16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-2

Образовательные площадки как возможность личностно-профессиональной самореализации студентов

Aннотация

Введение. Формирование нового рынка труда в России требует подготовки специалистов, отвечающих современным профессиональным требованиям и компетенциям. Подготовка таких специалистов основана на внедрении проектного метода обучения, который реализуется посредством участия обучающихся в конкурсных образовательных площадках разного уровня. Они выступают связующим звеном между образовательными организациями, работодателями, студентами и молодыми специалистами. Участие в образовательных площадках способствует не только формированию профессиональных навыков и компетенций, но и возможности личностно-профессиональной самореализации студентов. Цель – изучение эффективности влияния образовательных площадок на личностную и профессиональную самореализацию студентов. Материалы и методы: сравнительный метод позволил выявить алгоритм правильного выбора проекта, платформы, конкурса, олимпиады, курса и т.д., а аналитический метод – сделать выводы о целесообразности подготовки обучающихся к участию в конкурсах разного уровня. Метод опроса позволил сделать выводы о влиянии участия студентов в образовательных площадках на их личностную и профессиональную самореализацию. В исследовании приняли участие студенты 2 и 3 курса факультета довузовской подготовки специальности «Туризм» и бакалавры 2-4 курсов направления подготовки «Туризм» института геоинформационных технологий и географии (всего 150 чел.) Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва. Результаты. Доказана необходимость внедрения в образовательный процесс, подготовку участия обучающихся в образовательных платформах разного уровня. Опыт участия студентов в конкурсных образовательных площадках на разных этапах обучения показал рост их профессионального становления и личностно-профессиональной самореализации.


Введение (Introduction). В настоящее время получили развитие различные образовательные площадки, в рамках которых через защиту проектов у студентов формируются умения и навыки для будущей личностной и профессиональной самореализации. О том, что популярность образовательных площадок и конкурсов достаточно высока, свидетельствует их большое количество, разный уровень организации и проведения, хотя в научной и методической литературе пока не выработано четкого понятия «образовательные площадки». Данное понятие рассматривается в трудах некоторых российских ученых – Л.П. Лосева (Лосева, 2011), И. Милевски (Милевски, 2013), И.В. Иванченко (Иванченко, 2016), А.В. Хуторского (Хуторской, 2011) и др. Чаще всего встречаются определения понятий – «проекты», «платформы», «конкурсы», «олимпиады», которые можно объединить под единым понятием «образовательные площадки». Так, Е.Ю. Коротких рассматривает интернет-платформы, на основе которых в онлайн формате на конкурсной основе предлагается решение разработанных работодателями задач (Коротких, 2014). Согласно данным сайта «vc.ru – бизнес, технологии, идеи, модели роста, стартапы», «…образовательная платформа – это, по сути, сайт, на котором размещены образовательные материалы и где происходит коммуникация между преподавателем и учащимися. Это одновременно и канал связи, и хранилище данных, и инструмент для обучения, и способ проверки полученных знаний»[1].
Стоит также отметить мнение ученых, которые в своих работах замечают, что обучающиеся любого уровня образования, будь то студенты СПО или ВУЗов (Ломшин, 2019), зачастую, в силу своей неуверенности или неосведомленности об образовательных площадках, не в состоянии самостоятельно принять решение, не только по причине отсутствия опыта участия в таких мероприятиях, но и из-за отсутствия заинтересованности и даже возможности (физической, психологической, нравственной и т.д.) (Милевски, 2013). О решении вопросов данной проблематики мы можем найти в наставничестве и координации деятельности преподавателей и студентов (Яркова, 2016).
М.А. Ступницкая рассматривает образовательные площадки через характеристику особенностей и проблем, которые выявляются и решаются в ходе работы над проектом. Современный федеральный стандарт высшего образования требует от образовательных организаций реализации компетентностного подхода и использования в образовательном процессе интерактивных форм проведения занятий, а также участия студентов в конкурсах различного уровня, с целью разработки и продвижения своих проектов. Важным требованием к конкурсному проекту выступает его практическая значимость. Именно посредством работы образовательных площадок подобные проекты и возможно представить, и реализовать. В работах А.В. Хуторского образовательные проекты представлены как форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени (Хуторской, 2011).
