16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-8

Психологическое время личности пожилых людей: теоретический обзор

Aннотация

Введение. В условиях глобального старения общества актуальность проблемы психологического времени пожилых людей возрастает. Дефицит исследований в этой научной области, отсутствие системных знаний в данном вопросе усиливает необходимость его изучения. Цель статьи состоит в обобщении исследовательских данных по проблеме психологического времени личности пожилых людей, в выделении доминирующих направлений в отечественной и зарубежной психологии по заявленной проблеме. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ученых-психологов, научный интерес которых лежит не только в плоскости психологического времени, но и поздней социализации пожилых людей. Основной метод исследования – теоретический анализ (мета-анализ) имеющихся научных трудов на мировом уровне, ориентированных, как на построение научной концепции психологического времени, так и на эмпирические исследования данного феномена у пожилых людей. Результатом исследования стало выявление основных направлений в области исследования проблемы психологического времени личности пожилых людей, а также обнаружение «белых пятен» и противоречий в имеющихся данных. Отличительной чертой отечественного подхода к психологическому времени личности пожилых людей является ориентация на клинико-психологический аспект, что в большей мере позволяет раскрыть перцептивную и когнитивную стороны обозначенной проблемы. В зарубежной литературе вектор внимания направлен на когнитивные составляющие психологического времени: временная перспектива будущего, субъективный возраст, особенности восприятия прошлого. Выявлены противоречия в исследовательских позициях относительно вопросов устойчивости – пластичности субъективного возраста пожилых людей, взаимосвязи субъективного возраста и благополучия, временной перспективы будущего и удовлетворенности жизнью в старшем возрасте. Практически не исследованы особенности временного фокуса у пожилых людей. Эти противоречия служат отправной точкой для дальнейших научных изысканий.


Введение (Introduction). Проблема старения населения охватила уже большинство стран мира. С каждым годом на фоне уменьшения рождаемости в демографической структуре общества увеличивается доля пожилых людей, которые активно участвуют в политической, социальной, экономической жизни общества. Согласно средним вариантам прогноза ООН, мировая группа населения 65 лет и старше возрастет к 2050 году до 16% (для сравнения, в 1999 году эта цифра составляла 6%, в 2019 году – 9%) (Янцен, 2020: 72). Согласно данным Росстата, только в России в 2021 году доля численности населения в возрасте старше трудоспособного составляет 25,2%[1].
Данная тенденция приводит к резким изменениям в потребностях и возможностях граждан и имеет значительные последствия для социально-экономического благополучия и качества жизни (Забелина, Честюнина, 2021). Перспективным подходом к решению данной проблемы видится рассмотрение ее сквозь призму вторичной (поздней) социализации (Дробышева, Журавлев, 2016). Однако, с точки зрения научной проработки этой проблемы, в ней содержится еще много «белых» пятен. В частности, недостаточно раскрыты когнитивные механизмы поздней социализации. Неоднозначно трактуется вопрос о том, как восприятие времени жизни и себя в этом времени, влияет на процесс и результат социализации в позднем возрасте.
Проблему психологического времени у пожилых людей нельзя назвать широко исследованной в зарубежной и отечественной психологической науке. Исследования носят, скорее, единичный характер и ограничиваются, в основном, изучением временной перспективы. Кроме того, отечественные и зарубежные данные не всегда согласованы друг с другом, выполняются на различных (по признаку культуры) выборках и в соответствии с различными методологическими принципами. Вследствие этого, не складывается целостной картины психологического времени у людей старшего возраста. Настоящее исследование стремится восполнить этот пробел путем проведения теоретического анализа (мета-анализа) имеющихся данных по заявленной проблеме, как в России, так и за рубежом.
