Введение (Introduction). Коммуникативная культура дошкольника – одно из важнейших качеств, составляющих ядро личности. Во многом способность дошкольника вести эффективную коммуникацию со взрослыми и сверстниками влияет на формирование позитивного социального опыта, становления гармоничных отношений с окружающим миром, познание других и самого себя. В современной науке до сих пор нет единого представления о содержании понятия такого сложного явления как коммуникативная культура. Некоторые ученые ассоциируют её с «культурой общения» (Жуков, 1997), другие видят в ней отражение коммуникативного поведения (Стернин, Камбаралиева, 2018).
Проблема низкого уровня коммуникативной культуры дошкольников подтверждена целым рядом ученых (И.А. Кумова, Э.В. Кулешова, Т.И. Никифорова, Н.Н. Абашина). В своих исследованиях они указывали на многоплановость коммуникативной культуры как личностной характеристики, её основополагающее значение в вопросах формирования цельной личности, подчеркивая её главенствующую показательность в освоении культурного опыта человечества.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «речевое и социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста подразумевает владение речью, как средством общения и культуры. К моменту завершения дошкольного образования предполагается, что ребенок приобретает такой уровень коммуникативной культуры, при котором он будет способен достигать компромисса в конфликтных ситуациях, учитывать не только собственные интересы в общении, но и интересы других, сможет проявлять гибкость в коммуникации - при необходимости отстаивать свою позицию или наоборот уступать»[1].
На основе наблюдения реализации детской инициативы в проектной деятельности, группа исследователей под руководством Н.Е. Вераксы сделали вывод о позитивной динамике в сфере межличностных взаимоотношений дошкольников, приобретения у них опыта продуктивного взаимодействия и усвоения норм и правил коммуникативного поведения (Веракса, 2010).
Одним из вариантов проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте является детская журналистика. Реализуя личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию дошкольников, детская журналистика пробуждает у детей познавательный интерес к различным областям знаний, обогащает представления о разнообразных путях, способах и формах взаимодействия с окружающими людьми в условиях многовариантных коммуникативных ситуаций. Предполагаем, что совокупность методов, применяемых в рамках детской журналистки (интервьюирование, обмен идеями, обсуждение, комментирование и др.) позволят достигнуть высокого уровня коммуникативной культуры.
Отметим, что, несмотря на некоторое количество работ, посвященных роли детской журналистики в процессе становления отдельных аспектов коммуникации, вопрос ее перспектив в отношении формирования коммуникативной культуры остается малоизученным.
Цель настоящего исследования – теоретически обосновать потенциальные возможности детской журналистики в проектной деятельности старших дошкольников как средства формирования коммуникативной культуры.
Материалы и методы исследования (Methodology and methods). Возможность решения цели обеспечивалась проведением теоретического исследования; обозначением преимуществ и ресурсного потенциала детской журналистики в проектной деятельности, описанием и обсуждением проделанной практической работы; формулированием выводов. В качестве основных методов исследования использовались теоретический анализ, синтез, обобщение, конкретизация данных отечественных и зарубежных ученых.
Базой проведения исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 139 «Яблонька» города Ульяновска. Для участия в исследовании были привлечены 50 старших дошкольников.
Теоретическая основа (The theoretical basis). В теории и практике дошкольного образования рассмотрены различные подходы к формулированию понятия «коммуникативная культура», предложены критерии и показатели сформированности, а также способы и механизмы её формирования. Так, исследование М.Г. Евграфовой является попыткой изучить культуру речевого общения детей, а также содействовать её формированию при помощи средств этноэтикета. Несмотря на схожесть понятий «культура речевого общения», «коммуникативная культура», «коммуникативная компетентность» и ряда других, автор делает вывод об исключительной ориентации на личность, которая может быть выражена в слове «общение». М.Г. Евграфова высказывает предположение о превалировании наработки личностью техник и стратегий общения с целью эффективного решения коммуникативных задач. Под техниками общения имеется в виду умение поддерживать межличностные контакты и добиваться в общении своих целей (Евграфова, 2003). Между тем, М.Г. Евграфова предлагает в качестве средства для решения проблемы формирования культуры речевого общения дошкольников – этноэтикет, который, по сути, является совокупностью законов и правил поведения, принятых в конкретной этнической общности и предназначенных для регуляции внешнего проявления человеческих взаимоотношений.
