16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-1

Формирование гражданской позиции будущих сотрудников органов внутренних дел: к поиску результативных методов

Aннотация

Введение. Современные тенденции профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел предполагают формирование личности сотрудника, отличающегося не только совокупностью профессиональных компетенций, но и сформированной гражданской позицией, высоким уровнем нравственности и ценностными ориентациями гражданской направленности. Гражданская позиция будущих сотрудников органов внутренних дел в статье рассматривается как интегративная характеристика личности и структурно представлена рядом компонентов: гражданской компетентностью, отношением к гражданскому обществу и своему месту в нем, гражданской активностью. Цель работы – изучить уровень сформированности гражданской позиции будущих сотрудников органов внутренних дел. Методология и методы: в эмпирическом исследовании приняло участие 117 курсантов I курса юридического факультета Воронежского института МВД России. В исследовании применялись анкета «Гражданственность и патриотизм» (Е.Г. Галянская, Н.А. Гетман, Е.Н. Котенко), модифицированная в соответствии с целью и особенностями исследуемой выборки; опросник «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у обучающихся» (Т.В. Болотина). Результаты исследования: Среди выделенных уровней сформированности гражданской позиции (когнитивный, эмоциональный, деятельностной) большинство будущих сотрудников органов внутренних дел обладают средним и низким уровнями сформированности гражданской позиции, наиболее слабо сформирован ее деятельностный компонент. Это актуализирует необходимость разработки педагогической программы формирования гражданской позиции будущих сотрудников правоохранительных органов, одним из ключевых методов реализации которой выступает метод примера, предполагающий ориентацию обучающихся на образцы поведения сотрудников правоохранительной сферы, а также субъектов образовательного процесса ведомственной образовательной организации. Формирование гражданской позиции будущих специалистов органов внутренних дел выступает неотъемлемой составляющей воспитания личного состава в духе преданности своему Отечеству, способствующей поддержанию положительных и корректировке отрицательных поступков, избираемых будущими специалистами органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей в ходе учебно-профессиональной деятельности.


Введение (Introduction). В настоящее время подготовка кадров в системе МВД России претерпевает множественные содержательные изменения, связанные с общей государственной политикой как в области высшего образования, так и в области общей политики национальной безопасности.
Современные ФГОСы высшего образования совершенствуются и уточняются в направлении повышения уровня общекультурной и профессиональной подготовки специалистов. Так, основу деятельности образовательных организаций МВД РФ составляют требования подготовки не только высококвалифицированных профессионалов, но и сотрудников новой формации. По оценке
Л.А. Алексеевой, переход к социально-ориентированной модели правоохранительной деятельности, по мнению общества и руководства страны, требует воспитания сотрудников, вызывающих доверие, обладающих высоконравственной культурой, четкими ценностными ориентациями, гражданской направленностью (Алексеева, 2019).
Г.Р. Хуснетдинов отмечает актуальность и практическую значимость задачи формирования личности и воспитания сотрудника полиции нового плана, отличающегося интеллигентностью, порядочностью, высоким интеллектом и выраженной поведенческой культурой. Основой совести курсанта образовательной организации МВД РФ должны являться его идеалы, убеждения, моральная самооценка (Хуснетдинов, 2018: 176). По нашему мнению, эти характеристики находят отражение в гражданской позиции будущего сотрудника органов внутренних дел.
С точки зрения Ю.А. Просташкиной (Просташкина, 2019), при подготовке кадров МВД России существует необходимость учета традиций советского периода и постиндустриального общества (Veic, Mraovic, 2004, Shafer, 1997: 54, Kratcoski, 2004: 212). Попытка же калькирования западноевропейского опыта оказывается неэффективной в силу его ограниченности, а также псевдогуманизма.
В Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» подчеркивается важность повышения доверия граждан к правоохранительной системе страны[1]. В связи с этим необходимо развитие системы профессиональной подготовки в данной области путем совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России.
Таким образом, на сегодняшний день формируется уникальная модель сотрудничества Министерства науки и высшего образования и Министерства внутренних дел, ориентированная на подготовку высоконравственных сотрудников органов внутренних дел, обладающих сформированной гражданской позицией.
Целью статьи является теоретический обзор и представление результатов эмпирического исследования формирования гражданской позиции будущих специалистов органов внутренних дел.
Теоретическая основа (Thetheoreticalbasis). Научное осмысление подготовки курсантов образовательных организаций МВД России на основе педагогики воспитывающего обучения представлено в работах H. Abels, M.W. Apple, J.A. Beane, B.E. Gates, E. Jürgens и др. (Abels, 2007; Apple and Beane, 1995: 106; Gates, 2006: 437; Jürgens, 1994: 138).