Под психологическим временем понимается совокупность опосредованного психикой восприятия, представления, переживания и отношения личности к физическому времени жизни, обусловленная социальными, историческими, глобальными условиями жизнедеятельности человека и определяющая его поведение (Забелина, 2021). Это наиболее универсальный и объемный термин, включающий различные грани феномена субъективного времени. Структура психологического времени, согласно Т.А. Нестику, представлена когнитивным компонентом (временная перспектива, временной фокус, субъективный возраст, временные аспекты идентичности), аффективно-оценочным компонентом (эмоциональное отношение личности ко времени), а также ценностно-мотивационным (субъективная значимость времени как невосполнимого ресурса) и конативным (предпочитаемые способы организации времени) компонентами (Нестик, 2015).
Цель статьи – выявить основные направления в области исследования проблемы психологического времени личности пожилых людей, зафиксировать пробелы в знаниях и противоречия в имеющихся данных.
Методология и методы (Methodology and methods). Исследование представляет собой аналитический обзор, в основе которого лежит теоретический анализ литературы (мета-анализ). Всего для анализа было отобрано 47 работ (статей и монографий), релевантных теме исследования. Поиск источников осуществлялся в базах данных Web of Science, Scopus, E-Library и Cyberleninka. Основной пул анализируемых статей оказался сосредоточен в тематических журналах, например, Psychology and Aging, Ageing and Society и других.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Результаты теоретического анализа показывают, что наибольшее внимание, как в отечественной, так и в зарубежной науке, отводится исследованиям когнитивного компонента психологического времени, в частности, временной перспективе. Под временной перспективой понимается конструкт, определяющий отношение человека ко времени, «неосознанный процесс, посредством которого постоянные потоки личного и социального опыта присваиваются временным категориям..., [включая] когнитивные рамки..., [которые] используются при кодировании, хранении и воспоминании прошлых событий, а также при формировании ожиданий, целей, непредвиденных обстоятельств и креативных сценариев» (Zimbardo, Boyd, 1999: 1271).
В целом, исследования возрастных аспектов временной перспективы показывают сложную и неоднозначную взаимосвязь возраста и субъективно переживаемого времени в разных странах. Наиболее общие тенденции таковы: 1) наибольшие качественные изменения временной перспективы наблюдаются в группе 40 – 49 лет, что может быть следствием «кризиса среднего возраста»; 2) более молодым респондентам (выборка США и Италии) свойственна выраженность фактора «Гедонистическое настоящее», а в более старшем возрасте возрастает удельный вес фактора «Будущее» (пик приходится на период с 50 до 59 лет — «второе дыхание»); 3) в группе «после 70 лет» возрастает роль прошлого как в его позитивном, так и негативном аспекте, а перед этим люди в возрасте от 60 до 69 лет проходят фазу с повышением «Фаталистического настоящего» (Сырцова и др., 2007). Эти данные отчасти находят подтверждение на российской выборке, в частности, в фиксации того факта, что с возрастом уменьшается ориентация на гедонистическое настоящее, а значение фаталистического настоящего, напротив, растёт.
Масштабное исследование, выполненное в Швеции на выборке людей старшего возраста (60-90 лет) показало отрицательную взаимосвязь возраста и таких показателей временной перспективы, как «Негативное прошлое», «Негативное будущее», а также выявило увеличение с возрастом значений по шкале «Фаталистическое настоящее» (Rönnlund, Åström, Carelli, 2017). Напротив, шкалы «Позитивное прошлое» и «Негативное будущее» с возрастом не менялись. Сбалансированная временная перспектива была сильно взаимосвязана с субъективным благополучием, однако было также установлено, что с возрастом эта взаимосвязь ослабевает (там же). Данные результаты могут свидетельствовать о том, что внешние события постепенно перестают сильно волновать людей пожилого возраста, они становятся более терпимы ко всему, что происходит и происходило, особенно к плохому (негативные события постепенно переходят в разряд нейтральных), во всем видятся положительные моменты. Материалы исследований на российской выборке также согласуются с этими данными (например, Балашова, 2016).
