16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-9

Психологическая готовность к деятельности студентов творческих специальностей в ситуации вынужденной изоляции

Aннотация

Введение. Пандемия стала серьезным испытанием для людей, обострила внимание к их ресурсам, прежде всего, таким, как готовность к деятельности. Учитывая, что одной из социальных групп, наиболее уязвимых к ситуации пандемии, явилась молодежь, целью исследования стало изучение психологических характеристик готовности к деятельности студентов в условиях вынужденной изоляции. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты творческих специальностей вузов (N=106). Использовались следующие измерительные шкалы и опросники: Шкала самооценки инновативных качеств личности (СИКЛ), Шкала «Открытость» опросника «Большая пятерка», «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised – PVQ-R; Ш. Шварц и др.; модификация К.В. Сугоняева), Шкалы: «Целеустремленность» и «Планомерность» опросника самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой, Шкала «Системная рефлексия» опросника «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин), Шкала «Удовлетворенность жизнью» (Э. Динер; в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина), «Индекс личностной готовности к деятельности». Обработка результатов осуществлялась с помощью программы Statistica 10.0. В ходе исследования применялись описательная статистика (среднее значение, стандартное отклонение, коэффициенты асимметрии и эксцесса, нормальность), регрессионный и кластерный анализ. Результаты исследования и вывод: проведено экспериментальное исследование, в ходе которого сопоставлены результаты исследований, проведенных в разное время: до пандемии и во время пандемии, а также среди студентов творческих специальностей и студентов, обучающихся по обычным специальностям. Выявлено, что психологические характеристики готовности к деятельности студентов творческих специальностей в условиях пандемии практически не изменились, кроме одного: открытости знаниям. Подтверждена гипотеза исследования о том, что психологическая готовность к деятельности студентов творческих специальностей в ситуации вынужденной изоляции обусловлена, прежде всего, креативностью и открытостью опыту. При выборе ценностей студенты предпочитают «Открытость изменениям», а не «Сохранение». Кластерный анализ установил, что студенты отличаются друг от друга по таким характеристикам как «Планирование», «Целеполагание», «Удовлетворенность жизнью», «Рефлексия», «Открытость опыту», «Креативность», которые дифференцируют обучающихся на категории с разной степенью психологической готовности к деятельности: готовых воспринимать изменения, быть эффективными в ситуации кардинальных трансформаций и категорию студентов, склонных к упрощению реальности и адаптивным стратегиям поведения. Психологические характеристики готовности к деятельности студентов творческих специальностей можно рассматривать в качестве личностных ресурсов, помогающих молодым людям находить позитивные возможности в сложных ситуациях, выстраивать стратегии деятельности в неопределенных обстоятельствах. Существенной составляющей процесса подготовки специалистов в вузе должно быть их личностное развитие.


Введение (Introduction). Пандемия COVID-19 внесла существенные изменения в жизнь людей, породила множество негативных психологических реакций, тревогу, опасения, страхи. Она явилась для населения стрессогенным событием, выбившим из привычной колеи обыденной жизни, значительно ограничила свободу выбора и планирование деятельности человека. Сильное влияние на состояние людей оказала ситуация неопределенности, изменение устоявшихся форм взаимодействия (Сидячева, Зотова, 2020; Нестик, 2020; Pedrosa et al., 2020).
Психологи отмечают, что режим изоляции принес с собой психически неблагополучные состояния у большого количества жителей нашей страны и зарубежья, так как длительное пребывание в замкнутом пространстве само по себе небезопасно для психики. Такие ограничительные меры как обязательная самоизоляция, утрата привычного образа жизни, проблемы в реализации базовых потребностей для многих явились факторами стресса (Büssing et al., 2020). Наибольшее напряжение у людей вызывали необходимость социального дистанцирования, переход на удаленную учебу (или работу), когда привычные границы между учебой (работой) и домом разрушились. Многие отмечали изматывающее влияние монотонии, однообразия, бесконечного «дня сурка», нехватку сенсорных ощущений. По данным исследований, стресс, депрессия и тревога были отмечены у населения разных стран (Гриценко и др., 2020; Brooks et al., 2020; Montemurro, 2020; Pakpour, Griffiths, 2020).
Ученые выделили среди наиболее уязвимых категорий молодежь, считая, что ситуация пандемии явилась для нее источником усиления таких психических состояний как скука, стигматизация, беспокойство, фобия, разочарование и раздражение (Гриценко и др., 2020; Lopez-Núnez et al., 2021; Филенко, Богомаз, 2022). По половому признаку в большей степени соматической нагрузке были подвержены женщины (Zolotareva A. et al. 2023) Несмотря на ситуацию жестких ограничений карантинных мероприятий молодым людям необходимо было сохранять продуктивность в деятельности. В связи с этим возникла необходимость исследования характеристик психологической готовности студенческой молодежи к деятельности в условиях кардинальных изменений жизнедеятельности. Особую актуальность приобрело изучение психологической готовности к деятельности обучающихся творческих специальностей в условиях монотонии, однообразия, когда, несмотря на резко изменившиеся средовые условия, необходимо было порождать новые идеи, создавать креативный продукт, проявлять инициативу, самостоятельность, действовать нестандартно.
