16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-7

Развитие эмоционального интеллекта детей cтаршего дошкольного возраста посредством арт-терапии

Aннотация

Введение. Эмоциональные процессы занимают одно из важных мест в формировании личности ребенка, а эмоциональное развитие является составляющей частью эмоционального интеллекта личности. Развитие эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте наиболее благоприятно, так как в этот период эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Именно от уровня его сформированности зависит способность ребенка не только выражать и контролировать собственные эмоции, но и распознавать эмоции других людей, что, в дальнейшем, будет способствовать его эффективному взаимодействию с окружающими. Цель исследования: изучение эмоционального интеллекта старших дошкольников и проверка эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы развития эмоционального интеллекта посредством арт-терапии. Методологическую основу исследования составили положения о развитии психики ребенка в деятельности, положения о роли и значении эмоций в жизнедеятельности человека, современные концепции развития эмоционального интеллекта, разработки по арт-терапии как технологии развития эмоциональной сферы, в частности, эмоционального интеллекта. В качестве методов исследования были выбраны: анализ научных исследований по проблеме исследования; опрос старших дошкольников и наблюдение педагогом-психологом за детьми с целью выявления у них уровня сформированности компонентов эмоционального интеллекта, формирующий эксперимент; Т-критерий Уилкоксона для сравнения результатов исследования. В эксперименте приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45 г. Белгорода». Результаты исследования в рамках констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что для большинства старших дошкольников характерен средний (у 43 %) и низкий (у 30 %) уровень эмоционального интеллекта. Исходя из возрастных особенностей респондентов, была разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа. Специально организованные занятия с использованием мульттерапии как средства арт-терапии, содержащие упражнения и задания для развития социальной ориентации и способности к пониманию эмоциональных состояний других людей, для закрепления в поведении проявления эмпатических реакций, позволили повысить уровень эмоционального интеллекта старших дошкольников.