В клинической психологии исследования психологического времени у пожилых людей проводятся в рамках перцептивной парадигмы, которая предполагает рассмотрение восприятия времени как высшей психической функции (Балашова, 2017). Эта функция обладает системным строением и включает в себя ориентировку в текущем и прошедшем времени; оценку, отмеривание, воспроизведение и сравнение длительности временных промежутков; понимание последовательности и одновременности событий; временную перспективу, подразумевающую переживание времени как возможность эмоционального оценивания того или иного периода жизненного пути субъекта (там же).
В исследованиях Л.И. Микеладзе в качестве предиктора нарушений восприятия времени называется депрессия, свойственная пожилому возрасту (Микеладзе, 2014). Эмпирически доказано, что характер восприятия времени у пожилых людей ускорен, время течет замедленно лишь в ситуациях одиночества и отсутствия целенаправленной деятельности. Наиболее быстро для здоровых испытуемых время текло в ситуации занятости, для больных депрессией – в ситуации развлечения. Это может свидетельствовать о разном ценностном отношении испытуемых двух групп к этим ситуациям, о возможном влиянии изоляции и снижения профессиональной активности на особенности временной перцепции (там же).
В позднем возрасте происходят разнонаправленные изменения в восприятии времени, однако даже негативные изменения не приводят при нормальном старении к распаду этой функциональной системы. Напротив, система восприятия времени продолжает успешно выполнять свою роль в общем контексте адаптационных процессов, участвуя в регуляции психической и поведенческой активности. Так, «сохранность ориентировки в настоящем времени оптимизирует социальное функционирование субъекта; усиление представленности прошлого во временной перспективе является предпосылкой для его осмысления и «принятия», для формирования убеждения в ценности и значимости прожитой жизни, что приводит к оптимальному преодолению кризиса пожилого возраста» (Балашова, 2016: 2).
Существуют данные о том, что возрастные особенности временной перспективы подвержены изменениям под влиянием социально-экономических событий. В результате сравнительного анализа показателей временной перспективы, толерантности к неопределённости и субъективного благополучия в периоды до и после финансового кризиса 2008 г. исследователи обнаружили произошедшую адаптацию к новой посткризисной ситуации, которая проявилась по-разному в зависимости от возраста респондентов. Исследователи сделали вывод о том, что в пожилом возрасте толерантность к неопределённости снижается, что проявляется в снижении удовлетворённости жизнью (Зарубин, Сырцова, 2013).
Е.В. Лебедева отмечает, что в позднем возрасте наблюдается огрубление временного восприятия, выражающееся в изменении дифференциальной чувствительности по длительности, деформации субъективных временных эталонов, сужении диапазона субъективных оценок (Лебедева, 2004: 8). Основные изменения в отражении пожилыми людьми длительностей различного масштаба вызваны сменой типа оценочных шкал: переходом от шкалы отношений к более примитивной категориальной шкале. В связи с этим автор делает вывод, что «активный» метод шкалирования (отмеривания) обеспечивает более адекватное отражение временных параметров в пожилом и старческом возрасте, чем «пассивный» (вербальная оценка) (там же).
Большая часть исследований психологического времени в старшем возрасте выполнена в рамках когнитивного подхода. Когнитивная парадигма представляет собой комплексный синтез научно-методологических направлений, систем и способов, изучающих человеческую природу: память, внимание, действия, восприятие, эмоции и т.д. (Мецлер, 2015: 148). Представители данного подхода разделяют точку зрения о том, что по мере развития личности в онтогенезе и в процессе социализации происходят изменения в восприятии психологического времени (Брагина, 2013; Киреева, 2013; Сырцова и др., 2007). Однако, в отечественной научной литературе все более утверждается мнение, согласно которому старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание и регресс; скорее, это продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. Позитивные качества личности, такие как наличие жизненной цели, постоянный интерес к новому, освоение новых навыков по принципу компенсации являются стимулами формирования новых нейронных связей (Гехт, 2001; Королькова, 2001).