Несколько иначе трактует коммуникативную культуру Л.А. Аухадеева, которая рассматривает её как «интегративное духовно-гуманистическое качество, отражающее состояние культуры в ее в материальном, интеллектуальном и духовном единстве, где духовная составляющая определяет гуманистическую направленность ее развития» (Аухадеева, 2014:145). Коммуникативная культура имеет не только внешние основания, воздействующие на собеседника с целью становления позитивной коммуникации, но и как система взглядов, принципов, привычек, и самое главное духовных ограничений, которые играют немаловажную роль в формировании мировоззрения и нравственных идеалов.
А.С Сказко, С.Р. Агирбов, Г.В. Костина выделяют в структуре коммуникативной культуры технологический, психический и информационный аспекты. Ученые отмечают, что значимой особенностью коммуникативной культуры является духовность, сложная диалогичность (в том числе внутренняя), понимание другого через призму собственного мировоззрения (Сказко, Агирбов, Костина, 2019).
Исследования И.А. Кумовой (Кумова, 2004), Э.В. Кулешовой (Кулешова, 2007), Т.И. Никифоровой (Никифорова, 2008), Н.Н. Абашиной (Абашина, 2009) рассматривают игровую деятельность и игровое пространство в том или ином формате как эффективное средство формирования коммуникативной культуры или культуры речевого общения.
После проведения комплексной диагностики коммуникативной культуры старших дошкольников с учетом компетенциарного, эмоционально-ценностного, поведенческого и рефлексивного компонентов выяснилась недостаточная произвольность коммуникативного поведения детей, сложность с вхождением в контакт и поддержанием диалога, склонность дошкольников неадекватно оценивать свои коммуникативные способности. Были сделаны выводы о целесообразности работы по формированию коммуникативной культуры старших дошкольников (Халимдарова, 2022).
Анализируя и конкретизируяполученные сведения, авторами была полученавозможность создать концептуальную модель такого средства, которое будет отвечать современным запросам педагогической науки, обладать высокой методической ценностью, станет значимым для формирования одного из ключевых качеств личности ребенка – коммуникативной культуры.
Научные результаты и их обсуждение (Research Results and Discussion). Как уже упоминалось, проблема низкого уровня сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников требует особого средства, которое бы отличалось максимальной результативностью и индивидуализированностью. Средство формирования коммуникативной культуры, на наш взгляд, должно обладать следующим особенностями:
как можно более комплексно охватывать весь спектр черт коммуникативной культуры (компетенциарный, эмоционально-ценностный, поведенческий, рефлексивный компоненты);
соответствовать современным потребностям дошкольника, соотноситься с его возрастными особенностями, быть актуальным, интересным;
обладать игровой яркостью, живостью, динамичностью, но при этом быть более целенаправленным, организованным;
обеспечивать привлечение значимых для ребенка взрослых как носителей культуры, роль которых будет заключаться в поддержке, координации действий, консультировании;
содержать как индивидуальные, так и коллективные формы работы.
Анализ источников показал, что требованиям, которые были установлены в отношении средства формирования коммуникативной культуры старших дошкольников, соответствует детская журналистика. Детская журналистика в общем смысле – это печатные издания, телешоу, радиопередачи для определенной целевой аудитории – детей дошкольного и школьного возраста. В более узком понимании и контексте нашего исследования – это организованная деятельность детей, целью которой является сбор информации, её анализ, систематизация, обработка и продуцирование её в формат журнала, газеты, видеорепортажа, интервью и т.д.
