16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-2

О проблемах при подготовке студентовспециальности «Физическая культура» к участию в конкурсе профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia

Aннотация

Введение. Введение компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» в состав компетенций для участия в чемпионате WorldSkills Russia обусловило необходимость анализа условий и обобщения накопленного опыта подготовки к нему студентов. Теоретический анализ источников подтвердил недостаточность исследований по выявлению и интерпретации проблем, связанных с целевой, содержательной, методической, организационной, ресурсной готовностью организаций среднего профессионального образования к участию в чемпионате. Цель статьи – выявить проблемы при подготовке студентов отделения физической культуры Белгородского педагогического колледжа к участию в конкурсе профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia. Материалы и методы: теоретический комплексный анализ литературы, ФГОС среднего профессионального образования и WorldSkills Russia; обобщение опыта работы преподавательского состава Белгородского педагогического колледжа (25 чел.); интерпретация результатов деятельности фокус-групп из числа представителей научных, преподавательских коллективов Валуйского и Старооскольского педагогических колледжей и факультета физической культуры ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». В результате описаны этапы работ преподавательского состава, перечислены изменения в модулях программ учебных планов по специальности «Физическая культура», выявлены проблемы соответствия современным требованиями WorldSkills Russia: недостаточная подготовленность преподавательского состава профессиональной образовательной организации; материально-техническое обеспечение профессиональных образовательных организаций; дорогостоящее сертифицированное спортивное оборудование и инвентарь, которое необходимо обновлять практически каждый год; постоянно меняющиеся критерии оценки конкурсных заданий. Выводы. WorldSkills Russia для специальности «Физическая культура» значительно расширяет объем образовательного материала, помогает успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, совершенствует профессиональные умения и навыки, развивает профессиональное и креативное мышление студентов, способствует формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере в соответствии с вызовами современности.


Введение (Introduction). В стремительно меняющемся современном мире к наиболее востребованным профессиональным качествам специалиста в области физической культуры и спорта относятся: умение адаптироваться к нововведениям и изменениям в социальных запросах, профессиональных стандартах; способность передавать новые знания и обучать занимающихся различных возрастных категорий; умение использовать новое оборудование и применять новые технологии в области физической культуры, спорта и фитнеса, демонстрировать и делиться своими знаниями с заинтересованными лицами, коллегами (Behbahani, 2010; Захарова, Протодьяконова, 2018; Криштофик, Махотин, 2018; Сафронова, Кетриш, 2020)[1].
С целью формирования вышеперечисленных качеств специалистов в области физической культуры и спорта, а также реализации современных задач, оказания методической помощи и системы конкурентного отбора лучших из лучших в своей профессии, увеличения уровня мастерства студентов и пропаганды активной творческой профессиональной деятельности было организовано движение WorldSkills Russia[2],[3]. Впервые компетенция «Педагог по физической культуре» была презентована в рамках проведения I Открытого регионального чемпионата «WorldSkills Russia – 2016» в г. Тольятти в 2016 году, с участием 14 регионов РФ. Однако, официально участвовать в чемпионатах по стандартам WorldSkills по указанной компетенции стали значительно позже, в то время действовали и другие конкурсы профессионального мастерства в этой области. Например, студенты Белгородского педагогического колледжа в 2016 году участвовали во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей (УГС) среднего профессионального образования 49.00.00 «Физическая культура и спорт», где завоевали 4 место (из 12). Уже в сезоне 2016-2017 года в рамках WorldSkills Russia прошло 14 региональных чемпионатов в нашей стране и в мае 2017 года 7 конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов, приняли участие в финале V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в г. Краснодар.
На сегодняшний день «Физическая культура, спорт и фитнес» входит в состав основных компетенций и имеет 10 сертифицированных экспертов[4]. Более 140 человек получили свидетельство на право проведения демонстрационного экзамена (ДЭ) и более 20 специалистов на право проведения региональных чемпионатов[5],[6]. Несмотря на накопленный опыт подготовки и организации движения WorldSkills Russia, участники из различных регионов до сих пор продолжают сталкиваться с серьезными проблемами. В этой связи цель исследования была связана с выявлением проблем при подготовке студентов отделения физической культуры Белгородского педагогического колледжа к участию в конкурсе профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia.
