Введение (Introduction). Определение составляющих элементов (состава) педагогических условий, содействующих процессу формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности, обеспечивающих его эффективность, является актуальной проблемой современного начального образования.
Сущностные признаки понятия «познавательные умения», представленные в психолого-педагогической литературе, рассматривают познавательные умения как: а) способ выполнения познавательных действий; б) готовность к самостоятельным познавательным действиям; в) совокупность самостоятельных действий, направленных на достижение поставленной цели; г) перенос способов познавательных действий в новые условия; д) умение учиться, отражают основные содержательные моменты универсальных учебных действий (Журавлева, 2017).
В настоящей работе познавательные умения будут рассматриваться как основа, база для реализации универсальных учебных действий, поскольку типология познавательных умений, представленная практическими, коммуникативными, интеллектуальными, рефлексивными, организационными, информационными познавательными умениями нашла отражение во всех видах УУД: личностные УУД включают в себя рефлексивные познавательные умения, регулятивные УУД – организационные и рефлексивные познавательные умения, познавательные
УУД – практические, интеллектуальные и информационные познавательные умения, коммуникативные УУД – коммуникативные познавательные умения (Айхель, 2021).
Эффективное формирование и развитие познавательных умений в проектной деятельности возможно лишь при соблюдении определенных педагогических условий. Еще Л. С. Выготский отмечал, что следует «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» (Выготский, 1960).
Поскольку в психолого-педагогической литературе представлены различные варианты толкования понятия «педагогические условия», считаем необходимым уточнить обоснование этого понятия в контексте нашего исследования.
Понятие «условие» является общенаучным, находит свое толкование и глубокое рассмотрение в педагогических, психологических, философских трудах. Сущность понятия «условие» заключается в рассмотрении отношений предмета/объекта и окружающей действительности, их взаимодействия, взаимозависимости, взаимоизменения, того, без чего они не могут существовать. В педагогическом аспекте сущность понятия «условие» определяется «как совокупность педагогических методов, мер, форм, средств и т.д., необходимых для решения поставленных задач, являющихся одним из компонентов педагогической системы, способствующей ее развитию и функционированию и отражающие характер взаимодействия между учителем и учеником, а также как методическая и систематизированная работа по выполнению стабильных связей в образовательном процессе, способствующем возможности проверки результатов исследования» (Крапивин, 2018).
Рассмотрение педагогических условий нашло отражение в трудах В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной, Ippolitova N.V., Sterkhova N.S. и др. Этот вопрос был изучен учеными с разных позиций:
педагогические условия, как совокупность педагогических методов, мер, форм, средств и т.д. (В.И. Андреев (Андреева, 1998), А.Я. Найн (Найн, 1995), Н.М. Яковлева (Яковлева, 1992);
педагогические условия, как компоненты конструируемой педагогической системы (Ippolitova N.V., Sterkhova N.S. (Ippolitova, Sterkhova 2012), М.В. Зверева (Зверева,1987);
педагогические условия, как системная и методическая работа, направленная на формирование устойчивых связей образовательного процесса, при обеспечении возможности проверки результатов исследования (В. Куприянов, С.А. Дынина (Куприянов, Дынина, 2001) и др.).
В нашем исследовании педагогические условия мы будем рассматривать, как совокупность необходимых, и в то же время, достаточных педагогических мер, способствующих обеспечению, организации, управлению педагогическим процессом; учитывающих специфику и особенности реализуемого проекта и направленных на поддержку психологической комфортности и формирования комплекса познавательных умений.
Несмотря на достаточную представленность изучаемого вопроса в научно-педагогической литературе, считаем, что изучение педагогических условий эффективного формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности в настоящее время представлено и разработано в научных трудах недостаточно.
Исходя из этого, целью исследования является определение необходимых и достаточных педагогических условий эффективного формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности.
Методологияиметоды (Methodology and methods). В работе использован метод анализа научной литературы и метод триадической двухуровневой дешифровки категориально-системной методологии, разработанной В.И. Разумовым и более развернутой, и углубленной в научных трудах Г.Д. Боуш (Боуш, Разумов, 2019). Методы категориально-системной методологии позволяют осмысливать любой процесс или явление с помощью определения составляющих его значимых частей и их обозначение через основные категории, представленные в категориальных схемах. Комплекс педагогических условий формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности рассматривался с помощью метода триадической двухуровневой дешифровки. Данный метод, основывающийся на идее триадичности (системы категорий, состоящей из трех единиц – триады, с помощью которой описывается исследуемый процесс, объект, предмет исследования), позволяет выявить наиболее существенные качества в объекте исследования.
Продуктивность применения данного метода для разработки педагогических вопросов подтверждена научными результатами (Клюшникова, Толстова, Артамонова, 2022; Васильева, 2021; Ванягина, 2021), а также и в других областях (Махмудова, 2020; Ревтова, 2020; Толстова, 2021).
Метод применяется в следующей последовательности:
выбор основной категории – объекта исследования;
формирование набора категорий и понятий, описывающих объект исследования;
из набора категорий выбор трех категорий первого уровня, которые в комплексе наиболее точно и полно отражают сущность и природу исследуемого объекта;
выбор трех триад дешифрующих категорий второго уровня, каждая из которых в совокупности наиболее точно и полно отображает содержание соответствующей дешифрующей категории первого уровня, учитывая последовательность категорий, основанную на осмысленных связях между соседними категориями;
анализ и описание полученной модели объекта (Боуш, Разумов, 2019).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Для эффективной организации проектной деятельности младших школьников, направленной на формирование познавательных умений, разработана модель педагогических условий, которая выявляет первичную триаду категорий, отражающую сущность, суть, природу и смысл необходимых педагогических условий для эффективного формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности (необходимых и достаточных): позиция педагога, организующего проектную деятельность, стимулирование формирования мотивации к проектной деятельности и мониторинг познавательных умений. Обоснуем наш выбор.
Позиция педагога, организующего проектную деятельность, является ключевой категорией для формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности. Выделенное условие предполагает, что педагог, организующий проектную деятельность, обладает профессиональной компетенцией, определенными личностными и специальными качествами для эффективной организации, сопровождения и консультирования проектной деятельности, способствующей формированию познавательных умений. Также именно от его компетентности зависит эффективное применение ниже приведенных условий.
Стимулирование формирования мотивации к проектной деятельности. Поскольку наличие мотивации является источником любой деятельности, ресурсом, в том числе и проектной, педагогу необходимо в единстве и взаимозависимости рассматривать все мотивы, ее побуждающие. И комплексно использовать формы, методы и приемы, направленные на ее формирование на всех этапах проектной деятельности.
Мониторинг познавательных умений. Залогом эффективного формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности является владение педагогом информацией о качестве сформированных познавательных умений каждого обучающегося на всех этапах проектной деятельности, благодаря которой педагог имеет возможность отслеживать динамику развития познавательных умений, а также образовательных и личностных достижений школьников.
Таким образом, педагогические условия представляют взаимосвязь и взаимозависимость трех категорий, необходимых и достаточных для формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности (рис. 1).
Список литературы
227 с. DOI: 10.12737/991914.