Введение (Introduction). Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития эмоционального интеллекта, так как эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. В этом возрасте ребенок впечатлительный, открыт к усвоению общечеловеческих ценностей и стремится к признанию себя в социуме. Учитывая это, появляется необходимость осуществления поиска диагностического инструментария для оценки уровня эмоционального интеллекта у старших дошкольников и технологий его развития.
Актуальность исследований в данном направлении обозначена в рамках государственной образовательной политики, а именно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в котором указывается, что одним из целевых направлений в области социально-коммуникативного развития является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости детей[1]. С целью реализации государственного заказа в данном направлении Правительством Белгородской области в 2021 г. была разработана Стратегия развития образования «Доброжелательная школа», в рамках которой обозначен проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области» («Дети в приоритете»)[2]. В рамках данного проекта были разработаны и внедрены в дошкольные образовательные организации модели детствосберегающего пространства (доброжелательные технологии, развитие эмоционального интеллекта и др.).
Исследованию проблемы развития эмоционального интеллекта посвящены труды отечественных (И.Н. Андреева, Г.Г. Гарскова А.В. Запорожец, А.М. Кононенко, К.С. Кузнецова, А.Н. Леонтьев, М.А. Панфилова, Л.А. Петровская, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон) и зарубежных (Р. Бар-Он, М. Брэкетт, Д. Гоулман, Д. Карузо, Дж. Майер, С. Риверс, П. Сэловей) ученых. Впервые определение «эмоциональный интеллект» ввели американские ученые Дж. Майер и П. Сэловей. Под эмоциональным интеллектом ученые понимают «набор навыков, связанных с отслеживанием собственных и чужих эмоций и способностью использовать эмоции для управления своим мышлением» (Mayer, Salovey 1993).
Д. Гоулман объясняет эмоциональный интеллект в таких аспектах, как самосознание, управление эмоциями/саморегуляция, самоактивация/мотивация, понимание чувств/сочувствие другим и установление отношений/социальных отношений. В соответствии с этим, эмоциональный интеллект можно интерпретировать как способность осознавать эмоции и эффективно их использовать для личностного развития (Golemann, 1995).
Р. Бар-Он описывает эмоциональный интеллект как «способность осознавать свои эмоции и других, выражать эмоции (личные навыки), понимать чувства других, необходимые для установления и поддержания отношений (навыки межличностного общения), способность решать личные и межличностные проблемы, правильно понимать эмоции и испытывать положительные эмоции по отношению к себе и другим (общее психическое здоровье)» (Bar-On, 2006).
Основываясь на теории эмоционального интеллекта Дж. Майер и П. Сэловей, ученые М. Брэкетт, С. Риверс и C. Хагельскамп определили пять навыков, характеризующих эмоциональный интеллект: распознавание эмоций в себе и других; понимание причин и последствий эмоций; точное обозначение эмоций; выражение эмоций и регулирование эмоций. Эти навыки являются основой эффективного подхода к моделированию эмоционального интеллекта и обучению детей навыкам эмоционального интеллекта, которые должны быть готовы к обучению (Brackett, Rivers, Hagelskamp, 2013).
Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических и психологических наук, профессор А.И. Савенков под эмоциональным интеллектом понимает «важнейший навык, определяющий степень эффективности взаимодействия человека в социуме» (Савенков, 2015).
Описанию эмоционального интеллекта старших дошкольников и разработке методов диагностики его параметров посвящены работы таких современных исследователей, как Ю.Б. Гиппенрейтер (2011), А.О. Куракина (2013), М.А. Нгуен (2008) и др. В своей диссертации М.А. Нгуен рассматривает эмоциональный интеллект как «готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем» (Нгуен, 2009).
В своих исследованиях А.М. Щетинина указывает на то, что к концу дошкольного возраста у детей формируется способность устанавливать эмоциональное состояние других людей, эта способность в большей степени зависит не только от накопленного ими опыта, а и от мимической выразительности лица (глаза, брови, рот) (А.М. Щетинина, 2003).
Анализ психолого-педагогических исследований показывают, что формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками, сложившиеся в детском саду, не пропадают, а с возрастом трансформируются, образуя спектр проблем в поведении и отношениях уже взрослого человека. Следовательно, целевым ориентиром работы для педагогов дошкольных образовательных организаций является правильно организованная коррекционно-развивающая деятельность с воспитанниками по формированию эмоционального интеллекта.
