16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-10

Динамика психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности

Aннотация

Введение. В современной бурно развивающейся России возникает проблема в подготовке к предпринимательству молодых людей и формированию у них предпринимательской готовности. Современной России остро необходимы предприниматели, так как развитие экономики не может существовать без такого сектора, как предпринимательство. Современное состояние данной проблемы указывает на недостаточную готовность студентов к предпринимательской деятельности, а также, способы ее развития. Цель работы: произвести диагностику психологической готовности к предпринимательской деятельности до и после проведения, разработанной автором «обучающей программы дисциплины «Основы предпринимательства» для приобретения студентами необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков. Материалы и методы: проведено пилотажное исследование психологической готовности (до обучения по программе «Основы предпринимательства» и после него). В исследовании приняли участие студенты гуманитарного направления, в возрасте 19-23 лет (юноши и девушки), в количестве 102 человека. Для сбора эмпирических данных использовался опросник Е.К. Климовой «Диагностика психологической готовности к предпринимательской деятельности». Результаты. При изначально низкой готовности студентов к предпринимательству возможно успешно повысить этот уровень с помощью разработанной программы «Основы предпринимательства». Заключение. Современные вузы могут внедрять программу обучения «Основы предпринимательства» в основную образовательную программу и готовить студентов к будущей предпринимательской деятельности.


Введение (Introduction). Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современной России остро необходимы предприниматели. Они создают рабочие места, платят налоги и повышают благосостояние государства, вносят в процесс производства новые товары, услуги, технологии. На 2020 год по официальным данным Росстата в России насчитывалось индивидуальных предпринимателей 2,3 млн. человек. В сравнении с другими странами, это очень низкие показатели занятости населения в предпринимательстве. Известно, что развитая экономика не может существовать без такого сектора, как предпринимательство. Республика Татарстан принимает активное участие в поддержке и развитии предпринимательства, в частности Татарстан стал одним из первых регионов, принявших участие в программе регистрации самозанятых. Но с наступлением пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) количество предпринимателей резко начало падать, что сказалось на экономике страны.
Предприниматели сегодня нужны во всех отраслях хозяйства России, и предпринимательство востребовано для всех направлений деятельности, что и ставит проблему подготовки молодых людей к предпринимательству и формированию у них предпринимательской готовности на уровне высшей школы. Уже в процессе обучения у студентов разных направлений бакалавриата и магистратуры важно обеспечить развитие компетенций и психологической готовности к деятельности, в том числе и к будущей предпринимательской деятельности, так как получение таких знаний, умений и навыков в процессе обучения в вузе составляет основу для будущей его профессиональной деятельности, включая ее реализацию в предпринимательстве. В психологии обучения и психологии профессиональной деятельности известно, что любая профессиональная деятельность изначально предстает перед тем, кто ее осваивает, в форме знаний или «нормативно-одобренного способа деятельности». При ее освоении нормативный способ деятельности «распредмечивается» и переходит в индивидуальный. Этот процесс включает построение и развитие основных качеств деятельности (мотивов и целей, программы и информационной основы, принятия решений и деятельностно-важных качеств) (Шадриков, 1994). Поэтому очевидно, что современному выпускнику высшей школы независимо от направления подготовки необходимо получить психологический ресурс, потенциально доступный его субъекту и включающий систему знаний, умений, навыков и качеств личности. В том числе: умение сформулировать бизнес-идею, составить бизнес-план, моделировать предпринимательскую деятельность, ориентироваться в юридических и экономических документах, понимать себя, свои индивидуально-психологические особенности и уметь выявлять у себя эти личностные качества, обеспечивающие успешное саморазвитие в предпринимательстве, что и обеспечит его психологическую готовность к предпринимательству.
Но пока в настоящее время эта задача остается нереализованной. Анализируя данную проблему, З.Я. Ханова и М.Б. Позина описывают устоявшийся опыт такой работы, который чаще всего представлен или в учебно-воспитательном процессе, или подготовкой на предприятиях во время стажировок, в кружках, секциях, платных курсах, либо ориентацией программ на знакомство с управленческой деятельностью (Ханова, Позина, 2020). Студенты, обучаясь по различным направлениям подготовки и получая образование, имеют также возможность, применить компетенции в области предпринимательской деятельности, основу которых составляет инициативность предпринимателя в условиях неопределенности. При этом обзор трудов психологических проблем профессиональной подготовки свидетельствует об отсутствии связи между просто наличием любого образования вообще и предпринимательскими успехами. Исследованиями, реализующими концепцию системогенеза
В.Д. Шадрикова, утверждается, что формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, структуры профессионально-важных качеств и системы профессиональной деятельности происходит в ходе профессионального обучения (Поваренков, 2002).