В Приказе МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» воспитательная работа определяется как основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностями службы[2]. В связи с разной модальностью данных качеств авторы рассматривают отдельные аспекты их формирования в воспитательном процессе образовательной организации МВД России, а также выделяют разные методы и формы воспитания.
Г.Р. Хуснетдинов обращается к нравственно-патриотическому воспитанию, отмечая, что оно реализуется в учебное и внеучебное время работы с курсантами. Среди эффективных форм автор выделяет музейную педагогику, физическую культуру, поисковую работу, военно-патриотические акции (Хуснетдинов, 2018: 176).
Л.А. Алексеева (Алексеева, 2019) рассматривает профессионально-нравственное воспитание будущих сотрудников органов внутренних дел, реализуемое через метод демонстрации положительного опыта лучших сотрудников и подразделений. Автор выделяет разнообразные формы подобной работы (конференции, встречи с ветеранами, лучшими сотрудниками, Доска или Книга почета, печатные буклеты, боевые листки и т.д.). С помощью данного метода и предлагаемых форм, по мнению Л.А. Алексеевой, достигается осознание будущими сотрудниками органов внутренних дел важности своего участия в жизни Родины, повышение уважения ее культуры, традиций и истории.
Воспитательная работа в образовательных организациях МВД России включается в решение глобальной цели государства по формированию национального самосознания, гражданственности и патриотизма у сотрудников органов внутренних дел.
Л.А. Алексеева отмечает, что данная цель отражается в постоянно сменяющих друг друга государственных программах по патриотическому воспитанию граждан РФ. Одной из основных составляющих этих программ является работа по формированию системы духовных, нравственных и социокультурных ценностей, которые, на наш взгляд, лежат в основе гражданской позиции будущих сотрудников органов внутренних дел.
И.С. Нестеренко, обобщив результаты педагогических исследований ряда авторов, выделяет наиболее эффективные методы воспитания сотрудников органов внутренних дел. Так, Н.И. Киряшов дифференцирует методы воспитания на непосредственно побуждающие к проявлению активной жизненной позиции; способствующие овладению обобщенным социальным опытом; участвующие в накоплении личного опыта социально-ценной деятельности и оценочно-стимулирующие и корректирующие методы. Указанная классификация отражает комплексность решения воспитательных задач (Нестеренко, 2014).
К данной классификации тесно примыкает система общих методов воспитания, предлагаемая Т.А. Ильиной, И.Т. Огородниковым, - методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения (Ильина, Огородников, 1978).
И.С. Нестеренко приходит к выводу, что к определению совокупности методов и каждого из них в отдельности нельзя подходить односторонне. Следует учитывать все элементы, составляющие структуру и содержание воспитательного процесса, в их взаимосвязи (Нестеренко, 2014). На наш взгляд, особенно это важно в отношении воспитания таких сложных и многомерных феноменов, как гражданская позиция.
В.А. Николаенко (Николаенко, 2019) обращает внимание на недостаточную реализацию воспитательного потенциала метода примера в работе с военнослужащими войск Национальной гвардии РФ. Исследования автора показывают, что более 60,0 % воспитателей различных категорий в качестве ведущего примера отмечают личный пример. В то же время недостаточно полно используются образцы поведения служащих при выполнении задач по служебному и должностному предназначению в различных условиях. Также автор отмечает, что в нормативной и методической литературе, регламентирующей систему работы с личным составом, конкретных методических рекомендациях и разработках, описывающих приемы и средства реализации метода примера в воспитании военнослужащих, не представлено.
С точки зрения В.А. Николаенко, метод примера представляет собой способ воздействия на сознание, чувства и волю, обеспечивающий адекватное восприятие, поддержание, целесообразную корректировку или исправление образа поступков и действий, избираемых военнослужащими в различных ситуациях (Николаенко, 2019).
На наш взгляд, утверждение о недостаточном раскрытии воспитательного потенциала метода примера справедливо и в отношении его реализации по отношению к будущим специалистам органов внутренних дел. Принимая позицию В.А. Николаенко, мы разделяем примеры на два типа: положительные, реализуемые в интересах позитивной рефлексии и подражания (героизм и мужество сотрудников МВД России; образцы выполнения служебного и гражданского долга, высокого уровня выполнения служебных задач командирами; положительные трудовые и жизненные примеры людей из близкого окружения; примеры из истории России, отечественной и зарубежной литературы и искусства, жизни и деятельности выдающихся людей прошлых лет и современности; образцы трудового героизма советского и российского народа) и отрицательные, реализуемые для информирования об ответственности перед обществом и государством за нарушение нравственных и правовых норм (примеры приговоров судов об осуждении сотрудников МВД России; выдержки из приказов о дисциплинарных наказаниях и т.д.).
