16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-4

Модель профилактики девиантного поведения обучающихся средствами физкультурно-рекреативной деятельности:
анализ эффективности реализации

Aннотация

Введение. Рост проявлений отклоняющегося поведения, жестокости и агрессии в поведении несовершеннолетних в российском обществе затронул в последние десятилетия и образовательные организации страны, актуализируя поиск педагогических способов решения данной проблемы. Одним из эффективных средств профилактики девиантного поведения обучающихся предлагается рассматривать целенаправленную организацию их физкультурно-рекреационной деятельности. Целью исследования является анализ эффективности реализации модели профилактики девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях средствами физической рекреации. Методология и методы. Основу исследования составило описание результатов экспериментальной апробации в 2020-2021 годах на базе 4-х образовательных организаций г. Белгорода авторской модели профилактики девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях средствами физкультурно-рекреативной деятельности. В качестве методов исследования – теоретический анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, педагогическое наблюдение, анкетирование (методы математической статистики. Результаты. Представлены результаты позитивной динамики когнитивно-содержательного, мотивационно-ценностного и действенно-практического компонентов поведения студентов экспериментальной группы; улучшение таких показателей нравственно-этических качеств, как доброжелательность и отзывчивость, а также снижение конфликтности. Существенно повысился уровень вовлечённости обучающихся в физкультурно-рекреативную деятельность. Перспективы исследования состоят в возможности внедрения модели в деятельность профессиональных образовательных организаций в контексте решения социально-педагогической проблемы профилактики девиантного поведения обучающихся.


Введение (Introduction). В последнее десятилетие на возрастающую значимость проблемы профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональ­ных образовательных организациях (ПОО) указывает ряд исследователей (Малова, 2019; Соколов, 2015). В работах ученых (Богомолова, Савченко, 2017; Быструшкин, 2020) акцентируется внимание на детерминантах девиантного поведения обучающихся, на раскрытие программ и технологий профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях образовательного процесса. Однако до сих пор вне поля зрения исследователей остается физкультурно-рекреативная деятельность (ФРД) как действенное средство ориенти­рования обучающихся на нормотипические ценности и требования общества (Виноградов, 1997; Воловик, 1998; Воронов, 2016). В этой связи возникает потребность в теоретической разработке и эксперименталь­ной апробации модели профилактики отклоняющегося поведения обучающихся в условиях образовательного процесса, базирующейся на совокупности деятель­ностного, системного, аксиологического и здоровье сберегающего подходов, и включающей целевой, содержательный, операционально-деятельностный, критериально-оценочный и результативный компоненты (Ирхин, Сылка, 2021).
В 2020-2022 гг. разработанная модель была экспериментально апробирована на базе Медицинского колледжа Медицинского института ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследова­тельский университет», Инжинирингового колледжа ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследова­тельский университет», ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания», ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж».
Цель исследования – анализ эффективности реализации модели профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях средствами физкультурно-рекреативной деятельности (ФРД).
Материалы и методы (Methodology and methods). Объектом исследования стала подготовка обучающихся в профессиональ­ных образовательных организациях, а в качестве методов исследования выступили: теоретический анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента по апробации авторской модели профилактики девиантного поведения обучающихся в ПОО средствами ФРД; педагогическое наблюдение; анкетирование (анкета для изучения социально-психологической адаптации обучающегося; диагностика физических показателей); тестирование: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (Маклаков, 1993; Чермянин, 2001); тест на выявление знаний, представлений о нормотипическом поведении (Л.А. Ясюкова) (Ясюкова, 2017); тест на выявление знаний, представлений о физкультурно-рекреатив­ной деятельности и её практическое применение (адаптированный вариант опросника А.В. Воронкова); опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН); диагностика агрессии и враждебности (опросник А. Басса-Перри, 1992).
На формирующем этапе эксперимента приняло участие 60 студентов на базе указанных ранее колледжей г. Белгорода. Анализу подвергались когнитивно-содержательный, действенно-практический и мотивационно-ценностный компоненты поведения обучающихся.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Для определения уровня развития каждого компонента было принято решение использовать комплексную оценку (на основе синтеза указанных в предыдущем разделе методов и диагностических средств), которая позволяет определить эффективность модели профилактики девиантного поведения с помощью средств ФРД. Комплексная оценка эффективности по уровням риска проявления девиантного поведения представлена в табл. 1.
Анализ данных табл. 1 свидетельствует о позитивных изменениях в динамике уровня риска девиантного поведения, показывающей, с одной стороны, уменьшение количества студентов со средним уровнем риска (с 40% до 36,6%), а, с другой стороны,  значительное возрастание числа обучающихся с низким уровнем риска проявления девиантного поведения (с 6,7% до 38,6%).
Динамика изменений отдельных компонентов девиантного поведения в процессе эксперимента представлена в табл. 2, 3 и 4.

