16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-10

Особенности переживания и совладания с экзаменационным стрессом студентов психологического и медицинского направлений обучения

Aннотация

Введение. Экзаменационная сессия – стрессогенная ситуация, результатом которой может быть повышение уровня тревоги и раздражительности, нарушение сна и режима питания, а также общее эмоциональное истощение студентов. Исследование особенностей копинг-стратегий (способов совладания) с экзаменационным стрессом используемых студентами российских ВУЗов выступает, как важная и требующая глубокого изучения тема, направленная на повышение уровня удовлетворенности жизнью граждан России. Цель исследования – изучение особенностей переживания экзаменационного стресса и использования копинг-стратегий в период экзаменационной сессии у студентов психологического и медицинского факультетов. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты (N=113), возраст 16-40 лет. Студенты психологического направления (N=72), обучающиеся в бакалавриате (n=65), магистратуре (n=7). Студенты медицинского направления, обучающиеся в специалитете (N=41). В рамках феноменологического подхода, было проведено исследование с использованием метода контент-анализа текстов ретроспективных отчетов студентов о переживании ими периода экзаменационной сессии. Для изучения особенностей копинг-стратегий, был разработан авторский опросник. Результаты исследования. Общими причинами, вызывающими стресс во время экзаменационной сессии, являются: уровень сложности сдаваемой дисциплины, риск отчисления и опасение потерять стипендию. Студенты психологического направления чаще испытывают стресс накануне экзамена, в то время как у студентов медицинского направления симптомы стресса наблюдались па протяжении всей сессии. Наиболее частыми симптомами стресса у студентов двух направлений обучения выступают: нарушения сна. Студенты медицинского направления чаще подвержены нарушению питания и работе желудочно-кишечного тракта, появление кожных нейродермитов, чем студенты психологического направления. Успешная сдача экзаменов позволяет снизить или полностью купировать симптомы стресса, что было отмечено 71 студентом, 12 студентов медицинского направления и 17 психологического направления ощущали последствия экзаменационного стресса в течение некоторого времени после завершения экзаменационной сессии. Заключение. Студенты при совладании с экзаменационным стрессом чаще всего используют копинг-стратегии: уход-избегание, планирование решение проблемы, поиск социальной поддержки, положительную переоценку и самоконтроль. Переживая экзаменационный стресс, студенты двух направлений, нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны своего ближайшего окружения, при этом ее отсутствие способно усугубить переживание экзаменационного стресса. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ снижения уровня переживания экзаменационного стресса студентами российских ВУЗов и повышения качества жизни молодежи.


Введение (Introduction). Период обучения в ВУЗе – время, когда значительно повышается частота и интенсивность различных психологических факторов (Blanco, Okuda, Wright, 2008), отрицательно сказывающихся не только на успеваемости, но в первую очередь на здоровье студентов (Freire, Ferradás, Regueiro, 2020). Именно в период обучения в университете, психологи­ческое, психическое и физическое здоровье студентов находится под влияние стрес­согеных факторов, способных привести к развитию хронических заболеваний (Марчук, 2019) и общему ухудшению здоровья студентов (Kim, Saw, Zane, 2015). При том, что именно молодежь является той перспективной частью населения, на кото­рую возлагаются надежды общества и госу­дарства и во многом именно от психологи­ческого и физического здоровья студентов, будет зависеть уровень благополучия населения в целом (Токаева, 2012).
Опрос, проведенный ВЦИОМ в 2022 г., показал, что свыше половины россиян – 57% – сталкивались со стрессом, а чаще всего ему подвержены молодые люди в возрасте от 18-24 лет1. Одной из наиболее стрессогенных ситуаций для молодежи является период экзаменационной сессии, когда экзамены выступают фактором повышения психического напряжения, на фоне роста требований к эмоционально-интеллектуаль­ной сфере личности (Каширина, Краева, Верба, 2013).
Так, интересным с научной точки зрения является позиция о том, что «экзаменационный стресс проявляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом» (Галимова, Хох, 2016). Как отмечает Л.В. Каширина, К.В. Краева, И.К Верба, в ранних исследованиях А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева было показано, что экзамен вызывает не только сильное эмоциональное переживание, но также препятствует проявлению интеллектуальной составляющей личности студента, тем самым нарушая его поведение, вне зависимости от степени подготовленности (Каширина, Краева, Верба, 2013).