Учитывая чувствительность молодежи к новизне, открытости, инновативности, креативности, мы посчитали важным изучить, соотношение таких психологических характеристик готовности к деятельности у студентов как открытость к знаниям, опыту; мета-ценности открытости изменениям и сохранения; целеполагание, рефлексия, планирование; креативность. Один из ключевых вопросов для нас был: какие психологические характеристики являются наиболее значимыми предикторами психологической готовности к деятельности студентов в условиях вынужденной изоляции.
Анализ психологических характеристик обучающихся в условиях вынужденной изоляции можно рассматривать как шаг в выявлении личностных ресурсов, которые позволяют смягчать негативное влияние резких перемен на психическое состояние молодых людей, сохранять продуктивность деятельности в нетипичных условиях.
Актуальность исследования заключается в том, что при прогнозируемой тенденции к ускорению изменений в социуме, росту таких факторов как неопределенность, выявление значимых компонентов готовности к деятельности в ситуации существенных социальных трансформаций может способствовать пониманию наиболее важных психологических характеристик деятельности человека в подобных обстоятельствах.
В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение психологической готовности студентов творческих специальностей к деятельности в условиях вынужденной изоляции.
Для реализации цели нам необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить, отличаются или нет характеристики психологической готовности к деятельности студентов в ситуации вынужденной изоляции и в условиях обычной обстановки; кроме этого, сопоставить результаты диагностики студентов творческих специальностей и студентов, обучающихся не по творческим специальностям, в условиях пандемии;
2) выявить наиболее значимые характеристики психологической готовности к деятельности респондентов в условиях вынужденной изоляции;
3) провести кластерный анализ для классификации студентов по существенным параметрам психологической готовности к деятельности в ситуации вынужденной изоляции.
Объектом исследования стала готовность к деятельности студентов; предметом исследования − психологическая готовность к деятельности студентов творческих специальностей в ситуации вынужденной изоляции.
В качестве гипотезы мы предположили, что наиболее значимыми психологическими характеристиками готовности к деятельности студентов творческих специальностей являются креативность и открытость опыту, которые можно рассматривать как ресурсы в ситуации вынужденной изоляции.
Новизной исследования явилось изучение психологической готовности к деятельности студентов творческих специальностей в нетипичных условиях в период пандемии COVID-19.
Теоретическая основа (The theoreti­cal basis). Деятельность является значимой составляющей в жизни человека. По мнению А.Н. Леонтьева, она связывает людей, во-первых, с миром, и, во-вторых, с культурой человечества. Она проявляется в активности человека, выступает как форма его взаимодействия с миром, ориентирована на сознательно поставленную цель. Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются его деятельностью (Леонтьев, 2005: 140).
Деятельность обеспечивает режим саморазвития как стратегический фактор жизнеосуществления. С.Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что в деятельности происходит развитие субъекта, формирование различных способов ее реализации, разрешения противоречий, возникающих в процессе деятельности. Характер осуществляемой человеком деятельности в значительной степени влияет на продуктивность его психического развития и саморазвития (Рубинштейн, 2021).
В деятельности человек выступает как создатель, творец. Он решает, что и как должен делать, выбирает методы и средства, оценивает собственные ресурсы. Для осуществления деятельности важны личностные особенности человека. В процессе деятельности человек преобразует свои способности, обеспечивает изменения в обществе. В.Д. Шадриков считает: «с одной стороны, требования деятельности реализуются через внутренний мир, а, с другой стороны, в деятельности развивается внутренний мир человека» (Шадриков, 2013: 57). Программа деятельности реализуется субъектом с учетом его личностных качеств, богатства внутреннего мира (Шадриков, 2013: 105-106).
Деятельность обладает такими характерными особенностями, как наличие цели и направленность на результат. При рассмотрении деятельности как способа бытия человека важно, прежде всего, изучить сущностные силы человека, как они реализуются в деятельности, каков системогенез этих сил при реализации целей деятельности в конкретных условиях (Шадриков, 2013: 32). Понять деятельность можно через раскрытие сущности человека действующего. От понимания сущностных сил как задачи психологического изучения деятельности следует обратиться к пониманию решения вопроса о том, как последние обеспечивают функционирование и структуру деятельности человека (Леонтьев, 2005; Шадриков, 2013: 44-45).
По мнению В.А. Мазилова, Ю.Н. Слепко, психологическое понимание деятельности должно быть ориентировано на понимание внутренних источников ее реализации, а также их развития (Мазилов, Слепко, 2016). Изучая психологическую готовность к деятельности студентов, M. Kek, H. Huijser отмечают ее взаимосвязь с индивидуальными характеристиками респондентов (Kek, Huijser, 2011). А.Н. Леонтьев резюмирует, что направление исследования деятельностей должно быть ориентировано, прежде всего, на то, «как и какие процессы их реализуют, делают их возможными» (Леонтьев, 2005: 142).
