих вокалистов в детской эстрадной студии различаются по доминирующему способу вокально-сенсорного самоконтроля (слухового, мышечного, зрительного, вибрационного) в процессе развития вокальных навыков, по видам деятельности (урочная, внеурочная, концертная); по виду художественного творчества (вокальному, инструментальному, хореографическому, звукорежиссерскому, актерскому); по формам работы (фронтальная – ансамблевая, групповая – в дуэтах и трио, индивидуальная – сольная); по дидактической цели (обучающие задания, тренировочные задания, творческие задания, контрольные задания)» (Курдина, 2019: 36).
В результате, названные компоненты оказываются весьма отдаленными от организации самостоятельной работы, но весьма актуальными для оценки всего процесса воспитания эстрадного певца. И лишь первый из них, по нашему мнению, является важным, и даже системообразующим, для самостоятельной работы.
Вместе с тем, в практическом плане для организации обучения вокалистов выводы и педагогические установки Е.С. Курдиной могут оказаться весьма полезными. Но для создания методики обучения навыкам самостоятельной работы необходимо применять такие компоненты этого, бесспорно, многосложного явления, которые являются системно необходимыми, а не просто «проявляющимися в учебном процессе». В этом плане, из всего комплекса установок, изложенных ученым, выделим пункт, относящийся к вокально-сенсорному самоконтролю, имея в виду, его важность не только для процесса «развития вокальных навыков», но и, прежде всего, для проведения самостоятельных занятий.
Если оценивать статью и монографию Е.С. Курдиной с позиции организации самостоятельной работы вокалиста, а не его обучения в целом, то становится очевидным, что методика воспитания самостоятельности в них лишь обозначена и системно не оформлена. А это затрудняет использование весьма ценных выводов в решении проблем воспитания самостоятельности.
Серьезные возможности для осмысления этих вопросов предоставляет монография «Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения» (Сраджев, 2011: 208). Ее положения могут оказать существенную помощь в создании методики обучения самостоятельности музыкантов различных специальностей.
Сразу отметим, что в монографии не рассматривается создание методики организации самостоятельной работы вокалиста как специальная цель. Но зато репрезентируются принципы и положения, определяющие формирование такой методики. Важнейшей ее особенностью является то, что в основе анализа лежит не один из аспектов какой-либо самостоятельной деятельности, а стремление подойти к решению вопроса с системных позиций. Подобный вектор исследования обусловлен опорой на такое базовое понятие, как «самостоятельность». Она представляется как многосоставное свойство личности. По определению авторов монографии, самостоятельность «как свойство личности и ее классификация представляют самые общие ориентиры в изучении этого явления. …. самостоятельность далеко не простое свойство и детерминируется многочисленными компонентами, формирующими тот или иной уровень активности» (Сраджев, Сраджева, Коротнева, 2011: 45). Но для того, чтобы развивать, нужно знать что развивать, учитывать характерные особенности составных частей целого, закономерности их взаимодействия и функционирования. Другими словами, необходимо определить структуру объекта, позволяющую систематизировать и конкретизировать усилия по развитию каждого компонента и их взаимодействие в целом.
Успешность воспитания самостоятельности, по мнению авторов, определяется многими свойствами, объединенными в три блока: «1) мотивационно-волевой; 2) самостоятельное мышление; 3) профессиональные знания, умения, навыки» (Сраджев, Сраджева, Коротнева, 2011: 46). Ущербность в функционировании любого из них негативно скажется на воспитании музыканта, вплоть до невозможности осуществления самостоятельной деятельности. Следовательно, методика обучения самостоятельной работе музыканта должна обязательно строиться с учетом функционирования именно этих блоков.
При этом необходимо учесть, что сами блоки, в свою очередь, состоят из различных компонентов, отражающих те или иные стороны самостоятельности. Первый блок включает в себя мотивационную сферу и волевые качества личности. Мотивационная сфера подразумевает наличие соответствующих мотивов деятельности. В этом случае, воспитание самостоятельности должно начинаться «с формирования необходимых мотивов» (Сраджев, Сраджева, Коротнева, 2011: 48). Это обстоятельство является ключевым условием, без выполнения которого никакая методика, и тем более обращенная на формирование самостоятельности, в которой роль педагога является опосредованной, не сможет оказать нужное влияние на молодого музыканта.
Еще одной стороной этого блока является присутствие необходимых волевых качеств личности, которые позволят осуществлять и активизировать самостоятельную работу. Воспитание музыканта и, в том числе, вокалиста, исключительно сложный, многотрудный процесс, требующий концентрации усилий на протяжении многих лет обучения. Поэтому в работе музыканта волевые качества занимают центральное положение и реально определяют успешность самостоятельных занятий, а их воспитание становится важнейшим условием успешности всего педагогического процесса.
