Введение (Introduction). В последнее десятилетие на возрастающую значимость проблемы профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях (ПОО) указывает ряд исследователей (Малова, 2019; Соколов, 2015). В работах ученых (Богомолова, Савченко, 2017; Быструшкин, 2020) акцентируется внимание на детерминантах девиантного поведения обучающихся, на раскрытие программ и технологий профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях образовательного процесса. Однако до сих пор вне поля зрения исследователей остается физкультурно-рекреативная деятельность (ФРД) как действенное средство ориентирования обучающихся на нормотипические ценности и требования общества (Виноградов, 1997; Воловик, 1998; Воронов, 2016). В этой связи возникает потребность в теоретической разработке и экспериментальной апробации модели профилактики отклоняющегося поведения обучающихся в условиях образовательного процесса, базирующейся на совокупности деятельностного, системного, аксиологического и здоровье сберегающего подходов, и включающей целевой, содержательный, операционально-деятельностный, критериально-оценочный и результативный компоненты (Ирхин, Сылка, 2021).
В 2020-2022 гг. разработанная модель была экспериментально апробирована на базе Медицинского колледжа Медицинского института ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Инжинирингового колледжа ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания», ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж».
Цель исследования – анализ эффективности реализации модели профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях средствами физкультурно-рекреативной деятельности (ФРД).
Материалы и методы (Methodology and methods). Объектом исследования стала подготовка обучающихся в профессиональных образовательных организациях, а в качестве методов исследования выступили: теоретический анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента по апробации авторской модели профилактики девиантного поведения обучающихся в ПОО средствами ФРД; педагогическое наблюдение; анкетирование (анкета для изучения социально-психологической адаптации обучающегося; диагностика физических показателей); тестирование: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (Маклаков, 1993; Чермянин, 2001); тест на выявление знаний, представлений о нормотипическом поведении (Л.А. Ясюкова) (Ясюкова, 2017); тест на выявление знаний, представлений о физкультурно-рекреативной деятельности и её практическое применение (адаптированный вариант опросника А.В. Воронкова); опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН); диагностика агрессии и враждебности (опросник А. Басса-Перри, 1992).
На формирующем этапе эксперимента приняло участие 60 студентов на базе указанных ранее колледжей г. Белгорода. Анализу подвергались когнитивно-содержательный, действенно-практический и мотивационно-ценностный компоненты поведения обучающихся.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Для определения уровня развития каждого компонента было принято решение использовать комплексную оценку (на основе синтеза указанных в предыдущем разделе методов и диагностических средств), которая позволяет определить эффективность модели профилактики девиантного поведения с помощью средств ФРД. Комплексная оценка эффективности по уровням риска проявления девиантного поведения представлена в табл. 1.
Анализ данных табл. 1 свидетельствует о позитивных изменениях в динамике уровня риска девиантного поведения, показывающей, с одной стороны, уменьшение количества студентов со средним уровнем риска (с 40% до 36,6%), а, с другой стороны, значительное возрастание числа обучающихся с низким уровнем риска проявления девиантного поведения (с 6,7% до 38,6%).
Динамика изменений отдельных компонентов девиантного поведения в процессе эксперимента представлена в табл. 2, 3 и 4.
Информация, представленная в табл. 2, демонстрирует, что до начала эксперимента высокий уровень развития когнитивно-содержательного компонента был выявлен у 3% обучающихся, а после окончания эксперимента данный уровень повысился до 56,7%. Средний уровень повысился с 23 до 36,6%. Обучающихся, находящихся на низком уровне развития когнитивно-содержательного компонента, оказалось 6,7%. Как видно, у большинства студентов в конце эксперимента оказались сформированы представления о здоровом образе жизни. У студентов наблюдалось четкое понимание разницы между нормотипическим и девиантным поведением.
Выяснилось, что обучающиеся владели знаниями о том, как организовывать свой досуг и досуг товарищей, освоили приёмы снятия психоэмоционального напряжения.
Информация, представленная в табл. 3 демонстрирует, что действенно-практический компонент девиантного поведения до начала эксперимента был всего лишь у 5% обучающихся.
Как видно, большинство студентов в конце эксперимента успешно использовали средства физической культуры в процессе жизнедеятельности, владели основными умениями, правильной техникой выполнения используемых упражнений и все их действия имели системный характер. Реализация здорового поведения и ФРД оказались у них на высоком уровне.
Информация, представленная в табл. 4, демонстрирует, что мотивационно-ценностный компонент девиантного поведения до начала эксперимента у 23 человек имел средний уровень развития, а у 37-ми человек – низкого уровня.
При определении когнитивно-содержательного компонента девиантного поведения использовались следующие методы исследования: тестирование на выявление знаний, представлений о нормотипическом поведении с помощью личностного опросника «Тест правового и гражданского сознания» (Ясюков, 2021). Результаты показали, что на начало эксперимента знания о нормотипическом поведении преобладали у 12% обучающихся, а по окончании эксперимента – у 94% студентов.
Как свидетельствует анализ результатов тестирования студентов на выявление знаний, представлений о ФРД и её практическом применении на начало эксперимента было 3,8% обучающихся, которые на высоком уровне могли составить для себя комплекс утренней гимнастики. Большинство обучающихся не использовало свои знания для организации досуга, восстановления и снятия психо-эмоциональной нагрузки.
По окончанию эксперимента 67% обучающихся не только овладели знаниями, но использовали ФРД систематически; 31% обучающихся использовали ФРД регулярно, однако сталкивались с трудностями в её организации и лишь 2% обучающихся имели знания, но были не убеждены в целесообразности данной деятельности.
При определении действенно-практического компонента девиантного поведения использовались следующие методы исследования: наблюдения, проведения тестирования и анализ полученных результатов.