Материалыиметоды (Methodology and methods). На основе теоретического анализа и обобщения специальной литературы (Астаева, 2016; Листвин, 2017; Крайчинская, Реус, 2019; Ишкильдина, Лукин, Кручинина 2020) была определена степень научной разработанности проблемы и составлено представление о методах подготовки студентов к участию в конкурсе профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia. Проведение комплексного анализа стандартов ФГОС среднего профессионального образования и WorldSkills Russia позволило выявить проблемные места в модулях различных дисциплин (Галанина, 2017; Платонова, Анисимова, Олесова, 2018; Петров, 2019).
В исследовании по выявлению проблем при подготовке студентов отделения физической культуры к конкурсу профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia непосредственное участие приняли 25 человек из числа преподавательского состава Белгородского педагогического колледжа. Также на различных этапах исследования к участию в работе фокус-группах по выявлению и обсуждению нововведений, проблем соответствующей подготовки студентов с 2016 года привлекались представители научных, преподавательских коллективов еще двух колледжей Белгородской области (Валуйсткого и Старооскольского) и факультета физической культуры ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Всего более 50 человек, принимающих участие в подготовке специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта в регионе.
Научные результаты и дискуссия (ResearchResultsandDiscussion). Проведенное исследование позволило установить, что конкурс WorldSkills Russia предназначался первоначально для специалистов, уже имеющих стаж работы и готовых демонстрировать результаты профессионального опыта. К их числу Трудовой кодекс Российской Федерации (Глава 11, ст. 70) относит: «Лицо, окончившее образовательное учреждение среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения»[7], так называемые молодые специалисты.
Белгородская область присоединилась к Всероссийскому движению «Молодых профессионалов» WorldSkills Russia (WSRussia) лишь в 2020 году. Региональной площадкой, оборудованной по стандартам чемпионата WSRussia, стал Валуйский колледж. За право представлять регион боролись 6 участников от трех учебных заведений Белгородской области: Валуйский колледж, Старооскольский педагогический колледж и Белгородский педагогический колледж. Участники первого регионального состязания были выделены из студенческих коллективов в результате соревновательного отбора в своих учебных организациях, на конкурсной основе по программе WSRussia. Ими стали студенты старших курсов колледжа, уже прошедшие практику в рамках учебного плана специальности и продемонстрировавшие наилучшие результаты.
Студенты-представители от Белгородского и Старооскольского педагогических колледжей не смогли справиться с рядом заданий. В первую очередь, это было связано с разницей используемых компьютерных установочных программ. Соответственно, заработав меньшее количество баллов, проиграли организаторам – представителям Валуйского колледжа. После анализа процесса подготовки и результатов в первом региональном чемпионате WSRussia перед преподавателями Белгородского педагогического колледжа появилась необходимость совершенствования процесса подготовки к конкурсам профессионального мастерства и мотивации студентов (Leigh, 2015; Христенко, Реус, Зинченко и др., 2016; Pylväs, Nokelainen, 2017). Параллельно и весь образовательный процесс по специальности 49.02.01 «Физическая культура», в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования сориентировали на критерии конкурсных задач[8].
С этой целью было организовано: 1) сравнение стандартов ФГОС и WSRussia. В результате чего выявлены различия в содержании дисциплин и модулей образовательных программ несовпадающие с конкурсной программой: ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, ОП.09. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки (Раздел Музыкально-ритмическое воспитание с методикой тренировки), ПМ 03 Методическое обеспечение процесса физического воспитания. МДК 03.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя физической культуры» ПМ 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам МДК 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура»; 2) внесение изменений, дополнений в программы модулей и учебных дисциплин на основе профессиональных стандартов и стандартов WSRussia. Были добавлены темы по работе с презентациями, обучение видам фитнес технологий, составление шаблона фитнес занятия, темы по теории тренировки; 3) совершенствование программ и организация проведения квалификационного экзамена по типу демонстрационного по стандартам WSRussia.
Для мотивации студентов к участию в следующих региональных соревнованиях, был определен ряд первостепенных задач: 1) подготовка студентов, начиная с 1-го курса; 2) разработка и проведение практических занятий на учебных дисциплинах с учетом заданий чемпионата WSRussia; 3) обновление и расширение материально-технической базы для подготовки к чемпионатам; 4) использование новых видов оборудования и инвентаря на всех занятиях практического и теоретического характера; 5) организация пропагандистско-просветительских мероприятий на постоянной основе для студентов и абитуриентов колледжа. В их число, первоначально, вошли тематические кураторские часы, студенческие и преподавательские конференции, методические мероприятия, мастер-классы и пр.
