Введение (Introduction). Современные вызовы дошкольному образованию связаны с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) и предполагают новые критерии готовности детских садов, в том числе, и к охране и укреплению физического и психического здоровья детей, усилению роли родительского актива в образовательном и управленческом процессе. Важно, что полноценное развитие будущих граждан страны на этапе дошкольного образования зависит не только от качества обучающих программ, профессионализма педагогического состава, высокого воспитательного потенциала родителей, но и от уровня медицинского обслуживания (Богдан, Горбачевская, 2018).
Усиливает необходимость изучения данного вопроса неблагоприятный прогноз прироста младших возрастных когорт в Российской Федерации. По прогнозу Росстата прогнозируется к 2035 г. снижение числа детей в возрасте от 0 до 14 лет, из них наибольшая убыль придется на детей 0-3 лет (на 1741,4 тыс. человек) и 4-6 лет (на 1778,0 тыс. человек). В динамике численности детского населения Вологодской области наблюдались тенденции, схожие с общероссийскими. В период с 1990 по 2010 гг. детское население региона сократилось на 148,4 тыс. человек. Как и в целом по стране, в регионе в третьем десятилетии XXI века численность детского населения вновь начнет сокращаться. По прогнозу Росстата к 2035 г. по сравнению с 2019 г. она снизится на 55,4 тыс. человек и достигнет 194,9 тыс. человек. При этом основной вклад в численные потери будут вносить дети дошкольного и младшего школьного возраста: так, убыль детей 0-3 лет составит 18,7 тыс. человек, 4-6 лет – 19,4 тыс. человек, 7-10 лет – 15,8 тыс. человек. Увеличение численности прогнозируется только для детей в возрасте 15-17 лет, но оно, так же, как и в целом по России, будет незначительным (3,2 тыс. человек) и не сможет компенсировать численные потери других возрастных групп (Рыбаковский, Таюнова, 2017; Короленко, Гордиевская, 2018).
В 2017 году Указом Президента РФ № 240 период с 2018 по 2027 годы был объявлен Десятилетием детства. Перечень мероприятий, приуроченных к этому событию, включал проработку вопросов и подготовку предложений по развитию инфраструктуры дошкольного образования; повышению его доступности
[1]. Проблема ухудшения здоровья дошкольников, как физического, так и нервно-психического, стоит на повестке дня уже давно (Батракова, Нефедов, Захарченко, 2017). Наиболее значимо детский организм реагирует на неблагоприятные факторы внешней среды в переходные возрастные периоды (Горшков, 2015). Один из таких периодов – возраст от 3 до 7 лет (Антропова, Бородкина, Кузнецова,1999). Хронические заболевания, возникающие в дошкольном возрасте, определяют здоровье ребенка в школьные годы и дальнейшей жизни, оказывают влияние на его физическое развитие, прогрессирование имеющейся врожденной или генетически обусловленной патологии, способствуют росту общей и инфекционной заболеваемости (Кравченко, 2013). Чаще всего переход в хроническую форму приходится на возраст 5-6 лет. К окончанию дошкольного возраста более 50% детей, по данным диспансерных осмотров, имеют те или иные отклонения в здоровье. Поэтому детская дошкольная организация является первой и важнейшей ступенью общего образования, которая во многом определяет возможности дальнейшего личностного и физического развития ребенка (Малышева, Малышева, 2018).
Методологияиметоды (Methodology and methods). Информационную базу настоящего исследования составили материалы когортного мониторингового наблюдения «Изучение условий формирования здорового поколения», проводимого ФГБУН ВолНЦ РАН с 1995 года. В исследование включены семьи, в которых родились дети с 1 по 25 марта 1995, 1998, 2001, 2004, 2014, 2020 гг. в городах: Вологде, Череповце (административный и экономический центры региона), районных центрах Кириллове, Великом Устюге и поселке городского типа Вожеге). Нами проведен анализ ответов родителей детей в возрасте 3, 4, 5, 6 лет в рамках мониторингового наблюдения. Численность выборки детей когорты 2014 года рождения составила в 2017 г. – 168 человек, в 2018 г. – 130, в 2019 г. – 145, в 2020 г. – 111 человек.
Опросник состоит из двух частей, одна из которых, относительно условий жизни и развития детей заполняется родителями, другая, содержащая оценку здоровья ребенка – участковыми врачами-педиатрами (Шабунова, 2015). Также проведен экспертный опрос заведующих детскими садами и заместителей директоров образовательных школ.