Вместе с тем, нужно отметить, что несмотря на реализацию различных проектов в рамках образовательных площадок, которые закладывают основы самореализации обучающихся в будущей профессиональной деятельности, научная основа в организации и реализации образовательных площадок пока не сформирована. А любая деятельность должна быть основана на знании, поэтому своим исследованием мы вносим определенный вклад в решении данной проблемы.
Цель исследования. Объектом нашего исследования выступают образовательные площадки. Целью исследования является изучение эффективности влияния образовательных площадок на личностную и профессиональную самореализацию студентов.
Материалы и методы (Materials and methods). Исследование опиралось на теоретический потенциал различных ученых, которые изучали опыт участия студентов в проектной деятельности, которая позволяет не только реализовывать их творческий потенциал, но и мотивировать на учебную деятельность, что отражает научный подход Д.Ю. Воронова, Т.Н. Поповой, О.М. Стороженко, С.А. Коновалова, В.И. Буренина (Коновалова, 2020). Они показали влияние различных аспектов на взаимодействие преподавателей и студентов в рамках подготовки и участии в различных образовательных площадках, где предлагались к защите и реализации различные проекты.
Методической основой нашего исследования выступили общенаучные методы.
С помощью эмпирических и теоретических методов исследования доказана эффективность влияния образовательных площадок на личностную и профессиональную самореализацию студентов и освоение профессиональных компетенций. Сравнительный метод позволил выявить алгоритм правильного выбора проекта, платформы, конкурса, олимпиады, курса и т.д., а аналитический метод – сделать выводы о целесообразности подготовки обучающихся к участию в конкурсах разного уровня. Метод опроса позволил сделать выводы о влиянии участия студентов в образовательных площадках на их личностную и профессиональную самореализацию.
В основу своей работы мы также заложили опыт, который наработан в результате подготовки наших студентов к участию в образовательных конкурсных площадках на протяжении десяти лет. Эта работа проводилась со студентами как среднего профессионального образования (СПО), так и высшей школы по специальности и направлению подготовки «Туризм» в Мордовского государственном университете им. Н. П. Огарёва. Специфика нашей работы в этом направлении проявляется в реализации непрерывного образования (от студентов уровня подготовки СПО по специальности «Туризм» до уровня бакалавра высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в МГУ им. Н. П. Огарёва»). После окончания СПО студенты поступают на бакалавриат на очную и заочную форму обучения по направлению подготовки «Туризм». Начиная работу по подготовке к участию в проектной деятельности и ее реализации на СПО, затем мы продолжаем ее в рамках высшего образования.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Проведенный анализ теоретических источников и рассмотренных в них подходов к пониманию «образовательных площадок» позволяет говорить о том, что постепенно в отечественной науке закладываются теоретические основы к пониманию рассматриваемых нами дифиниций. Стоит сказать, что понятие «образовательные площадки» расширяет свои границы, включая образовательные проекты, платформы, конкурсы и олимпиады, которые проводятся как в онлайн, так и в офлайн формате. На рис. 1 нами представлены основные мероприятия, которые можно отнести к реализации в рамках образовательных площадок.
В частности, помимо обозначенных мероприятий, в настоящее время у студенчества появилась возможность для реализации своих творческих и профессиональных интересов через решение креативных и нестандартных задач посредством проектного метода обучения и участие в образовательных площадках различного уровня.
На наш взгляд, необходима предварительная проработка различных вопросов, связанных с подготовкой студентов для участия в образовательных площадках:
  • кто может участвовать?
  • как должна быть выстроена система отбора претендентов на участие?
  • какие требования должны предъявляться к участнику?
  • какими психологическими качествами должен обладать участник?
  • как должна быть выстроена система подготовки к участию в такого рода мероприятиях?
  • как должен быть выстроен подход к развитию soft skills навыков для возможности участия в мероприятиях?