А.И. Савенков утверждает о необходимости рассмотрения эмоционального интеллекта через призму социума и предлагает структуру эмоционального интеллекта, включающую следующие три компонента: когнитивный (включающий в себя способность ребенка адекватно воспринимать наблюдаемое поведение, понимание мотивов поступков других людей), поведенческий (проявляющийся в реализации способности ребенка к коллективному взаимодействию и коллективному творчеству) и регуляторный (включающий такие составляющие, как: эмпатия, сопереживание и способность ребенка устанавливать эмоциональные связи с другими людьми) (Савенков, 2015). В соответствии с представленной структурой эмоционального интеллекта, нами был подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление степени сформированности каждого из компонентов.
Необходимо отметить, что в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)[3] развитие эмоционального интеллекта рассматривается в контексте целевых ориентиров и приоритетных задач дошкольного образования. Выбор методов и средств развития эмоционального интеллекта должен соответствовать интересам, возможностям и возрастным особенностям ребенка. По нашему мнению, одним из таких средств, способствующих развитию компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, является мульттерапия.
Мульттерапия является синтезом арт-терапии и анимации, которая помогает детям эмоционально развиваться, учит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Это средство развития и творческой социализации детей старшего дошкольного возраста путем просмотра или создания мультфильмов с использованием различных техник (Ланских, Мирошникова, 2022).
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 45 (МБДОУ д/с №45) г. Белгорода мульттерапия активно внедряется в практику педагога-психолога как средство развития эмоционального интеллекта у детей. На базе учреждения создана мультстудия «Анимашки», которая оснащена техническим оборудованием и материалами для организации деятельности детей с целью создания и монтажа мультфильма в соответствие с СанПин 2.4.3648-20[4] и возрастными особенностями дошкольников.
Анализ психолого-педагогической литературы и результатов проведенных исследований по заявленной проблеме говорит о существовании противоречий между: 1) сложившейся системой дошкольной образования, ориентированной на интеллектуальное развитие дошкольников, и необходимостью создания условий для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста; 2) эффективностью использования арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольника и недостаточной разработанностью методического обеспечения. Это, в свою очередь, позволило нам сформулировать проблему исследования: можно ли развить эмоциональный интеллект старших дошкольников и как это сделать посредством арт-терапии?
Целью исследования является изучение эмоционального интеллекта старших дошкольников и проверка эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы развития эмоционального интеллекта посредством арт-терапии. Было выдвинуто предположение о том, что: 1) для большинства старших дошкольников характерен средний и низкий уровень эмоционального интеллекта; 2) с помощью специально организованных занятий с использованием арт-терапии можно развить эмоциональный интеллект старших дошкольников, а именно повысить уровень всех его компонентов: способность понимать эмоциональное состояние людей, ориентироваться на окружающий мир людей и мир эмоций, способность проявлять эмпатию к другим.
Материалы и методы исследования (Methodology and methods). Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения о развитии психики ребенка в деятельности, положения о роли и значении эмоций в жизнедеятельности человека (Б.И. Додонова, Е.П. Ильин), современные концепции развития эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Мачнев, Е.И. Чердымова), разработки по арт-терапии как технологии развития эмоциональной сферы, в частности, эмоционального интеллекта (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н.Л. Куражева, М.А. Нгуен).
В качестве теоретического метода был выбран анализ научных исследований по проблеме исследования. В соответствии с целью исследования применялись: проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М.А. Нгуен), методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.Н. Щетинина). Подбор диагностического инструментария обусловлен возрастными особенностями респондентов и возможностью комплексного изучения эмоционального интеллекта у старших дошкольников.