Применен интер- и интракогортный способ анализа данных исследования
[2] (Elliott, Shepherd, 2006; Wood, Bann, Hardy, Gale, Goodman, Crawford, Stafford, 2017). Первый предполагает сравнение когорт между собой. Второй – долговременное изучение одной когорты. В частности, в нашем исследовании на протяжении 4-х лет. Определенные признаки, в данном случае здоровье детей, отношение родителей к медицинскому обслуживанию ребенка исследуется в одной и той же когорте в разные моменты времени. С его помощью измеряются лонгитюдные различия в когорте (эффект периода и эффект возраста). Различия обусловлены тем, что респонденты становятся старше, происходит сравнение между собой срезовых исследований, проведенных в разные моменты времени.
К оценке здоровья детей дошкольного возраста применялись патопсихологический и адаптационный подход. Первый предполагает, что при диагностике физического и психического состояния ребенка врачи ориентируются на представления о медицинской норме и патологии. Второй позволяет включить в определение здоровья характеристики, связанные с развитием. Суть его заключается в выявлении степени социальной адаптации ребёнка на основе актуального состояния здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья детей достигается использованием четырех критериев: наличие или отсутствие заболеваний, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (характеризует такой показатель как «кратность заболеваемости»), нервно-психическое развитие; физическое развитие. В зависимости от состояния здоровья дети были отнесены к следующим группам: I, II, III, IV, V (Громбах, 1981).
Целью исследования стала оценка качества медицинского обслуживания детей дошкольного возраста в Вологодской
области.
Были выбраны следующие показатели (Шишкин, 2013):
– доступность медицинского обслуживания, которая предполагает наличие или отсутствие очередей, возможность попасть на приём в удобное время, оценку работы регистратуры, достаточность информации о графике приема и наличие необходимого специалиста;
– бесплатность медицинского обслуживания – включает необходимость в оплате медицинских услуг (Засимова, Канева, 2014), которые должны предоставляться бесплатно, наличие необходимых бесплатных лекарств, пользование платными услугами для ускорения диагностики обследования ребенка;
– взаимодействие с медицинским персоналом – позволяет дать оценку взаимоотношений «медперсонал – пациент» и «медперсонал – родители ребенка-пациента» включает «некомпетентность врача», «невнимательное неуважительное отношение»;
– результативность медицинского обслуживания – характеризуется общей оценкой удовлетворенности медицинским обслуживанием ребенка.
Опрос позволил получить оценку родителей, доступности, бесплатности, взаимодействия с персоналом лечебных организаций, результативности медицинской помощи.
Экспертам в области образования задавался следующий вопрос: «В целях оптимизации в 2013 г. из штата дошкольных образовательных учреждений были выведены медицинские работники. Насколько это правильно, и каким образом сказывается на здоровье детей? Считаете ли Вы необходимыми возвращение к практике постоянного дошкольного медицинского работника? Возможно ли это сейчас, либо требует серьезных шагов на федеральном уровне, в том числе, изменение законодательства? Как на Ваш взгляд, введение в штат образовательной организации данной должности будет способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников?»
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). По данным исследований родителям детей, посещающих детские дошкольные организации, менее качественной представляется работа с организациями культуры и здравоохранения (приглашение врачей, медсестер) (8,1 и 7,9 балла, соответственно) (Леонидова, Головчин, Соловьева, 2018). Только четверть респондентов считает, что это направление реализуется на высоком уровне (табл. 1).
В истории социологии медицины проблема здоровья и медицинского лечения рассматривалась в рамках социологических подходов многими исследователями. Например, М. Сакс акцентирует внимание на теории конфликта, объясняя ее неравным распределением здоровья и медицинской помощи (Гордеева, 2011). Заслуга изучения взаимоотношений между врачом и пациентом принадлежит Т. Парсонсу (Парсонс, 2002).
В России социология здравоохранения представлена такими учеными, как Н.А. Семашко, А.М. Баженов, А.И. Вялков (Вялков, 2009). Социологией частной медицины на современном этапе в России занимаются С.В. Шишкин, Е.Г. Потапчик, Е. Селезнева (Шишкин, 2013). Их научные интересы – экономика частных медицинских учреждений, и взаимодействие с государственным сектором здравоохранения.
В современных исследованиях качества медицинской помощи детям дошкольного возраста отмечается, что, хотя на законодательном уровне определен механизм медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях, назвать его совершенным трудно.
Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития. Это направление подразумевает как расширение инфраструктуры, направлений организаций здравоохранения различного профиля, так и качества предоставления медицинских услуг взрослому и детскому населению (Шабунова, 2014).