Все поставленные вопросы должны решаться на этапе подготовки к участию в конкурсах. А руководителям при отборе и утверждении участников необходимо учитывать:
  • добровольное желание обучающихся и понимание предъявляемых к конкурсантам требований;
  • психологическую и мотивационную готовность студентов к участию в образовательных площадках;
  • наличие у студентов кроме лидерских качеств, ораторского мастерства, готовности к частой смене обстановки и умения быстро переключаться с одного рода деятельности на другой, брать на себя ответственность за других, заранее подтверждая освоенность компетенций по профилю получаемого образования;
  • мотивированность участников на получение практико-ориентированного опыта через самостоятельный поиск необходимой информации, навыков самоорганизации, наличие навыков правильного и рационального распределения времени;
  • на подготовительном этапе руководители должны акцентировать внимание на понимании студентов цели, функций и задач представляемых на конкурс проектов;
  • наличие представлений и владение основами Waterfall и AGILE подходов, финансовых терминов типа EBITDA, ROL etc.
Алгоритм подготовки для участия в конкурсных образовательных площадках должен быть заранее продуманным, т. к. это позволит полностью погрузиться в решение подготовительных и организационных вопросов.
Важен и тот факт, что заранее необходимо ответственно подойти к выявлению наличия навыков soft skills и планирования времени. Так, при отборе претендентов на участие в мероприятиях такого уровня, как президентские образовательные платформы, нами учитывался опыт и результаты участия студентов в других конкурсах или программах, с дальнейшей «работой над ошибками». Если у студента данный опыт отсутствовал, он привлекался к внутривузовским мероприятиям для проработки необходимых soft skills компетенций. В практике подготовки таких студентов нами прорабатывались навыки ораторского мастерства, путем привлечения к участию в научных конференциях Огаревских чтений и молодых ученых.
Наш опыт подготовки к участию в образовательных площадках показал, что результатом любого конкурса является защита проекта, где учитываются навыки пользования правилом 4П, и способности выстраивания доклада по схеме «проблема – предпринятые действия – рекомендации (предложения) – результаты».
Участие студентов в проектной деятельности имеет большое значение для их профессиональной самореализации. К стандартным знаниям, умениям и навыкам сегодня добавляются освоенные профессиональные компетенции по профилю получаемого образования, что в-первую очередь предъявляется работодателями к претендентам на ту или иную должность. Свободное владение ораторским мастерством, умение коммуницировать, управлять своими эмоциями и быть психологически и профессионально готовыми к частой смене деятельности, наличие опыта слаженной работы в команде, готовность брать ответственность на себя – это далеко не весь перечень требований, который выставляют в настоящее время работодатели соискателям (Баринова, 2014). Именно эти качества формируются при составлении и реализации проектной деятельности, которая в полной мере раскрывается в рамках участия студентов в конкурсных образовательных площадках.
По нашему мнению, конкурентные преимущества в профессиональном становлении и росте, получат те, кто не просто владеет необходимыми знаниями, а те, кто обладает soft skills, – креативными и неординарными видами мышления, выбирая более современный «маршрут» в получении профессионального образования и роста (Фомин, 2017).
Кроме того, на рынке образовательных услуг больше внимания уделяется подготовке высококвалифицированных специалистов по запросам организаций, предъявляющих вышеперечисленные требования как к работающим специалистам, так и к претендентам на вакантные места (Иванченко, 2016).
Важно, что навыки будущего, президентские и другие образовательные площадки, цифровизация, тренды, soft skills (Tran, 2020), появляются в жизни современной молодежи и задают новый ритм перестройки системы получения образования, а также повышении качества жизни (Сарайкина, 2001). Наш опыт показывает, что необходимо сочетать классическую систему подготовки кадров с новыми формами подготовки специалистов, направленных на формирование трендовых компетенций. Такой подход достаточно наглядно проявляет себя в непрерывном образовании по туризму, когда студенты после получения среднего профессионального образования активно участвовавших в образовательных площадках, после поступления на высшую ступень обучения, продолжает свою личностную и профессиональную самореализацию, участвуя в образовательных проектах более высокого уровня, и показывая хорошие результаты.