Экзаменационный стресс может приводить к дисфункциям организма (Оленникова, 2015). Ю.В. Щербатых отмечал, что к неблагоприятным факторам в экзаменационный период относится: усиленная умственная деятельность, ограниченная двигательная активность, нарушения режима сна, сильные эмо­циональные переживания, связанные с возможным неуспехом и изменением социального статуса студента (Щербатых, 2012). В связи с этим встает вопрос об изучении копинг-стратегий (способов совладания) с экзаменационным стрессом используемых студентами российских ВУЗов с целью снижения неблагоприятного влияния стрессогенных факторов.
Копинг-стратегии – действия, совершаемые для преодоления стрессовых ситуаций. Впервые термин «копинг» (от англ. сope – совладать, преодолевать) был предложен А. Маслоу2. В отечественной психологии понятие «coping» (копинг) или адаптивное «совладающее поведение», изучалось в контексте стрессовых ситуаций (Каширина, Краева, Верба, 2013).
Ф. Кохен и Р. Лазарус сформулировали 5 задач копинга, от которых зависит успешность совладания со стрессовой ситуацией: 1) уменьшение негативного влияния обстоятельств и повышение возможностей к восстановлению (выздо­ровлению); 2) адаптация к ситуации или ее изменение; 3) поддержание положительного образа «Я», уверенности в своих силах; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) сохранение межличностных отношений с другими людьми (Лазарус, 2006).
Основоположниками первой классификации копинг-стратегий являются Р. Лазарус и С. Фолкман считавших, что копинг-стратегии – модели преодоления трудностей социальной среды (Саргина, 2014).
В настоящее время в психологической науке есть достаточное количество работ, посвященных проблеме влияния экзаменационного стресса на студентов. Например, изучению влияния экзамена­ционного стресса на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов первокурстников (Токаева, 2012). Сравнению уровня стресса в условиях экзамена и повседневной учебной деятельности у студентов физико-математического факультета (Сороковикова, 2013) и студентов второго курса технического профиля (студенты железнодорожники) (Марчук, 2019). Экзаменационного стресса, как фактора снижения самоэффективности студентов (Миронова, Машкина, 2021).
Своевременное формирование и после­дующее развитие навыков эффективного совладания со стрессом, является ресурсом лично-профессионального развития студентов помогающих профессий (Щелина, 2020). Однако несмотря на достаточное количество работ, посвященных изучению совладания со стрессом студентами, данные об особенностях переживания и совладания с экзаменацион­ным стрессом студентов помогающих профессий, в настоящее время малочислен­ные и в определенном смысле противоречивы (Шалашова, Семенова, 2022).
В связи с этим, изучение особенностей переживания и совладания с экзаменацион­ным стрессом студентами помогающих профессий с использованием качественных методов представляет определенный интерес для психологической науки.
Цель исследования: выявление особенностей переживания и способов совладания с экзаменационным стрессом студентами различных направлений обучения (психологического и медицинского факуль­тетов).
Гипотеза исследования: заключается в предположении, о существовании различий в переживании экзаменационного стресса и используемых копинг-стратегиях (способах совладания) с экзаменационным стрессом различных направлений обучения (психо­логического и медицинского факультетов).
Материалыиметоды (Methodology and methods). В рамках феноменологи­ческого подхода, было проведено исследование с целью изучения различий в переживании экзаменационного стресса и используемых копинг-стратегиях студентами психологического и медицинского направле­ния. В исследовании приняли участие студенты (N=113), возраст 17-25 лет. Студенты психологического направления (N=72), из которых обучаются в бакалавриате (n=65), магистратуре (n=7). Студенты медицинского направления обучающихся в специалитете (N=41). Выборку исследования составили студенты, медицинское направление обучения: Государственный Университет Просвещения (г. Москва); Волгоградский государственный меди­цинский университет; Тверской госу­дарственный медицинский университет, Первый МГМУ им. Сеченова (г. Москва). Студенты психологического направления обучения: Московский гуманитарный университет, Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва), Государственный университет просвещения (г. Москва), РЭУ им. Г.В. Плеханова (г. Москва); Санкт-Петербургская Академия СК РФ. Все участники исследования студенты очной формы обучения.
