Введение (Introduction). В современных условиях российское государство и общество выражают потребность в новых образовательных моделях, обеспечивающих комплексное и благоприятное развитие несовершеннолетних.
Для полноценного развития страны необходимо формирование нового поколения молодых людей − социализированных, активных и самостоятельных, готовых к творчеству и саморазвитию. В этом смысле дошкольный возраст (в диапазоне от 3 до 7 лет) является ключевым в развитии и поддержке инициативы у детей.
Инициатива детей старшего дошкольного возраста является первоосновой и ключевым условием познавательно-исследовательской деятельности: только проявляя инициативу, ребенок может получить новые знания о себе, родителях, окружающем мире и т.д. Это подчеркивается и в Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО, 2013), где определяются руководящие начала и принципы воспитания и развития детей, среди них отдельно выделена поддержка и сопровождение инициативы несовершеннолетних в разных видах деятельности.
Анализ современного информационного поля позволил выявить достаточное количество исследований, посвященных вопросам поддержки инициативы детей (Т.А. Евсеева, И.А. Ефимова, С.В. Павленко, О.Н. Черепанова), поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности (Т.А. Аксенова, И.И. Гончарова, О.А. Иванова, Л.А. Королева, М.Г. Красникова, Т.Н. Матвеева, Н.М. Рублева, Л.А. Рыжова, М.А. Черненко) и др. Так, по мнению И.А. Ефимовой, важным личностным образованием дошкольного возраста является «инициативность – это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение целей» (Ефимова, 2018). В старшем возрасте детская инициатива лежит в основе становления познавательно-исследовательской деятельности. Исследователь Т.А. Аксенова считает, что «познавательно-исследовательская деятельность – это личностная активность детей, обращенная на решение целей проблемного характера, которая характеризуется множеством вариаций активно-модифицирующей поисковой деятельности эмпирического и поискового характера» (Аксенова, 2016).
Обобщив, мнение обозначенных выше ученых, отметим, что с использованием средств познавательно-исследовательской деятельности педагоги способны формировать и закреплять интерес детей дошкольного возраста к различным экспериментам, исследованиям, что обеспечивает их комплексное развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, а также речи. В рамках познавательно-исследовательской деятельности ребенок учится размышлять о разных объектах окружающего мира, выражать свое мнение, анализировать и сопоставлять. Познавательно-исследовательская деятельность, таким образом, становится важным условием социальной адаптации и социализации детей дошкольного возраста, а ее несформированность вызывает апатию и негатив при столкновении с любыми проблемными ситуациями. Поэтому познавательно-исследовательскую деятельность можно считать важным условием эффективного и благоприятного социального развития детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические исследования показывают, что первичные начала познавательно-исследовательской деятельности формируются еще в раннем возрасте. При этом ребенок ощупывает и использует разнообразные предметы и игрушки, на основе чего вырабатывает первичные представления об их форме, цвете и других характеристиках. В среднем и старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность усложняется, становится более вариативной, сопровождает все процессы развития несовершеннолетних. Для детей дошкольного возраста характерно изменение ведущей деятельности за счет повышения их самостоятельности. Более содержательными становятся следующие психолого-педагогические особенности: повышается уровень произвольности и свободы поведения, проявляется адекватная оценка успешности в деятельности и стойкая мотивация ее достижения.
Таким образом, на основании теоретического анализа определено, что, занимаясь оздоровительной, познавательной, творческой деятельностью, несовершеннолетние дети проявляют и показывают инициативу, эффективным средством поддержки инициативы у детей дошкольного возраста является разнообразная и интересная познавательно-исследовательская деятельность.
Как мы отмечали ранее, что в современных условиях российское государство и общество выражают потребность в новых образовательных моделях, обеспечивающих комплексное и благоприятное развитие несовершеннолетних, в том числе дошкольников, то мы выявили, что моделирование процесса развития инициативы детей дошкольного возраста в контексте включения их в познавательно-исследовательскую деятельность недостаточно изучено.