Анализируя понятие «готовность» с психологической точки зрения, необходимо отметить, что это внутренняя настроенность личности на определенное поведение при выполнении каких-либо конкретных задач, установка на активные и целесообразные действия. Базовые теоретические положения психологической готовности к деятельности обозначены в трудах А.Н. Леонтьева, А.А. Деркача, М.И. Дьяченко, И.Н. Назимова. Они подчеркивают, что среди различных параметров готовности к деятельности психологическая составляющая существенно определяет ее продуктивность. Психологическая готовность к деятельности отличается динамичной структурой, включающей в себя функциональные, операциональные и личностные компоненты. Р.Д. Санжаева делает акцент на многоаспектности, интегративности, системности этого понятия (Санжаева, 2016).
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.А. Деркач подразделяют психологическую готовность на ситуативную и долговременную. Ситуативная готовность в большей степени связана с состоянием личности, долговременная отражает устойчивую характеристику личности. По мнению ученых, долговременная и ситуативная готовности к деятельности представляют собой функциональное целое и органично перетекают друг в друга (Деркач, 2004; Дьяченко, Кандыбович, 1978).
В современной научной литературе среди множества подходов при изучении психологической готовности к деятельности человека наиболее актуальны такие, как личностный, функциональный, системный, личностно-деятельностный. Они трактуют психологическую готовность к деятельности как значимое условие целенаправленной деятельности, мобилизацию возможностей личности, как проявление сформированности необходимой системы качеств личности, обуславливающих эффективность деятельности.
Системный характер психологической готовности к деятельности предполагает выявление структуры, компонентов рассматриваемого понятия. К базовым характеристикам, которые мы считали необходимым изучить, исходя из определения психологической готовности к деятельности, мы отнесли следующие:
  • целеполагание (способность адекватно, точно, своевременно осуществлять выбор и постановку целей деятельности);
  • планирование (способность успешно планировать деятельность в соответствии с ее целями, задачами, имеющимися субъективными и объективными ресурсами, а также ситуативными особенностями);
  • рефлексия (способность компетентно оценивать промежуточные и конечные результаты деятельности, а также способы (стратегии) их достижения);
  • удовлетворенность жизнью (оценочная характеристика, отражающая субъективные оценки человеком, связанные с качеством результатов его деятельности и ее общей успешностью);
  •  ценности «Открытость изменениям» и «Сохранение» (руководящие принципы жизни, убеждения, которые определяют выбор, оценку событий, поведение и деятельность человека).
О том, что эти психологические компоненты являются базовыми для выполнения различных видов деятельности свидетельствуют модели функциональной системы П.К. Анохина, психологической системы деятельности В.Д. Шадрикова, а также результаты эмпирических исследований, в которых приводятся доказательства взаимосвязи уровней сформированности указанных компонентов с характеристиками успешности учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности (Анохин, 1975; Шадриков, 2013).
Немаловажным фактором изучения деятельности является средовой фактор. Условия вынужденной изоляции ставят исследователей перед решением такой задачи, как психологическая готовность к деятельности в измененных условиях среды, с резким нарушением традиционных условий осуществления деятельности. Так, в ситуации вынужденной изоляции в связи с карантинными мероприятиями для обучающихся были внесены новые параметры процесса обучения, большая доля неопределенности, кардинально иные обстоятельства жизни и взаимодействия с другими людьми. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с психологической готовностью к деятельности в новых условиях.
Ученые отмечают, что средовой фактор накладывает отпечаток на результативность деятельности. Так, например, R.M. Ryan, E.L. Deci подчеркивают, что активность, вовлеченность людей или, наоборот, пассивность и отчужденность, в значительной степени зависят от социальных условий, в которых они функционируют. Социальные контексты могут способствовать или препятствовать эффективной деятельности. Изменения социального пространства во многом определяют поведение, деятельность человека, ее эффективность (Ryan, Deci, 2000).
Теоретический анализ, проведенный нами, позволил выделить основные суждения, которые легли в основу нашего исследования:
  1. психологическая составляющая готовности к деятельности существенно определяет ее продуктивность;
  2. системный характер психологической готовности к деятельности предполагает выявление структуры, компонентов рассматриваемого понятия;
  3. психологическая готовность к деятельности респондентов имеет взаимосвязь с их индивидуальными характеристиками;
  4. социальные контексты во многом определяют результативность деятельности человека.
Материалы и методы исследования (Methodologyandmethods). В исследовании приняли участие студенты творческих специальностей вузов г. Томска: архитектурного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) и Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ) 1-4 курса (N=106). Все респонденты женского пола, средний возраст 18,9±1,45 лет.
В исследовании использовались следующие измерительные шкалы и опросники:
1. Учитывая, что в исследовании принимали участие студенты творческих специальностей, которые должны быть ориентированы на создание новых идей, умение принимать нестандартные решения, осуществлять креативные проекты, мы посчитали целесообразным использовать Шкалу самооценки инновативных качеств личности (СИКЛ), которая включала в себя три субшкалы: «Креативность», «Риск ради успеха», «Ориентация на будущее», а также «Интегральный индекс инновативности», который рассчитывается как среднеарифметическое значение показателей «Креативность», «Риск ради успеха» и «Ориентация на будущее (Лебедева, Татарко, 2009).