Исследование проводилось в период с 9 января 2023 г. по 25 января 2023 г. с применением дистанционных технологий на платформе Google Формы. Респондентам был предложен авторский опросник, включающий 8 открытых и 1 закрытый вопрос: 1. Вы испытываете стресс перед экзаменационной сессией? 2. За какое время до начала экзаменационной сессии, Вы испытываете стресс? 3. Что вызывает у Вас наибольший стресс во время сессии? 4. В период экзаменационной сессии происходят ли у Вас какие-либо нарушения (сна, питания, настроения)? 5. Спустя какое время после сдачи последнего экзамена Вы еще испытываете стресс или его последствия? 6. Как приближение экзаменационной сессии сказывается на Вашем психоэмоциональном состоянии? 7. Как у Вас проявляется стресс непосредственно перед экзаменом и во время экзамена? 8. Как Вы справляетесь со стрессом во время экзаменационной сессии? 9. Испытывая стресс во время сессии, возникает ли у Вас потребность в поддержке со стороны других людей и если да, то кого? Ответы респондентов на 8 вопрос анализировались исходя из модели совладания со стрессом, предложенной Р. Лазарусом и С. Фолкман (Лазарус, 2006).
Для реализации цели исследования, выявления особенностей переживания и совладания с экзаменационным стрессом, был использован контент-анализ. Метод качественно-количественного анализа содержания текста, позволяющий выявить смысловые тенденции, выражающиеся в речи отдельного человека, принимающего участие в исследовании (Кононов, 2022). Благодаря данному методу исследователь получает возможность изучить индивидуальную психическую реальность отдельного человека, выявить его ценности и особенности поведения (Пашинян, 2012).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Обработка и анализ ответов студентов на вопросы анкеты позволил нам получить результаты, указывающие, что большинство студентов вне зависимости от направления обучения переживают экзаменационный стресс. При этом студенты психологического направления чаще отмечают у себя проявления стресса (табл. 1).
Второй вопрос: «За какое время до начала экзаменационной сессии, Вы начинаете испытывать стресс?» задавался с целью выяснить, за какое время до начала сессии студенты начинают испытывать симптомы стресса (табл. 2).
По результатам ответов, психологи испытывали стресс «накануне экзамена», в то время студентами медицинского направления стресс переживался «На протяжении всей сессии». Можно предположить, что регулярное столкновении респондентов со стрессогенной ситуацией – экзаменами, вызывает стабильные, негативные состояния. Так же студенты психологического направления отметили, что начинают переживать стресс «Примерно за неделю» и «За месяц» до начала сессии, а студенты медицинского направления отмечали проявления стресса «Примерно за неделю» и «накануне самого экзамена». И лишь 7 студентов дали иные ответы: «За 2 месяца», «переживать начала почти за три месяца, в конце октября-начале ноября (сессия закончилась сегодня)», «С начала семестра, когда вывешивают расписание следующей сессии».
В табл. 3 представлены ответы респондентов на третий вопрос: «Что вызывает у Вас наибольший стресс во время сессии?».
Основной причиной экзаменационного стресса, является: сложность сдаваемой дисциплины, риск отчисления и опасение потерять стипендию. Риск отчисления вызывает у студентов тревогу за свое будущее: «кем я буду без нормального образования?», «кем я буду работать?». Тогда как потеря стипендии, как небольшого, но гарантированного дохода студента, также способствует росту уровня стресса.
19 студентов дали иные ответы: «Нехватка времени», «Что знаний окажется недостаточно для сдачи экзамена», «Наказание со стороны родителей», «Забыть что-то важное», «Риск не получить 5 и расстроить окружающих» и т.д. Которые указывают на внешние факторы, оказывающими негативное влияние на повышение уровня стресса и косвенно связанные с экзаменами.
Ответы на четвертый вопрос: «В период экзаменационной сессии происходят ли у Вас какие-либо нарушения (сна, питания, настроения)?» представлены в табл. 4.
Анализ ответов показал, что наиболее частым нарушением у студентов, как проявления переживаемого экзаменацион­ного стресса, являются нарушения сна и режима питания.
Правильное физиологическое чере­дование оказывает влияние на протекание процессов памяти, осуществление когнитив­ных функций (внимания, восприятия), синтеза и восполнение нейромедиаторов, которые отвечают за процессы, происхо­дящие в нервной системе3. Сокращение времени сна, приводит к снижению актив­ности, апатии, ухудшению самочувствия и снижению уровня усвоения материала (Исаева, Антонец, 2017).