Анализ результатов проводился путем контент-анализа. Статистический анализ экспериментальных данных был осуществлен с использованием программного обеспечения «SPSS 23.0» (Т-критерий Уилкоксона).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). На первом, констатирующем, этапе эксперимента приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста. Уровень эмоционального интеллекта определялся у детей с помощью проективной методики «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» М.А. Нгуен.
Результаты исследования показали, что большинство респондентов (43%) имеют средний уровень социальной ориентации. В рисунках этих детей преобладали различные предметы, например: мяч, гриб, воздушный шар, солнце и цветок; достаточно часто встречались лица людей, например, геометрическая фигура «круг» превращалась в смайлик, при этом дети изображали смайлики с определенными эмоциями: радость, грусть, улыбка. Средний уровень развития социальной ориентации старших дошкольников свидетельствует о некоторых затруднениях, с которыми они сталкиваются при восприятии и понимании эмоциональных состояний других людей, что проявляется в повседневной жизни в незначительных затруднениях в построении межличностных отношений с другими и взрослыми.
У 30% респондентов отмечается низкий уровень развития социальной ориентации. У данной категории детей возникли трудности при выполнении задания. В работу включались медленно, темп деятельности был низкий, инструкцию понимали иногда только после многократного повторения взрослым. В ходе обследования дети искали помощи у других, смотрели на рисунки сверстников. Предложенные геометрические фигуры были раскрашены карандашом только одного цвета. У данной категории старших дошкольников наблюдалась высокая эмоциональная напряженность, дети с трудом воспринимали и понимали чужие эмоции.
Высокий уровень развития социальной ориентации был зафиксирован у 27% респондентов. Эти дошкольники контактны, включались в работу быстро, темп деятельности был умеренный, охотно спрашивали и отвечали на вопросы, проявляли стойкий интерес в выполнении задания. В рисунках этих детей чаще всего встречались человеческие фигуры. Из геометрических фигур «треугольник» и «овал» дети чаще всего прорисовывали человечка с головой, на которой были изображены глаза и рот с улыбкой, с руками и ногами. Рисунки этих детей были красочными, они использовали достаточно большое количество цветных карандашей. Высокий уровень социальной ориентации старших дошкольников свидетельствует о понимании ими своих эмоциональных состояний, а также о развитой и сформированной способности выражать эмоции в рисунках посредством мимики, пантомимики. Данная категория испытуемых свободно выстраивает межличностные отношения со взрослыми и сверстниками.
Далее нами были определены уровни сформированности понимания эмоциональных состояний людей старшими дошкольниками по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
Результаты исследования позволили констатировать, что у респондентов преобладал средний уровень сформированности понимания эмоциональных состояний людей (он выражен у 67% детей). Эта группа детей допустила по 2-3 ошибки в ответах. Сложности, в основном, возникли с пониманием и вербализацией эмоций удивления, спокойствия. Наилучший результат дети показали при назывании и показывании эмоций радости, страха, грусти и злости. При назывании и изображении эмоции радости дети широко улыбались, а некоторые смеялись. Так, при показывании эмоции злости, испытуемые нахмуривали брови, сжимали губы. Старшие дошкольники эмоции и эмоциональные состояния описывали следующим образом: «Она улыбается, значит радостная», «Грустно, когда не с кем играть». Однако, при этом они часто обращались за помощью взрослого.
Высокий уровень понимания эмоциональных состояний был представлен у 8% респондентов. Такие дети самостоятельно и правильно понимали свои эмоциональные состояния и состояния людей; не просто называли эмоции, а давали полные ответы в форме описания выражений лиц и эмоций на картинках. Ответы респондентов часто соответствовали содержанию эмоциональных модальностей, например: страх – «Мне страшно, когда за мной гонится собака», злость – «Я злюсь, когда меня кто-то обижает», радость – «Мне весело, когда я играю с сестрой в пони», «Мне радостно, когда у меня много игрушек», грусть – «Мне грустно, когда мама плачет», «Грустно, когда я болею», спокойствие – «Я спокоен, когда я сижу с книгой».