2. Шкала «Открытость» опросника «Большая пятерка», которая представлена двумя субшкалами: «Открытость опыту» и «Открытость знаниям (культуре)» (Caprara et al., 1993; Воронкова, Радюк, Басинская, 2017).
3. «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised – PVQ-R; Ш. Шварц и др.; модификация К.В. Сугоняева), с помощью которого оценивались базовые ценности по 5-балльной системе Лайкерта в интервале от 1 до 5 баллов. Мы анализировали метаценности «Открытость изменениям» и «Сохранение» (Карандашев, 2004; Schwartz, 2012; Сугоняев, 2018).
4. Шкалы: «Целеустремленность» и «Планомерность» опросника самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой (Мандрикова, 2010).
5. Шкала «Системная рефлексия» опросника «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин) (Леонтьев, Осин, 2014).
6. Шкала «Удовлетворенность жизнью» (Э. Динер; в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина) (Осин, Леонтьев, 2020).
7. На основе шкал «Целеустремленность», «Планомерность», «Системная рефлексия», «Удовлетворенность жизнью» вычислялся «Индекс личностной готовности к деятельности» (индекс ЛГД) как среднеарифметическое нормированное значение этих четырех параметров, которые были переименованы, соответственно, в «Целеполагание», «Планирование», «Рефлексия» и «Удовлетворенность жизнью».
В данном исследовании в совокупности были проанализированы 13 показателей и индексов, использована интеграция перечисленных выше шкал и показателей, представляющих характеристики психологической готовности к деятельности обучающихся. При исследовании нами были использованы нормативные показатели, полученные в результате исследования по аналогичным психологическим характеристикам студентов в рамках грантового проекта РФФИ №18-013-00781 «Ценностные ориентации и психологическая система деятельности молодежи в меняющемся мире: Кросс-культурный анализ», 2018-2020 г., руководитель С.А. Богомаз1, а также были вычислены показатели у девушек-студенток, обучающихся не по творческим специальностям, в условиях пандемии (2021-2022 гг.). Результаты исследования были сопоставлены с результатами исследований, проведенных на больших выборках в допандемийный период. Мы использовали семибалльную градацию уровней: «Норма», «Немного выше нормы», «Сильно выше нормы», «Очень сильно выше нормы», «Немного ниже нормы», «Сильно ниже нормы», «Очень сильно ниже нормы».
Обработка результатов осуществлялась с помощью программы Statistica 10.0. В ходе исследования применялись описательная статистика (среднее значение, стандартное отклонение, коэффициенты асимметрии и эксцесса, нормальность). Обработку результатов мы проводили с помощью регрессионного анализа для выявления наиболее значимых характеристик психологической готовности к деятельности респондентов, а также кластерного анализа для классификации студентов по существенным параметрам психологической готовности к деятельности в условиях вынужденной изоляции.
Научные результаты и дискуссия. (Research Results and Discussion). С помощью вышеперечисленных методик нами были изучены психологические характеристики студентов. Описательная статистика (среднее значение, стандартное отклонение, асимметрия и эксцесс) приведена в табл. 1. Статистические показатели асимметрии и эксцесса по всем шкалам показали близость к нормальному распределению.
Полученные результаты были соотнесены с результатами, полученными нами ранее при изучении психологических характеристик готовности к деятельности студентов. Мы соотнесли изучаемые показатели студентов до пандемии и во время пандемии, а также аналогичные характеристики студентов творческих специальностей и студентов обычных специальностей во время пандемии (Богомаз 2020; Атаманова и др. 2021; Федина, Богомаз, 2021; Филенко, 2022; Филенко, Богомаз, 2022; Буравлева, Атаманова, 2022; Буравлева и др. 2022).
Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в разное время: до пандемии и во время пандемии, а также у студентов творческих специальностей и студентов, обучающихся по обычным специальностям, показал, что значения показателей в условиях пандемии практически не отличаются, кроме одного: у студентов, обучающихся по творческим специальностям, несколько ниже показатель «Открытость знаниям». Мы объясняем этот факт тем, что изоляция, изменившиеся условия обучения, в том
числе переключение студентов на дистанционные формы в режиме онлайн, влияют на психологические характеристики студентов творческих специальностей в большей степени. Они более чувствительны к изоляции.
При анализе результатов исследования обращает на себя внимание тот факт, что при достаточно высоком показателе «Целеполагание» у обучающихся низкий показатель «Планирование», то есть молодым людям непросто организовывать свою деятельность. Они испытывают трудности при создании плана действий, прогнозировании последствий выбора, оптимального распределения ресурсов для достижения поставленной цели. Необходимо отметить также, что студентам довольно сложно предпринимать рискованные шаги, хотя социальная ситуация, связанная с пандемией, зачастую ставит человека перед выбором, который неизбежно включает умение планировать будущее, проектировать себя в нем.