А.И. Мелёхин и З.А. Киреева отмечают, что в основе отношения ко времени лежит когнитивная модель восприятия, состоящая из когнитивных репрезентаций времени (Мелехин, Киреева, 2016). Именно когнитивная модель времени формирует целостную картину мира и представление места человека в нем. «Когнитивные репрезентации времени – это динамическая система субъективных представлений человека о временной протяженности действительности, обусловленная рядом внутренних и внешних факторов: индивидуально-динамическими и личностными особенностями, социокультурными процессами, состоянием физического и психологического здоровья» (там же).
Исследование когнитивных механизмов психологического времени в пожилом возрасте, как правило, осуществляется в двух направлениях: перспективном и ретроспективном исследовании восприятия времени. Респондентов просят оценить короткие или длительные временные интервалы или время выполнения того или иного задания. При этом акцент делается на ресурсах внимания и памяти (Мелёхин, 2015).
Эти направления прослеживаются и в зарубежной науке, и в подавляющем большинстве случаев они выполнены в рамках когнитивного подхода. Анализ работ обнаружил три исследовательских вектора: это концепция временной перспективы будущего (Demiray, Bluck, 2014; Daly, Hall, Allan, 2019; Korff; Biemann, 2020 и др.), изучение субъективного возраста (Blöchl, Nestler, Weiss, 2021; Kornadt, Weiss, Gerstorf, 2021 и др.) и исследование феноменов восприятия прошлого (Holman, Silver, 2016; Mello, Barber, Vasilenko, 2022 и др.).
Большая часть исследований посвящена поиску предикторов временной перспективы будущего в русле теории социально-эмоциональной избирательности (Carstensen, Isaacowitz, Charles, 1999). Согласно этой теории, эмоциональное благополучие пожилых людей обусловлено ограниченной перспективой на будущее, которая мотивирует их максимизировать благополучие «здесь и сейчас».
В качестве таких предикторов были выделены и экспериментально доказаны (на немецкой, английской, американской и швейцарской выборках): чувство одиночества, субъективное здоровье и удовлетворённость жизнью (Korff, Biemann, 2020). Авторы сообщают, что различия между людьми в субъективном здоровье, одиночестве и удовлетворенности жизнью на фиксированный момент времени, а также внутриличностные изменения во времени, субъективного здоровья и удовлетворенности жизнью влияют на временную перспективу будущего (там же). Данный вывод представляется не вполне логичным, поскольку временная перспектива будущего может сама по себе определять субъективное здоровье и удовлетворенность жизнью или, что более вероятно, эта связь является двунаправленной.
В качестве феноменов, связанных с временной перспективой будущего у пожилых людей, называют долгосрочное планирование будущего – мышление в долгосрочной перспективе, которое связывают с целым рядом благоприятных для здоровья привычек (отказ от курения и алкоголя, физическая активность и др.) и которое может влиять на заболеваемость и смертность (Daly, Hall, Allan, 2019); интерес к предпринимательской деятельности и социальная поддержка, например, открытая временная перспектива положительно связана с предпринимательской самоэффективностью, в то время как социальная поддержка положительно связана с ожиданием результатов (Caines, Earl, Bordia, 2019); личностные черты, например, более широкая перспектива будущего (особенно показатель будущих возможностей) связана с более высокой экстраверсией, соглашательностью, открытостью к опыту и добросовестностью, а также более низким нейротизмом (Hill et al., 2022) и чувством контроля (Li, 2020); увеличение продолжительности жизни и периода профессиональной карьеры (Biggs et al., 2017) и другие.
В то же время встречаются противоречащие результаты. Так, исследование на японской выборке, проведенное Х. Сугисава (H. Sugisawa) с коллегами, показало отсутствие связи между временной перспективой, социально-экономическим статусом и поведением, ориентированным на здоровье, у пожилых людей (Sugisawa et al., 2020). Данное противоречие заставляет задуматься о культурных различиях, которые также могут выступать дополнительным фактором временной перспективы в старшем возрасте.