Анализ ситуации показывает, что высшая школа приступила к выполнению важного общественного заказа, и в силу высокого спроса, значительный интерес к подготовке таких специалистов проявляют, прежде всего, негосударственные вузы, но при этом в подготовке наблюдается явный перекос в сторону коммерческого и финансового менеджмента. Кроме того, наблюдается дефицит трудов, освещающих условия эффективного формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности обучающихся на уровне высшей школы, а также отсутствие достаточных теоретических и методических разработок по этой теме.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Зарубежные и отечественные ученые, развивая концепцию психологии современного руководителя-предпринимателя, уделяют внимание субъектным детерминантам его деятельности – личностным факторам, обеспечивающим эффективную реализацию функций и задач, а также процесс самореализации. Характеризуя успешного предпринимателя, зарубежные исследователи Р.Э. Бояцис, П. Друкер, Д.М. Мескон, Д. Макклеланд, Р. Хизрич, М. Питерс, А. Кабуэнас, Дж. Сингко, Р. Эспаньол и др. указывают значение многих личностных факторов, таких как: мотивация достижения, готовность к риску, инновационная направленность, стремление к успеху, свобода и независимость, интеллект, и многих других характеристик. Успешная деятельность предпринимателя выступает процессом его самореализации и складывается из умений качественно мотивировать и управлять людьми, выстраивать коммуникации, делать выбор (Boyatzis, 2008; Begley, Boyd, 1988; Cabuenas, Singco, Españo, 2021; Chatterjee, Niladri, 2015; Douglas, 2005; Drucker, 1954; Hisrich, 1986; McClelland, 1987; Mescon, Albert, Khedouri, 1988; Shaker, 2003). Современные исследования российского предпринимательства охватывают следующие направления анализа: динамики экономического сознания российского предпринимательства, психологических особенностей и психологических аспектов эффективности предпринимательской деятельности (Журавлев, Ахметов, 2018; Журавлев, Позняков, 2012); механизмов мотивации предпринимательской активности (Шохнех, Барышникова, 2019); структуры предпринимательских намерений российской молодежи (Магомедова, 2019); удовлетворенности предпринимательской деятельностью (Филинкова, Позняков, 2002); способностей к предпринимательству и готовности субъекта идти на риск в ситуациях, где другие продемонстрируют отказ (Абубакаров, 2018); предпринимательских способностей как адаптационного ресурса (Зорина, 2021). В ряде работ представлены результаты исследований профессионального развития: развития предпринимательских способностей у студентов (Мишурова, 2020; Потаев, 2020); а также способов формирования предпринимательских способностей у обучающихся в системе «школа-вуз» (Малинин, 2019).
В числе структурных составляющих успешности для любой деятельности одним из ведущих является фактор психологической готовности к ней. Психологическая готовность личности к деятельности – это необходимое условие для ее успешного начала, выполнения и завершения. Предпринимательская деятельность человека не является исключением. Понятие психологической готовности личности к деятельности в психологии характеризуется в терминах психологического состояния, настроения, установки. Психологическая готовность личности к предпринимательской деятельности описана в литературе как интегральное образование ценностных, когнитивных и операционно-деятельностных компонентов (Ханова, 2012). Учитывая современные вызовы изменившихся социально-экономических условий, ученые сходятся во мнении о необходимости психолого-педагогического обоснования прикладной подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения, направленной на формирование психологической готовности личности к предпринимательской деятельности. Для решения данной психолого-педагогической проблемы формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности необходимыми являются инструменты ее психолого-педагогического формирования и инструменты диагностики для мониторинга произошедших в личности изменений.