Информация, представленная в табл. 2, демонстрирует, что до начала эксперимента высокий уровень развития когнитивно-содержательного компонента был выявлен у 3% обучающихся, а после окончания эксперимента данный уровень повысился до 56,7%. Средний уровень повысился с 23 до 36,6%. Обучающихся, находящихся на низком уровне развития когнитивно-содержательного компонента, оказалось 6,7%. Как видно, у большинства студентов в конце эксперимента оказались сформиро­ваны представления о здоровом образе жизни. У студентов наблюдалось четкое понимание разницы между нормотипи­ческим и девиантным поведением.
Выяснилось, что обучающиеся владели знаниями о том, как организовывать свой досуг и досуг товарищей, освоили приёмы снятия психоэмоционального напряжения.

 

Информация, представленная в табл. 3 демонстрирует, что действенно-практический компонент девиантного поведения до начала эксперимента был всего лишь у 5% обучающихся.
Как видно, большинство студентов в конце эксперимента успешно использовали средства физической культуры в процессе жизнедеятельности, владели основными умениями, правильной техникой выполнения используемых упражнений и все их действия имели системный характер. Реализация здорового поведения и ФРД оказались у них на высоком уровне.
Информация, представленная в табл. 4, демонстрирует, что мотивационно-ценностный компонент девиантного поведения до начала эксперимента у 23 человек имел средний уровень развития, а у 37-ми человек – низкого уровня.
При определении когнитивно-содержательного компонента девиантного поведения использовались следующие методы исследования: тестирование на выявление знаний, представлений о нормотипическом поведении с помощью личностного опросника «Тест правового и гражданского сознания» (Ясюков, 2021). Результаты показали, что на начало эксперимента знания о нормотипическом поведении преобладали у 12% обучающихся, а по окончании эксперимента – у 94% студентов.
Как свидетельствует анализ результатов тестирования студентов на выявление знаний, представлений о ФРД и её практическом применении на начало эксперимента было 3,8% обучающихся, которые на высоком уровне могли составить для себя комплекс утренней гимнастики. Большинство обучающихся не использовало свои знания для организации досуга, восстановления и снятия психо-эмоциональной нагрузки.
По окончанию эксперимента 67% обучающихся не только овладели знаниями, но использовали ФРД систематически; 31% обучающихся использовали ФРД регулярно, однако сталкивались с трудностями в её организации и лишь 2% обучающихся имели знания, но были не убеждены в целесообразности данной деятельности.
При определении действенно-практического компонента девиантного поведения использовались следующие методы исследования: наблюдения, проведения тестирования и анализ полученных результатов.
При оценке самочувствия и активности участников эксперимента (с помощью опросника САН) у 67,7% обучающихся «группы риска» было отмечено плохое самочувствие, а нормальное – у 6%.
Важное значение для нашего исследования имело определение нравственно-этических качеств студентов группы риска. Анализ результатов оценки таких личностных качеств проводился с использованием теста на доброжелательность по шкале Д. Кэмпбелла. Полученные до и после эксперимента данные представлены в табл. 5.
Из табл. 5 видно, что показатели достоверно повысились. По показателю доброжелательности нравственно-этические качества обучающихся повысились с 32,5% до 67,5%; по показателю отзывчивости − с 29,6% до 70,4%; по показателю конфликтности и агрессивности, напротив, снизилась соответствующим образом с 68,1% и 70,3% (на начало эксперимента) до 31,9% и 29,7% в конце проведения формирующего эксперимента.
Как свидетельствуют данные табл. 6, систематические занятия по профилактике девиантного поведения и организация досуга с использованием средств физической рекреации оказали не только положительное влияние на формирование здоровой личности, но и способствовали укреплению физического здоровья обучающихся. Результаты итоговых испытаний показали, что регулярные занятия физической культурой способствовали улучшению физических качеств обучающихся. Из полученных данных видна положительная динамика и увеличение результатов в сгибании рук в упоре лёжа – с 21 до 27 раз; прыжок в длину с места – с 157 до 187 см; поднимание туловища (пресс) – с 15 до 26 раз; подтягивания на перекладине (высокая – юноши, низкая – девушки) –