Нужно сказать, что, выстраивая работу с обучающимися, отобранными для участия в образовательных конкурсных площадках руководителю важно понимать:
  • при выборе конкурса необходимо рассматривать только ту отрасль, в которой в дальнейшем собирается работать студент, так как очень часто выбор осуществляется с учетом возможности работы на менеджерских позициях в разных отраслях и возможности расширения кругозора (не всегда делается четкий акцент на специфику определенной отрасли). Как показывает практика работы в системе СПО и высшей школы (Красильникова, 2013), многие обучающие уже имеют четкое представление о своем профессиональном выборе. Однако, мало кто из наставников педагогов при отборе студентов для участия в образовательной площадке, учитывают данные сведения о претенденте;
  • при выборе конкурса необходимо обращать внимание на проявление инициативы со стороны обучающихся, с учетом потребностей работодателей. Необходимо заранее вводить в курс дела участников не только в тонкости работы конкурсных площадок, но и заочно знакомить как с организаторами, так и с руководителями предприятий, потенциальными работодателями, выступающими спонсорами определенного мероприятия или входящими в члены жюри. Другими словами, на этапе подготовки к конкурсу необходимо «заочное знакомство» – предпочтение, круг интересов, специфика организации и т.д.
В нашем случае практика подготовки обучающихся к участию во Всероссийском профессиональном конкурсе «Мастера гостеприимства» проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» показала, что участники более уверенно себя чувствуют, если в жюри присутствуют люди, с кем они уже встречались в рамках других образовательных площадок, где состоялось их знакомство[2]. Так, являясь студенткой СПО Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, Кочеткова Наталья приняла участие на региональном, а затем во Всероссийском чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills Russia, где состоялось знакомство с экспертами и компатриотами данного мероприятия. Затем, являясь студенткой Института геоинформационных технологий и географии, Наталья стала участницей конкурса «Мастера гостеприимства», на котором представила свой проект виртуальной выставки «Войтыр ёвкс» по мотивам финно-угорских сказок. Итогом участия в образовательной площадке стал выигранный грант на реализацию разработанного проекта (рис. 2). А затем работа волонтера «Мастеров гостеприимства», где Наталья представляла интересы Республики Мордовия на всероссийском уровне.
Студенткой было отмечено, что ее уверенность в победе была подпитана не только опытом участия, но и присутствием знакомых людей, с которыми ей довелось встречаться на площадках других конкурсов.  Именно правильно выстроенная работа руководителя по подготовке к участию в образовательных площадках, способствовала добиться соискателю таких высоких результатов в личностной и профессиональной самореализации.
Коммерческие и некоммерческие организации под эгидой Правительства РФ формируют новый рынок труда в России, внедряя и реализуя все больше образовательных площадок, которые оказывают влияние на личностное и профессиональное становление и самореализацию (Добрякова, 2020) и на внедрение новых стандартов для современных рабочих профессий. Тем самым, выступая связующим звеном между работодателями, студентами и молодыми специалистами.
При подготовке к участию в образовательных площадках немаловажная роль отводится проигрыванию сценария. Руководителям и наставникам необходимо не только вводить участников в курс дела о том, как будет проходить данное мероприятие, а прорабатывать этапы, заучивать «роли», обучать импровизации, проговаривать опыт участия прошлых лет, акцентируя внимание на том, что участие в конкурсе – это положительный опыт, не смотря на его результат. Студент должен понимать, что через участие он получает опыт (Parlamis, 2019), познает новое, расширяет кругозор, становится на шаг ближе к намеченным профессиональным целям и задачам.

Так, примером успешного участия студентов направления подготовки туризм МГУ им. Н. П. Огарёва, в конкурсах федерального значения является туристско-спортивный лагерь «Туриада», проводимый в г. Хвалынске Саратовской области. Проект, направленный на выявление лучших участников и пропаганду туризма, как позитивной формы культурного досуга. Конкурс реализуется в целях формирования у молодежи ценностей здорового образа жизни и патриотизма посредством вовлечения к занятию спортивным и культурно-познавательным туризмом. Проект реализуется при поддержке полномочного представителя Президента РФ в ПФО.