Нарушение режима питания, в большей степени характерны для студентов медицинского направления, чем для студентов психологического направления. Перепады настроения отметили 63 человека, а нарушения в работе ЖКТ, появления кожных высыпаний, к которым в большей степени склонны студенты медицинского направления. 7 испытуемых дали иные ответы: «Боли в спине и голове», «Просто бессонница», «Заторможенность», «Повы­шенная тяга к курению» и т.д. Только 19 респондентов указали, что испытывают никаких нарушений в сне или питании, во время сессии.
Анализ ответов респондентов на пятый вопрос: «Спустя какое время после сдачи последнего экзамена Вы еще испытываете стресс или его последствия?» представлен в табл. 5.
Большинство респондентов при ответе на данный вопрос, ответили, что не испытывают стресса, однако некоторым респондентам необходимо: «Несколько дней после» сдачи экзамена, а иногда «Примерно две недели» или «До месяца», чтобы полностью эмоциональной восстановиться после экзаменационной сессии.
Анализ ответов респондентов на 6 вопрос: «Как приближение экзаменационной сессии сказывается на Вашем психоэмоциональном состоянии?» позволяет говорить об особенностях в переживании стресса студентами разных направлений (рис. 1).
Студентами психологического направления, чаще употреблялось понятие «Тревога, тревожность»: «Повышается тревожность», «Становится тревожно, особенно когда не знаешь, чего ждать (преподаватель не говорит что будет на экзамене до самого экзамена)», «Дисфория, плохое настроение, тревога», «Усиливается тревога, проявляется раздраженность на фоне недосыпа, трудно сконцентри­роваться на изучении материала, настроение подавленное, падает самооценка из-за низкой продуктивности и тревоги...» Тревога является беспредметным ожиданием опасности (Кононов, 2022), в период экзаменационной сессии, студенты находятся в состоянии неопределенности, они могут лишь предполагать, как будет проходить экзамен и какой будет результат.
Студенты медицинского направления отмечают, что в этот период повышается уровень нервозности: «Нервничаю», «С приближением сессии я начинаю сильно нервничать», «Повышается нервозность (не сильно)», «становилась подавленной, нервной и дёрганной, сильнее уставала от всего, в том числе от общения с близкими людьми», «Я становлюсь нервной, плохо сплю». Так же студенты в двух направлений отмечали негативное влияние экзаменацион­ной сессии на психоэмоциональное состояние: «Негативно. Я становлюсь более нервозной и агрессивной, так же часто появляется чувство апатии», «Плохо», «негативно (перепады настроения)», «Негативно. Постоянная боязнь». Важно отметить, что психологи были более подвержены негативному влиянию экзаменационной сессии, как стрессовой ситуации, способной изменить их психоэмоциональное состояние.
Примерно в одинаковой степени студенты двух направлений обучения отмечают у себя смену настроения и раздражительности на фоне экзаменацион­ной сессии: «Перепады настроения, самобичевание», «резкие перепады настроения», «Быстрая смена настроения, апатия, усталость», «Становлюсь более раздражительной, воспринимаю некоторые вещи близко к сердцу», «Тревожность и раздражительность», «Я в принципе не стабильна эмоционально из-за ПРЛ. Поэтому всё воспринимаю очень остро» (психическое расстройство личности, примечание авторов).
Кроме того, некоторые из студентов медицинского направления отмечали негативное влияния сессии на их эмоциональное и физическое состояние, а именно: «Слабость», проявляющуюся на физиологическом уровне и как чувство беспомощности, отчаяния, эмоциональной подавленности, усталости: «Появляется ощущение беспомощности и бессмысленности предыдущих усилий во время учебы, апатия», «Подавленность, нарушение сна», «Чувствую усталость, эмоций почти нет» и т.д.
Также студенты двух направлений обучения отмечают рост уровня агрессивности и других негативных эмоциональных состояний: «Агрессия, депрессия», «Становлюсь агрессивной, раздражительной», «Начинаю слишком много думать о возможной неудаче, накручиваю себя», «постоянная непрекращающаяся паника», «появляется некая атмосфера напряжённости» и т.д.
На студентов психологического направления приближение экзаменационной сессии оказывает более сильное негативное влияние, что приводит к желанию отстраниться от контакта с близкими: «Не хочу никого видеть», «становлюсь подавленной, нервной и дёрганной, сильнее устаю от всего, в том числе от общения с близкими людьми» и даже в ряде случаев пропадает желание: «Жить»: «Хочется уйти из жизни, чтобы не сдавать экзамены». При этом среди респондентов есть студенты, на которых приближение сессии не оказывает влияния, в их ответах преобладает слово: «Никак» и т.д.