С целью реализации поставленных задач, начиная с сентября 2020-2021 учебного года, была создана команда педагогов, которые в течение нескольких месяцев наблюдали за студентами с момента их поступления в профессиональную образовательную организацию, выявляли способности обучающихся и анализировали их успеваемость по смежным дисциплинам.
В ноябре 2020 года был организован начальный этап профессионального конкурса «Молодые профессионалы», что позволило среди студентов отделения физической культуры Белгородского педагогического колледжа отобрать двух самых сильных участников, которые смогли продуктивно, рационально и качественно проявить себя, как в области теоретических, так и в практических навыках.
Был разработан перспективный план по подготовке участников к региональному этапу. Итогом целенаправленной, слаженной работы педагогов и обучающихся стали два призовых места. Среди 6 участников из трех учебных заведений Белгородской области, студенты Белгородского педагогического колледжа завоевали первое и третье место. Летний период 2021 года был посвящен подготовке и первому участию победителя нашего региона в Национальном финале конкурса WSRussia - 2021, в городе Уфа (Башкортостан). Представитель Белгородской области завоевал 8 место из 12, что было оценено руководством, как удовлетворительный результат.
Вместе с тем, в процессе практической подготовки к конкурсу обозначился ряд проблем. Во-первых, это недостаточная подготовленность преподавательского состава профессиональной образовательной организации к ведению учебной деятельности в соответствии с современными требованиями WSRussia. Ее решение обеспечивалось организацией и участием преподавательского состава колледжа в разнообразных формах повышения квалификации. Во-вторых, это проблема материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, нехватка либо отсутствие дорогостоящего спортивного оборудования и инвентаря, которые необходимо регулярно закупать (практически каждый новый сезон). Наличие данной проблемы ставит под сомнение не только победы, но и само участие в чемпионате. Важно обратить внимание, что учредители конкурсного движения объявляют обязательным условием использование только ими сертифицированного оборудования (Дорожкин, Лыжин, Табаков, 2016; Глебова, Ходаков, 2018). К их числу относятся дорогостоящие современные системы, такие как МФР (многофункциональная рама – разборная конструкция, включающая в себя комплекс из шведской стенки, турников, рукохода, держателей для штанги, скамьи для пресса, мишень для работы с медболом и т.п.) и InBody (диагностический аппарат, позволяющий получить информацию о составе тела: об объемах жира и мышц, наличии висцеральных отложений, скорости базального метаболизма, количестве воды и костной массы). Небольшая доступность постоянно меняющихся критериев оценки конкурсных заданий, порой их полное отсутствие в свободном доступе не позволяют участникам быть в исходно равных условиях (Duenes; Кочетков, 2016).
Таким образом, тот, кто разрабатывает критерии оценки конкурсных заданий, тот ими и владеет. В этом процессе участвуют только сертифицированные эксперты. Большее число из них – представители Самарской области, стоящие у истоков организации движения WSRussia по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес». Постоянно меняются конкурсные задания в сторону усложнения, использования видео и других современных цифровых технологий. Сегодня и опытному преподавателю физической культуры будет очень сложно ориентироваться в выдвигаемых требованиях. Объем знаний участников требует все большую и большую значительную подготовку при не понятной для участников системе стимулирования и мотиваций. Наконец, требования конкурсной программы находятся в противоречии с уровнем оснащенности современных учебных заведений по физическому воспитанию (Lassila-Merisalo, 2014; Sayers, 2015).
Необходимо отметить, что до конкурса профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia, уже проводилась Всероссийская олимпиада обучающихся по укрупненной группе специальностей среднего профессионального образования 49.00.00 «Физическая культура и спорт» и её содержание четко соответствовало модулям программы подготовки специалиста (учителя физической культуры, учителя адаптивной физической культуры, тренера по виду спорта), в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Участники использовали фитнес технологии как «фишку» для победы в конкурсной программе, то есть как дополнительные инновационные средства физической культуры.
Сегодня, движение WorldSkills Russia вытеснило этот конкурс. При этом основное содержание WorldSkills Russia ориентировано на фитнес индустрию (используются специфические термины, названия, подходы в работе с клиентом). Но учитель в школе не работает с клиентом. Соответственно, для участия в конкурсной программе WorldSkills Russia, в подготовку будущего учителя физической культуры вводят дополнительные разделы знаний (дополнительный объем информации в соответствии с интенсивно развивающейся фитнес индустрией).