Низкий уровень понимания эмоциональных состояний выражен у 25% респондентов. Данная категория детей смогла распознать только простые эмоции: радость и грусть, и лишь некоторые из них – злость. Сложности возникли в назывании и показывании эмоций страха, удивления, спокойствия. Отвечая на дополнительные вопросы педагога-психолога, дети чаще всего молчали. Они не могли развернуто объяснить, какую именно эмоцию выражает человек. Часто ответы были односложные, например: грусть – «Просто грустный», «Вижу, что мальчик грустный». Низкий уровень эмоциональных состояний характерен детям с недостаточным опытом в выделении и осознании эмоциональных состояний людей. На наш взгляд, эта ситуация может свидетельствовать о необходимости развития данного умения, понимания и точной дифференциации эмоциональных состояний людей у дошкольников.
Третьим показателем эмоционального интеллекта является способность к эмпатии. Выявление проявлений эмпатии старшими дошкольниками мы определяли с помощью наблюдения за детьми в различных видах деятельности по опроснику «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.Н. Щетинина.
Наблюдение за испытуемыми происходило в режимных моментах в естественной ситуации: в группе, на занятиях, на прогулке. Для достоверности и исключения влияния внешних факторов (настроение, погода, болезнь) на результаты исследования, наблюдение проводилось в течение нескольких недель.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что самым распространенным типом эмпатических реакций у испытуемых в исследуемой выборке является эгоцентрическая эмпатия – у 48% респондентов. Характер эмпатии данного типа означает, что в большинстве случаев старший дошкольник часто пытается привлечь внимание окружающих людей, «изображая» сочувствие и «вызывая» жалость, глядя при этом на реакцию взрослого и ожидая от него поддержки. Такие дети совершают эмпатичные действия только по просьбе взрослого и обязательно сообщат ему о том, что они пожалели, погладили или обняли другого ребенка.
У 17% старших дошкольников наблюдается низкий уровень эмпатии. Данные дети не проявляют интерес к настроению других людей, слабо реагируют на их переживания. В большинстве случаев они издалека смотрят на ребенка, переживающего какую-либо ситуацию, или находятся рядом с ним, безразлично глядя на него. Таким образом, данные дети практически не чувствуют настроение других людей и не в состоянии проявлять эмпатию. Эту категорию испытуемых мы отнесли к низкому уровню, что свидетельствует о необходимости развития данного умения.
Важно обратить внимание, что смешанный тип эмпатийных реакций представлен у 17% респондентов. Данный тип представляет собой сочетание эгоцентрической и гуманистической эмпатии. В ходе наблюдений было установлено, что дети со смешанным типом эмпатийных реакций чаще всего реагирует на переживания другого человека, говоря при этом: «Посмотрите, а я не плачу», «А я веду себя хорошо», «Я убрал все игрушки, посмотрите», «А у меня тоже была такая игрушка, но я не плачу», «Я тоже хочу играть, но я не плачу».
У 18% дошкольников выявлен гуманистический тип проявления эмпатии. Дети с данным типом эмпатийных реакций всегда проявляют интерес к состоянию другого, эмоционально ярко на него реагируют и заражаются им. По собственной инициативе старшие дошкольники активно включаются в ситуацию, говоря: «Не плачь, мама придет скоро», пытаются помочь другому ребенку, поддерживая словами: «Не плачь, давай я тебе помогу убрать игрушки», предлагают ребенку свою собственную игрушку или какую-нибудь другую вещь. Таким образом, такие дети умеют проявлять эмпатические реакции в общении со взрослыми и сверстниками. Данную категорию детей мы отнесли к высокому уровню.
По результатам констатирующего этапа эксперимента, мы разделили детей на две группы: экспериментальную и контрольную. После этого для экспериментальной группы (18 человек) была разработана и реализована программа, направленная, на развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством арт-терапии. Цель данной программы состояла в повышении уровня социальной ориентации и понимания эмоциональных состояний других людей, в проявлении эмпатических реакций и поведения детей. В работе со старшими дошкольниками применялись интерактивные технологии, способствующие активному взаимодействию «взрослого и ребенка» через разнообразную творческую деятельность. Занятия были построены в форме встреч группы обучающихся, с постоянным составом. Программа рассчитана на 12 занятий с детьми по 30 минут каждое. Занятия проводились по 2 раза в неделю.
После завершения внедрения программы по развитию эмоционального интеллекта у старших дошкольников, находящихся в экспериментальной группе, была проведена повторная диагностика. У детей наблюдается существенное изменение по всем показателям эмоционального интеллекта. Наглядно это представлено на рис. 1-3.