В исследованиях Р.М. Булгучевой, И.Б. Байсонгурова, Д.И. Нуцалханова установлены предикторы для оценки психологической готовности к предпринимательской деятельности, которые были использованы ими в диагностике ее актуального уровня. Полученные в результатах исследования низкие результаты свидетельствуют о наличии противоречий и искажений в представлениях студентов о предпринимательской деятельности (Булгучева, Байсонгурова, Нуцалханова, 2017).
Анализ степени разработанности проблемы исследования показывает актуализацию исследований в изучении различных психологических аспектов деятельности предпринимателей и факторов успешности, таких как личностные особенности, направленность и мотивы, структуры предпринимательских способностей. Однако в меньшей степени представлены работы, в которых освещены выявление и развитие психологической готовности современных студентов к предпринимательству в процессе обучения, а также недостаточно изучены условия формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности. Эти обстоятельства и явились решающими в определении дидактических и эмпирических целей работы.
Формирование целей статьи.
1. Отметим, что теоретические и практические аспекты подготовки специалистов характеризуются наличием серьезных противоречий:
общественной востребованностью в предпринимательской активности и недостаточными объемами их подготовки на уровне высшей школы,
востребованностью в развитии предпринимательской готовности и отсутствием дидактических средств ее развития.
В связи с этим в Казанском инновационном университете имени В.Г. Тимирясова было принято решение внедрить в основную образовательную программу для ряда направлений подготовки бакалавриата обучающую программу дисциплины «Основы предпринимательства» для приобретения студентами необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков. В программу входил раздел «Формирование психологической готовности к предпринимательской деятельности», результаты освоения которого оценивались в данном исследовании. В рамках данного раздела рассматриваются вопросы индивидуально-психологических особенностей предпринимателей, обозначаются те знания, умения и навыки, которыми должен обладать предприниматель, разбираются психологические особенности самой предпринимательской деятельности. Данную программу от других разработанных такого рода программ отличает внедрение в ее содержание психологического аспекта предпринимательской деятельности наряду с разделами «Основы финансово-экономической деятельности», «Юридическая грамотность», которые позволили сформировать студентам комплексное представление о работе субъектов предпринимательства, но как самостоятельные компоненты они не являлись диагностически ценными по замыслу. Как правило, эти компоненты учитывают показатели академической успеваемости по предмету. Занятия проводятся в течение одного семестра для студентов второго курса гуманитарных направлений. Обучение завершается зачетом в виде защиты индивидуального предпринимательского проекта.
2. Высокая практическая значимость и недостаточная разработанность аспектов проблемы психологической готовности к предпринимательской деятельности и дидактических условий ее определяющих обусловила постановку цели эмпирического исследования, а также выбор методов его реализации.
Отметим, что на стадии профессионального образования формальными критериями соответствия социальным требованиям профессионального научения (усвоения профессионального опыта, представленного знаниями, умениями, навыками) всегда выступают показатели академической успеваемости по предмету.
Содержательными показателями являются сформированность профессиональной деятельности и ее информационной основы, структуры способностей, направленности, общей готовности к деятельности.
В настоящем исследовании таким содержательным показателем является показатель психологической готовности к предпринимательской деятельности, предикторами которого выступили мотивационно-целевой и ресурсный компоненты структуры психологической готовности к предпринимательской деятельности, обоснованные в работе Е.К. Климовой (Климова, 2004).
Психологическая готовность к предпринимательской деятельности представляет собой симптомокомплекс «предпринимательских мотивов и целей» (выражающийся в стремлении заниматься предпринимательством и готовности к проявлению настойчивости в достижении ее целей) и наличии «предпринимательских ресурсов» (таких профессионально-важных качеств как: предприимчивость – способность проявлять инициативу в предпринимательстве; стратегическое мышление, позволяющее прогнозировать изменения в рыночной ситуации; и стрессоустойчивость, как готовность действовать в стрессовых и неопределенных ситуациях, не снижая продуктивности).
Цель исследования: произвести диагностику психологической готовности к предпринимательской деятельности до и после проведения, разработанной автором «обучающей программы дисциплины «Основы предпринимательства» для приобретения студентами необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Материалы и методы (Methodology and methods). Исследование проводилось на базе психологической лаборатории Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова. В статье представлено пилотажное эмпирическое исследование, выполненное на выборке 102 студентов гуманитарного направления (направление подготовки «Дошкольное образование» и «Экономика»), в возрасте 19-23 года г. Казань РТ РФ.