Получено достаточно доказательств связи временной перспективы будущего с субъективным благополучием пожилых людей (например, Demiray, Bluck, 2014; Brianza, Demiray, 2019). Так, Б. Демирей и С. Блак (B. Demiray, S. Bluck) обнаружили, что более открытая и позитивная перспектива будущего связана с более высоким психологическим благополучием в старшем возрасте (Demiray, Bluck, 2014). Авторы предположили, что хронологический возраст и перспектива будущего действуют как противодействующие силы в построении психологического благополучия. В целом эта гипотеза подтвердилась: анализ эмпирических данных показал, что более высокие уровни хронологического возраста (в среднем возрасте) и наличие более открытой, позитивной перспективы будущего были связаны с более высоким психологическим благополучием (там же).
В другом исследовании (Brothers et al., 2016) было обнаружено, что прошлый опыт потери, связанный с возрастом, может привести к ограничению перспективы будущего, что, в свою очередь, ведет к снижению психологического благополучия. И наоборот, достоинства возрастного периода могут служить ресурсом для сохранения психологического благополучия, особенно когда кажется, что время истекает.
Отдельное направление исследований в зарубежной науке посвящено изучению субъективного возраста у пожилых людей и его связи с успешным старением. В рамках этого направления также наблюдаются противоречивые данные. Одно из противоречий связано с исследованием положительного влияния субъективного возраста на удовлетворенность жизнью. Подавляющее число исследователей приходят к выводу, что ощущение себя моложе (более молодой субъективный возраст) положительно влияет на удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте (например, Blöchl; Nestler, Weiss, 2021). Однако, в некоторых исследованиях (например, Veenstra, Daatland, Aartsen, 2021) было установлено, что желание быть моложе зачастую связано с неудовлетворенностью жизнью и плохим физическим здоровьем.
Определенный выход из этого противоречия найден в исследовании М. Блёхл (M. Blöchl) с коллегами (Blöchl, Nestler, Weiss, 2021). Исследователи установили, что есть предел, между ощущением себя моложе хронологического возраста и чувством удовлетворенности жизнью. Люди, находящиеся в рамках этого периода, имеют самые высокие показатели удовлетворенности жизнью. Однако, выход за его пределы, наносит психологический вред и значительно снижает удовлетворенность жизнью (там же).
Второе противоречие связано с рассмотрением устойчивости и пластичности субъективного возраста. Изучение субъективного возраста у пожилых людей в период пандемии COVID 19 показало, что он не подвергся значимым изменениям (Wettstein, Wahl, 2021). Данный факт позволяет предполагать устойчивость субъективного возраста к трудным жизненным ситуациям. В то же время другое исследование показывает, что то, как пожилые люди чувствуют свой психологический возраст, может варьироваться на сиюминутной основе в зависимости от эмоционального состояния (Kornadt et al., 2021).
Так же, как и в отношении психологической перспективы будущего, делаются попытки выделить предикторы субъективного возраста у пожилых людей. В качестве таковых можно отметить: субъективное отношение к старости, например, более старший субъективный возраст связан с более негативным отношением к старению, тогда как более молодой субъективный возраст был связан с более позитивными взглядами на себя в пожилом возрасте (Hess et al., 2017); генетическая обусловленность, например, полигенные оценки образовательных достижений и благополучия показали связь с более молодым субъективным возрастом, а более высокие показатели нейротизма, индекса массы тела, окружности талии и депрессивных симптомов были связаны с более старшим субъективным возрастом (Stephan et al., 2019); физическое здоровье и физиологические процессы старения, например, люди, которые чувствовали себя старше своего хронологического возраста, являлись в реальности биологически более старыми (Stephan et al., 2021).