После участия в разработанной программе низкий уровень социальной ориентации сохранился только у 17% участников (3 человека), 72% (13 человек) продемонстрировали повышение уровня с низкого до среднего и у 11% участников (2 человека) произошло значительное повышение по данной методике, что указывает на большую ориентацию ребенка на людей, чем на мир неживой природы.

В группе участников программы произошло уменьшение количества детей с низким уровнем понимания эмоциональных состояний людей до 17% (3 человека). Увеличилось количество детей, показавших средний уровень понимания эмоциональных состояний людей до 61% (11 человек). Особенно хотим отметить, что до участия в программе, в группе отсутствовали участники с высоким уровнем понимания эмоциональных состояний других людей, после программы процент таких участников составил 22% (4 человека).
Анализируя полученные результаты, мы видим, что гуманистическая форма проявления эмпатии стала присуща 22% дошкольников (4 детям). Педагоги, работающие со старшими дошкольниками, оценили их как в большей степени проявляющих внимание к другим детям и окружающим людям. Дети стали с большей готовностью помогать другим детям, эмоционально откликаться и включаться в межличностное взаимодействие. До внедрения программы гуманистическая форма проявления эмпатии у детей экспериментальной группы выявлена не была. Смешанная форма эмпатии стала присуща 39% (7 человек). Детей с эгоцентрической формой эмпатии стало меньше – 22% (4 человека). Процент детей с низким уровнем проявления эмпатии снизился до 17% (3 человека).
Таким образом, результаты свидетельствуют о том, что программа позволила повысить уровень эмпатии старших дошкольников, которые стали чаще эмоционально реагировать на состояния других детей, переживать и эмоционально откликаться.
С целью выявления статистических различий по показателям эмоционального интеллекта в экспериментальной группе старших дошкольников до и после воздействия нами был применен непараметрический статистический критерий для двух зависимых выборок Т-критерий Уилкоксона. Результаты статистической обработки данных указаны в таблице.
В результате проведенного анализа были выявлены статистически значимые различия на высоком уровне статистической значимости ** -р≤0,01 по трем показателям эмоционального интеллекта: «Уровень социальной ориентации» Тэмп= -3,482**; «Понимание эмоциональных состояний (изображения)» Тэмп = -3,397**; «Проявление эмпатических реакций и поведения» Тэмп = -3,632**. В результате проведения разработанной программы, направленной развитие у старших дошкольников эмоциональной ориентации, понимание эмоциональных состояний других людей и закрепление в поведении эмпатических реакций произошли сдвиги, указывающие на значимость изменений показателей.
Таким образом, проведенное исследование соотносится с результатами и выводами других исследователей (Ю.В. Батенова, М.А. Нгуен, А.А. Прохорова, М.Н. Терещенко, О.Г. Филиппова и др.) о том, что у современных дошкольников отмечается недостаточный уровень развития эмоционального интеллекта. Так, О.Г. Филиппова и др. в проведенном эксперименте выявили, что более чем у половины старших дошкольников доминирует низкий уровень эмоционального интеллекта, что дало им основание говорить о необходимости его целенаправленного развития. И.В. Шапочникова в своем исследовании констатирует о наличии у старших дошкольников среднего и низкого уровня эмоционального интеллекта, что обусловлено, по ее мнению, недостаточными усилиями работы дошкольного образовательного учреждения для его развития. М.А. Нгуен также указывает на недостаточность сформированности эмоционального интеллекта у старших дошкольников и отмечает существующие гендерные различия в его развитии. Так, девочки оказываются более внимательными и чувствительными к эмоциональным состояниям других людей и на основе этой эмоциональной ориентации могут анализировать сложившуюся ситуацию с целью нахождения более оптимальных решений конфликтных ситуаций, по сравнению с мальчиками. У мальчиков менее выражены способности ориентироваться в эмоциях и эмоциональных состояниях как в своих, так и окружающих людей, что часто приводит к более агрессивному характеру решения возникающих конфликтов. Обозначенное выше позволяет сделать нам вывод, что сложившаяся ситуация связана с тем, что современное дошкольное образование в большей степени ориентировано на интеллектуальное развитие детей, а развитию эмоциональной сферы, в частности эмоциональному интеллекту, уделяется недостаточное внимание.
Заключение (Conclusions). Овладение личностью общечеловеческими ценностями, способами эффективной коммуникации с окружающими людьми невозможно только на уровне осознания, поскольку этот процесс предусматривает также и эмоциональные переживания разного спектра. Дошкольной возраст, учитывая его психологические особенности, является тем периодом, когда развитие эмоциональной сферы и, в частности, эмоционального интеллекта, является наиболее благоприятным. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок должен научиться распознать собственные эмоции и эмоции окружающих людей, ориентироваться на другого человека во взаимодействии, сопереживать и сочувствовать ему.
Для достижения поставленной цели исследования был проведен формирующий эксперимент. В ходе констатирующего этапа эксперимента были получены результаты, свидетельствующие о том, что для большинства старших дошкольников характерен средний и низкий уровень эмоционального интеллекта. Данные дети могут сталкиваться с затруднениями в восприятии и понимании эмоциональных состояний других людей и редко проявляют эмпатию к ним, что может приводить к определенным проблемам в межличностных взаимоотношениях.
Учитывая возрастные особенности детей, была разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа, основанная на применении мульттерапии и включающая комплекс упражнений и заданий для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, а именно повышения уровня его компонентов (способность понимать эмоциональное состояние окружающих людей, ориентироваться на окружающий мир людей и мир эмоций, проявлять эмпатию). После внедрения программы у старших дошкольников, находящихся в экспериментальной группе, была проведена повторная диагностика. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что произошли существенные положительные изменения по всем показателям эмоционального интеллекта. Таким образом, выдвинутое нами предположение о том, что с помощью специально организованных занятий с использованием мульттерапии как средства арт-терапии можно развить эмоциональный интеллект старших дошкольников, а именно повысить уровень всех его компонентов, подтверждается полностью.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться в деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