Для сбора эмпирических данных использовался опросник Е.К. Климовой «Диагностика психологической готовности к предпринимательской деятельности», содержание которого представляют 23 проблемные ситуации и для каждой 4 альтернативы выбора. Структура опросника включает 5 первичных шкал, охватывающих мотивационно-целевые характеристики и ключевые профессионально-важные качества (как указывает автор) и 3 вторичные шкалы, суммарные по отношению к первичным шкалам. Шкала «Психологическая готовность к предпринимательству» является интегральной шкалой, в которой учтены все шкалы опросника. Методика имеет ключи, но не содержит сведений о нормировании результатов. Методика снабжена пятиуровневой градацией показателей: низкие показатели, ниже среднего, средние, выше среднего, высокие. Но интерпретация дается только для двух крайних уровней и среднего уровня. Есть сведения о ретестовой надежности, конструктной и прогностической валидности. Методами математического анализа стали данные описательной статистики и T-критерий, расчеты выполнены в программе SPSS. Проведение сравнительного анализа с применением T-критерия позволяет подтвердить различия и обосновать динамику изменений в структуре компонентов психологической готовности у студентов разных направлений обучения.
Эмпирическое экспериментальное исследование включает три этапа. На первом – произведен замер психологической готовности к предпринимательству у студентов, обучающихся на направлении подготовки «Дошкольное образование» и «Экономика». На втором – реализовано обучение по курсу «Основы предпринимательства». На третьем – повторный замер психологической готовности к предпринимательской деятельности у этой же группы студентов, участников исследования.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Результаты исследования представлены для студентов групп двух направлений подготовки: «Дошкольное образование»; «Экономика». В таблице содержатся средние значения шкал методики психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по направлению «Дошкольное образование» и «Экономика», до и после прохождения обучающей программы «Основы предпринимательства». Данные таблицы отражают динамику развития отдельных качеств – компонентов психологической готовности к предпринимательской деятельности.
Из данных таблицы видно, что имеются различия в исходном уровне психологической готовности к предпринимательской деятельности и различных ее компонентов (разброс значений от 2,56 до 5,46 по 12 бальной шкале; от 6,4 до 15,08 по 24 бальной шкале).
Результаты первого замера указывают на выраженные различия для двух групп участников исследования по всем шкалам методики. Показатели для всех шкал методики достоверно выше в группе направления подготовки «Экономика» и находятся в зоне средних показателей, для студентов группы направления подготовки «Дошкольная педагогика» показатели этих же шкал находятся в зоне низких показателей или ниже среднего. Можно предположить, что такая изначальная неравномерность определяется внутренними условиями, через которые преломляются внешние (педагогические) воздействия.
Данные второго замера свидетельствуют об увеличении уровня развития качеств (разброс значений от 4,7 до 9,56 по 12 бальной шкале; от 10,54 до 21,88 по 24 бальной шкале). Для двух групп участников исследования по всем шкалам методики отмечаются выраженные различия средних значений. Показатели для некоторых шкал методики достоверно выше в группе направления подготовки «Экономика» и находятся в зоне показателей выше средних, для студентов группы направления подготовки «Дошкольная педагогика» показатели этих же шкал находятся в зоне средних показателей или ниже среднего. В частности, для второго замера можно указать на отсутствие различий между группами в качествах предприимчивость и стрессоустойчивость, входящих компонентами в предпринимательские ресурсы. По показателю предпринимательские ресурсы группы также имеют сходные значения.
Рассмотрим содержание результатов более подробно.
Для обучающихся по направлению «Экономика» для первого замера характерны следующие показатели. Сформированность предпринимательских мотивов находится на среднем уровне, а предпринимательские цели на уровне ниже среднего, что свидетельствует о наличии мотивации для осуществления предпринимательской деятельности. Но только данная мотивация пока не является основополагающей, ведущей для осуществления предпринимательской деятельности. После прохождения обучающего курса показатели изменились до уровня выше среднего (р≥0,001).