На протяжении десяти лет наша команда студентов направления подготовки «Туризм» участвовала в конкурсных мероприятиях и занимала призовые места. Важно, что участниками и победителями конкурса становились и студенты, которые получили навыки проектной деятельности еще на этапе обучения в рамках СПО в МГУ им. Н.П. Огарёва. В 2022 г. именно эти студенты на основе своего опыта разработали туристский маршрут, который высоко был оценен членами профессионального жюри конкурса. Итогом участия в работе лагеря в мае 2022 г. стал грант за разработку лучшего туристского маршрута «Этнический калейдоскоп Поволжья», который был реализован студентами и преподавателями кафедры туризма при поддержке Минэкономики РМ, Туристско-информационного центра РМ и турфирмы ООО «Студия нестандартных путешествий «Ветер странствий»». С 21 по 23 августа 2022 г. по маршруту проехали блогеры из 14 регионов ПФО, посетив Мордовию, Марий Эл и Чувашию.
Еще одним примером личностно-профессиональной самореализации студентов является ежегодное участие нашей команды в агроолимпиаде на образовательной площадке Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, организуемой кафедрой гостиничного и туристического менеджмента. В 2023 г. в III Всероссийской (с международным участием) межвузовской дистанционной кейс-олимпиаде «Развитие агротуризма в Российской Федерации: новый взгляд», проходившей с 13 февраля по 24 марта 2023 года наши студенты стали призерами, заняв второе место среди 30 команд участников, защитив проект туристского маршрута «Агро – это больше, чем корова и плуг». Обладая прекрасным ораторским мастерством, глубокими знаниями в проектировании турмаршрутов и умением позиционирования проектов, студентки 3 курса И. Батяркина и Н. Кочеткова, блестяще защитили свой проект и добились высокого конкурсного результата.
Подготовка к конкурсу потребовала много сил и времени, наставники, определив участников команды, поставили задачи на выполнение конкурсных мероприятий. Студентам пришлось отправиться в крестьянско-фермерское хозяйство в с. Гузынцы Б. Березниковского района Республики Мордовия, для того, чтобы взять интервью у его руководителя. На его основе было составлено и отправлено эссе по тематике конкурса. На следующем этапе организаторами было дано кейс-задание по разработке турмаршрута по сельскому туризму и его презентации. И заключительный этап конкурса – защита проекта. Грамотно организованная подготовка, опыт участников, глубокие профессиональные знания – вот что способствует успешному результату участия студентов периферийного вуза в конкурсе Всероссийского уровня.
Имеющиеся результаты реализации различных проектов в рамках платформ и мероприятий у студентов направления подготовки туризм под руководством преподавателей кафедры туризма МГУ им. Н.П. Огарёва, позволяют говорить о правильном построении образовательного процесса. Грамотно выстроенный тандем науки, образования и практики способствует качественной и профессиональной подготовке студентов и формированию универсальных и профессиональных компетенций.
Стоит отметить, что полученный опыт участия в различных мероприятиях студентов довузовской подготовки и СПО и института геоинформационных технологий и географии кафедры туризма ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» позволил: осуществить комплексную оценку знаний и компетенций, через выполнение заданий (запись видеоприглашения, тестирование, оценочная конференция и др.); наработать индивидуальный рейтинг (баллы, как достижение, при выполнении различного рода заданий и выбор интересующего направления в конкурсах); более тесно познакомиться с рынком туруслуг и требованиями, предъявляемыми работодателями к своим специалистам и т.д.
Практика участия в чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkills Russia (5 лет), комплексном мероприятии «Туриада» (10 лет), проектах президентской платформы «Россия – страна возможностей», агроолимпиаде (3 года) и других образовательных площадках, способствовали формированию своего алгоритма отбора, подготовки и участия студентов. Кроме того, участие в образовательных конкурсных площадках позволило продемонстрировать студентам свое ораторское мастерство, умение правильно позиционировать и продвигать свой проект.