Охрана здоровья воспитанников и обучающихся осуществляется детскими садами и школами. Ответственными за оказание первичной медико-санитарной помощи являются органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Предусматривается оказание плановой медицинской помощи детям в организованных детских коллективах педиатрами дошкольно-школьных отделений территориальных детских поликлиник. В образовательных учреждениях должны быть оборудованы медицинские кабинеты и (Богдан, Горбачевская, 2018). Возникает проблема управления медицинскими работниками, так как предполагается двойное подчинение и двойная ответственность между ДОУ и учреждениями здравоохранения, что приводит к проблемам обеспечения качества предоставляемых медицинских услуг детям.
На основе данных интер-когортного анализа мониторингового наблюдения установлено, что здоровье детей когорты 2014 г. рождения на протяжении первых пяти лет жизни было лучше, чем среди детей когорт 1995, 1998, 2001, 2004 гг. рождения. К пяти годам выявлена наибольшая доля часто болеющих детей (17,7%) по сравнению с другими когортами (2,1-3,8%).
Приведем результаты интра-когортного исследования. По оценке родителей детей дошкольного возраста состояние здоровья детей когорты 2014 года рождения на протяжении 4-х лет незначительно, но улучшилось. Тем не менее, доля детей с «хорошим» состоянием здоровья составляет 50,0-57,7%. По данным врачей-педиатров дети с первой группой здоровья составляют от 16,7 до 25,4 % исследуемой выборки. Можно сделать вывод, что данные опроса подтверждают результаты научных исследований о неудовлетворительном состоянии здоровья детей от 3 до 6 лет, причем к шестилетнему возрасту нарастает число детей с хронической патологией, с тяжелыми заболеваниями в стадии декомпенсации и детей-инвалидов (табл. 2).
Данные опроса о кратности заболеваний детей показывают нарастание показателя к 6-ти летнему возрасту (от 76,4 до 84 %) (табл. 3).
Анализируя результативность, можем отметить, что от 48 до 53% родителей полностью удовлетворены медицинским обслуживанием детей дошкольного возраста (табл. 4).
Наиболее значимыми для родителей в вопросах здоровьесбережения стали такие проблемы, как очереди на прием к специалистам (от 22,5 до 39,9%), отсутствие необходимых врачей (от 15,0% до 20,8%), невозможность попасть на прием (от 12,4 до 15,5%), недостаточность оснащения медицинского учреждения оборудованием (от 8% до 14,5%) (табл. 5).
Родители отмечают такие проблемы медицинского обслуживания, как отсутствие денег на посещение платных специалистов (от 27,2% до 22,6%), недостаточность и высокие цены на медикаменты (от 19,8 до 29,0%), необходимость пользования платными
услугами для ускорения диагностики обследования ребенка (от 11,3% до 18,6%) (табл. 6).
Нарушение медицинской этики и некомпетентность медицинских работников получили саму низкую оценку родителей, менее 3% ответивших (табл. 7).
По мнению заведующих детскими садами одной из причин такой ситуации является недостаточно обоснованное выведение медицинских работников за штат дошкольной образовательной организации. Медицинское обслуживание осуществляют медсестры и врачи школьно-дошкольных отделений детских поликлиник. Кроме того, при назначении трудовой и льготной пенсии стаж по должности медицинского работника в образовательной организации не учитывается.
Заключение(Conclusions). Таким образом, анкетный опрос в рамках мониторинга «Изучение условий здорового поколения в Вологодской области среди родителей детей дошкольного возраста и участковых врачей-педиатров подтверждает результаты научных исследований о неудовлетворительном состоянии здоровья детей от 3 до 6 лет. Причем к шестилетнему возрасту нарастает число детей с хронической патологией. Вместе с этим, по мнению родителей существуют определенные проблемы здоровьесбережения детей: низкая доступность медицинского обслуживания, дороговизна лекарственных препаратов, дополнительные материальные затраты на оплату услуг частных клиник для ускорения обследования ребенка, недостаточность оснащения медицинского учреждения оборудованием.
Учитывая, что первичному звену здравоохранения принадлежит ведущая роль в системе реализации мер по охране здоровья детей, считаем вывод за пределы штата образовательной организации медицинских работников неэффективной мерой.
Для организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях считаем необходимым изменение механизма кадрового обеспечения медицинского обслуживания детей; проведение информационно-методической работы по повышению воспитательного потенциала и медицинской активности родителей; расширение взаимодействия как между участниками образовательного процесса (родителями, педагогами, воспитанниками), так и межведомственного сотрудничества (организаций здравоохранения, образования, социальной защиты).
[1] Проект Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства [Электронный ресурс]. Дата обращения 20 июля 2021г.]. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/143
[2] Now we are 50: Key findings from the National Child Development Study] Jane Elliottand, Romesh Vaitilingam, editors [Online]. 2008
Список литературы
М. К. Горшкова. М.: Институт социологии РАН. 2015. 215 с.