 

[1]Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/77677348/paragraph/7:0/ (дата обращения: 12.11.2022 г.).

[2]Постановление Правительства Белгородской области от 20.01.2020 № 17-пп «Об утверждении Стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2020-2021 годы». URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3100202001270004 (дата обращения: 13.11.2022 г.).

[3]Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/77677348/paragraph/7:0/ (дата обращения: 12.11.2022 г.).

[4]Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи: утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. URL: http://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (дата обращения: 01.12.2022 г.).

Список литературы

Андреева И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 131.
Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 2. С. 104-109. URL: https://andreeva.by/images/Современные-представления-об-ЭИ.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Изд-во «Перспектива». 2018. 224 с.
Гиппенрейтер Ю.Б., Рудаков А.Н. Развиваем эмоциональный интеллект. Детям о метафорах. М.: «Издательство АСТ». 2021. 64 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Эмоции и поступки. Интеллектуальные психологические игры для детей и взрослых. М.: «Издательство АСТ», 2019. 60 с.
Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (часть 3). С. 546-550.
Ланских М.В., Мирошникова М.И. Эмоциональный интеллект у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Современная школа России. Вопросы модернизации. № 4-1 (41). 2022. С. 158-160.
Нгуен М.А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников (на примере российских и вьетнамских детей). Автореф. дис. на соискание учёной степени канд. психол. наук. Тамбов. 2008. 24 с.
Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 3. С. 46-51.
Сергеева И.Н. Эмоциональный интеллект и уровень его развития детей старшего дошкольного возраста в рамках современного общества // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15330 (дата обращения: 16.12.2022).
Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: Национальный книжный центр. 2015. 128 с.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение: Владос. 2001. 291 с.
Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2000. С. 6-7.
Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence // Psicothema. 2006. №18. P. 13-25.
Brackett M.A., Rivers S.E., Salovey P. Emotional Intelligence: Implications for Personal, Social, Academic and Workplace Success // Social and Personality Compass. 2011. №5. P. 88-103.
Brackett M.A, Hagelscamp C., Rivers S.E. Improving Classroom Quality with the RULER Approach to Social and Emotional Learning: Proximal and Distal Outcomes // American Journal of Community Psychology. 2013. №51 (3-4). URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23444004 (дата обращения: 12.12.2022).
Goleman D. Emotional intelligence. New York, NY: Bantam. 1995. 352 р.
Mayer J.D. Salovey P. The Intelligence of Emotional intelligence // Intelligence. 1993. №17. P. 433-442.
Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli a component of emotional intelligence // Journal of personality assessment. 1993. №54 (3-4). P. 772-781.
Salovey P., Mayer J.D. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. №9 (3). P.186-211.