Благодаря участию в конкурсах приобретается опыт свободного общения в межличностном и в профессиональном пространстве (при общении со студентами отмечено преобладание делового стиля общения, раскрепощенность и гибкость при выстраивании отношений с разными людьми, уверенность в своих возможностях и не боязнь совершения ошибок и т. д.). Кроме того, студенты-участники показывают хорошие и отличные знания в процессе обучения не зависимо от профильности учебных предметов.
Стоит отметить, что благодаря образовательным площадкам происходит отход от стереотипов модного выбора специальностей и всего того, что говорит о неосознанности в выборе своей профессии. Так, проведенный нами опрос показал, что больше 60 % студентов получают подтверждение в плане правильности своего выбора, а остальные 40 % либо кардинально меняют свою направленность или выбирают смежные профессии, подчеркивая, что именно участие в образовательных проектах и конкурсах дало им возможность личностно и профессионально самореализовываться.
Проведенный опрос позволил выявить то, что многие студенты (более 70 %) по-новому начинают понимать свою будущую профессию, расширяя кругозор за счет возможности общения на образовательных площадках с потенциальными работодателями и получающими опыт работы со сверстниками или бывшими выпускниками. Так, опрос показал, что полученный опыт помог обучающимся выработать навыки самостоятельного определения конкурсов или программ, получив представление о необходимости детальной проработки всех индивидуальных возможностей и организационных вопросов, связанных с подготовкой к участию в профессиональных конкурсах.
Важно и то, что у участников, хорошо проявивших себя в проектной деятельности, возрастает возможность трудоустроиться по профилю специальности в известные компании и фирмы или получить рекомендации со стороны опытных профессионалов (более 60 % участников трудоустраиваются по профилю специальности или смежным направлениям, а более 20 % – выбирают дальнейшее обучение в магистратуре, аспирантуре и т.д.).
В подтверждении важности нашего исследования хочется привести пример опроса на выявление значимости и необходимости участия в проектной деятельности, а также раскрытия творческой самореализации в процессе проектной деятельности у студентов ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)». Проведенный учеными опрос показал, что, из 240 опрошенных студентов в проектной деятельности принимали участие абсолютно все. Это были проекты разного уровня: всемирные проекты – 38 студентов, международные – 105 студентов, всероссийские – 173, университетские и кафедральные 216, учебные – 240. Все студенты отмечали, что участие в проектной деятельности для них это: возможность самореализации, проявления творческого потенциала, возможность работы как в команде, так и индивидуально, возможность актуализировать все полученные знания и умения и применить их в конкретной деятельности и в решении проблемы (Коновалова, 2020).
Конечно, можно дискутировать о той роли, которую играет участие студентов в образовательных площадках, конкурсах и проектах, но очевиден тот факт, что это дает студентам опыт общения со сверстниками из разных регионов России и стран. Это помогает личностному и профессиональному самоопределению, приобретению опыта командной работы и формированию ответственности. По мнению многих ученых, участие в таких проектах позволяет студентам не только продемонстрировать знания и умения в профессиональном деятельности, но и способствует проявлению творческого потенциала и умения взаимодействовать друг с другом. Именно такой опыт и навыки способствуют формированию будущего профессионального потенциала российского общества.
Заключение (Сonclusions). Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что участие студентов в различных образовательных площадках имеет важное значение для подготовки квалифицированных кадров. Для студентов, принимающих участие в таких мероприятиях, – это возможность проявить себя и осознать специфику своей будущей профессиональной деятельности. Участники образовательных площадок имеют больше шансов для выбора профессионального пути и самореализации в выбранной профессии. 
Широкая проблематика образовательных площадок, охватывающая различные сферы профессионального мастерства, способствует углублению и расширению познавательных интересов, помогает студентам определить свои способности и уровень личностных характеристик, повышая готовность к личностной и профессиональной самореализации в сфере туризма, который является одним из приоритетных направлений развития российской экономики.