Сравнительно меньшая часть исследований посвящена вопросам временных аспектов восприятия прошлого. Так, явление временной дезинтеграции связывают со стрессовыми ситуациями в прошлом, а также с межличностными и внутриличностными различиями во временной перспективе прошлого (Holman et al., 2016). Обнаружена взаимосвязь ориентации на прошлое и более низкой самооценки у представителей различных возрастных групп, в том числе, и людей старшего возраста (Mello et al., 2022). Продолжаются исследования особенностей автобиографической памяти и ее нейронных механизмов у пожилых людей, в том числе в рамках клинической психологии (Xu et al., 2021; El Haj, Kapogiannis, Antoine, 2020). Отдельное направление исследований посвящено феномену «проспективной» памяти в старшем возрасте (prospective memory) (например, Gallant, 2019).
Таким образом, результаты мета-анализа позволяют заключить, что направления в изучении психологического времени у пожилых людей, как и исследуемые составляющие данного феномена, имеют специфику в российской и зарубежной науке. Представляется перспективной попытка сблизить данные направления, включив изучение временной перспективы будущего, фокуса на будущем и субъективного возраста в задачи отечественных исследований. Это потребует адаптации англоязычного методического инструментария на российской выборке, что можно рассматривать как задачу будущих исследований.
Заключение (Conclusions). Проблема психологического времени пожилых людей вызывает исследовательский интерес, как у отечественных, так и у зарубежных ученых. Теоретический анализ выявил дифференциальные стороны исследовательских подходов отечественных и зарубежных авторов. Так, отечественные ученые склонны рассматривать психологическое время пожилых в клинико-психологическом аспекте, анализируя перцептивную и когнитивную стороны обозначенной проблемы. Исследования зарубежных авторов лежат в русле трех основных направлений: временной перспективы будущего, субъективного возраста, временной перспективы прошлого.
Однако, внутри самих направлений исследований психологического времени в старшем возрасте, как в России, так и за рубежом, наблюдается достаточное количество противоречивых данных. В частности, не поставлена точка в вопросе устойчивости или пластичности субъективного возраста; не до конца понятно, как субъективный возраст связан с субъективным благополучием пожилых людей. Много спорных моментов еще содержится в описании механизмов взаимодействия субъективного здоровья, личностных качеств, удовлетворенности жизнью и временной перспективы будущего в позднем возрасте. Не полностью проработан вопрос о вкладе фактора культуры в формирование перспективы будущего у пенсионеров. Выявленные противоречия могут быть сняты в рамках будущих исследований компонентов психологического времени у пожилых людей.
Кроме того, часть феноменов, таких как временной фокус, отношение ко времени у пожилых людей, вообще остается за пределами мировых исследовательских интересов. Таким образом, проведенное исследование обозначает необходимость дальнейшего изучения психологического времени, особенно его когнитивного компонента, на российской выборке пожилых психически здоровых людей.
 
[1] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат), «Старшее поколение» URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения 13.02.2022)

Список литературы

Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя. 2001. 304 с.
Балашова Е.Ю. Восприятие времени и некоторые методические возможности его изучения в клинико-психологических исследованиях // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 97-108. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1087-balashova39.html (дата обращения 26.04.2022).
Балашова Е.Ю. Опосредование и саморегуляция психической деятельности при нормальном старении и аффективных расстройствах позднего возраста (на примере памяти и восприятия времени) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 46. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1255-balashova46.html (дата обращения 20.04.2022).
Балашова Е.Ю., Микеладзе Л.И. Особенности временной перспективы при нормальном старении и депрессиях позднего возраста // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 39. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1087-balashova39.html (дата обращения 26.04.2022).
Брагина Н.В. Психологическое время и типология опыта // Сборник конференций НИЦ. 2013. № 2. С. 8-15.
Гехт И.А. Организация медико-социальной помощи пожилым и старым людям // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. №4. С. 45-47.
Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Система факторов экономического сознания в условиях вторичной экономической социализации личности и группы // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2016. Т.1. №2. С. 207-232.
Забелина Е.В. Психологическое время и экономическое сознание: социально-психологический анализ: Дис. …д-ра психол. наук. Челябинск, 2021. 338 с.