с 6,5 до 8,5 раз; наклон туловища – с 6 до 10 раз; бег на 1000 метров (сек.) – с 380 до 300 сек., соответственно (табл. 6).
При определении уровня базисных стратегий поведения у студентов, наличия мотивации на успех, поведенческой регуляции, были получены значения, позволившие распределить студентов по состоянию нервно-психической устойчивости. Большая часть студентов (58,4%), оказалась на низком уровне по данным показателям.
Анализ результатов использования личностного опросника «Диагностика агрессии и враждебности (опросник А. Басса и М. Перри)», предназначенного для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека, представлены в табл. 7.
Из полученных результатов, которые отображены в табл. 8 видно, что ФРД имеет положительный эффект, нивелируя факторы, которые детерминируют девиантное поведение студентов.
Проводя сравнительный анализ эффективности реализации эксперименталь­ной модели, мы обратили внимание, что наименьших успехов было достигнуто в плане развития мотивационно-ценностного компонента девиантного поведения. Мы предполагаем, что это связанно с недостаточной длительностью проведения эксперимента и необходимостью продолжения данной деятельности после его завершения.
Наряду с вышепредставленными, были определены и качественные критерии эффективности экспериментальной модели. В первую очередь речь идет о вовлечённости студентов в физкультурно-рекреативную деятельность (табл. 8).
На начало эксперимента было выявлено, что преимущественно обучающиеся (56,7%) не имеют четкой позиции в связи с отсутствием должных знаний и понимания сущности ФРД. Результат анонимного опроса для выявления уровня заинтересованности в такой внеурочной деятельности в конце эксперимента показал достоверную заинтересованность и понимание значимости ФРД.
Также повышенный уровень интереса к данной деятельности отмечают педагоги дополнительного образования на основании наблюдения и анализа ведения студентами дневников самоанализа физического развития. 86% обучающихся систематически ведут дневник по оцениванию своего физического состояния; 12% обучающихся допускают нерегулярные пропуски в ведении на короткий период, однако систематически уделяют внимание оцениванию своего физического состояния и лишь 2% обучающихся ведут дневник без особого энтузиазма и не убеждены в его значимости и значимости контроля за физическим состоянием.
Поскольку в начале эксперимента 97 % юношей высказались в пользу атлетической гимнастики, а 98% девушек − в пользу ритмической гимнастики, было принято решение дифференцировать группы по половому признаку и роду деятельности.
Учитывая тот факт, что девушки и юноши занимались отдельно, мы имели возможность сравнить показатели их физического развития в процессе профилактической деятельности и провести анализ. Таким образом, во время проведения тестирования и сбора аналитического материала мы обращали внимание на то, какая из групп по гендерному признаку легче поддается профилактике. Из полученных нами данных в ходе эксперимента были сделаны выводы, что девушки легче поддаются профилактике девиантного поведения, нежели юноши.
Заключение. Таким образом, экспериментальное исследование позволило сделать вывод, что реализация модели профилактики девиантного поведения обучающихся в ПОО средствами ФРД показала свою эффективность, привела к улучшению показателей по отношению к риску проявления девиантного поведения. Наблюдалась позитивная динамика изменений когнитивно-содержательного, мотивационно-ценностного и действенно-практического компонентов поведения студентов экспериментальной группы: до эксперимента проявления высокого уровня риска девиантного поведения наблюдались у 53,3% студентов; среднего уровня риска − у 40%; низкого уровня – у 6,7%. После проведения эксперимента проявления высокого уровня риска девиантного поведения снизились с 53,3% до 3,4%); среднего уровня сократились с 40 до 36,6%. Улучшились такие показатели нравственно-этических качеств обучающихся, как доброжелательность и отзывчивость. В то же время существенно снизились проявления агрессивности и конфликтности с их стороны. Регулярные занятия ФРД благотворно сказались на здоровье обучающихся. Существенно повысился уровень вовлечённости обучающихся в физкультурно-рекреативную деятельность.
Перспективы исследования состоят в возможности внедрения модели в деятельность профессиональных образовательных организаций в контексте решения социально-педагогической проблемы профилактики девиантного поведения обучающихся.