Следующий базовый блок составляет профессиональное мышление вокалиста. Оно связано с различными аспектами вокально-исполнительской и педагогической деятельности музыканта и отражает различные ее грани. В свою очередь, мыслительные действия группируются по способности решать разнообразные музыкально-художественные или вокально-технические вопросы и составляют музыкально-художественное и двигательно-координационное мышление. Эти два вида профессионального мышления охватывают важнейшие стороны деятельности вокалиста. Прежде всего, они касаются постановки художественно-содержательных и вокально-технических целей. А правильно поставленная цель – залог успеха в любой деятельности. И наоборот, ошибки в целеполагании способны сделать все усилия бесполезными.
Помимо постановки целей, профессиональное мышление вокалиста руководит всеми действиями певца. В процессе выполнения работы оно ставит дополнительные задачи, помогающие достичь цель, вносит соответствующие коррективы в деятельность, наконец, дает адекватную оценку получающимся результатам. Совершенно очевидно, что свойства и развитие профессионального мышления во многом будет определять успешность воспитания вокалиста. Именно поэтому на воспитание активности и самостоятельности музыкального мышления певца указывала Т.Н. Руднева.
Еще один блок, определяющий успешность самостоятельной деятельности, связан с профессиональными знаниями, умениями и навыками вокалиста. Являясь частью системы, этот блок вносит свой вклад в успешность самостоятельной работы. Он, как и другие, состоит из множества различных компонентов. Первый из них, это «знание». Авторы монографии обобщают их в четыре группы: «1) знание музыкального искусства, в том числе и вокального; 2) знание закономерностей воспитания вокалиста; 3) знание закономерностей и алгоритмов самостоятельной работы; 4) знание сенсорных эталонов, составляющих сенсорную культуру певца» (Сраджев, Сраджева, Коротнева, 2011: 58).
Но сами по себе знания, как мы убедились ранее, не смогут обеспечить эффективность обучения музыканта. Поэтому следующим компонентом этого блока является умение ими пользоваться. Это является принципиальным условием успешной деятельности, которое обязательно должно учитываться при создании методики формирования навыков самостоятельной работы вокалиста. Добавим, что «умение пользоваться» относится не только к знаниям, но и к методам практической работы вокалиста.
Еще одним условием, обязательным для проведения самостоятельных занятий, является «умение анализировать» (Сраджев, Сраджева, Коротнева, 2011: 59) свою работу. Оно лежит в основе самоконтроля. Именно на это указывали Т.Н. Руднева, Е.С. Курдина и многие другие теоретики и педагоги. В частности, А.Г. Менабени писала: «В певческой деятельности самоконтроль — это самостоятельная оценка воспроизводимого звучания и создающего его действия. Она возможна только при наличии у учащегося ясного представления (знания) о том, что надо воспроизвести и как это сделать, а также умения сопоставить воспроизводимое звучание и совершаемые действия со звучанием и действиями, правильными в данной ситуации. Учащегося необходимо учить умению сопоставлять, оценивать» (Менабени, 1976: 253-254). Вполне закономерно, что при этом юный вокалист должен быть вооружен знаниями «сенсорных эталонов», на основе которых и дается оценка своей деятельности. Дать знания обучающему и воспитать умение ими пользоваться – важнейшая задача вокального педагога.
Обобщая сказанное, можно обозначить ряд условий, призванных помочь в создании методики обучения самостоятельной работе. Изложенные в виде педагогических установок, они способны направлять усилия вокальных педагогов в те области процесса обучения вокалистов, которые будут непосредственно ответственны за формирование умений самостоятельно заниматься. Кроме того, их выполнение будет ориентировать музыканта в поиске путей организации успешной самостоятельной деятельности.
Назовем основные положения, на которые нужно ориентироваться при обучении самостоятельной работе.
Формирование мотивов самостоятельной работы вокалиста. Начинается этот процесс с создания различных мотиваторов, на основе которых возникнут нужные мотивы. Следует учесть, что одними убеждениями здесь не обойтись Важнейшим условием рождения мотива служит специальная организация учебного процесса, предусматривающая постановку требований, выполнение которых будет являться обязательным для каждого обучающегося. Эти требования, в первую очередь, должны касаться самостоятельной работы вокалиста.
Важно обеспечить молодого вокалиста необходимыми для организации самостоятельной работы знаниями. Они не должны ограничиваться рамками операциональных действий, а репрезентировать системные сведения, с помощью которых можно добиваться высокой результативности самостоятельной работы. Знания будут пополняться в процессе развития вокалиста и его профессиональных умений.
Необходимо развить умение ставить и формулировать цели своей самостоятельной работы. Важнейшим резервом повышения ее эффективности является именно эта способность вокалиста, так как чаще всего, как показала вокально-педагогическая практика, самостоятельная работа выполняется без глубокого осмысления ее цели и задач. Нечеткость, в этой области приводит к механистичности выполнения самостоятельной работы и, как следствие, к низкой результативности.