Забелина Е.В., Честюнина Ю.В. Поздняя экономическая социализация, разработка и верификация модели // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. №1-2(55). С.116-127.
Зарубин П.В., Сырцова А. Временная перспектива и экономическая нестабильность: сравнительное исследование 2007 и 2013 гг. // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 32. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n32/911-zarubin32.html (дата обращения 01.05.2022).
Киреева Ю.Д. Соотношение самооценки возраста, временной перспективы и качества жизни // Психология – наука будущего: материалы V Международной конференции молодых ученых. М.: Институт психологии РАН. 2013. С. 262-264.
Королькова Т.Н. Современные теории старения человека: Обзор // Вестник дерматологии и венерологии. 2001. № 5. С. 15-22.
Лебедева Е.В. Особенности восприятия времени людьми пожилого и старческого возраста: Автореф. дис. … к. псих. наук. Екатеринбург. 2004. 28 с.
Лебедева Е.В., Сурнина О.Е. Особенности субъективных временных шкал у пожилых людей от 60 до 80 лет // Валеология. 2003. №1. С. 64-69.
Мелёхин А.И. Восприятие и познание времени в пожилом и старческом возрасте: Обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 11-19.
Мелёхин А.И., Киреева З.А. Специфика когнитивных репрезентаций времени в пожилом и старческом возрасте // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 95-115.
Мецлер А.В. Когнитивный подход к вторичной социализации лиц с ментальными нарушениями // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. №5/2. С. 146-150.
Микеладзе Л.И. Клинико-психологические аспекты проблемы переживания времени в позднем возрасте // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 354-367.
Нестик Т.А. Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени: Дис. …д-ра психол. наук. Москва.
2015. 479 с.
Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) / Сырцова А., Митина О.В., Бойд Дж. [и др.] // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 19-29.
Янцен М.А. Социализация пожилых людей: социологический аспект // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 3. С. 71-82.
“I felt so old this morning”. Short-term variations in subjective age and the role of trait subjective age: Evidence from the ILSE/EMIL ecological momentary assessment data / Kornadt A.E., Weiss D., Gerstorf D., Kunzmann U., Lücke A.J., Schilling O.K., Katzorreck M., Siebert J.S., Wahl H.W. // Psychology and Aging, 2021. V.36. № 3. P. 373-382.
Adversity, time, and well-being: A longitudinal analysis of time perspective in adulthood / Holman E.A., Silver R.C., Mogle J.A., Scott S.B. // Psychology and Aging. 2016. V. 31. № 6. P. 640-651.
Age-related alterations of default mode network in autobiographical memory: Recent versus remote events / Xu H.Z., Xu X.X., Lei X., Yu J. // Neurobiology of Learning and Memory. 2021. available at: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33227505/ (Accessed 01 May 2022).
An older subjective age is related to accelerated epigenetic aging / Stephan Y., Sutin A.R., Luchetti M., Terracciano A. // Psychology and Aging. 2021. V. 36. № 6. P. 767-772.
Blöchl M., Nestler S., Weiss D. A limit of the subjective age bias: Feeling younger to a certain degree, but no more, is beneficial for life satisfaction // Psychology and Aging. 2021. V. 36. № 3. P. 360-372.
Brianza E., Demiray B. Future Time Perspective and Real-Life Utterances About the Future in Young and Older Adults // The Journal of Gerontopsychology and Geriatric Psychiatry. 2019. V. 32. № 4. P. 161-173.
Caines V., Earl J.K., Bordia, P. Self-Employment in Later Life: How Future Time Perspective and Social Support Influence Self-Employment Interest // Frontiers in Psychology. 2019. № 10. P. 1-13.
Carstensen L.L., Isaacowitz D. M., Charles S. T. Taking time seriously: A theory of socioemotional selectivity // American Psychologist. 1999. № 54. P.165-181.