Выбор детской журналистики как средства формирования коммуникативной культуры обусловлен также ярко выраженным интересом дошкольников к процессам коммуникации при помощи средств связи, специальной аппаратуры и сети Интернет. В ходе наблюдения было установлено, что дошкольники пересказывают и обсуждают друг с другом сюжеты детских телешоу, телепрограмм, видеоролики с участием их сверстников. Нередко можно услышать от детей фразы о том, что им тоже хотелось бы увидеть себя на экране. Это и подтолкнуло авторов статьи к идее проекта. По нашему мнению, работа в направлении детской журналистики нуждается в планомерной подготовке педагогов, специалистов дошкольных образовательных организаций, дошкольников и их родителей. В качестве перспектив деятельности – необходимо продумать, как внедрить замысел о занятии детской журналистикой в структуру деятельности образовательной организации наиболее естественно для детско-родительского коллектива, определить временные интервалы работы с учетом необходимости тщательной фиксации и анализа всех изменений, происходящих в коллективе и с каждым ребенком.
Наиболее удачной, на наш взгляд, формой работы с этой позиции является проект. Проектная деятельность целенаправленна, способна охватывать большое количество участников детского коллектива, в то же время такую деятельность можно назвать индивидуализированной, раскрывающей способности каждого ребенка. Проектная деятельность органично вписывается в особенности детей старшего дошкольного возраста – возраста «почемучек»; она логично выстроена от этапа постановки проблемы до презентации продукта и рефлексии, а также содержит в себе колоссальный потенциал для формирования коммуникативной культуры ввиду постоянной необходимости участников во взаимодействии, оценке друг друга, согласовании своих действий.
В ходе экспериментальной деятельности нами был разработан проект «ЖУРавлик», целью которого являлось формирование коммуникативной культуры старших дошкольников, а основными направлениями были газетная журналистика и тележурналистика.
В результате за 2022-2023 год нами были подготовлены выпуски детской газеты и небольшие репортажи, посвященные ярким событиям детского сада, актуальным вопросам и трансляции мнения детей на самые разнообразные темы. Ниже представлен паспорт проекта (табл. 1).
По своей структуре разработанный и реализуемый проект был разделен на несколько мини-проектов, тематика которых была следующей: «Профессия журналист», «Традиции Нового года», «История сказочного героя», «Наши защитники», «Профессии наших мам». Тематика мини-проекта определялась в ходе обсуждения между детьми, воспитателями и родителями. В ходе реализации проекта, родители, бабушки и дедушки проявляли инициативу и активность. Так, например, бабушка одной из воспитанниц подготовила вместе со своей внучкой самостоятельный репортаж о растениях, произрастающих на дачном участке, поделилась советами по уходу за ними, ответила на вопросы внучки об изменениях в природе весной.
На подготовительном этапе был предложен годовой план, который включал совместную работу над проектом с детьми дошкольного возраста кратностью не менее 2 раз в неделю на протяжении 5 месяцев, результатом работы является газета или видеорепортаж. Ключевым событием являлся организованный телемост, который позволил продемонстрировать результаты журналистской работы сверстникам дошкольников другого образовательного учреждения, с которыми в перспективе также возможно внедрение проекта «ЖУРавлик».
Далее последовала подготовка рабочей зоны для обсуждения деталей проекта и зоны для интервьюирования, а также процесс обеспечения проекта необходимой материально-технической базой: магнитной доской, видео камерой, диктофоном, микрофоном, штативом, проектором, ноутбуком, аудио колонками. На этом же этапе была организована работа по подбору необходимой атрибутики: микрофон, именные бейджи, планшет, записная книжка, карандаши, ручки, стикеры.
Подготовительный этап также содержал консультативное мероприятие для родителей, цель которого проинформировать о запуске проекта, обсудить основные направления и прогнозируемые результаты.