Анализ ответов респондентов на 7 вопрос: «Как у Вас проявляется стресс непосредственно перед экзаменом и во время него?» показал, что распространенным проявлением стресса среди студентов являются нарушения, связанные с вегетативной нервной системой, что подтверждает более ранние исследования (Фатеева, Арефьева, 2015).
Непосредственно перед экзаменом у студентов психологического направления отмечалось: «Тряска», «Волнение» и «Учащенное сердцебиение»: «Тряска, сложность дыхания», «Трясутся ноги», «Учащается дыхание, сжимается грудная клетка», «Учащённое сердцебиение, сильное волнение», «Трясутся руки, заикаюсь, не могу говорить», «Когда уже прихожу на экзамен могу заплакать от волнения», «Начинаю сильно кусать губы и внутреннюю поверхность щеки (чаще всего до крови)».
Так же у студентов двух направлений наблюдалась тревожность и потливость: «Тревожность повышенная», «Тревога просто чувствуются», «Повышенная потливость», «Потеют ладошки», «Тошнота, озноб, дрожь, потливость» и отмечалось ухудшение сна, что сказывалось на физиологическом и психоэмоциональном состоянии студентов: «Начинается бессонница, появляется раздражи­тельность», «ухудшение сна, перепады настроения».
Студенты медицинского направления перед экзаменом отмечали у себя: «Волнение», «Дрожь» и «Навязчивые мысли»: «Сильное волнение», «дрожь в руках, дрожь в голосе», «навязчивые мысли с худшим сценариями исхода», «волнение».
У респондентов двух направлений наблюдается суетливое поведение: «Суетливой становлюсь, не могу сидеть на месте», «Возбужденное состояние увеличивается», «Истерическая веселость», всплеск адреналина», «я хожу из стороны в сторону, кручу ручку или какой-либо другой предмет в руках», «гиперактивность движений, чрезмерная разговорчивость».
В период экзамена у двух направлений стресс проявляется в треморе рук и ощущении дрожи в теле: «Трясутся руки и голос», «Тряска, сложность дыхания», «Тремор, как у 100 летнего дедка», «Дрожь тела, дёрганье глаз и рук», «Лёгкая Дрожь» и т.д.
Также у студентов вне зависимости от направления отмечаются трудности в выражении своих мыслей, снижаются когнитивные способности: «дрожит голос, забываю все», «могу заикаться, долго думаю и обдумываю вопросы», «дрожит голос, и я начинаю тараторить», «не могу сформу­лировать свои мысли», «заторможенное мышление».
У респондентов медицинского нап­равления «Волнение» продолжалось и во время экзамена: «Волнение, ощущение недостаточности времени», «я сильно нервничаю во время экзамена b я начинаю говорить тихо и неуверенно», «Я могу пере­нервничать», «Нервничаю», «Нервозность».
Анализ ответов на 8 вопрос: «Как Вы справляетесь со стрессом во время экзаменационной сессии?»
Копинг-стратегия «Уход-избегание». У студентов психологического направления избегание часто выражалось в общении с друзьями и злоупотреблении пищей, алкоголем и табакокурения: «Стараюсь отвлечься с друзьями», «Заедаю стресс!», «Пью», «Много курю, иногда могу выпить, хожу в душ 5 раз в день и более, чтобы расслабиться», «Играю (либо в игры, либо на гитаре)» и т.д.
У студентов медицинского в общении, занятии любимым делом, также злоупотреблении пищей и алкоголем: «Отдыхаю, смотрю расслабляющие сериалы, принимаю горячий душ», «Делаю дни отдыха и радую себя вкусняшками», «Отвлекаюсь, ухожу в увлечения, хобби, пытаюсь развеяться», «отвлечься от страха помогали фильмы или видео, музыка, книги, встречи с друзьями. иногда вечером, накануне зачёта, хотелось выпить чего-то крепкого», «Медитации, вкусная еда» и т.д.