Список литературы

Богомолова Е.А., Савченко О.Г. Девиантное поведение студентов и причины его проявления // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2017. № 1 (9). С. 8-10.
Быструшкин С.К., Селиверстова И.Г., Тютерева И.А., Тютерев В.Н., Грибцова Л.С., Гениатулина Е.В. Психофизическая адаптация обучающихся первого курса колледжа к учебной деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 2. С. 15-18.
Виноградов Г.П. Теория и методика рекреационных занятий физическими упражнениями: монография. СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. 1997. 163 с.
Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник. Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. 232 с.
Воронков А.В. Педагогические условия организации физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе: Дисс. … канд. пед. наук. Белгород. 2007. 202 с.
Воронов Д.И. Социально-психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации и психокоррекции: Дисс. ... канд. псих. наук. г. Санкт-Петербург. 2016. 266 с.
Гилинский Я.Г. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2004. 520 с.
Данилейко М.С. Адаптация детей к школьным условиям средствами физической рекреации: Дис. … канд. псих. наук. Санкт-Петербург. 2008. 153с.
Доржиева Е.Б. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. 2018. №23. С. 78-80.
Ирхин В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: монография. Барнаул: Издательство БГПУ. 2002. 279с.
Кадуцкая Л.А., Посохов А.В., Миронова Т.А. и др. Методы математической статистики в спортивно-педагогических исследованиях: учебно-методическое пособие. Белгород: Издательский дом «Белгород» НИУ «БелГУ»2017. 67 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1977. 304с.
Малова Е.О. Подготовка педагогов к организации работы по профилактики девиантного поведения в среде студентов ПОО // Профилактика зависимостей. 2019. № 2 (18). C. 133-137.
Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» / Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, Е.Г. Дозорцева, М.Г. Дебольский, А.В. Дегтярев, Р.В. Чиркина, А.В. Лаврик.М: ФГБОУ ВО МГППУ. 2017. 198с.
Никулин И.Н. Подготовка будущего учителя к физкультурно-рекреативной деятельности с учащимися общеобразовательной школы: Дисс. … канд. пед. наук. Белгород. 2000. 209 с.
Пиотровски Л.М. Физическая рекреация как часть физической культуры: Дисс. … канд. пед. наук. Ленинград. 1980. 167с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2006. С. 549-672.
Рыжкин Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: учеб. Пособие. СПб.: Образование. 1997. С. 36-39.
Соколов И.С. Педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся общеобразовательных организаций: Дисс. ... канд. пед. наук. Москва. 2015. 152с.
Сылка С.И. Физкультурно-рекреативная деятельность по профилактике девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания.2021. Т. 40 №2, С.219-226.
Титова М.П. Алкоголизм как фактор девиантного поведения несовершеннолетних в современной России // Алкоголь в России: материалы восьмой науч. конф. Иваново. 2018.С. 40-47.
Томащук Я.Ю. Педагогические условия формирования стиля здорового поведения старших школьников с социальными девиациями: Дисс. ... канд. пед. наук. Белгород.2017. 171 с.
Student. The probable error of a mean. // Biometrika. 1908. №6 (1). P. 1-25.
Wilcoxon, F. Individual comparisons by ranking methods. Biometrics, 1, 80-83. 1945.