Среди психологических характеристик студентов выделяются такие как «Рефлексия», «Открытость изменениям», которые помогают человеку в самоорганизации, самоанализе, показывают потребность личности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня творческой и исследовательской активности, независимости мышления и выбора способов действия. Студенты, принимавшие участие в исследовании, отличаются креативностью, чувствительностью к проблемам, способностью порождать оригинальные, нестандартные идеи. Показатель «Креативность» респондентов, участвовавших в исследовании, оценивается в пределах «Немного выше нормы».
Исходя из результатов диагностики, открытость опыту для молодых людей более значима, чем открытость знаниям. Именно личный опыт является для студентов источником пропущенных через себя знаний об окружающей действительности, руководством к действиям. Он служит своего рода динамической информационной системой, наполненной личностным смыслом, хранящей опыт переживаний, непосредственного участия в различных событиях. Опыт учит ставить комплексные и инвариантные задачи, помогает определять стратегию, успешность деятельности, расширяет способность адекватно принимать принципиально новые, необычные идеи и ситуации.
При рассмотрении метаценностей «Открытость изменениям» и «Сохранение» мы видим, что у молодых людей преобладает открытость изменениям, стремление к приобретению нового опыта, свободе действий и принятию решений, а не ценность сохранения, основу которой определяют конформность, безопасность за счет добровольного самоограничения и подчинения (Карандашев, 2004; Schwartz, 2012; Schwartz et al., 2017).
Анализируя особенности психологической готовности к деятельности студентов, мы провели регрессионный анализ, который позволил определить зависимость среднего значения величин от вариаций других величин и определить вклад каждой независимой переменной в вариацию зависимой (стандартно мы использовали прямую пошаговую регрессию с включением). При этом были выделены две наиболее значимые регрессионные модели. Одна из них основывалась на зависимой переменной «Креативность», а другая – на зависимой переменной «Открытость опыту».
Первая регрессионная модель «Креативность» оказалась значимой с F (4, 101) = 17,6; p <0,00001, объясняя 38,7% скорректированной R2 дисперсии. Независимыми переменными были «Открытость опыту», «Открытость знаниям», «Целеполагание», «Планирование», «Рефлексия» и «Удовлетворенность жизнью». Как следует из табл. 2, переменная «Креативность» зависит, прежде всего, от показателей «Открытость опыту» (β = 0,517) и «Рефлексия» (β = 0,325). Независимые переменные «Удовлетворенность жизнью» и «Открытость знаниям» не были статистически значимыми, но они вошли в регрессионную модель.

Вторая регрессионная модель, где зависимой переменной нами рассматривался параметр «Открытость опыту», также оказалась значимой с F (4, 101) = 20,7, p <0,00001, объясняя 42,9% скорректированной R2 дисперсии. Независимыми переменными были «Креативность», «Риск ради успеха», «Ориентация на будущее», «Целеполагание», «Планирование», «Рефлексия» и «Удовлетворенность жизнью». Анализ этой модели (таблица 3) указывает, что «Открытость опыту» у респондентов связана с такими показателями, как «Креативность» (β = 0,394), «Риск ради успеха» (β = 0,287) и «Удовлетворенность жизнью» (β = 0,161). В модели незначимым показателем оказалось «Целеполагание» (β = 0,144).

При сопоставлении результатов регрессионного анализа, отраженных в табл. 2 и 3, необходимо отметить, что в большей степени влияние на зависимые переменные «Креативность», «Открытость опыту» оказывают «Рефлексия», «Риск ради успеха», «Удовлетворенность жизнью».
Регрессионный анализ показал, что значимым предиктором «Креативности» является «Открытость опыту», то есть, прежде всего, для развития такого значимого критерия, как креативность, для студентов творческих специальностей имеет опыт созидательной творческой деятельности будущего специалиста, опыт действовать нестандартно, вне шаблонов. При этом именно открытость опыту показывает, что человек способен адекватно воспринимать идеи, ситуации и людей, предпочитать разнообразие. Открытость опыту предполагает постоянное становление, в том числе открытость развитию, стремление к совершенствованию, мобильное реагирование на происходящие изменения. Молодой человек, открытый опыту, готов учиться, открывать новое для себя, ценит опыт преодоления различных преград.
Согласно регрессионному анализу, значимым предиктором «Креативности» является рефлексия, благодаря которой субъект приобретает способность к самоорганизации, саморазвитию, к профессиональному самосовершенствованию. Она является необходимой составляющей компетенций выпускника высшей школы, помогает осмысливать результаты своей деятельности, определять цели работы, анализировать продукты собственной активности. В ситуации средовых изменений, каковой явилась вынужденная изоляция, рефлексия играет немаловажную роль, с точки зрения адаптационных процессов в установлении динамичного равновесия в системе «личность-среда». Рефлексия помогает обучающимся осуществлять преднамеренные действия и самоконтроль над протеканием разнообразных действий, в осознании себя в отношениях с миром.