Копинг-стратегия «Планирование решение проблемы» предполагает анализ ситуации и разработку различных вариантов ее решения с целью изменения ситуации. Так студенты психологического направления, стремятся к получению экзаменов и зачетов «автоматом», т.е. активная работа в течение семестра, с последующим освобождением от сдачи итогового испытания: «Пытаюсь идти на автомат», «Отвечаю на сам экзамен», «Не хожу на экзамены, стараюсь автоматы получать», «Делаю так, чтобы у меня была подушка безопасности ещё до сессии», «готовлюсь к экзамену» и т.д. А студенты медицинского направления больше направляют усилия на качество подготовки к экзамену: «Стараюсь готовиться лучше», «Сдаю экзамен», «Учу предмет» и т.д.
Копинг-стратегия «Самоконтроль». Усилия, направляемые студентами на сохранение самообладания в стрессовой ситуации и подавление эмоций.
Так студентам психологического направления помогало обращение к лекарственным препаратам, дыхательным практикам, обильное питье и ведение внутреннего диалога, которые снижают психоэмоциональное напряжение: «Дышу», «Успокаиваю себя», «Стараюсь абстраги­роваться», «проявляю сдержан­ность, пытаюсь ровнее дышать, тревога уменьшается за счет того, что настраиваю себя максимально серьезно», «Принимаю успокоительные», «антидепрессанты», «Пью кофе, чай, воду», «Чай с мятой».
Студентам медицинского направления для совладания со стрессом также используют дыхательные техники и осуществляют контроль своих эмоций на внутреннем уровне (мысленное успокоение) и так же обильное питье: «Мысленно себя успокаиваю», «Пытаюсь держать себя в руках, думая, что это скоро все пройдёт», «беру себя в руки, деваться некуда», «Дышу 10 раз», «Дыхательные упражнения», «пью много воды до и во время экзамена», «стараюсь успокоить себя в том, что этот экзамен не так страшен как мне кажется». Применение успокоительных препаратов отмечается только некоторыми из студентов: «В очень редких случаях могу принять успокоительное».
Копинг-стратегия «Положительная переоценка». Студенты прикладывали усилия направленные на изменение отношения к стрессовой ситуации. Так студенты психологического направления чаще старались думать о положительных моментах: «Стараюсь думать о хорошем», «Самовнушением», «Говорю себе, что всё на самом деле не так страшно, как кажется». Респонденты медицинского также работали со своим эмоциональным настроем: «Пытаюсь настроить себя позитивно», «Стараюсь настраиваться на лучшее», «Стараюсь успокоить себя в том, что этот экзамен не так страшен, как мне кажется», «Пытаюсь настроиться на работу».
Копинг-стратегия «Поиск социальной поддержки». Чтобы справиться со стрессом студенты нуждаются в эмоциональной поддержке, за которой обращаются к родным и друзьям. Это дает возможность респондентам вербализировать переживае­мые негативные эмоции, а получив социальную поддержку эмоционально успокоиться.
Респонденты психологического направления чаще обращались за поддержкой родных и друзей: «Общение с подругами и однокурсницами», «Говорю о переживаниях близким, чтобы почувство­вать поддержку», «Общаюсь перед сессией с друзьями», а студенты медицинского направления чаще обращались за поддержкой к тем, кто находится в идентичной ситуации: «Ищу коллег, которые не учили/которые тоже боятся».
По ответам, 16 респондентов не применяли никаких копинг-стратегий в стрессовой ситуации, так как не испытывали стресс: «я не испытываю стресса», «Никак, отвечаю и расслабляюсь», «Никак, на экзамене успокаиваюсь», «Особой необходимости справляться нет, т.к. стресс несильный». При этом 3 респондента отметили, что никакие способы совладения со стрессом им не помогают, т.е. можно говорить об отсутствии у них сформированных, эффективных копинг-стратегий в совладании с экзаменационным стрессом: «не справляюсь», «я не справляюсь», «не получается справляться тотально» и 1 студент психологического направления указал в качестве копинг-стратегии «дистанцирование», как способ реагирования в стрессовой ситуации: «Включаю безразличие».
Анализ ответов респондентов на 9 вопрос: «Испытывая стресс во время сессии, возникает ли у Вас потребность в поддержке со стороны других людей и если да, то кого?», представлен в табл. 6. 
Большинство студентов медицинского и психологического направлений, в период экзаменационной сессии, прежде всего, нуждались в поддержке со стороны друзей. На втором месте находится поддержка со стороны родителей. В данном случае совладание со стрессом для данных студентов, представляет определенные сложности, без возможности получить психологическую поддержку от ближайшего окружения. При этом у 28 студентов психологического направления потребности в поддержке не отмечалось. Можно предположить, что психологи обладают определенными навыками работы со своими психоэмоциональными состояниями, приобретенными за время обучения в университете. Студентам важна поддержка со стороны одногруппников, а за квалифицированной помощью психолога готово обратиться только 5 человек.