Средние значения предприимчивости для первого замера находятся на уровне ниже среднего, после обучения значения повысились до среднего уровня (р≥0,001). Стратегическое мышление до начала обучения на среднем уровне, после обучения уровень стал выше среднего (р≥0,001). Стрессоустойчивость и в первом и во втором замере находится на среднем уровне, значимых изменений по шкале стрессоустойчивости не выявлено.
Уровень выраженности предпринимательской интенции (намерений), предпринимательских ресурсов и психологической готовности к предпринимательской деятельности студентов данной группы до обучения соответствовал показателям среднего уровня, после обучения этот показатель также изменился до уровня выше среднего (р≥0,001).
Для обучающихся по направлению «Дошкольное образование» для первого замера характерны следующие показатели. Сформированность предпринимательских мотивов находится на уровне ниже среднего, предпринимательских целей на низком уровне. Такие показатели мотивационно-целевых характеристик свидетельствует об отсутствии мотивационного потенциала для реализации предпринимательской деятельности. Предпринимательские ресурсы или ключевые профессионально важные качества (предприимчивость, стратегическое мышление и стрессоустойчивость) развиты на уровне ниже среднего и их развитие не является достаточным для ее реализации.
После прохождения обучающего курса наблюдаются изменения показателей: для мотивов – до среднего уровня (р≥0,001); для целей – до уровня ниже среднего (р≥0,001); для ключевых профессионально-важных качеств значения – до среднего уровня (р≥0,001). Показатели по вторичным шкалам изменились до среднего уровня (р≥0,001). Такие результаты могут указывать о повышении уровня психологической готовности к предпринимательской деятельности.
Студенты, обучающиеся по направлению дошкольного образования, изначально не были ориентированы на предпринимательскую деятельность и не видели возможных путей развития своей карьеры в направлении предпринимательства. После обучения произошли изменения в структуре намерений (мотивов и целей), а также в структуре ресурсов (предприимчивости, стратегического мышления, стрессоустойчивости).
Представленные результаты свидетельствуют о том, что в ходе обучения происходит формирование информационной основы выполнения предпринимательской деятельности, и наблюдается динамика в степени освоения структурно-динамических элементов предпринимательской деятельности (ее мотивов, целей и ресурсов).
Таким образом, можно констатировать, что в обучении однонаправлено изменяется как уровень развития качеств, определяющих психологическую готовность к предпринимательству, так и ее интегральный показатель.
Отмечается тенденция, характеризующая профессиональное развитие: формирование и развитие мотивов и способностей, как внутренних источников и детерминант психологической активности личности.
Опыт формирования психологической готовности к предпринимательству представлен в работах Д.А Китовой и Б.Н. Дышекова для учащихся профессионального лицея г. Черкесска (Китова, Дышеков, 2011). В исследовании авторы отметили сложности для идентификации предприимчивости у учащихся, как для ее формирования, так и для ее диагностики при оценке эффективности программы. Оценивая результаты психологической подготовки к предпринимательству, ориентированной на осознание факторов ее успешности, в качественной интерпретации авторы отметили эффективность примененной ими методики самостоятельного проектирования. При этом указали на соотнесенность результата социальной практике. 32% учащихся не справились с поставленной задачей – по статистике каждый третий из начинающих предпринимателей перестает заниматься предпринимательством. Только 9,8% учащихся успешно справились с проектированием – что соответствует 10% успешных предпринимателей от общей численности. Психолого-педагогическое сопровождение выступает основным фактором развития предпринимательской готовности для учащихся лицеев.
Заключение (Conclusions). Программа обучения «Основы предпринимательства», направленная на приобретение основных знаний, умений и навыков в предпринимательской деятельности, содействует приобретению опыта, необходимого для профессионального развития способностей и мотивов психологической готовности к предпринимательской деятельности. Студенты приобретают знания о данной деятельности, у студентов формируются мотивы, цели будущей деятельности, снимается напряжение, формируется понимание о том, как можно применить свою профессию в предпринимательстве, оформляется психологическая готовность к реализации будущего предпринимательского проекта.
Полученные с помощью диагностики результаты изменения в структуре готовности к предпринимательской деятельности − это результат профессионального развития (для способностей и мотивов) и профессионального научения (для профессионального опыта), что является результатом приобретенных компетенций в процессе изучения разработанной автором программы дисциплины.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Планируется продолжение исследования данной проблемы. Перспективным мы считаем проведение дальнейшего сравнительного анализа психологической готовности студентов разных направлений обучения к предпринимательству как бакалавров, так и магистров; также изучение статистики выпускников, которые реализовали предпринимательские проекты как показателя оценки прогностической валидности программы.