Проблема нашего исследования обусловлена необходимостью создания в дошкольных образовательных учреждениях условий, обеспечивающих поддержку инициативы. Значительные возможности для этого предоставляет познавательно-исследовательская деятельность, однако во многих ДОУ ей уделяется недостаточно внимания, либо она организуется неэффективно. Необходимо изучение инициативности как качества, напрямую определяющего успешность процесса личностного развития ребенка дошкольного возраста, определить и обосновать моделирование процесса развития инициативы детей дошкольного возраста в контексте включения их в познавательно-исследовательскую деятельность в условиях ДОУ. В связи с этим значимую актуальность приобретает диагностика уровня инициативы у детей дошкольного возраста и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности по развитию данного процесса у детей дошкольного возраста в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Целью статьи является разработка модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности и описание ее поэтапной практической реализации.
Материалыиметоды (Methodology and methods). Для достижения цели исследования использовались следующие методы: анализ научной и учебно-методической литературы по педагогике и психологии дошкольного возраста; изучение практики и обобщение опыта работы по поддержке инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения; анализ документов по деятельности МБДОУ «Детский сад №1» г. Мурома; методики исследования различных аспектов инициативы у детей дошкольного возраста. В процессе исследования было охвачено 35 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в три этапа.
Исходя из особенностей выявленных нами проблем, на базе МБДОУ «Детский сад №1» г. Мурома была проведена диагностика уровня инициативы у детей дошкольного возраста, реализована опытно-экспериментальная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в три этапа: диагностический, экспериментальный и контрольный. На диагностическом этапе проведено обследование дошкольников, показавшее недостаточные уровни развития у воспитанников ДОУ познавательной и творческой инициативы. На экспериментальном этапе проведена работа по моделированию поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности, в том числе организован фотокросс «Первые шаги в науку». На контрольном этапе проведено контрольное диагностическое исследование, показавшее положительную динамику в познавательной и творческой инициативе детей, по результатам исследования даны рекомендации по совершенствованию деятельности по развитию инициативы дошкольников в рамках познавательно-исследовательской деятельности в условиях ДОУ.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). По результатам проведения теоретического анализа литературы нами были определены основные виды познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе поддержки у них инициативы:
1. Опыт и эксперимент, где основной задачей является изучение причинно-следственных связей.
Черненко М.А. и ряд других авторов (Черненко, 2021) определяют, что модернизация дошкольного образования, содержание которого определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)1, ставит перед педагогами задачу развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Достижению намеченных целей дошкольного образования в большей степени способствует познавательно-исследовательская деятельность детей, обозначенная в ФГОС ДО. Одной из форм организации такой деятельности является «детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя живое наблюдение и элементарные опыты, проводимые ребенком. Дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем» (Черненко, 2021).
Деятельность в рамках опытов и экспериментов (первый вид познавательно-исследовательской деятельности) имеет целью: увлечь детей показом нестандартного действия с тем или иным предметом или явлением, дать возможность детям экспериментировать и обсуждать полученный результат, сформулировать причины и следствия, использовать самостоятельно то или иное оборудование.
2. Работа по классификации (коллекционирование): выявление сходств и различий предметов в процессе обсуждения для того, чтобы далее внести в таблицу для их классификации.
3. Овладение пространственными схемами (путешествие по карте): выбрать и обсудить пункт назначения и вид транспорта, маршрут и высказать свое мнение о том, что может повстречаться на пути; изучить растительный и животный мир, деятельность общества на пути назначения; заполнить участок карты очертаниями и метками изученных маршрутов.
4. Овладение временными отношениями (путешествие по «реке времени»).
Также в ходе построения работ по осуществлению технологии поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности, направленной на поддержку инициативы детей дошкольного возраста, необходимо использовать моделирование, наблюдения, проблемные ситуации, мини-исследования, беседы и компьютерные игры (Хорева, 2020).
Моделирование, как правило, является наглядно-практическим методом. Предоставляет детям дошкольного возраста возможность абстрагировать свои представления и знания, так как модель применяется для исследования предметов, решения задач и приобретения новой информации. Как следствие, «модель – это некий объект (система), применение которого предназначается для приобретения знаний и представлений о другом объекте (оригинале), примером может послужить географическая карта или глобус» (Ефимова, 2018).