Так же 6 человек нуждались в поддержке со стороны молодого человека или девушки, 7 человек дали иные ответы: «Близкого для меня человека», «Жениха». Один из респондентов указал, что нуждался в поддержке со стороны семьи, но получал ее крайне редко: «Я хочу испытывать поддержку от всех своих близких, но семья редко поддерживает меня, так что я благодарно подруге, что всегда даёт понять, что она рядом» и один из респондентов отметил, что не нуждается в поддержке, но ее навязывали: «Меня хотят поддержать все, кому не лень! Даже при том факте, что я этого не всегда хочу».
Таким образом, проведенное нами исследование согласуется с результатами исследований зарубежных и отечественных специалистов, в частности в определении причин возникновения экзаменационного стресса, интенсивности его протекания и неблагоприятного воздействия, оказывае­мого на физическое и психологическое состояние студентов, а также в выборе ими стратегий совладания со стрессом. Так, Т. Милчарек отвечая на вопрос о причинах стресса во время экзамена, в своем исследовании ответил, что он обусловлен повышением уровня тревоги у студентов и доказал, что стресс усиливается пропорционально ответственности, которую берет на себя студент, приступая к подготовке и потом к сдаче экзаменов. При этом неспособность индивида контроли­ровать все возможные стороны процесса, вызывающего стресс, приводит к росту напряжении4. В исследовании факторов, вызывающих стресс у студентов-медиков в период экзаменационной сессии, проведенного с использованием качествен­ных методов, подтверждается мысль о том, что «успешность сдачи экзамена или зачета, зависит не только от качества полученных студентом знаний на протяжении семестра, но также и от уровня переживаемого стресса. На него влияют переутомление студентов, необходимость готовить текущие задания, а также осуществлять подготовку к сдаче экзаменов, при том, что существуют рейтинги успеваемости, от которых во многом зависит получение стипендии и дальнейшее трудоустройство» (Webber, Skodda, Muth, Angerer, 2019). При этом стресс, который переживается студентами в период экзаменационной сессии провоцирует снижение способности к концентрации внимания, приводит к понижению мнестической деятельности (Turner, Bartlett, Andiappan, 2015), провоцируя злоупотребление психоактив­ными веществами (Schönfeld, Brailovskaia, Bieda, 2016), тревогу, нарушения сна и общее эмоциональное истощение (Waqas, Khan, 2015).
Заключение (Conclusions). В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
  1. Из 113 студентов 99 вне зависимости от направления обучения (медицинского и психологического) испы­тывали экзаменационный стресс. Причина­ми, вызывающими стресс во время экзаменационной сессии, является: уровень сложности сдаваемой дисциплины, риск отчисления и опасение потерять стипендию.
  2. Студенты психологического направления чаще испытывают симптомы стресса накануне экзамена, у студентов медицинского направления симптомы стресса наблюдались па протяжении всей сессии. Наиболее частыми симптомами стресса у студентов двух направлений обучения выступают: нарушения сна. Студенты медицинского направления чаще подвержены нарушению питания, чем студенты психологического направления. Также студенты медицинского направления отмечают нарушения в работе ЖКТ и появление кожных высыпаний (нейродермитов).
  3. Успешная сдача экзамена позволяет снизить или полностью купировать проявления стресса, что отметили 71 студент, переставшие испытывать стресс. При этом 12 студентов медицинского направления и 17 студентов психологического направления ощущали последствия стресса в течение некоторого времени после завершения экзаменационной сессии.
  4. Студенты при совладании с экзаменационным стрессом чаще всего используют следующие копинг-стратегии: уход-избегание, планирование решение проблемы, поиск социальной поддержки, положительная переоценка и самоконтроль. Переживая экзаменационный стресс, студенты двух направлений, в первую очередь обращаются за поддержкой к своим друзьям и родным. Отсутствие эмоциональной поддержки может усугубить переживание экзаменационного стресса.
  5. Полученные результаты могут быть использованы психологами-консультантами, а также специалистами по воспитательной работе в высших учебных заведениях, кураторами учебных групп с целью оказания психологической поддержки и помощи студентам в период экзаменационной сессии для снижения негативных последствий стресса и выработки эффективных копинг-стратегий совладения со стрессом.