Совместная подготовка и участие наставников и студентов в образовательных площадках, направлена на личностную, творческую и профессиональную самореализацию студентов. Такая совместная работа достигает результата в процессе включение студентов высших учебных заведений и среднего профессионального образования в проектную деятельность и реализацию проектов. Наше исследование помогло сформировать понимание того, что проектная деятельность и участие в различных конкурсных образовательных площадках является средством комплексной самореализации студентов. Для дальнейшего исследования в области личностной и профессиональной самореализации студентов посредством участия в различных конкурсных площадках, необходимо изучить влияние приобретенного опыта в становлении их профессионального роста и самореализации в выбранной профессии.
 

 

[1] vc.ru – бизнес, технологии, идеи, модели роста, стартапы: Что такое образовательная платформа? сайт. URL: https://vc.ru/education/373980-obrazovatelnaya-platforma-vnedryat-ili-ne-vnedryat... (дата обращения: 14.09.2022)

[2] Россия – страна возможностей: сайт. URL: https://rsv.ru (дата обращения: 14.09.2022)

Список литературы

Баринова О.В. Понятие и сущность компетенции // Novainfo.ru. 2014. №19. С. 121-123. URL: http://novainfo.ru/article/1935 (дата обращения: 20.11.2022).
Иванченко И.В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. 2016. № 5.1 (109.1). С. 18-21. URL: https://moluch.ru/archive/109/26315/ (дата обращения: 25.10.2022).
Коновалова С.А., Буренина В.И. Проектная деятельность как самореализация студентов в условиях высшего образования // В сборнике: Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения Сборник трудов Международного форума. Москва, 2020. С. 401-404.
Коротких Е.Ю. Краудсорсинг как эффективный метод повышения конкурентоспособности организации // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014003909 (дата обращения: 21.03.2023).
Красильникова Н.В. Актуальные проблемы совершенствования довузовской подготовки старшеклассников на современном этапе развития системы высшего профессионального образования // В сборнике XLI Огаревские чтения: материалы науч. конф.: в 3 ч. Саранск. 2013. Ч.: Гуманитарные науки. С. 313-316.
Ломшин М.И., Красильникова Н.В. Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования: монография. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та. 2019. 124 с.
Лосева Л.П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления // Молодой ученый. 2011. № 6 (29). Т. 2. С. 152-155. URL: https://moluch.ru/archive/29/3377/ (дата обращения: 25.10.2022).
Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills – гибких навыков человека. 2013. Экономический портал. URL: https://ecouniver.com/economik-rasdel/men/6641-lichnostnoe-razvitie-uspeshnogo-cheloveka.html (дата обращения: 20.11.2022).
Сарайкина С.В. Качество жизни населения стран Тропической Африки: социально-географический анализ: Дис. …канд. геогр. наук. Саранск, 2001. 196 с.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина, К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2020. 472 c.
Фомин М.С. Философия, педагогика, театр как силы и средства противостояния посредственности современника. SOCIOLOGIE ČLOVĚKA. 2017. №4. С. 26-37.
Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека: электронный журнал, 2011. №1. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2011/103/ (дата обращения: 19.03.2023).
Bessant J., Webber R., Policy and the youth sector: youth peaks and why we need them // Youth Studies Australia. 2001. 20 (1), P. 43-47. (In Australia).
Krems J.A. Individual Perceptions of Self-Actualization: What Functional Motives Are Linked to Fulfilling One’s Full Potential. Neel // Personality and Social Psychology Bulletin, 20179 (43), 1337-1352.
Parlamis J., Monnot M.J. Getting to the CORE: putting an end to the term “soft skills” // Journal of management inquiry. 2019. 28(2).
P. 225-227.
Reinwald N.I. On the question of the basic properties of the personality of students” // Psychological and pedagogical problems of personality formation in educational activity: Collection of scientific tr. Publishing House of the Peoples' Friendship University. 1988. P. 85-95.
Tran L.H.N. Soft-skills implementation in Higher Education: A literature review. Building soft skills for employability: challenges and practices in Vietnam. 2020. P. 18-40. Routledge. Oxford. UK.