Метод примера с целью формирования гражданской позиции будущих специалистов органов внутренних дел реализуется сотрудниками подразделения морально-психологического обеспечения деятельности образовательной организации системы МВД России, офицерами курсового звена, а также профессорско-преподавательским составом вуза на учебных и внеучебных занятиях с курсантами. Средствами реализации данного метода являются создание в учебных заведениях МВД музеев (комнат) Боевой славы, разработка, изготовление и распространение печатных памятных книг, брошюр, оформление наглядно-художественных средств, привлечение в систему воспитания личного состава и ветеранов МВД России.
Материалы и методы исследования (Methodologyandmethods). В качестве методологической основы исследования выступили философские идеи развития гражданского общества и личности в нем; положения гуманистического подхода в педагогике и психологии, раскрывающие механизмы формирования личности, воспитания гражданина, в том числе в процессе учебно-профессиональной деятельности. Гражданская позиция, проявляясь во всех сферах деятельности и отношений личности, определяет смысл и направленность поступков, сопричастность судьбе Отечества (Блинов, 2015).
На наш взгляд, гражданская позиция будущих специалистов органов внутренних дел выступает как интегративная характеристика личности, структуру которой составляют ряд компонентов: гражданская компетентность (совокупность знаний в области гражданственности и патриотизма, готовность и способность реализовать их во всех сферах деятельности); отношение к гражданскому обществу и своему месту в нем (гражданское самосознание, патриотизм, осознание гражданского долга); гражданская активность, подразумевающая реализацию гражданской культуры и патриотизма. В соответствии с указанными компонентами определены критерии сформированности гражданской позиции: когнитивный, эмоциональный и деятельностный.
С целью изучения уровня сформированности гражданской позиции будущих сотрудников органов внутренних дел проведено эмпирическое исследование, в котором применялись анкета «Гражданственность и патриотизм» (Е.Г. Галянская, Н.А. Гетман, Е.Н. Котенко; модификация А.В. Щербакова) (Галянская, Гетман, Котенко, 2019); опросник «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у обучающихся» (Т.В. Болотина) (Болотина, 2012). Базой исследования выступил Воронежский институт МВД России. Общий объем выборки составил 117 курсантов I курса юридического факультета.
Анкета «Гражданственность и патриотизм», модифицированная нами с учетом целей и характера выборки исследования, включала вопросы, касающиеся осведомленности курсантов образовательной организации относительно сущности, механизмов развития и формирования, проявления гражданской позиции; роли субъектов образовательной организации МВД России в ее формировании; эмоциональной оценки курсантами гражданских и патриотических качеств личности сотрудника правоохранительных органов, отношения к проявлениям этих характеристик у членов общества. В анкете также представлены вопросы и утверждения, позволяющие оценить деятельностную включенность будущих специалистов органов внутренних дел в мероприятия гражданско-патриотической направленности; участие в волонтерском движении; активную позицию в овладении формами и методами гражданско-патриотической деятельности; реализацию гражданской позиции в разных сферах жизнедеятельности.
Методика «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у обучающихся» (Т.В. Болотина) построена на основе метода незаконченных предложений и позволяет оценить степень осознания обучающимися сущности и особенностей собственной гражданской позиции, гражданственности, роли личности в гражданском обществе.
Научные результаты и дискуссия (ResearchResultsandDiscussion). В соответствии с выделенными критериями сформированности гражданской позиции будущих специалистов органов внутренних дел проведено эмпирическое исследование, в соответствии с результатами которого участники исследования дифференцированы на группы с высоким, средним и низким уровнями сформированности гражданской позиции. Уровень сформированности гражданской позиции определялся как интегративный показатель выраженности гражданской компетентности, отношения к гражданскому обществу и своему месту в нем, гражданской активности, определяемых через когнитивный, эмоциональный и деятельностный критерии.
Как показали результаты проведенного исследования, представленные на рисунке и отражающие уровень сформированности указанных критериев, большинство обучающихся обладают средним и низким уровнями сформированности гражданской позиции, причем наиболее слабо сформирован ее деятельностный компонент.