 
 
 

[1] ВЦИОМ: Больше половины россиян переживали стресс в 2022 году, 2022. URL: https://rg.ru/2022/07/25/vciom-bolshe-poloviny-rossiian-perezhivali-stress-v-2022-godu.html (дата обращения: 09.01.23).
[2] Копинг-стратегии в психологии – что определяет поведение человека во время стресса? 2023. URL: https://mstore57.ru/psihologiya/koping-strategii.html?ysclid=l6g6gbidwc512769828 (дата обращения: 21.01.2023).
[3] Нарушения сна. 2022. URL: https://newday-clinic.ru/narusheniya_sna (дата обращения: 16.01.2023).

[4]Как справиться со стрессом во время экзаменов, 2021. URL: https://трамплиномск.рф/news/category/obrazovanie-i-nauka/kak-spravitsya-so-stressom-vo-vremya-ekzamenov-studencheskie-bayki (дата обращения: 21.01.2023).

Список литературы

Галимова Г.А., Хох И.Р. Копинг-поведение студентов при экзаменационном стрессе // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 133-135.
Исаева А.М., Антонец К.В. Влияние сна на успеваемость студентов // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 2. С. 92.
Каширина Л.В., Краева К.В, Верба И.К. Копинг-поведение студентов в условиях экзаменационного стресса // Психология. Экономика. Право. Серия: Психологические науки. 2013. № 4. С. 15-24.
Кононов А.Н. Психоэмоциональное состояние граждан России, перенёсших COVID-19 // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 2. С. 90-101.
Кононов А.Н. Особенности формирования мнения о личности человека по внешнему облику: исследование феномена лукизма методом контент-анализа // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т. 8, № 1. С. 136-149.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. М.: Медицина. 2006. 167 с.
Марчук С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10(176). С. 222-226.
Миронова О.И., Машкин К.А. Самоэффективность студентов в условиях экзаменационного стресса // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 133-145.
Оленникова М.В. Копинг-стратегии студентов в ситуации экзамена // Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник. 2015. № 4(18). С. 75-83.
Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3(9). С. 13-18.
Саргина И.В. Копинг-стратегии как фактор адаптации вокалиста к ситуации публичного выступления // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 679.
Сороковикова Э.Г. Психофизиологические состояния студентов в стрессогенной ситуации экзамена // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 217-221.
Токаева Л.К. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 365.
Фатеева Н.М., Арефьева А.В. Экзаменационный стресс и психофизиологические показатели студентов // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке»: электронный журнал. 2015. №3. С. 34.
Шалашова Ю.В. Психологическое благополучие и стратегии совладания у студентов помогающих профессий // Нижегородский психологический альманах. 2022. № 1. С. 1-16.
Щелина С.О. Совладающее поведение как ресурс личностно-профессионального развития студентов-психологов (бакалавриата и специалитета): Дис. канд. психол. наук. М., 2020. 212 с.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы его коррекции. СПб.: Питер. 2012. 330 с.
Blanco C., Okuda M., Wright C. Mental health of college students and their non-college-attending peers: results from the national epidemiologic study on alcohol and related conditions // Archives Of General Psychiatry. 2008. V. 65. P. 1429-1437.
Freire C., Ferradás M., Regueiro B. Coping Strategies and Self-Efficacy in University Students: A Person-Centered Approach // Frontiers in Psychology. 2020. V. 11. P. 811-841.
Kim J.E., Saw A., Zane N. The influence of psychological symptoms on mental health literacy of college students // American Journal of Orthopsychiatry. 2015. V. 85. P. 620-630.
Schönfeld P., Brailovskaia J., Bieda A. The effects of daily stress on positive and negative mental health: mediation through self-efficacy // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2016. V. 16. Р. 1-10.
Turner J., Bartlett D., Andiappan M. Students’ perceived stress and perception of barriers to effective study: impact on academic performance in examinations // British Dental Journal – Nature. 2015. V. 219(9). P. 453-458.
Waqas A., Khan S. Association of academic stress with sleeping difficulties in medical students of a Pakistani medical school: a cross sectional survey // Peer Journal. 2015. V. 27(1). Р. 840.
Webber J., Skodda S., Muth T., Angerer P. Stressors and resources related to academic studies and improvements suggested by medical students: a qualitative study // BMC Medical Education. 2019. V. 19. Р. 298-312.