Первый проект, реализуемый на основном этапе, направлен на знакомство дошкольников с профессией журналист, а также основными видами средств массовой информации (СМИ) – газетами, журналами, телевидением, радио, интернетом. В ходе бесед, презентаций дошкольники усвоили: основные жанровые направленности и типологии журналистской деятельности – репортер, обозреватель, фотограф, комментатор, корреспондент, редактор, корректор, оператор; результаты работы журналиста – репортаж, интервью, статья, расследование, комментарии, обзоры. Дошкольники узнали качества, необходимые для работы журналиста: умение интересно описывать события, правильно общаться, обладать правильной речью, запоминать информацию, внимательно слушать собеседника, не перебивать, уметь задавать вопросы и т.д.
Затем ежемесячно в соответствии с установленным планом происходила реализация остальных мини-проектов. Отметим, что для качественных изменений в коммуникативном сознании дошкольника, необходимо оставлять достаточное количество времени после проведения каждого проекта. Этот временной отрезок позволит осмыслить собственную деятельность и деятельность партнеров по общению, проанализировать себя как объект и субъект коммуникации, дать оценку своим коммуникативным стратегиям поведения и при необходимости скорректировать их. Ниже представляем пример плана работы над мини-проектом «Традиции Нового года» (табл. 2).
Наше предположение относительно позитивного использования детской журналистики в процессе формирования эффективной коммуникации детей дошкольного возраста согласуются с некоторыми проведенными ранее отечественными и зарубежными исследованиями. Так, например, В.В. Гордеева и В.Д. Черенкова добились существенного повышения речевой компетентности по таким критериям, как умение поддерживать диалог, задавать вопросы, умение пересказывать содержание ответов респондентов, строить связный рассказ, использовать средства звуковой выразительности (интонацию, темп и силу голоса) (Гордеева, Черенкова, 2021).
Исследование Н.В. Коротаевой и А.Ш. Читах содержит описание работы клуба детской журналистики с целью коммуникативно-речевого развития. Авторы предполагают, что организованная ими деятельность будет способствовать развитию диалогической речи, построению самостоятельных высказываний, усилению речевой мотивации (Коротаева, Читах, 2022).
Педагоги Л.Ф. Губайдуллина и М.В. Мельник описали свой опыт реализации проекта «Детское телевидение», цель которого состоит в повышении уровня речевой коммуникативности дошкольников. Одним из полученных ими результатов являлось овладение детьми связной диалогической и монологической речью (Губайдуллина, Мельник, 2021).
Зарубежные ученые (Papadimitriou, Kapaniaris, Zisiadis, Kalogirou, 2013) провели исследование, согласно которому эффективность в формировании речевых умений показала работа в формате цифрового повествования. Цифровое повествование (Digital Storytelling) позволяет в формате медиа делиться историями, осуществлять повествование, коммуницировать с аудиторией. По своей сути данная форма близка к формату блога. В этом случае, педагог создает фото и видео контент на основе детских работ, «оживляет» его при помощи анимации. Дети в процессе совместного обсуждения помещают необходимые комментарии в «пузыри» в каждом кадре истории, которую они видят, таким образом, уточняя его смысл и резюмируя содержание. Ещё один возможный вариант работы в цифровом повествовании - это когда дошкольники сообщают воспитателю, что именно они хотят видеть в качестве контента. Таким образом, дети выступают с позиции режиссера, руководя сюжетом блога, формулируя в своих высказываниях аспекты на которых в особенности следует сосредоточиться. Взрослый выполняет при этом больше техническую функцию. Данное исследование продемонстрировало связь между использованием цифрового повествования и развития навыков сотрудничества в детском коллективе (Papadimitriou, Kapaniaris, Zisiadis, Kalogirou, 2013).
В другом зарубежном исследовании (Leinonen, Sintonen, 2014) ученые предложили дошкольникам деятельность по созданию творческого медиаконтента и проанализировали поведение детей во время этого процесса. Было отмечено, что дошкольники проявили компетентность на этапах планирования и создания материалов, активно делились собственными идеями, выражали инициативу, учитывали мнение и выбор друг друга, участвовали в переговорах (Leinonen, Sintonen, 2014). Мы предполагаем, что создание медиаконтента могло позитивно повилять на формирование коммуникативных способностей дошкольников. Предложенные формы работы в некоторых аспектах схожи по своему содержанию с детской журналистикой.