Поэтому, при работе с детьми старшей группы ДОУ наглядное моделирование включает: обозначение объектов, применение условно-схематичного воссоздания предметов, графическое описание признаков предметов, ориентирование в пространстве по схематическому отображению, отображение плана реального пространства, создание модели по своему замыслу.
Проблемная ситуация – это задача, которая подлежит решению. Все проблемные ситуации можно условно разделить для детей дошкольного возраста на представляемые и реальные, которые возникли спонтанно. Поэтому, у детей должно возникнуть умение самостоятельно ставить проблему и решить ее без помощи и поддержки воспитателя.
Мини-исследование − особая форма познавательно-исследовательской деятельности и направлено на освоение способов осуществления познавательных инициатив. Для детей дошкольного возраста темы мини-исследований выбирается самостоятельно. Как правило, они выбираются из личных интересов, собственных представлений с помощью воспитателей группы. Основная цель мини-исследования − отработка простейших умений в анализе объектов, а также навыков демонстрации полученных результатов (Савенков, 2012).
Для поддержки инициативы и познавательной активности ребенка-дошкольника могут использоваться компьютерные игры, где дети приобщаются к исследовательской работе, даже не подозревая об этом. Поэтому, воспитателям необходимо поддерживать в ходе игр детей следующие навыки: умение получать информацию, делать выводы и корректировать дальнейшую деятельность в игре. Важный момент − выбор компьютерных игр для детей дошкольного возраста, совместное обсуждение со взрослым и решение в ходе игровой ситуации проблем. Все это может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры позволяют заниматься исследованием, а именно, анализировать, искать варианты решения, пробовать, проверять, корректировать свои действия, делать выводы, при этом самостоятельно (Козырева, 2014).
Для выстраивания технологии поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности необходимо определить ее показатели и критерии. На наш взгляд, основными показателями являются: постановка цели, планирование, решение задач, причем без помощи других людей, принятие решений, проявление настойчивости, получить задуманное в виде результата.
В проведенном нами исследовании, модель поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности состоит из целевого, критериального и технологического блоков, реализуемых в три этапа: мотивационного, обучающего и деятельностного.
Первый (мотивационный) этап направлен на формирование мотивации у детей старшего дошкольного возраста к проявлению инициативы в процессе познавательно-исследовательской деятельности, где формируется цель деятельности, реализуется планирование этой деятельности. Для этого взрослый должен занимать обучающую и организующую позицию, а именно, привлекать старших дошкольников к обнаружению новых способов нахождения информации. Для этого необходимо проводить беседы, организовывать опыты, подбирать компьютерные игры. Но самое главное, как мы считаем, привлекать детей к созданию моделей, которые будут способствовать постановке цели, осуществлению планирования деятельности (Парамонова, 2011).
Второй (обучающий) этап, по нашему мнению, направлен на самостоятельную реализацию деятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности. После постановки цели деятельности и ее планирования, необходимо стремление к решению задач деятельности без помощи других людей. Для этого рекомендуется проявление инициативы и творчества в принятии нестандартных решений. В процессе реализации поэтапной познавательно-исследовательской деятельности необходимо выработать у детей дошкольного возраста умение рассуждать, делать выводы, использовать сведения в практической деятельности. Необходимо работать сосредоточенно и продолжительно, научиться приобретать нужные знания, проявляя настойчивость в постижении объекта познания.
Третий (деятельностный) этап необходим для формирования склонности старших дошкольников к проявлению инициативы в процессе познавательно исследовательской деятельности.
На данном этапе детьми реализуется самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность, где основными направлениями являются: развитие способности к творчеству и инициативе, умение определять цель деятельности, ее планирование, умение работать сосредоточенно и продолжительно, проявлять упорство и настойчивость, применять полученные знания в практической деятельности».
Следует отметить, что воспитатель ДОУ занимает наблюдающую и регулирующую позицию: подбирать задания, которые стимулируют инициативность в познавательно-исследовательской деятельности, развивают самостоятельность, расширяют творческие возможности.