Вторая регрессионная модель показала, что значимыми предикторами «Открытости опыту» для студентов творческих специальностей являются такие психологические характеристики как «Креативность», «Риск ради успеха», «Удовлетворенность жизнью». Они говорят о том, что для открытости опыту необходима внутренняя готовность студентов к восприятию нового, ориентированность на принятие и создание идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, намерение вкладывать свои ресурсы в создание креативного продукта. «Риск ради успеха» включает в себя убежденность в том, что все происходящее способствует развитию человека за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного, и последующее их использование. В основе способности рисковать в различных ситуациях лежит умение действовать в ситуации неопределенности, противостоять неизвестному, выходить из зоны комфорта, готовность действовать в отсутствие надежных гарантий успеха на свой страх и риск (Лебедева, Татарко, 2009).
Кроме этого «Открытость опыту» определяется такой характеристикой как «Удовлетворенность жизнью», оценивающей соответствие жизненных обстоятельств ожиданиям молодых людей и отражающей общую меру внутренней гармонии и психологической удовлетворенности (Осин, Леонтьев, 2020).
Далее нами был проведён кластерный анализ. Предварительно нами была проведена иерархическая кластеризация с показателями 2 кластеров (дендрограмма для 106 респондентов, метод Варда, 1-r Пирсон), а после окончательного анализа мы использовали кластеризацию методом К-средних с используемыми показателями («Креативность», «Риск ради успеха», «Ориентация на будущее», «Открытость опыту», «Открытость знаниям», «Целеполагание», «Планирование», «Рефлексия» и «Удовлетворенность жизнью»). В результате были выявлены 2 кластера с численностью: С -1 кластер – 65 респондентов (61,3 %), С-2 кластер – 41 респондента (38,7 %). Средние значения и стандартные отклонения показателей, а также значимость различий представлены в табл. 4.
Из рисунка следует, что выделенные два кластера отчетливо различаются по величине показателей: кластер С-1 – с более высоким уровнем, чем значения показателей кластера С-2. Сопоставляя результаты диагностики студентов творческих специальностей, мы видим, что психологические характеристики респондентов из кластера С-1 близки к значениям верхней границы нормы, а респондентов из кластера С-2 – к значениям нижней границы нормы. При этом обращает на себя внимание тот факт, что у студентов, относящихся к кластеру С-2 (с более низкими характеристиками готовности к деятельности), в ситуации вынужденной изоляции некоторые параметры становятся меньше нижней границы нормы. То есть ситуация резких изменений усугубляет, делает еще в большей степени «критичными» показатели готовности к деятельности студентов, не отличающихся высокими показателями психологических характеристик готовности к деятельности. Так, например, «Открытость знаниям»: среднее значение – 2,81, а у студентов группы С-2 – 2,67; «Планирование» среднее значение – 3,19, а у студентов группы С-2 – 2,13; «Креативность» среднее значение – 4,00, у студентов группы С-2 – 3,75 и т.д.
У студентов кластера С-1 (с высокими характеристиками психологической готовности к деятельности) мы наблюдаем противоположную картину. Так, например, у показателя «Креативность» среднее значение – 4,00, а у студентов этой группы - 4,15; «Планирование» среднее значение - 3,19, а у студентов этой группы – 3,86; «Целеполагание» среднее значение - 4,07, а у студентов этой группы – 4,42 и т.д.
Наиболее сильно кластеры различаются по показателям «Планирование» (разница 1,73 балла), «Целеполагание» (разница 0,9 б.), «Удовлетворенность жизнью» (разница 0,72 б.), «Рефлексия» (разница 0,62 б.), «Открытость опыту» (разница 0,49 б.), «Креативность» (разница 0,4 б.).
Результаты кластерного анализа свидетельствуют о том, что по ряду психологических особенностей наблюдается четкое разделение студентов на группы, отличающиеся планированием, целеполаганием, удовлетворенностью жизнью, рефлексией, открытостью опыту, креативностью. Студенты, относящиеся к кластерам С-1 и С-2, разнятся параметрами, которые во многом говорят о такой характеристике, как субъектность, то есть умение управлять своей активностью, стремление к самодетерминации, саморазвитию, самореализации. Кроме этого, молодые люди отличаются креативностью, которая в ситуации неопределенности, изменившихся средовых условиях помогает им в деятельности, стратегиях поведения. График, построенный по данным табл. 4, показан на рисунке.
Следует отметить, что психологическая готовность к деятельности молодых людей в значительной степени зависит от уровня развития личности, ее зрелости, способности к самостоятельному жизнетворчеству, самодвижению и саморазвитию. Полученные результаты перекликаются с мыслью В.П. Зинченко о том, что «неопределенности должны противостоять избыточность и динамика механизмов и способов активности живого существа, … сверхсложность его внутреннего мира» (Зинченко, 2007: 17).
Наиболее вероятно, что студентам с психологическими характеристиками кластера С-2 сложнее ориентироваться в новых или неопределенных ситуациях, они в большей степени будут стремиться избегать напряжение и конфликт, использовать стереотипные стратегии поведения. У них в ситуации существенных изменений будут, скорее всего, преобладать адаптивные стратегии поведения, ориентированные на выживание для нормального функционирования, избегание неопределенности, стремление жить в более простом, предсказуемом мире (Сидячева, Зотова, 2020).