При оценке самочувствия и активности участников эксперимента (с помощью опросника САН) у 67,7% обучающихся «группы риска» было отмечено плохое самочувствие, а нормальное – у 6%.
Важное значение для нашего исследования имело определение нравственно-этических качеств студентов группы риска. Анализ результатов оценки таких личностных качеств проводился с использованием теста на доброжелательность по шкале Д. Кэмпбелла. Полученные до и после эксперимента данные представлены в табл. 5.
Из табл. 5 видно, что показатели достоверно повысились. По показателю доброжелательности нравственно-этические качества обучающихся повысились с 32,5% до 67,5%; по показателю отзывчивости − с 29,6% до 70,4%; по показателю конфликтности и агрессивности, напротив, снизилась соответствующим образом с 68,1% и 70,3% (на начало эксперимента) до 31,9% и 29,7% в конце проведения формирующего эксперимента.
Как свидетельствуют данные табл. 6, систематические занятия по профилактике девиантного поведения и организация досуга с использованием средств физической рекреации оказали не только положительное влияние на формирование здоровой личности, но и способствовали укреплению физического здоровья обучающихся. Результаты итоговых испытаний показали, что регулярные занятия физической культурой способствовали улучшению физических качеств обучающихся. Из полученных данных видна положительная динамика и увеличение результатов в сгибании рук в упоре лёжа – с 21 до 27 раз; прыжок в длину с места – с 157 до 187 см; поднимание туловища (пресс) – с 15 до 26 раз; подтягивания на перекладине (высокая – юноши, низкая – девушки) –
с 6,5 до 8,5 раз; наклон туловища – с 6 до 10 раз; бег на 1000 метров (сек.) – с 380 до 300 сек., соответственно (табл. 6).
При определении уровня базисных стратегий поведения у студентов, наличия мотивации на успех, поведенческой регуляции, были получены значения, позволившие распределить студентов по состоянию нервно-психической устойчивости. Большая часть студентов (58,4%), оказалась на низком уровне по данным показателям.
Анализ результатов использования личностного опросника «Диагностика агрессии и враждебности (опросник А. Басса и М. Перри)», предназначенного для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека, представлены в табл. 7.
Из полученных результатов, которые отображены в табл. 8 видно, что ФРД имеет положительный эффект, нивелируя факторы, которые детерминируют девиантное поведение студентов.
Проводя сравнительный анализ эффективности реализации экспериментальной модели, мы обратили внимание, что наименьших успехов было достигнуто в плане развития мотивационно-ценностного компонента девиантного поведения. Мы предполагаем, что это связанно с недостаточной длительностью проведения эксперимента и необходимостью продолжения данной деятельности после его завершения.
Наряду с вышепредставленными, были определены и качественные критерии эффективности экспериментальной модели. В первую очередь речь идет о вовлечённости студентов в физкультурно-рекреативную деятельность (табл. 8).
На начало эксперимента было выявлено, что преимущественно обучающиеся (56,7%) не имеют четкой позиции в связи с отсутствием должных знаний и понимания сущности ФРД. Результат анонимного опроса для выявления уровня заинтересованности в такой внеурочной деятельности в конце эксперимента показал достоверную заинтересованность и понимание значимости ФРД.
Также повышенный уровень интереса к данной деятельности отмечают педагоги дополнительного образования на основании наблюдения и анализа ведения студентами дневников самоанализа физического развития. 86% обучающихся систематически ведут дневник по оцениванию своего физического состояния; 12% обучающихся допускают нерегулярные пропуски в ведении на короткий период, однако систематически уделяют внимание оцениванию своего физического состояния и лишь 2% обучающихся ведут дневник без особого энтузиазма и не убеждены в его значимости и значимости контроля за физическим состоянием.
Поскольку в начале эксперимента 97 % юношей высказались в пользу атлетической гимнастики, а 98% девушек − в пользу ритмической гимнастики, было принято решение дифференцировать группы по половому признаку и роду деятельности.
Учитывая тот факт, что девушки и юноши занимались отдельно, мы имели возможность сравнить показатели их физического развития в процессе профилактической деятельности и провести анализ. Таким образом, во время проведения тестирования и сбора аналитического материала мы обращали внимание на то, какая из групп по гендерному признаку легче поддается профилактике. Из полученных нами данных в ходе эксперимента были сделаны выводы, что девушки легче поддаются профилактике девиантного поведения, нежели юноши.
Заключение. Таким образом, экспериментальное исследование позволило сделать вывод, что реализация модели профилактики девиантного поведения обучающихся в ПОО средствами ФРД показала свою эффективность, привела к улучшению показателей по отношению к риску проявления девиантного поведения. Наблюдалась позитивная динамика изменений когнитивно-содержательного, мотивационно-ценностного и действенно-практического компонентов поведения студентов экспериментальной группы: до эксперимента проявления высокого уровня риска девиантного поведения наблюдались у 53,3% студентов; среднего уровня риска − у 40%; низкого уровня – у 6,7%. После проведения эксперимента проявления высокого уровня риска девиантного поведения снизились с 53,3% до 3,4%); среднего уровня сократились с 40 до 36,6%. Улучшились такие показатели нравственно-этических качеств обучающихся, как доброжелательность и отзывчивость. В то же время существенно снизились проявления агрессивности и конфликтности с их стороны. Регулярные занятия ФРД благотворно сказались на здоровье обучающихся. Существенно повысился уровень вовлечённости обучающихся в физкультурно-рекреативную деятельность.
Перспективы исследования состоят в возможности внедрения модели в деятельность профессиональных образовательных организаций в контексте решения социально-педагогической проблемы профилактики девиантного поведения обучающихся.
Список литературы