Таким образом, модель поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности состоит из трех ведущих этапов: мотивационного, обучающего и деятельностного. В ходе построения работ по осуществлению технологии поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности, направленной на поддержку инициативы детей дошкольного возраста, необходимо использовать моделирование, наблюдения, проблемные ситуации, мини-исследования, беседы и компьютерные игры.
В соответствии с разработанной нами моделью мы провели опытно-экспериментальную работу по поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад №1».
В процессе исследования было охвачено 35 детей старшего дошкольного возраста. Само исследование проводилось в три этапа: диагностический, экспериментальный и контрольный.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы мы провели диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста по проблеме исследования.
На втором, экспериментальном, этапе проведена работа по реализации модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности и описание ее поэтапной практической деятельности.
На третьем этапе проведено контрольное диагностическое исследование, показавшее положительную динамику в познавательной и творческой инициативе детей, сделаны выводы о результатах опытно-экспериментальной работы.
Кратко обозначим каждый этап исследования:
1. Как было уже отмечено, на первом этапе исследования нами проведена диагностика особенностей инициативы дошкольников в условиях детского образовательного учреждения. С этой целью, рабочим инструментом данного этапа выбрана методика: «Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе» авторами которой являются Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов (Годовникова, 2017).
Основным методом диагностики в соответствии с методикой было наблюдение за разнообразной познавательно-исследовательской деятельностью детей в условиях ДОУ. Тип наблюдения: структурированное, невключенное, открытое. В диагностике приняло участие 35 детей старшего дошкольного возраста. Обследование детей на диагностическом этапе показало, что у воспитанников ДОУ, а именно, дошкольников на нормативном уровне находятся показатели коммуникативной инициативы и инициативы как целеполагания и волевого усилия. Однако обращает на себя внимание недостаточное развитие познавательной и творческой инициативы.
Поэтому на втором этапе, экспериментальном, нами была проведена работа с дошкольниками по развитию у них познавательной и творческой инициативы.
2. Цель экспериментального этапа исследования – поэтапная реализация модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
3. Взяв за основу результаты проведенной диагностики, нами определены задачи данного этапа:
выработать мотивацию у дошкольников к самостоятельности и инициативе в познавательно-исследовательской деятельности;
обучить дошкольников способам самостоятельной работы в познавательно-исследовательской деятельности;
побуждать дошкольников проявлять самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Модель поддержки инициативы у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности состоит из целевого, критериального и технологического блоков, которые реализуются в три этапа: мотивационный, обучающий и деятельностный.
1. Мотивационный этап был направлен на формирование мотивации у дошкольников к проявлению инициативы в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Для осуществления данного этапа были проведены следующие мероприятия:
1. Беседа «Юные помощники» − детям предлагалось внимательно рассмотреть выданные им материалы и определить их необходимость.
2. Эксперимент «Вареное и сырое». Дети совместно с нами занялись созданием алгоритма деятельности, в котором были отражены такие способы получения информации, как «посмотреть в книге», «спросить у другого человека», «провести опыт», и действовать в соответствии с ним. Таким образом, мы побуждали детей к постановке цели, формулированию гипотезы, и просили их выражать свои мысли полным ответом.
3. Мини-исследование «Листочек с дерева» − предлагалось детям совместно поставить цель деятельности и заняться созданием алгоритма деятельности.
2. Обучающий этап был направлен на самостоятельную реализацию деятельности: развитию умения осуществлять элементарное планирование и ставить цель своей деятельности, стремления к решению задач деятельности без помощи других людей, проявлению инициативности и ответственности в условиях, требующих принятия нестандартных решений, развитию способности к становлению инициативы и творчества.
Для реализации данного этапа нами использовались:
1. Исследование «Золотое яичко» − дошкольники, зная опыт выполненных заданий, бесед, мини-исследований могут использовать уже известные алгоритмы в познавательно-исследовательской деятельности.
2. Игровое задание «Угадай-ка» − необходимо посмотрев на изображение, полнее рассказать так, что изображено на нем, чтобы другие догадались.