Список литературы

Абубакаров М.А. Предпринимательские способности // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2018. № 1.
С. 8-18.
Булгучева Р.М., Байсонгуров И.Б., Нуцалханова Д.И. Формирование психологической готовности к предпринимательству // Вестник Университета Российской академии образования. 2017. № 1. С. 40-45.
Журавлев Д.А., Ахметов Л.А. Повышение эффективности работы предприятий и предпринимательских структур // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2019. № 18. С. 16-28.
Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М.: Институт психологии РАН, 2012. 480 с.
Зорина А.Е. Собственное дело в условиях неопределённости: предпринимательские способности как адаптационный ресурс // Научный результат. Социология и управление. 2021. № 4. С. 108-122.
Китова Д.А., Дышеков Б.Н. Формирование психологической готовности личности к легитимной предпринимательской деятельности // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1. С. 29-35.
Климова Е.А. Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности: Дис. … канд. псих. наук. Калуга, 2004. 185 с.
Магомедова Х.Н. Структура предпринимательских намерений // Гуманизация образования. 2019. № 2. С. 65-73.
Малинин В.А. Формирование предпринимательских способностей у обучающихся в системе «Школа-вуз» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1. С. 125-131.
Мишурова И.В. Развитие предпринимательских способностей на основе изучения специфики феномена предпринимательства // Вестник Академии знаний. 2020. № 1. С.153-158.
Поваренков Ю.Л. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002. 160 с.
Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства // Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы: коллективная монография. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 200-214.
Потаев В.С. Об особенностях развития предпринимательских способностей у студентов // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2020. № 2. С.15-23.
Филинкова Б., Поздняков В.П. Программа исследования удовлетворенности предпринимательской деятельностью // Современные проблемы управления. М.: ИП РАН, 2002. С. 144-166.
Ханова З.Г. Формирование психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности: предикторы и технологии. Автореф. дис. … д-ра псх. наук. Сочи, 2012. 46 с.
Ханова З.Г., Позина М.Б. Тенденции формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 3. С. 406-410.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.
Шохнех А.В., Барышникова В.В. Механизмы мотивации предпринимательской активности молодежи в системе обеспечения экономической безопасности России // Инновационное развитие экономики. 2019. № 4-2. С. 190-193.
Begley T.M., Boyd D.P. Psychological characteristics associated with performance in entrepreneurial firms and smaller businesses // Journal of Business venturing. 1988. № 1. Р. 79-93.
Boyatzis R.E. A twenty-year view of trying to develop emotional, social and cognitive intelligence competencies in graduate management education // Journal of Management Development. 2008. Vol. 27. № 1. P. 92-108.
Cabuenas A., Singco J. and Español R. Leadership Approach: The Role of Traits, Styles, Skills, and Culture in a Cebuano University // Journal of Human Resource and Sustainability Studies. 2021. Vol. 9. № 3. P. 385-396.
Chatterjee N., Niladri D. Key psychological factors as predictors of entrepreneurial success: a conceptual framework // Academy of Entrepreneurship Journal. 2015. Vol. 21. № 1. Р. 102-114.
Douglas D. The human complexities of entrepreneurial decision making: A grounded case considered // International Journal of Entrepreneurial Behavior and Research. 2005. Vol. 11. № 6. Р. 422-435.
Drucker P. The practice of Management. New York: Harper & Row, 1954.
Enterpreneurship, Intrapreneurship, and Venture Capital: The Fandation of Economic Renaissance, in Hisrich R.D. (eds.). Lexington, Mass.: Lexing ton Books, 1986. 144 р.
McClelland D.C. Human motivation. New York: Cambridge University Press, 1987. 663 р.
Mescon M., Albert M., Khedouri F., Management. New.York: Harper-Row Publishers, 1988. 464 p.
Shaker A. Zahra. The Practice of Management: Reflections on Peter F. Drucker's Landmark Book // The Academy of Management Executive (1993-2005). 2003. Vol. 17. № 3. P. 16-23.