Context influences on the relationship between views of aging and subjective age: The moderating role of culture and domain of functioning / Hess T.M., O'Brien E.L., Voss P., Kornadt A.E., Rothermund K., Fung H.H., Popham, L.E. // Psychology and Aging, 2017. V. 32. № 5. P. 419-431.
Daly M., Hall P.A., Allan, J.L. Time Perspective and All-Cause Mortality: Evidence From the English Longitudinal Study of Ageing // Annals of Behavioral Medicine. 2019. V. 53. № 5. P. 486-492.
Demiray, B., Bluck, S. (2014) Time since birth and time left to live: opposing forces in constructing psychological wellbeing. Ageing and Society. 2014. V. 34. № 7. P. 1193-1218.
El Haj M., Kapogiannis D., Antoine, P. The picture of the past: Pictures to cue autobiographical memory in Alzheimer's disease // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. 2020. V. 42. № 9. P. 914-923.
Future time perspective and awareness of age-related change: Examining their role in predicting psychological well-being / Brothers A., Gabrian M., Wahl H.W., Diehl M. // Psychology and Aging. 2016. V. 31. № 6. P. 605-617.
Future time perspective and personality trait change during the retirement transition: Insights from a six-wave longitudinal study in Sweden / Hill P. L., Kivi M., Hansson I., Thorvaldsson V., Allemand M. // Psychology and Aging, 2022. V. 37. №2. P. 272-281.
Gallant S.N., Spaniol J., Yang, L. Age differences in cue utilization during prospective and retrospective memory monitoring // Psychology and Aging. 2019. V. 34. № 4. P. 545-557.
Korff, J., Biemann, T. Adjusting the lookout: Subjective health, loneliness, and life satisfaction predict future time perspective // Psychology and Aging, 2020. V. 35. № 8. P. 1170-1183.
Li T.Y. In control of future time: Sense of control weakens the negative association between age and future time perspective // Current Psychology. 2020 URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-020-01019-1 (Accessed 23 April 2022).
Polygenic scores for education, health, and personality as predictors of subjective age among older individuals of European ancestry: Evidence from the Health and Retirement Study / Stephan Y., Sutin A.R., Kornadt A., Terracciano A. // Psychology and Aging. 2019. V. 34. № 1. P. 139-144.
Thinking about the past, present, and future: Time perspective and self-esteem in adolescents, young adults, middle-aged adults, and older adults / Mello Z.R., Barber S.J., Vasilenko S.A., Chandler J., Howell R. // British Journal of Developmental Psychology. 2022. V. 40. №1. P. 92-111.
Time Perspective in Late Adulthood: Aging Patterns in Past, Present and Future Dimensions, Deviations from Balance, and Associations with Subjective Well-Being. / Rönnlund M., Aström E., Adolfsson R., Carelli M.G. // Timing and Time Perception. 2017. V. 5. № 1. P. 77-98.
Time perspectives as mediators of the associations between socio-economic status and health behaviours in older Japanese adults / Sugisawa Y., Harada K., Yanagisawa S., Shimmei M. // Psychology and Health. 2020. V. 35. № 8. P. 1000-1016.
Veenstra M, Daatland S.O., Aartsen M. (2021). The role of subjective age in sustaining wellbeing and health in the second half of life. Ageing and Society, 2021. V. 41. № 11. P. 2446-2466.
Wettstein M., Wahl H.‐W. Trajectories of attitude toward own aging and subjective age from 2008 to 2020 among middle‐aged and older adults: partial evidence of a “COVID‐19 effect”. Psychology and Aging. 2021. V. 36. № 7. P. 79-805.
Work, health and the commodification of life's time: reframing work-life balance and the promise of a long life / Biggs S., Mc. Gann M., Bowman D., Imberley H. // Ageing and Society. 2017. V.37. №7. P. 1458-1483.
Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric. Journal of Personality and Social Psychology, 1999. V. 77. № 6. P. 1271-1288.

Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00421.