В этой связи вызывают научный интерес исследования авторов Е.В. Крякиной, И.В. Кулишенко, Е.В. Разовой, которые рассматривают компетенцию «Физическая культура, спорт и фитнес», не только в школьной образовательной практике учителя/педагога по «Физической культуре» и «Адаптивной физической культуре», но и в деятельности тренера, инструктора фитнес программ, тренажерного зала, спортивных зон отдыха, организатора спортивных программ и пр. Авторы предлагают осуществлять подготовку к овладению указанной компетенцией, в основном, средствами производственной практики (Крякина и др., 2020). В исследовании Р.В. Сафроновой, Е.В. Кетриш предлагаются практические меры по обновлению содержания подготовки будущих специалистов через включение новых тем в рабочие программы профессиональных модулей, в программы учебной и производственной практик; внесение изменений в контрольно-оценочные средства, в образовательные методики и технологии обучения в рамках специально организованных мастерских (Сафронова, Кетриш, 2020). Преподаватель А.А. Некрасов, описывая опыт подготовки студентов Читинского педагогического колледжа к участию в конкурсе по стандартам WorldSkills, предлагает ввести дополнительные часы для занятий по физической культуре в учебный план специальности «Физическая культура» за счёт часов вариативной части; внести изменения в содержание отдельных дидактических единиц с применением компьютерных технологий, что позволит осваивать различные виды деятельности с применением нового оборудования (в т.ч., InBody и др.) (Некрасов, 2021).
Таким образом, обсуждение рассматриваемых в статье проблем подтверждает актуальность и своевременность проводимого исследования. Программа состязаний WorldSkills Russia увлекательна, она значительно дополняет знания, позволяя расширить возможности профессиональной востребованности выпускника. Но, на наш взгляд, это очень далеко от того, чем живет современная школа. И тут возникает закономерный вопрос: «А надо ли школу и школьный спортивный зал превращать в фитнес центр?». Ответ на этот вопрос является достаточно дискуссионным, в связи с чем, к ответу на него приглашаются учителя физической культуры, преподаватели учреждений среднего профессионального образования, заинтересованные специалисты.
Заключение (Conclusions). Сегодня, с учетом уже приобретенного опыта, можно сделать вывод, что конкурсы профессионального мастерства помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, совершенствуют профессиональные умения и навыки, развивают профессиональное и креативное мышление студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере в соответствии с вызовами современности.
Однако, следует отметить, что в процессе подготовки к конкурсу были выявлены следующие проблемы соответствия современным требованиями WorldSkills Russia: недостаточная подготовленность преподавательского состава профессиональной образовательной организации; материально-техническое обеспечение профессиональных образовательных организаций, прежде всего это дорогостоящее сертифицированное спортивное оборудование и инвентарь, которое необходимо обновлять практически каждый год; необходимо обеспечить заблаговременный свободный доступ к постоянно меняющимся критериям оценки конкурсных заданий.
Обобщая мнения специалистов, можно констатировать, что WorldSkills Russia для специальности «Физическая культура» значительно расширяет объем образовательного материала, помогает успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, совершенствует профессиональные умения и навыки, развивает профессиональное и креативное мышление студентов, способствует формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере в соответствии с вызовами современности. Вместе с тем, следует выделить мнение о том, что активно развивающееся движение WorldSkills Russia более всего подходит для практических (технических) специальностей среднего профессионального образования и мало соответствует специфической деятельности педагога.
 
[1] Современные тенденции развития среднего профессионального образования. // URL: http://akvobr.ru/tendencii_ razvitia_spo.html. (Дата обращения: 10.01.2022)
[2] Методические материалы по профессии «Педагог» с учетом стандарта Ворлдскиллс Россия по компетенции «Физическая культура и спорт»: рабочая тетрадь. Тольятти: Академия. 2018. 61 с.
[3] Минпросвещения России // URL: https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 10.01.2022).
[4] All Skills WorldSkills Scale Results. WorldSkills International. URL: https://api.worldskills.org/resources. (Accessed 10 January 2022).
[5] Техническое описание компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес»: официальный сайт WorldSkills. URL: https://worldskills.ru/ (дата обращения: 01.03.2022).
[6] Академия Ворлдскиллс Россия. // URL: https://worldskillsacademy.ru/#/programs (дата обращения: 10.01.2022).
[7] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 10.01.2022).
[8] Методические материалы по профессии «Педагог» с учетом стандарта Ворлдскиллс Россия по компетенции «Физическая культура и спорт»: рабочая тетрадь. Тольятти: Академия, 2018. 61 с.