В отличие от них, респонденты, относящиеся к кластеру С-1, наделены большей активностью, осознанной саморегуляцией и самостоятельностью при решении возникающих задач. Для них изменившаяся ситуация, связанная с вынужденной изоляцией, является источником получения нового опыта, возможности выбора, конструирования альтернатив. Они, скорее всего, будут воспринимать сложившуюся ситуацию как очередной вызов для процесса саморазвития.
Рассмотренные нами психологические характеристики существенно влияют на деятельность молодых людей. Их можно трактовать, как ресурсы, которые в ситуации кардинальных изменений помогают человеку быть эффективным, выстраивать стратегии деятельности в сложных и неопределенных обстоятельствах.
Полученные нами результаты согласуются с результатами исследовательского проекта “COVID-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behavior” (Bokhan T.G. et al., 2021), где продемонстрировано, что психологические ресурсы играют своего рода буферную роль в отношении уязвимости человека перед лицом необычной, но разделяемой всеми угрозы и помогают находить позитивные возможности в сложных ситуациях.
Это позволяет нам сделать вывод о том, что эффективность и психологическая готовность к деятельности человека в ситуации изменений во многом определяются ресурсами личности. У одних людей высокий ресурс позволяет справиться с проблемами в условиях пандемии, а у других людей – низкий ресурс, и у них в условиях пандемии могут возникнуть трудности.
Заключение (Conclusions). Изучив научную литературу, которая затрагивает тему данного исследования, можно сделать вывод о том, что психологическая готовность к деятельности в условиях вынужденной изоляции является актуальной как с научной точки зрения, так и с практической. Основные выводы, которые можно сделать по результатам исследования, заключаются в следующем.
  1. Сопоставление результатов исследований, проведенных в разное время: до пандемии и во время пандемии, а также среди студентов творческих специальностей и студентов, обучающихся по обычным специальностям, показало, что психологические характеристики готовности к деятельности студентов творческих специальностей в условиях пандемии практически не изменились, кроме одного: открытости знаниям. Мы считаем, что условия изоляции влияют на такую психологическую характеристику студентов творческих специальностей, как открытость знаниям в большей степени. Они обладают большей чувствительностью к изоляции.
  2. Гипотеза исследования о том, что психологическая готовность к деятельности студентов творческих специальностей в ситуации вынужденной изоляции обусловлена, прежде всего, креативностью и открытостью опыту, подтверждена.
  3. При выборе ценностей студенты предпочитают «Открытость изменениям», а не «Сохранение».
  4. Кластерный анализ установил, что студенты отличаются друг от друга по таким характеристикам как «Планирование», «Целеполагание», «Удовлетворенность жизнью», «Рефлексия», «Открытость опыту», «Креативность», которые дифференцируют обучающихся на категории с разной степенью психологической готовности к деятельности: готовых воспринимать изменения, быть эффективными в ситуации кардинальных трансформаций и категорию студентов, склонных к упрощению реальности и адаптивным стратегиям поведения.
  5. Психологические характеристики готовности к деятельности студентов творческих специальностей можно рассматривать в качестве ресурсов, помогающих молодым людям находить позитивные возможности в сложных ситуациях, выстраивать стратегии деятельности в неопределенных обстоятельствах.
  6. Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что психологическая готовность к деятельности студентов творческих специальностей в условиях вынужденной изоляции определяется уровнем развития их личности, умением управлять собой, своей деятельностью.
  7. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость, так как показывают важные психологические характеристики готовности молодых людей к деятельности в ситуации существенных изменений. Полученные результаты могут быть использованы при рассмотрении моделей подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени, а также демонстрируют, что существенное внимание в образовательном процессе вуза должно быть уделено личностному развитию обучающихся.
Ограничения проведенного исследования связаны с набором психологических характеристик, которые были включены в рассмотрение, а также с относительно небольшим объемом изучаемой выборки. Однако, по мнению авторов, это не отразилось на статистической значимости и репрезентативности полученных результатов, а также на представленных выше закономерностях, позволяющих лучше понять причины наблюдаемых явлений.

[1]Богомаз С.А. Ценностные ориентации и психологическая система деятельности молодежи в меняющемся мире: Кросс-культурный анализ: отчет о НИР (заключительный). Национальный исследовательский Томский государственный университет; рук. С. А. Богомаз. Томск, 2020. 51 с. Рег. № 221072300011-9. № гранта 18-013-00781.

Список литературы

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.
Буравлева Н.А., Атаманова И.В. Психологические характеристики деятельности, традиционные ценности и ценности безопасности вузовской молодежи в контексте инновативности // Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. С. 48-69.
Воронкова Я.Ю., Радюк О.М., Басинская И.В. «Большая пятерка», или пятифакторная модель личности // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов / под ред. Е. Н. Ткач. Хабаровск: Изд-во Тихоокен. гос. ун-та. 2017. С. 39-45.
Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЕК». 2004. 752 с.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ. 1978. 182 с.
Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция // Вопросы психологии. 2007. №6. С. 3-20.
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Методика исследования отношения личности к инновациям // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. 2009. № 4 (23). C. 89-96.