Нужно сформировать практические умения и навыки, обеспечивающие выполнение самостоятельной деятельности. Успех самостоятельных занятий во многом будет определяться знанием приемов и методов работы, обеспечивающих решение возникающих задач. Данная в упрощенном виде, «техника» проведения самостоятельных занятий в процессе обучения и развития вокалиста будет совершенствоваться для выполнения более сложных заданий.
Важно добиться освоения учениками не только локальных умений и навыков, а организовать их в виде специализированных алгоритмов практической деятельности, нацеленной на выполнение обозначенных целей и задач.
В качестве важнейшего условия, без выполнения которого самостоятельные занятия не смогут обрести нужную результативность, выступает развитие умения анализировать получающийся результат. Без этого умения самостоятельные занятия превратятся в механистическое действо, на которое будет потрачено много времени, но которое не сможет привести к нужному результату.
Заключение (Conclusions). Изложенные выше теоретические установки носят весьма обобщенный характер. Они не призваны выполнять функции локальных советов, помогающих в работе вокалиста. Наоборот, их предназначение очертить системные компоненты воспитания самостоятельности певца. Каждый из них охватывает целые области целостного процесса самостоятельных занятий. В их рамках необходима детализация практических приемов и методов работы, определяемых конкретными целями обучения певца.
Выводы статьи могут служить основанием для формирования практической самостоятельной деятельности в обучении не только вокалистов, но и музыкантов других специальностей. При этом нужно отметить еще один весьма существенный аспект процесса их воспитания. Он связан не с освоением различных знаний, умений, навыков, а с развитием вокалиста. Оно затрагивает все стороны личности музыканта, обеспечивающие рост его профессионального мастерства. В первую очередь необходимо позаботься о совершенствовании музыкального мышления будущего певца. В целом, именно оно способно обеспечить постановку высокохудожественных музыкально-слуховых целей, связанных с передачей образно-смыслового содержания исполняемых произведений, нужное функционирование вокально-технического аппарата и адекватный анализ, получаемого звукового результата. В своей совокупности это и обеспечит творческий уровень художественно-исполнительской деятельности. Музыкальное мышление – системное качество. От него зависит успех во многих других сферах работы вокалиста, включая вокально-педагогическую.
С развитием профессионального мышления вокалиста тесно связано формирование и совершенствование вокального слуха певца, его сенсорной культуры в целом. Без них из спектра работы вокалиста выпадают целые области, связанные с оценкой получаемого результата, с анализом путей дальнейшего обучения вокалиста, с внесением корректив в процесс обучения и т.д. Без опоры на музыкальное мышление любая методика нацелена только на решение узкого круга сиюминутных задач, доступных для конкретного уровня развития вокалиста. Но такая методика не способна служить опорой для планомерного процесса воспитания вокалиста и не имеет перспективы. Это обусловлено тем, что знания, как таковые, не способны обеспечить динамичное воспитание вокалиста, без соответствующего развития его музыкального мышления.
Изложенные в статье установки носят универсальный характер и будут справедливы для формирования любой практической деятельности музыканта. Вместе с тем, они вполне применимы для решения локальных вопросов, в частности, для создания методики обучения самостоятельной работе вокалиста.

Список литературы

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса М.: Просвещение. 1982. 182 с.
Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психол.-пед. обеспечения техн. Обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та. 1977. 304 с.
Евдокименко И.И. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся детских музыкальных школ. Тверь, 2015. URL: http://as-sol.net (дата обращения: 21.09.2021).
Ковалева Л.М. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов по классу вокала, сольному пению. Александровск-Сахалинский: 2015. 24 с.
Курдина Е.С. Формирование навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов в детской эстрадной студии. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2019. 179 с.
Курдина Е.С. Методика формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих эстрадных вокалистов // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 164-169.
Менабени А.Г. Самостоятельная работа студента при обучении сольному пению. В сб. Вопросы вокальной педагогики. Вып.5. М.: Музыка, 1976. С. 253-254.
Назаренко И.К. Искусство пения. Издание третье, дополненное. М.: Музыка, 1968. 623 с.
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под общ. ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
Руднева Т.Н. Вопросы формирования этапов самостоятельной работы студентов-вокалистов // Молодой учёный. 2016. № 26 (130). С. 770-772.
Сраджев В.П., Сраджева О.В., Коротнева Т.В. Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения. М.: ООО «Прогресс», 2011. 208 с.
Трифонов А.А. Теория и практика фортепианной педагогики. Куйбышев: Изд-во КГУ, 1979. 86 с.
Шишкина С.В. Организация самостоятельной работы студента-музыканта в педагогическом вузе // Фундаментальные исследования. 2008. № 5: 137-138. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3008 (дата обращения: 25.09.2021).
Kolarkova О.G., Savina А.А. The organization of students’ independent work on the stage of their vocational education when teaching them a foreign language in the context of competence approach. //Journal Modern high technologies. 2016. № 3 (part 1). P. 143-147.
Zhang Lianhong. Сontent features of vocalists’ professional training in the system of higher music education of Сhina and Ukraine: a comparative analysis. // The scientific heritage 2021. № 59.