Список литературы

Астаева С.С. Подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по программам конкурсного движения WorldSkills в условиях сетевого взаимодействия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. 8(2). С. 95.
Галанина М.А. Проблемы повышения качества подготовки будущих специалистов в условиях межрегионального центра компетенций // Среднее профессиональное образование. 2017. 1. С.3-5.
Глебова И.С., Ходаков В.А. JuniorSkills как фактор создания мультимедийной журналистики будущего (на примере регионального Чемпионата JuniorSkills 2018 Москва) // Наука телевидения. 2018. 14.1. С. 212-238.
Дорожкин Е.М., Лыжин А.И., Табаков Л.С. Применение информационных технологий в процессе подготовки мастеров производственного обучения // Научный диалог. 2016. 3(51). С 281-290.
Захарова Н.Т., Протодьяконова Г.Ю. Модернизация системы среднего профессионального образования через движение «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» // Вестник СВФУ. 2018. №4 (12). С. 32-37.
Ишкильдина С.А., Лукин А.А., Кручинина А.А. Проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров по стандартам Ворлдскиллс // Инновации и инвестиции. 2020. (1). С. 94-97.
Кочетков В.В. Движение WorldSkills Russia как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания. 2016. (1). С. 23-25.
Крайчинская С.Б., Реус А.Г. Модель подготовки по методу WorldSkills // Модели и технологии в управлении и образовании. 2019. 10. С. 132-136.
Криштофик И.С., Махотин Д.А. Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов WorldSkills // сб. матер. Межрегион. науч.-практич. конфе. М.: МГПУ, ООО «Априор». 2018. 126 с.
Крякина Е.В., Кулишенко И.В., Разова Е.В. Формирование профессиональной готовности студентов факультета физической культуры МГОУ (уровень бакалавриат) к реализации компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» по стандартам Worldskills Russia // Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании. 2020. С. 120-125.
Листвин А.А. Антиномии современного среднего профессионального образования // Образование и наука. 2017. 1(19). С. 113-117
Некрасов А.А. Профессионализация студентов специальности физическая культура в соответствии с требованиями Ворлдскиллс (Worldskills Russia) // Актуальные вопросы образовательной и воспитательной деятельности. 2021. С. 80-83.
Петров Е.Е. Конкурсные задания для соревнований по профессиональному мастерству по компетенции «Инженерный дизайн CAD (САПР)» как инструмент повышения качества подготовки студентов в области геометрического моделирования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. (1). С. 79-89. doi: 10.18384/2310-7219-2019-1-79-89.
Петров Е.Е. Опыт обмена практиками подготовки участников конкурсов в сфере профессионального образования с представителями Китайской Народной Республики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. 1(57). С. 84-101.
Платонова Р.И., Анисимова В.Д., Олесова М.М. Новые ФГОС и WorldSkills в модернизации Российской системы среднего профессионального образования (СПО) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. 4(100). С. 247-254.
Сафронова Р.В., Кетриш Е.В. Участие в движении WorldSkills как основной вектор развития системы среднего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. №3. С.18-28.
Христенко В.Б., Реус А.Г., Зинченко А.П. и др. Технология системного мышления: Опыт применения и трансляции технологий системного мышления. М.: Альпина Паблишер, 2016. 330 с.
Behbahani A. Technical and vocational education and the structure of education system in Iran. Procedia Sosial and Behavioral Sciences. 2010. 5. P. 1071-1075.
Duenes S. How The New York Times’ ‘Snow Fall’ project unifies text, multimedia. URL:https://www.poynter.org/news/how-new-york-times-snow-fallproject-unifies-text-multimedia (Accessed 10 January 2022).
Lassila-Merisalo M. Story First-Publishing Narrative Long Form Journalism in Digital Environments. Journal of Magazine & New Media Research. 2014. 15(2). P. 1-15.
Leigh N. William Skills competitions: a winning formula for enhancing the quality of vocational education? 2015. URL: http://etheses.bham.ac.uk/5786/1/Leigh15EdD.pdf. (Accessed 10 January 2022).
Pylväs L., Nokelainen P. Finnish WorldSkills achievers’ vocational talent development and school-to-work pathways. International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). 2017. P. 95-116. URL: https://www.econstor. eu/handle/10419/168413. (Accessed 10 January 2022).
Sayers J.A. Career and Technical Education (CTE) and High School Student Success in Tennessee: D. thesis doctor of education in educational leadership. East Tennessee. 2015. 130 s.