На основе результатов изучения уровня сформированности гражданской компетентности курсантов образовательной организации системы МВД России посредством анализа показателей когнитивного критерия выявлено, что большинству опрошенных присущи низкий и средний уровни гражданственности и патриотизма, готовности и способности реализовывать их в деятельности.
Представления большинства курсантов о сущности, проявлениях, механизмах формирования и развития гражданственности и патриотизма носят недифференцированный, размытый, зачастую противоречивый характер. Лишь 25,7 % будущих специалистов органов внутренних дел демонстрируют системность и устойчивость взглядов на гражданственность и патриотизм как неотъемлемые качества личности сотрудника полиции; осознание их значимости в деятельности сотрудника правоохранительных органов; способность и готовность реализовывать гражданскую позицию в учебно-профессиональной, общественной и других видах деятельности.
 
Около трети обучающихся (32,2 %) затруднились ответить или предложили пространные ответы на вопросы о том, что представляют собой патриотизм и гражданственность; какими гражданскими качествами необходимо обладать сотруднику правоохранительных органов; каким образом осуществляется формирование и развитие гражданской позиции личности; как проявляются гражданственность и патриотизм в разных сферах жизнедеятельности человека.
Как показали результаты исследования, в наибольшей степени у курсантов сформирован компонент гражданской позиции, отражающий эмоциональное отношение обучающихся к гражданскому обществу и своему месту в нем, оцениваемый через эмоциональный критерий. У подавляющего большинства будущих специалистов органов внутренних дел данный компонент гражданской позиции сформирован на высоком и среднем уровнях (соответственно 25,1 % и 56,2 %). Это указывает на эмоциональную вовлеченность обучающихся в вопросы, связанные с интересами и судьбой Отечества; направленность на реализацию гражданско-патриотической деятельности; интерес и позитивное отношение к волонтерскому движению.
Следует подчеркнуть, что значительная часть курсантов (78,4 %) в качестве одного из определяющих факторов активного включения в мероприятия гражданско-патриотической направленности, стремления к развитию собственной гражданской позиции отметили личный пример и гражданскую позицию офицеров курсового звена, преподавателей, кураторов учебных взводов. Это дает основание актуализировать значимость метода примера как одного из наиболее значимых методов воспитания, способствующего формированию гражданской позиции будущих специалистов органов внутренних дел посредством воздействия на сознание и чувства, обеспечивающего адекватное восприятие и закрепление поступков и действий, служащих ориентирами в многообразных ситуациях профессиональной и общественной деятельности.
Деятельностный критерий, позволяющий оценить гражданскую активность будущих специалистов органов внутренних дел, у большинства опрошенных сформирован на среднем (45,0 %) и низком (39,8 %) уровнях. Этот компонент характеризуется наиболее низким уровнем сформированности, что объясняется невозможностью реализовывать деятельность, отражающую гражданскую позицию, без должного уровня развития гражданской компетентности и конструктивного отношения к гражданскому обществу и своему месту в нем. Обладая низким уровнем знаний в области гражданственности и патриотизма, готовности и способности реализовать их во всех сферах деятельности, а также недостаточно сформированными гражданским самосознанием, патриотизмом и осознанием гражданского долга как человека и сотрудника правоохранительной деятельности, курсанты не могут в полной мере реализовывать гражданскую позицию в деятельности.
Таким образом, полученные нами данные по дифференцированным группам будущих специалистов органов внутренних дел по уровню сформированности когнитивного, эмоционального и деятельностного критериев гражданской позиции, представленными на рисунке, позволяют перед педагогическим сообществом поставить, на наш взгляд, следующие необходимые вопросы. Прежде всего, к числу таковых, следует отнести необходимость решения противоречия между актуальными требованиями социального заказа на формирование гражданской позиции будущих специалистов органов внутренних дел и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения ее осуществления в образовательных организациях МВД, на что есть указание в большом массиве современных теоретических и эмпирических исследований. Подчеркивая высказанное соображение, обращаясь к коллегам и читателям, также хотим обратить внимание на то, что современное российское общество в целом нуждается в деятельной и мыслящей личности будущего специалиста органов внутренних дел, решающих в повседневной деятельности задачи правового регулирования общественных отношений и их охраны, при этом разделяющих ответственность за развитие государства и события, в нем происходящие, за будущее своей страны. Это еще раз убеждает нас в актуальности разрабатываемой нами темы и лишний раз дает основание пригласить всех заинтересованных и размышляющих над интересующей нас темой к разработке педагогически обоснованных процесса и технологии формирования гражданской позиции при соблюдении комплекса условий (социокультурных, организационно-педагогических, психолого-педагогических, социально-педагогических, собственно педагогических) в профессиональных организациях МВД.