3. Проблемная ситуация «Как очистить яйцо без рук» − используя разные источники, проводится исследование, где дошкольники узнают: очистить яйцо можно, например, при помощи уксуса.
3. Деятельностный этап направлен на развитие стремления дошкольников к проявлению инициативы в процессе познавательно-исследовательской деятельности (осуществлялась самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность).
Для осуществления данного этапа нами применялись:
1. Игра «Разбиваем яйцо».
2. Мини-исследование «Я и моя семья» − было предложено составить генеалогическое древо семьи.
В завершении экспериментального этапа опытно-экспериментальной работы нами был организован фотокросс «Первые шаги в науку». Цель фотокросса − развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников, поддержка их уровня инициативности, выявление эффективных практик организации экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности.
Нами разработана и представлена для детей и их родителей программа фотокросса, где они совместно в установленных временных рамках делали фотографии. Далее все размещалось на специальном Интернет-сайте. Тематика фотокросса: рисуем науку, день детских изобретений, день коллекционирования, день опытов и экспериментов.
На контрольном этапе проведено контрольное диагностическое исследование. Нами вновь использована методика, применяющаяся ранее. В диагностике приняло участие 35 детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что эффективными видами познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе поддержки у них инициативы являются экспериментирование, коллекционирование, моделирование, проведение мини-исследований и др. Реализованная опытно-экспериментальная работа привела к положительной динамике в познавательной инициативе детей.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа по поэтапной реализации модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад №1» началась с диагностического этапа. Диагностика показала, что у детей старшего дошкольного возраста снижены уровни развития познавательной и творческой инициативы. На основе этого реализованы занятия с детьми в рамках экспериментального этапа по поддержке инициативы и развитию самостоятельности. В завершении проведен фотокросс «Первые шаги в науку» для закрепления высокого уровня инициативы у детей. Проведенная опытно-экспериментальная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста показала значительное повышение инициативы воспитанников, что доказывает ее эффективность в условиях ДОУ.
Соотнеся полученные нами результаты с проведенными ранее исследованиями Т.А. Аксеновой (Аксенова, 2016), И.А. Ефимовой (Ефимова, 2018), О.Н. Черепановой (Черепанова, 2018), М.А Черненко (Черненко, 2021), отметим, что «развитие детской инициативы является основой культуры познания, условием содержательного и радостного детства» (Черепанова, 2018). В целях дальнейшего совершенствования деятельности ДОУ по поддержке инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности предложено организовать кабинет, занятия в котором будут обеспечивать развитие у детей первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций и т.д. Рекомендовано внедрить в деятельность ДОУ новые методики организации познавательно-исследовательской деятельности детей и поддержки их инициативы: «карта исследователя», создание макетов и игровых наборов, кейс-метод, пресс-конференция, фестиваль детских исследовательских работ и проектов, виртуальные экскурсии.
Заключение (Conclusions). В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы:
Характерными особенностями дошкольного возраста являются изменение ведущей деятельности, повышение самостоятельности детей. Важным личностным образованием дошкольного возраста является инициативность. В старшем возрасте детская инициатива лежит в основе становления познавательно-исследовательской деятельности.
Для выстраивания технологии поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности необходимо определить ее показатели и критерии. На наш взгляд, основными показателями являются: постановка цели, планирование, решение задач, причем без помощи других людей, принятие решений, проявление настойчивости, получить задуманное в виде результата.
Модель поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности состоит из целевого, критериального и технологического блоков, реализуемых в три этапа: мотивационного, обучающего и деятельностного.
Эффективными видами познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе поддержки у них инициативы являются экспериментирование, коллекционирование, моделирование, проведение мини-исследований и др.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности ДОУ по поддержке инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности предложено организовать методический кабинет, занятия в котором будут обеспечивать развитие у детей первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций и т.д. Рекомендовано внедрить в деятельность ДОУ новые методики организации познавательно-исследовательской деятельности детей и поддержки их инициативы: «карта исследователя», создание макетов и игровых наборов, кейс-метод, пресс-конференция, фестиваль детских исследовательских работ и проектов, виртуальные экскурсии.
[1]Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013 г.
Список литературы