Наше мнение относительно использования детской журналистики согласуется с мнением С.Н. Десяева, который отмечал, что формирование умения общаться, учитывать мнения окружающих, взаимодействовать с аудиторией, которое реализуется при помощи средств детской журналистики, играет важную роль в сохранении культуры общества (Десяев, 2021).
В настоящий момент можно наблюдать видимые изменения коммуникативного поведения у дошкольников, участвовавших в исследовании, которые могут свидетельствовать о динамике в развитии их коммуникативной культуры. Улучшились способности работы в команде, умения старших дошкольников организовывать и планировать общую деятельность. Заметно, как проект изменил стратегии общения тех детей, которые испытывали сложности в коммуникации – трудности в совместной работе со сверстниками, в поиске компромиссного решения, алгоритмах построения эффективного диалога.
Благодаря проекту по детской журналистике, дошкольники освоили начальные навыки самопрезентации, смогли продемонстрировать себя в качестве интересных и внимательных собеседников. Чувство общности в работе над коллективной задачей позволило объединить детей, существенно сплотить детский коллектив, создать благоприятную почву для дальнейшей работы не только в коммуникативном направлении развития. Обмен идеями, смыслами, позициями, консолидация усилий в ходе интенсивной коммуникативной деятельности обеспечит формирование мыслящего мировоззрения, становясь базой для развития коммуникативной культуры старшего дошкольника.
Мы предполагаем, что разработанный нами проект «ЖУРавлик» может стать эффективным средством повышения уровня коммуникативной культуры старших дошкольников. Учитывая многоплановость и сложность феномена коммуникативной культуры, нам удалось организовать деятельность всех участников педагогического процесса наиболее оптимально для достижения поставленного результата. Зная основные характеристики проектной деятельности (целенаправленность, скоординированность, планомерность, поэтапность и т.д.) в дальнейшем мы сможем более точно оценить эффективность используемого нами средства, зависимость результата от иных факторов, сможем провести наиболее индивидуализированный анализ сформированности коммуникативной культуры каждого ребенка.
Заключение (Conclusions). В результате исследования нам удалось теоретически обосновать потенциальные возможности детской журналистики в проектной деятельности старших дошкольников, которые могут быть применимы с целью успешного формирования коммуникативной культуры.
Определив концептуальные параметры эффективного средства формирования коммуникативной культуры, мы продемонстрировали принципиально новые ресурсы детской журналистики в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Система мини-проектов, предложенная нами, предполагает интенсивную совместную работу дошкольников, направленную на формирование у них ряда коммуникативных компетенций, развитие эмоционально-ценностного отношения к коммуникации, формирование умения ставить цель общей деятельности, планировать, организовывать, координировать такую деятельность, а также оценивать себя как объект и субъект коммуникации. Как следствие, подход к совершенствованию коммуникативной культуры дошкольников становится комплексным, охватывающим все его нюансы и отдельные характеристики.
Сформированность коммуникативной культуры является необходимым фактором позитивной социализации дошкольника, является пусковым механизмом освоения социокультурных норм, а также традиций и правил коммуникативного поведения. Таким образом, формирование коммуникативной культуры детей отвечает актуальным запросам современного общества.
Несмотря на достоинства детской журналистики, отметим проблему, которая существует на современном этапе развития педагогической науки – малое количество фундаментальных теоретических исследований, посвященных этому вопросу на дошкольном этапе. Существенное количество методических разработок, описаний успешного практического опыта применения детской журналистики в разнообразных формах нуждаются в теоретическом обосновании. Дальнейшую работу над своим исследованием мы видим в обогащении теоретического знания о детской журналистике дошкольного периода, а также осуществлении контрольного этапа эксперимента.
[1]Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013 г.
Список литературы