Заключение (Conclusions). Таким образом, формирование гражданской позиции будущих специалистов органов внутренних дел выступает неотъемлемой составляющей воспитания личного состава в духе преданности своему Отечеству, осознанного принятия и поддержки государственной политики в сфере внутренних дел и решений Президента РФ по вопросам обеспечения законности и правопорядка в стране. Одним из эффективных способов решения указанной задачи является метод примера, цель которого – воздействие на сознание, чувства и волю будущего специалиста посредством комплекса примеров, способствующих поддержанию положительных и корректировке отрицательных поступков, избираемых будущими специалистами органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей в ходе учебно-профессиональной деятельности.
В результате эмпирического исследования, направленного на оценку уровня сформированности гражданской позиции будущих специалистов органов внутренних дел, установлено, что большинство курсантов I курса образовательной организации системы МВД России проявляют низкий и средний уровни гражданственности и патриотизма, готовности и способности реализовывать их в деятельности.
Необходима разработка теоретически и эмпирически обоснованной педагогической программы формирования гражданской позиции будущих специалистов правоохранительных органов, среди задач которой: развитие у будущих специалистов органов внутренних дел гражданско-профессиональной направленности с опорой на положительные профессиональные образцы поведения в различных служебных ситуациях; популяризация среди курсантов эффективных моделей и форм высоконравственного, гуманного, ориентированного на общественные интересы служебного долга; воспитание будущих специалистов органов внутренних дел как ответственных субъектов профессиональной деятельности, осуществляемое с опорой на положительное в личности. В числе методов формирования гражданской позиции будущих специалистов правоохранительных органов одно из ключевых мест занимает метод примера, предполагающие ориентацию обучающихся на образцы поведения сотрудников правоохранительной сферы, командиров курса, преподавателей, кураторов учебных взводов при выполнении задач по служебному и должностному предназначению.
[1] Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

[2] Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

Список литературы

Алексеева Л.А. Основные направления патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2019. 32 с.
Блинов В.И. Воспитание в профессиональном образовании: формирование конструктивной гражданской позиции в русле поликультурной модернизации. Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности: сб. научных статей Междунар. науч.-практ. конф., 22-23 октября 2015 г. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2015. С. 16-19.
Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ // Методист. 2012. № 1. С. 7-10.
Галянская Е.Г., Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Теоретическое обоснование и исследование гражданской позиции ординаторов // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-1. С. 146-150. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37781 (дата обращения: 14.03.2022).
Нестеренко B.C. Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014. 164 с.
Николаенко В.А. Реализация метода примера в воспитании военнослужащих войск Национальной гвардии РФ: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 24 с.
Педагогика школы: учеб. пособие для пед. ин-тов / Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, В.М. Лапик и др. М.: Просвещение, 1978. 320 с.
Просташкина Ю.А. Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 27 с.
Хуснетдинов Г.Р. Нравственно-патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России: опыт, передовые подходы // Вестник КАЗГУКИ. 2018. № 4. С. 176-180.
Abels H. Interaktion, Identität, Präsentation: Kleine Einführung in interpretative Theorien der Soziologie (Studientexte zur Soziologie). GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2007. URL: http://dnb.d-nb.de>abrufbar (дата обращения: 21.02.2022).
Democratic Schools / Ed. By M.W. Apple and J.A Beane. Alexandria: ASCD. 1995. 106 p.
Gates B.E. Where is moral in citizenship education? // Journal of Moral Education 2006. Vol. 35. № 4. J.M.E.: Wakes Colne, Colchester, UK. PP. 437-442.
Higher Education Directory / ed. C. H. Torregrosa. 9 th ed. Falls Church: Higher Education Publications, Inc., 1991. 597 p.
Jürgens E. Die «neue» pädagogik und die bewegung offener Unterricht. Theorie, Plaxis und Forschungslage. Sankt Audustin: Acad. Verlag, 1994. 138 p.
Kratcoski P.C. Police Education and Training in a Global Society: Guest Editor’s Introduction // Police Practice and Research. 2004. Vol. 5. № 2. P. 212-215.
Shafer K.H. High-Performance Policing for the 21st Century // Police Chief. Nov. 1997. P. 54-58.
Veic P., Mraovic I.C. Police Training and Education: The Croatian Perspective // Police Practice and Research. 2004. Vol. 5. № 2. P. 109.