Лебедева Н.М. Ценности культуры и имплицитные теории инновативности // Общественные науки и современность. 2012. №5. С. 25-40.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.
Личностно-средовое взаимодействие: исследование ценностных ориентаций и психологической системы деятельности российской молодежи / Атаманова И.В., Перикова Е.И., Щекотуров А.В., Богомаз С.А. // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 3. 32-53.
Мазилов В.А., Слепко Ю. Н. Психология деятельности человека: новая трактовка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 4. С.47-53.
Мандрикова Е.Ю. Разработка Опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. №2. С. 59-83.
Нестик Т.А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: социально-психологический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5. № 2(18). С. 47-82.
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. №1 (155). С. 117-142.
Психологические ресурсы личностной готовности к деятельности студентов в ситуации изменений / Буравлева Н.А., Каракулова О.В., Атаманова И.В., Богомаз С.А. // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (62). С. 146-155.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2021. 960 с.
Санжаева Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. Вып. 2. 2016. С. 6-16.
Сидячева Н.В., Зотова Л.Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 218-225.
Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности / Гриценко В.В., Резник А.Д., Константинов В.В., Маринова Т.Ю., Хоменко Н.В., Израйловиц Р. // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 99-118.
Сугоняев К.В. Исследование психометрических характеристик «Опросника ценностных портретов» Ш. Шварца в адаптации В. Карандашева и его доработка // Актуальные проблемы эргономики, обитаемости и психологического сопровождения персонала объектов специального назначения: Мат. II межотрасл. науч.-практ. конф., 8 декабря 2016 года, гор. Одинцово Московской области / под ред. С.Е. Таразевича. Королев: ПСТМ, 2018. С. 186-198.
Федина Е.Е., Богомаз С.А. Оценка креативного состояния молодежи Томска в условиях пандемии // Психология психических состояний: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 25-26 февраля 2021 г.) / сост. А.В. Климанова; под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. Казань: Издательство Казанского университета, 2021. Вып. 15. С. 529-532.
Филенко И.А., Атаманова И.В., Богомаз С.А. Инновативность, регуляция жизнедеятельности и ценностные ориентации молодых мужчин и женщин: эффект пандемии COVID-19 // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19. № 3. С. 178-201.
Филенко И.А., Богомаз С.А. Изменение характеристик регуляторных процессов и ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях пандемии // Сибирский психологический журнал. 2022. №83. С. 46-66.
Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2013. 464 с.
Brooks S.K., Webster R.K., Smith, L.E., et al. The Psychological Impact of Quarantine and How to Reduce It: Rapid Review of the Evidence // The Lancet. 2020. Mar 14; 395(10227). P. 912-920.
Büssing A., Recchia D. R., Hein R., Dienberg T. Perceived changes of specific attitudes, perceptions and behaviors during the Corona pandemic and their relation to wellbeing. Health and Quality of Life Outcomes. 2020. V. 18(1): 374. P.1-17.
COVID-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behaviour / Bokhan T.G., Galazhinsky E.V., Leontiev D.A., Rasskazova E.I. et al. // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2021. Vol.
18 (2). P. 259-275.
Deci E.L., Ryan R.M. The “What” and “Why” of Goal Pursuits: Human Needs and Self- Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. V. 4. P. 227-268.
Emotional, Behavioral, and Psychological Impact of the COVID-19 Pandemic / Pedrosa A.L., Bitencourt L., Fróes A.C.F., Cazumbá M.L.B., Campos R.G.B., de Brito S.B.C.S., Simхes e Silva A.C. // Frontiers in Psychology. 2020. V.10. P.1-18.
Lopez-Núnez M.I., Diaz-Morales J.F., Aparicio-Garcia M.E. Individual differences, personality, social, family and work variables on mental health during COVID-19 outbreak in Spain // Personality and Individual Differences. 2021. 172(6):110562. P.1-6.
Montemurro N. The emotional impact of COVID-19: from medical staff to common people // Brain, behavior, and immunity. 2020. V. 87. P. 23-24.
Pakpour A.H., Griffiths M.D. The fear of COVID-19 and its role in preventive behaviors // Journal of Concurrent Disorders. 2020. Available at:https://www.researchgate.net/publication/340789243.
Ryan R.M., E.L. Deci Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development and Well-being // American Psychologist. 2000. V. 55. № 1. P. 68-78.
Schwartz S.H. An overview of the Schwartz theory of basic values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. V.2 (1). P. 1-20.
Somatic burden in Russia during the COVID-19 pandemic / Zolotareva A, Khegay A, Voevodina E, Kritsky I, Ibragimov R, Nizovskih N, et al. // PLoS ONE 2023. 18(3): e0282345.
The “Big Five questionnaire”: a new questionnaire to assess the five factor model / Caprara G.V., Barbaranelli C., Borgogni L., Perugini M. // Personality and Individual Differences. 1993. № 15 (3). P. 281-288.
Value tradeoffs propel and inhibit behavior: Validating the 19 refined values in four countries / Schwartz S. H., Cieciuch J., Vecchione M., Torres C., Dirilen-Gumus O., Butenko T. // European Journal of Social Psychology. 2017. V.47 (3). P.241-258.